Тирания

Арсений Чанышев
     Слово «тиран» пришло к нам, как и многие другие слова, из Древней Греции. Тиран (turrannos, этимология этого слова была неизвестна и самим грекам, возможно, что это слово было   заимствовано ими из какого-то другого языка) – деспот (despotes – греч. господин, хозяин, владелец, неограниченный повелитель, верховный правитель, пользующийся неограниченной властью),  узурпатор (usurpator – лат. лицо, незаконно захватившее власть),  «сталин» - русск. псвдоним Иосифа Джугашвили, псевдорусского, псевдосоветского, псевдокоммунистического тирана, деспота и узурпатора.
                Как мы пред ним пресмыкались!
                Вспомните лоб его узкий!
                К «Царству свободы» концлагерь
                Был непременной «нагрузкой».
    (В театральных киосках билеты в хорошие театры и на хорошие спектакли кассиры самовольно продавали только вместе с «нагрузкой» - с билетами в плохие театры и на плохие спектакли; правда, они иногда оказывались лучше хороших).
    Тиран – человек, незаконно присвоивший себе неограниченную власть, которую он использует для удовлетворения своих властолюбия, честолюбия,  тщеславия и выгоды, для чего делает народ бесправным  и уничтожает даже возможную оппозицию.   
    Платон о тирании в диалоге «Государство».
    Тирания возникает из демократии. Из крайней свободы происходит величайшее и жесточайшее рабство.  Самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют. Остальные усаживаются поближе, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе, Народ привык особенно отличать кого-то одного. Тиран – ставленник народа. Имея в руках  послушную толпу, тиран поднимает восстание против обладающих собственностью. Если его изгоняют, то он возвращается уже как законченный тиран.
    Тиран сулит народу  отмену задолженности и передел земли.
    Тиран обвиняет врагов в замыслах его тайного убийства,  требует телохранителей. Народ дорожит его жизнью. И на этот раз, имея в руках  послушную толпу, разве он воздержится от крови своих соплеменников? И он начнет привлекать их к суду по несправедливым обвинениям.
   И вот он  стоит на колеснице своего государства уже не как представитель народа, а как тиран.
   Тиран вовлекает государство  в войну, чтобы народ имел в нём нужду, казнит неугодных как предателей, из-за военной опасности увеличивает налоги. Народ впадает в нужду.
    А когда люди в нужде, то им некогда злоумышлять против тирана. Он уничтожает тех, кто способствовал его возвышению, коль скоро они ропщут.
Тирану надо строго следить за мужественными, великодушными, достойными людьми.
 Он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство, так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-нибудь годился.
    Чем больше он  ненавистен гражданам, тем больше надо ему телохранителей из отобранных у граждан рабов. Эти новые люди – его верные друзья.
    Порядочные же люди будут ненавидеть и избегать его.
    Народ захочет свергнуть тирана. И «народ тогда узнает,.. что за тваря он породил, да ещё любовно вырастил; он убедится, насколько мощны те, кого он пытается выгнать своими слабыми силами» (Платон. Сочинения в четырех томах. Том третий. М. 1994.С.359).
  А тиран? Он всё более разлагается: «…власть неизбежно делает его завистливым, вероломным, несправедливым, недружелюбным и нечестивым; он поддерживает и питает всяческое зло; вследствие этого он будет чрезвычайно несчастен и таким же сделает своих близких» (С 371).
   Тиран «полон множества  разных страстей и страхов; со своей алчной душой только один во всём государстве не смеет ни выехать куда-либо, ни пойти взглянуть на то, до чего охотники все свободно рождённые люди; большей частью он, словно женщина, живёт затворником в доме и завидует остальным гражданам, когда кто-то уезжает в чужие земли и может увидеть что-то хорошее» (370).
.
    Образ революционера сталинского типа у Льва Толстого: «Товарищи уважали его за смелость и решительность, но не любили. Он же никого не любил и ко всем выдающимся людям относился как к соперникам …Он вырвал бы весь ум, все способности у других людей, только бы они не мешали проявлению его способностей. Он относился хорошо только к людям, преклонявшимся перед ним». («Воскресение». Лев Толстой. Собрание художественных произведений. 11. Издательство «Правда». 1948. С.347).