Вексель на миллион

Николай Юрьевич
  Постучав в дверь, в кабинет вошёл мужчина: высокий, худощавый, лет 45-ти, в серой, по виду импортной "тройке".
-Добрый вечер! Меня зовут Аркадий Адамович. Разрешите присесть.
Я оторвался от бумаг:
-Вы по какому вопросу?
Посетитель посмотрев по сторонам и, как буд-то убедившись, что мы в кабинете одни, начал негромко говорить:
-Дело в том, что пол-часа назад, в ресторане при гостинице "Институтская", у меня похитили "дипломат" с документами.
-Кроме документов в дипломате было что-нибудь ценное, деньги например?
-Деньги это ничто в сравнении с документами, которые находились в "дипломате", - Аркадий Адамович нагнулся к столу и добавил шёпотом, - документы совершенно секретные.
Он откинулся на спинку стула, сделал скорбное лицо и произнёс:
-Я погиб!
"Этого мне только не хватало. "Комитетчики" понаедут, дело возьмут на контроль в министерстве, короче пипец..."
Я пододвинул к заявителю листок бумаги и ручку:
- Напишите, пока, заявление на имя начальника отделения, а потом сотрудник получит от Вас объяснение, - я постучал кулаком в стену и через минуту в кабинет влетел Пашка.
- Подскажешь гражданину как написать заявление и получишь объяснение, понял?
- Конечно, босс! - отрапортовал мой стажёр и плюхнулся на моё место.
Я накинул куртку и подойдя к Аркадию Адамовичу, в пол-голоса сказал:
- О том, что Вы сказали мне шёпотом, в заявлении и объяснении можете, пока, не упомянать. Просто "служебные документы".
Заявитель кивнул головой.
Гостиница в которой произошла кража служила временным пристанищем для командированных работников министерства высшего и среднего образования, научных сотрудников различных НИИ и прочих "деятелей умственного труда". Ресторан при гостинице пользовался дурной репутацией. Вечером в нём собиралась местная шпана которая вела себя шумно, доставляя неудобства командированным, а иногда и нанося им телесные повреждения различной степени тяжести. Бывали случаи, когда черезмерно выпившие посетители ресторана просыпались утром в номере без денег, часов, "рыжих цацек".
Заявлений, как правило командированные не писали, опасаясь что информация о "неправильном поведении" станет достоянием начальства. Так что "висяков" на ресторане практически не было, а вот оперативной информации было хоть отбавляй.
В дальнем углу ресторана, рядом с эстрадой, за "специальным" столиком сидела местная "братва".
-Отдыхаем? - я оценил степень вменяемости присутствующих.
- А чё, начальничек? Отдыхаем, никому не мешаем. На свои, между прочим..., -старшим среди "отдыхавших" был Серёга, по кличке - Серый.
- Ты, мил человек, гуляешь на те, которые третьего дня, "подрезал" у "лоха залётного", да и то, только потому, что на тебя, паршивца "заяву" не "накатали". Но это легко исправить. Я своим коллегам в Саратов "цинкану", они "терпилу" опросят, "заяву" примут, материал мне, по месту совершения, пришлют. Я тебя сучонка за "жабры" возьму и ты у меня, как грецкий орех "расколешься"...
- Ты чё, начальник "пургу гонишь"? Какой "лох" саратовский? Не знаю ни о каком "лопатнике".
-А я за "лопатник" тебе ничего не говорил, это ты сам "метлу отвяза".
За столом наступила напряжённая тишина. От перегретых водкой пацанов можно было ожидать чего угодно, хотя и они понимали, что я сюда не с пустыми руками пришёл, а "волын" мой всегда при мне.
- Ну ка, отойдём Серёжа, в сторонку, "побазарим", - я прихватил собеседника за локоток.
- Не о чем мне с тобой, начальник, "базарить", - в голосе у Серого, звучала неуверенность и он уже поднимался со стула.
Я привёл своего визави в комнату швейцара, попросив последнего подежурить на входе.
- Не ценишь ты, Серый, моего доброго к тебе отношения, а зря. Но сейчас не об этом. С час назад, в кабаке "зависал" мужчина в импортной "тройке" и с чёрным, как кусок угля, "дипломатом" с цифровым замочком. Чемоданчику кто-то "приделал ноги". Зря конечно, так как там, кроме "мукулатуры" не было ничего, но... Для "терпилы" документы дороги как память и он, в настоящий момент, пишет "заяву". "Кипешу" будет много, это я тебе обещаю...
-Да не при делах я, начальник, зуб даю, - Серый перебил меня и ногтем большого пальца щелкнул о передний зуб.
- Ну, лично ты, может и не при делах, но кроме вашей "шоблы" чемодан "увести" некому.
Я внимательно посмотрел Серому в глаза и понял...он знал о краже "дипломата". Нужно "прессовать".
