Деточкин Number... - Тамара Злобина, Тема 10

Клуб Слава Фонда
В небольшом  узбекистанском городке Гулистане в начале восьмидесятых годов  появился свой Деточкин. По городу сразу поползли слухи: он грабит только богатых.  Удивительно, но факт то, что в развитом социалистическом обществе были и непризнанные бедные (большая часть населения), и подпольные миллионеры: те, кто ближе всего находился к кормушке, кто приспособился делить социалистическую собственность на моё и не моё, с успехом переводя второе в разряд первый...
      В один из душных летних дней Надежда ехала на автобусе  в центр города, думая о   своём, девичьем. Впереди неё сидели двое мужчин и о чём-то заинтересованно беседовали. Сначала Надя не обратила на них внимания, но, когда до её сознания, наконец, дошли несколько слов из разговора, внимательно прислушалась.
-Деточкин не один! - уверял мужчина постарше, с выгоревшими волосами и добродушной улыбкой на круглом лице. - Люди рассказывают, что обычно к дому подъезжает неприметная  «Волга», из неё выходят двое и под любым предлогом заходит в дом. Хозяина и хозяйку связывают, в рот заталкивают кляп, и выгребают всё, до последней копейки. Кроме денег не берут ничего... Потом  спешно покидают дом и быстро уезжают в неизвестном направлении. Поговаривают, что в милиции уже не один десяток заявлений лежит...
      Второй мужчина, явно не славянской внешности: с тёмными волнистыми волосами, лет тридцати с небольшим, с  выразительными тёмно-серыми глазами, маленькими усиками на худощавом, загорелом лице, внимательно слушал всезнайку и, загадочно улыбаясь, интересовался:
-А что милиция? Куда она смотрит?
-А милиция в потолок смотрит! - посмеивался собеседник, которого Надя про себя назвала Знатоком.- Серого вещества у неё  маловато, чтобы дело это раскрыть... Майор Обидов уже так  жиром заплыл от постоянного недоедания и переизбытка движения, что сил едва хватает, чтобы утереть пот со лба... Главный его помощник Генка Руль уже два года, как помер — вот и некому  запутанные дела  расследовать.
-Что же теперь? - интересовался любопытствующий.
-А ничего! Если у тебя, конечно, тыщи в чулке не припрятаны.
-Да где уж тыщам-то быть? - вполне натурально отреагировал молодой мужчина. - От получки до получки не всегда дотягиваешь...
-Что же тогда волнуешься?
      Любопытствующему пришлось оправдываться:
-Не волнуюсь я вовсе! Интересно просто: кто такой этот Деточкин, откуда взялся? Неужели тоже раздаёт награбленное направо и налево, как тот, из кино?
-Бывает и раздаёт, - ответил мужчина постарше. - Ну, конечно, не направо-налево... Так и попасть недолго: те, кому раздают и заложить ведь могут.
-А ты откуда всё знаешь? - явно подначивал собеседника молодой человек.
-Да так, - опасливо покосился Знаток, - слышал где-то краем уха. Плохая славка, как известно,  по ушам ходит...
-Вот бы посмотреть на него! - мечтательно произнёс молодой.
-Зачем это? - насторожился Знаток.
-Интересно.
-Да обычный  человек он: без рогов и  без хвоста! Такой же, как мы с тобой, - авторитетно заявил Знаток. - Встретишь вот так, поговоришь и даже не поймёшь, что разговаривал с самим Деточкиным.
      Молодой хитро улыбнулся и неожиданно спросил:
-А ты, случаем, не он?
      Знаток нервно хохотнул в ответ, ошарашенный  предположением, а молодой продолжил, заговорщически пододвигаясь к уху Знатока поближе:
-Говорят, что он сидел не один раз?... И за убийство — тоже.
-Чушь! - последовал ответ. - Почему же тогда, при ограблении никого и пальцем не трогают: связывают — и всё?
-Как же тогда богатеи всё  до последнего рубля выдают? За красивые глаза, думаешь?
-У него, видимо, иные способы имеются, -  понизил голос Знаток.
-Какие, например? - настаивал любопытствующий собеседник.
-А я почём знаю? - подозрительно покосился на него Знаток. - Я с Деточкиным  лично не знаком... А почему это ты такие вопросы задаешь? Уж не хочешь ли сам под Деточкина сработать?
      Молодой усмехнулся и сказал:
-Да где нам с грыжей?... Скорее уж ты, если  так хорошо всё знаешь.
      Знаток задохнулся от возмущения, но слов в ответ, видимо, не нашёл, и, как только автобус подошёл к остановке, быстро выскользнул из салона. Молодой человек откровенно хохотнул ему во след, глядя в окно, на то, как тот быстрым шагом удаляется прочь.
      На следующей остановке сошла Надежда и автобус ушёл дальше, увозя интересного молодого мужчину дальше по маршруту. Надю насторожил этот разговор, хотя и не стал для неё новостью. Слишком много слухов бродило по городу. Слишком много версий и мнений выдавалось за истину, от которых уже  не одна голова в городе ходила кругом.
