Тайны последнего полета Бурана. Из лекций о патрио

Олег Хлобустов
   Сегодня  редко когда вспоминают об одной из крупных научно-технических побед Советского Союза, одновременно обернувшейся для нашей страны крупнейшим стратегическим просчетом и поражением.
   Речь идет о некоторых нюансах известной в общих чертах истории разработки советского космического корабля многоразового использования  «Буран». Точнее – о зарубежной части этой истории, скрываемой от отечественной аудитории, в то время как англо-американским военным и дипломатическим ведомствам она прекрасно известна.
   Что ж, в межгосударственной дипломатии существует нередко используемый и соблюдается принцип «обоюдной конфиденциальности», когда некие важные договоренности сторон не предаются официальной огласке по тем или иным соображениям.
   К их числу подобного рода соглашений относятся как пресловутые «протоколы» к пакту Молотова-Риббентропа, так и договоренности о свертывании США планов усиления ракетного давления на СССР, достигнутые в октябре-ноябре 1962 г. в результате Карибского кризиса.
Или таран американской атомной субмариной в начале 70-х годов прошлого века советской подводной лодки с полуторным экипажем (курсантами-практикантами ленинградского училища подводного плавания) в акватории Охотского моря….
   И только в эпоху гласности, накануне двадцатилетия этой трагедии на одной из сопок у Владивостоке появился памятник погибшему экипажу субмарины.
   Если о работах по созданию советского космического челнока известно, то это не относится к подлинным причинам его безвременной скоропостижной кончины. Которая обернулась колоссальными материальными издержками на его создание, упущенной выгодой и стратегическим просчетом для СССР и современной России.
   И если о работах по созданию многоразового корабля «Буран» еще кое-кто помнит, то о том, что он совершил успешный испытательный полет в автоматическом режиме с «долгоиграющими» последствиями, то это уже настоящая terre incognita для большинства граждан России и бывшего СССР….
   Сразу оговоримся, что полет проходил на высоте до 89 километров, тогда как выходом в «ближний» космос считается подъем космического аппарата на орбиту свыше 100 километров. Однако действительные значение и последствия успешного первого (и последнего!) полета «Бурана» никоим образом не следует недооценивать….
   15 ноября 1988 г. с «секретного» космодрома «Плесецк» ракетой-носителем «Энергия» был выведен на около земную орбиту космический корабль «Буран».
   Средства контроля за воздушно-космическим пространством НАТО в Европе довольно быстро засекли неопознанный летающий объект, скорость и высота полета которого делали его недосягаемым для средств ПВО, что не могло не вызвать серьезной тревоги у военного руководства блока.
   На втором витке, приближаясь к британским островам, НЛО изменил высоту орбиты, снизившись в районе Лондона до высоты орбиты около 71 километра.
   Следует сказать, что данный демонстративный полет был ответом на ранее осуществленный аналогичный маневр американского «Челенджера», во время пролета над территорией СССР снизившегося до высоты 80 километров, поскольку «бомбометание» из космоса, по мнению военных экспертов, не гарантировало поражения наземных целей с заданными координатами.
Понятно, какую именно реакцию на Западе, в частности в Лондоне, вызвала демонстрация нового советского «сверхоружия», прямым следствием которой стал незамедлительный неофициальный визит британской «железной леди» Маргарет Тэтчер в Москву продолжительностью всего 5 часов.
   Во время аудиенции у Горбачева британский премьер-министр получил клятвенные заверения в том, что нервы британцев больше не будут испытываться полетами неведомого советского «монстра»*.
   После этого последовала команда президента Советского Союза: прекратить полетные испытания ракетно-космической системы «Энергия – Буран», что означало приостановление всех работ по перспективному стратегическому космическому проекту….
   Одной из трагедий советского проекта «Буран», создававшегося советским ВПК, являлось его исключительно военное назначение.
   В то время, как американское НАСА и ВПК всегда вели «бинарные» проекты, предусматривавшие, помимо военного, и гражданско-коммерческое использование перспективных научных разработок.
   В частности, «Буран» мог стать альтернативой после гибели в октябре 2002 года на старте американского космического челнока «Коламбия» с 7 астронавтами на борту.
Но, подчеркнем еще раз, крупнейшее отечественно изобретение было «пущено под нож» росчерком пера Горбачева.

   • «Каспийским монстром» спецслужбы и военное командование США окрестили другой
 советский "НЛО" – летательные аппараты типа «экраноплан», уже в 1976 г. поступившие на вооружение ВВС СССР.
    Ныне Пентагон работает над реализацией национального приоритетного проекта «Пеликан», который предусматривает создание десантного экраноплана… к 2014 году!
    Его советский аналог – экраноплан класса «Орленок» с 2008 г. стал экспонатом создаваемого на водном стадионе «Химки» военно-морского музея.
    Помимо десантного корабля «Орленок», существовали еще три модификации экраноплана: ракетоноситель «Лунь», танкер-заправщик и судно технической разведки.
    Дальность полета ракетоносителя «Лунь» в 6 тысяч километров (после дозаправки в воздухе), в сочетании с дальностью полета крылатых ракет в полторы тысячи километров, делало досягаемой любую географическую точку европейского континента.
    Наличие у СССР (ныне России) еще двух отдельных авиационных групп (эскадрилий экранопланов), подобных 11-й отдельной авиационной группе, существовавшей в составе Каспийской военной флотилии, на Черном и Балтийском флотах, гарантировано ликвидировало бы малейшую военную угрозу для нашей страны со стороны НАТО в Европе.