- Короче, "баклан", - я дырявил собеседника взглядом, - я жду в баре пятнадцать минут, это две кружки пива. После этого я захожу сюда, в коморку Михалыча, и нахожу здесь этот грёбанный "кусок антрацита" и всё, что находилось в нём до кражи. Если я не нахожу то, что вы сп...ли, ты следующий вечер встретишь в ИВС, повод я найду, ты меня знаешь...
-Да уж знаю. Ты и по беспределу "закроешь".
-Врёшь, Серый! Никого я по беспределу не "закрывал". На тебе, по скромному, годика три "висит". Это мне просто некогда заниматься, твоими "детскими шалостями", но я ведь могу пойти на принцип. Всё! Хорош время зря терять. У тебя пятнадцать минут.
Замки у "дипломата" были вскрыты аккуратно и практически не пострадали. Я зашёл в отделение и пройдя мимо дежурки, поднялся к себе в кабинет. Аркадий Адамович, что-то  увлечённо рассказывал Пашке, рисуя на листке бумаги какие-то формулы и графики.
-Босс, - Пашка улыбался во весь рот, - ни хрена не понимаю, но прикольно, говорит, как пишет.
-Всё, Паша, отбой. Можешь идти домой.
-Как домой, босс? А кража? "Колоть" жулика будем? - стажёр смотрел на дипломат в моих руках.
- Завтра, Паша. Всё завтра.
Огорчённый Пашка, вышел из кабинета.
-Ваш дипломат, Аркадий Адамович?
-Мой! Но, как Вам это удалось? За такой короткий промежуток времени? - заявитель вертел "дипломат" в руках, словно не веря в случившееся.
-Не скажу, что это было легко и просто, - я посмотрел на радовавшегося, как ребёнка, потерпевшего, - но...Посмотрите, всё ли на месте?
Аркадий Адамович положил чемоданчик на стол, щелкнул замками и слегка приоткрыв его, так что бы я не видел содержимого, заглянул в образовавшуюся щель. Через некоторое время он поднял голову, посмотрел на меня и кивнул головой:
- Всё на месте. Ничего не пропало. Удивительно!
После этого он поднялся со стула и протянул мне руку. Я принял рукопожатие, а Аркадий Адамович произнёс:
-От лица советской науки, я благодарю наши правоохранительные органы, в вашем лице, за прекрасно проведённую операцию по поиску и обнаружению совершенно секретных документов, имеющих непосредственное отношение к обороноспособности нашей Родины. Я буду ходатайствовать, перед советскими и партийными органами, о награждении Вас правительственной наградой!
Я поспешно перебил оратора:
-Вот только этого не нужно. Огласка, в первую очередь не выгодна Вам, Аркадий Адамович.
("А уж как она не выгодна мне, кто бы мог подумать. Заява не зарегистрирована, преступника нет, дипломат нашёлся странным образом. Прокурорские задолбают, комитетчики под колпак возьмут...")
Пропажа секретных документов вещь серьёзная, по головке не погладят. Нашлись и нашлись. Как буд-то и не было кражи.
Аркадий Адамович присел на стул:
-А Вы же правы! КГБ, первый отдел,...Вы несомненно правы, но... Как же мне Вас отблагодарить?
Мне хотелось ему сказать: "Беги, Адамыч, за бутылкой. Желательно хорошего коньяка"
Но я не успел сказать ничего, терпила хлопнул себя ладонью по лбу:
- Ну конечно же, как я сразу не сообразил?
Он полез в "дипломат", достал оттуда обычный блокнот, взял ручку и стал что-то писать. Закончив он вырвал листок из блокнота и протянул мне:
-Вот! Это Вам!
Я посмотрел на лискок, на котором мелким, аккуратным почерком было написано
"Предъявителю сего прошу выдать 1000000 (один миллион) рублей наличными. Профессор математики, академик АН СССР, А.А. Н-ский. Дата. Подпись"
Я поднял голову и посмотрел на А.А.Н-ского?
-Это вексель. Он действителен в любом банке не только у нас в стране, но и за рубежом, - у Аркадия Адамовича был абсо-лют-но нор-маль-ный взгляд, - только у меня к Вам просьба, обязательно поделитесь этими деньгами с Павлом, очень хороший юноша и с сотрудниками дежурной части.
- Конечно, Аркадий Адамович. Обязательно поделимся, по честному, - я поднялся и направился к выходу, - Вы пять минут подождите, я быстро.
Дежурный психиатор вышел из моего кабинета первым:
-Наш клиент! Сбежал из больницы. Хитрый. Вам повезло, что сумели определить в нём больного. Очень интересный случай.
-Доктор, а он действительно профессор?
-Математик - да. До профессора не дорос, заболевание помешало.
Психиатор пристально посмотрел на меня:
-А как Вам всё-таки удалось поставить диагноз? Вы же не специалист. Специальными знаниями не обладаете. Интересно! - пальцы доктора щелкнули у меня перед лицом.
-Работаю давно, всякого повидал на службе, - я смотрел честными глазами на целителя душ человеческих, ощупывая в кармане "вексель" на миллион.
Вот так всегда! Раз в жизни встретишь человека, который готов кардинально изменить твою жизнь, и тот психом оказывается.