      Она улыбнулась про себя, понимая, что разговоры не беспочвенны. И действительно: грабежи не прекращались. Милиционеры, как Савраски, мотались по городу от одного ограбления к другому, каждый раз являясь к шапочному разбору. Всё происходило очень быстро: утром к дому обременённого высокой должностью и деньгами подъезжала примелькавшаяся всем соседям «Волга», заходили двое с чулками на голове, всё выгребали, а затем машина быстро отъезжала.

      «Неуловимые мстители» - так прозвали банду в народе,  работали, как по расписанию: две недели грабили, две недели отдыхали. Потом - снова по кругу, расширяя сферу действия, захватывая близлежащие города: Янги-Ер, Сырдарью, Чирчик, Янги-Юль.
      Надежду удивляло то, что простые люди вовсе не осуждали неизвестного Деточкина. Напротив, они рассказывали о нём чуть ли не с восхищением, во всяком случае, уважение в их рассказах присутствовало всегда.
      Но вот прошли слухи, что Деточкин арестован.
-Как?! Когда?! - переживали люди. - Неужели это правда?... Столько времени шерстили местных миллионеров — и ничего, а тут...
      Не хотелось верить, что неповоротливая милиция смогла поймать такого искусного грабителя. Народная молва гудела, возмущалась, удивлялась, не желая признавать этого. Но из достоверных источников стало известно, что это правда. Источник у Нади был очень надёжный:  подруга, работающая секретарём в областном управлении Суда. А уж она, в силу природного любопытства, знала все тонкости  расследования.
      Расследование шло долго. Кое-какие сведения просачивались и уходили в народ: городок-то маленький. Слухи обрастали подробностями и деталями, как в испорченном телефоне, но все верили в их правдивость. Стало известно, что во-первых:  Деточкин — по национальности крымский татарин, во вторых: зовут его Сервером Аблязовым, а в третьих: в первом микрорайоне проживает его пассия - блондинка Светочка, работающая там же парикмахером. Именно его часто видели  соседи Светланы, именно он, по утверждению всё тех же соседей, купил ей двухкомнатную квартиру.
      Нина Петровна, мать Надежды, припомнила один случай, произошедший с ней три месяца назад. Рассказывая об этом дочери, она, как всегда, увлеклась красочным описанием неожиданной встречи, произошедшей в общественном транспорте.
-Автобус от Облбольницы уже отходил, - рассказывала она. -  Я, боясь не успеть,  так  торопилась, что поломала каблук и чуть не упала. Хорошо, идущий следом, высокий мужчина  поддержал  меня и помог сесть в автобус... Села на место взглянула на туфель: каблука на месте нет, как нет.  В сердцах сказала:
-«Где тонко — там и рвётся!»   
      Мужчина, что помог мне, видимо, услышав горький возглас, повернулся,  внимательно посмотрел на меня красивыми серыми глазами и, как-то удивительно тепло, улыбнулся. И я невольно ответила на его улыбку...
      Только теперь я смогла рассмотреть своего спасителя. Молодой человек был  подтянут, как спортсмен, одет со вкусом... Возраста около тридцати лет, думаю. Плюс-минус два года.
-«Он явно не русский! - подумалось тогда мне. - Но кто он? Волосы почти чёрного цвета, а глаза какие-то дымчатые, серые... И очень глубокие.
     А мужчина неожиданно протянул купюру в пятьдесят рублей. Этот жест, не скрою, удивил меня.
-Зачем? - поинтересовалась я, с любопытством поглядывая на него.
-Ну, как я понял, на новые туфли у Вас сейчас денег нет? А в этих ходить невозможно...
-Да уж, - неопределённо ответила я, не зная, как реагировать на такой жест совершенно незнакомого человека.
-Ну так берите: купите себе новые туфли.
-Не могу, - как можно твёрже, ответила я.
-Почему? - удивился попутчик.
-Отдавать нечем.
-И не нужно отдавать! - беспечно ответил мужчина. - Представьте, что Вы нашли эти деньги. Ведь может же так случиться по теории вероятности?
-По теории вероятности — возможно, а в жизни вряд ли.
-Считайте, что Вам повезло именно сегодня. И не спорьте: дают — бери.
-А бьют — беги? - продолжила автоматически я.
-Вот именно, - засмеялся попутчик. - Берите -берите, пока  не передумал!
-А что? - осмелела я, - Вот возьму — и возьму!
      И двумя пальчиками выдернула купюру из протянутой руки. Мужчина, одобряюще улыбнувшись, сказал:
-Вот и молодец!
      И повернулся лицом к водителю. Через две остановки молодой человек вышел, а я всё ещё удивлялась его щедрому жесту: такое в моей жизни было впервые. Обычно я раздаю деньги, и зачастую мне их не возвращают, а тут...
      Надежда тогда не поверила рассказу матери: Надежда Петровна по жизни была большая выдумщица, и вполне могла сильно приукрасить описанную встречу, если она вообще  происходила на самом деле. Но теперь стало ясно, что мать ничего не приукрасила: описанный ею молодой человек, как две капли, был похож на портрет Деточкина, обрисованный подругой-секретарём.
      Мало того, Надежде самой этот портрет показался знакомым, словно она очень близко знала этого человека, или, по крайней мере, общалась. Но где, девушка никак не могла припомнить....

      На суд пришло много любопытствующих. В зал Суда уместились не все: часть народа  толпилась у входа, передавая новости из зала по цепочке. Наде повезло: подруга Валентина провела её в зал  ещё до начала заседания. Увидев обвиняемого, Надежда поняла, почему его описание показалось знакомым: это был никто иной, как любопытствующий, встреченный однажды в автобусе.
      Сервер Аблязов признал все доказанные следствием эпизоды — ничего не отрицая, не пытаясь запутать следствие. Он называл адреса, фамилии и суммы, по его выражению, изъятого. Но не все из тех, кто был назван, признались, что были ограблены.
      Люди на улице недоумевали:
-Зачем он делает это? На нём итак немало эпизодов! Неужели хочет сам себя подвести под вышку?!
      Когда же зеваки узнали, что не все признали факт ограбления, их возмущению не было предела:
-Вот , гады! Не хотят признаваться! Ещё бы: придётся доказывать откуда такие деньжищи, с их-то небольших зарплат!
      Серверу Аблязову дали десять лет строгого режима. В своём последнем слове подсудимый признался, что никогда не грабил простых людей, честно зарабатывающих свой хлеб, а отбирал деньги у высокопоставленных воров — тех, кто грабил государство.
-Денег у меня сейчас нет! - сказал с улыбкой он, когда кто-то из толпы поинтересовался, куда девались такие огромные деньжищи? - Я их все истратил.  Завтракал я в Москве, обедал в Ленинграде, а ужинал — в Ташкенте... По возможности, раздавал людям. Помогал тому, кому  требовалась денежная помощь... Вот вы меня осудили на десять лет... Но, не смотря ни на что, я ни о чём не жалею.
      Сервер всё взял на себя, настаивая на том, что действовал в одиночку. Но все поняли, что  это была ложь во спасение остальных членов  банды.
      Когда его выводили из зала Суда, кто-то крикнул  во след:
-Ворюга! А ещё сосед, называется?!
      Аблязов остановился, отыскал взглядом крикуна, который под его взглядом даже съёжился.
-Я-то сосед, а ты кто?
-Никто, - последовал трусливый ответ.
      Сервер улыбнулся и сказал многозначительно;
-Вот именно: никто.
-Подумаешь, герой! - взвился оскорблённый сосед. - Что ты добился своим геройством: десять лет тюрьмы?!
      Но Сервер вряд ли слышал эти слова: двери Суда уже закрылись за его спиной, отделяя от свободной жизни на столько лет...

      На следующий  день после оглашения приговора был ограблен Еркин Эргашев: директор Гулистанского Горпромторга. Тот самый, что назвал Сервера ворюгой. Едва его «Волга»  утром отошла от дома, как через пару минут вновь подкатила назад. Матлюба Эргашева, жена директора, даже в окно смотреть не стала.
-Опять хозяин что-то забыл, - решила она. - Что-то Эркин-ака в последнее время стал рассеянным: всё...
      Женщина не успела довести свою мысль до логического завершения, как к ней в комнату вошли двое мужчин с чёрными чулками на голове. Матлюба так опешила, что ничего не успела предпринять: даже закричать не успела. Мужчины молча скрутили ей руку и засунули в рот платок.
      Глаза женщины округлились от испуга, она явно не понимала, что хотят от неё неизвестные?
-Деньги?!... Где деньги? - потребовал один из них низким голосом.
      Матлюба в ответ интенсивно замотала головой.
-Не скажешь по-хорошему, - предупредил мужчина, - придётся спрашивать по-плохому...
     Другой меж тем, увидев на столике электрический утюг, включил его в розетку, пробуя пальцем температуру нагрева. Когда утюг нагрелся, передал его первому.
-Ну что, ханум,  или выдаём деньги, или придётся тебе личико подпортить?...
      Через пять минут «Волга» отъехала от дома Эргашевых, не вызвав у соседей подозрения. А вечером Эркин Эргашев нашёл свою жену в зале на полу, завёрнутой в ковёр, где она провела весь день. Из дома исчезли все деньги: даже карманы были вывернуты.
      После этого кражи прекратились, но молва о Деточкине-Сервере и его команде ещё долго будоражила умы местного населения, вознося его чуть ли не  в ранг национального героя. А через несколько лет по Гулистану прошёл слух, что Сервера Аблязова не-то амнистировали, не-то выкупили, но больше его никто не видел. Кто знает, что сталось с ним на самом деле?
      А пассия-то Сервера, Светочка-парикмахерша, в скором времени продала квартиру, собрала свои пожитки,  двоих детей и уехала в Крым. Возможно, не даром именно туда?...