Берег Обманного Камня

Алек Иванов
Не стану давать координат этого чудного уголка русской природы – и без того нормальных туристов, умеющих беречь красоту, все чаще и чаще сменяют компании, приезжающие пожрать шашлычка и заодно погадить везде, куда рука дотянется. Место это действительно славное, на берегу быстрой неширокой реки с перекатами, островками и рыбными заводями под крутояром. Берега поросли ивняком, тут и там затянутым цепкой порослью дикого хмеля. С лодкой и палаткой я не впервой приезжаю сюда отдохнуть от городской суеты, а вот сейчас вспомнилось, как это было в первый раз.

Встали мы маленьким лагерем почти на самом берегу, в том месте, где высокий скалистый обрыв образует распадок-ущелье, по которому струится ручей, впадающий в реку чуть поодаль. Очень удобно: воду для чая и ухи можно набирать прямо из ручья, вода там чистейшая и очень вкусная. В тех краях очень много камней, оставшихся, говорят, чуть ли не от Ледникового периода – не держит в себе земля камень, выталкивает на поверхность. Вот с этими самыми камнями и связано несколько забавных эпизодов.

Камни подводные…

Установив палатки и оставив дам устраивать кухонные принадлежности, мы с товарищем решили прогуляться по бережку ручья до устья, заодно прикинув, где будем забрасывать удочки. Стояла душная июльская жара, плотная, вязкая, без единого дуновения ветерка. Только от ручья поднималась приятная свежесть и прохлада. С камня на камень, с камня на камень, он звенел себе и звенел, стремясь поскорее слиться с рекой. А следом за ним шли и мы.

У воды страшно одолевали пауты, и, наверное, поэтому я не сразу обратил внимание, что ручей мелеет. Странно, правда? Обычно реки и речушки к устью становятся шире и полноводнее, а тут… Спустя несколько метров ручей обмелел настолько, что воробей смог бы перейти вброд. А потом мы с товарищем остановились, недоуменно глядя друг на друга. Ручей, воды в котором хватало, чтобы наполнить пластиковое пятнадцатилитровое ведро, этот ручей… исчез. Камни, которые лежали на дне, лежали и тут… абсолютно сухие. Мы прошли дальше по предполагаемому руслу до самой реки – ручья не было. Что за мистика?

- Ты что-нибудь понимаешь? – спросил меня он. – Где вода?

- Выпили, блин. Рыбки. Откуда я знаю? Где-то.

Товарищ вернулся к лагерю, чтобы проверить – не высох ли ручей и там, а я присел у реки и присмотрелся к быстро бегущей куда-то на запад воде. Где-то плеснула крупная рыбина. Низко над рекой с криком носились охотники-стрижи, преследуя насекомых. «К дождю» - подумал я. Показалось? Нет, точно – почти на середине реки вода вела себя как-то странно. По ней неспешно ходила мощная и медленная круговая волна. Водоворот? А если… Чтобы проверить догадку, я вернулся к тому месту, где заканчивался ручей, и поднял несколько крупных с виду сухих валунов. С нижней стороны камни были влажными и холодными. Все встало на свои места – в определенной точке вода просто уходила под землю и, пройдя сквозь каменно-песчаный фильтр, вливалась в реку почти посреди ее – на глубине. Такое подводное устье я тогда увидел впервые.

Камни летающие…

Без чего не обходится ни одна стоянка, ни один лагерь туристов? Правильно, без костра. Костер должен быть правильным, иначе это не костер, а угроза всему живому, особенно в летнюю сушь. Правильный костер должен быть окопан и как минимум удален от всего горючего. Мне же показалось, что вокруг вполне достаточно строительного материала, чтобы сложить пусть примитивный, но очаг. К чему тревожить лопаткой землю, когда вокруг во множестве есть камни? Камни шикарные, чуть окатанные водой, плоские как кирпичи (скорее, это напоминало толстую черепицу), идеально укладывающиеся один на другой. Я набрал их целую груду и принялся выкладывать дно и стены очага. Если бы я знал тогда…

Костер разгорелся жарко – несколько березовых поленьев, принесенных с ветровала, дали пламени необходимую температуру, а несколько еловых ветвей – дым, отгоняющий комаров. Наладив кострище, я занялся лодкой, а товарищ с дамами удалились к реке побросать удочку. Точнее, рыбачить собирался Димка, а дамы – в качестве зрителей. Городские барышни, о рыбалке они имели достаточно отдаленное представление, а рыбу привыкли добывать из соответствующих отделов супермаркета.

Бабах! Виииииииу! Что-то оглушительно громыхнуло совсем рядом, над головой просвистело. Я как склонился над накачанной лодкой, так и упал в нее. Бабах! Бабах! Я осторожно выглянул. Над костром взвился клуб дыма, снова грохнуло и просвистело. Крупный осколок чего-то ударился в борт лодки и отскочил в сторону. Мгновенно сообразив, что пробить лодку неизвестное нечто неспособно, я перевернулся вместе с ней и пополз в сторону реки, накрывшись нашим единственным плавсредством. Представляете эту черепаху? Зрелище, наверное, было еще то. Мое перемещение остановил только прибежавший товарищ.

- Саня, ЧТО это было?

Глаза у него были очень большие и круглые, как потом он признался, он решил, что это я захватил с собой что-то взрывчатое и подбросил в костер, но не рассчитал мощность.

Когда грохот прекратился наконец-то, я осторожно приблизился к кострищу. Оно представляло собой очень жалкое зрелище. Дрова, аккуратно уложенные колодцем, валялись в ручье и вокруг него. Одна головня улетела в палатку, к счастью, успев по пути погаснуть, а брезентовый пол старой советской палатки «Турист» - это вам не новомодная синтетика. Красивый очаг перестал существовать. Камней просто не было – они, точнее то, что от них осталось, улетели в разные стороны. Я потом поднял один кусочек – твердый как камень снаружи, внутри он оказался… пустым. Каменный пирожок без начинки – вот что такое были эти «удобные» камни. Естественно, нагревшись, они полопались с незабываемыми спецэффектами.

Камни ползающие…

Казалось бы, хватит уже о камнях. Что еще нового они могут преподнести? Но самый забавный сюрприз был еще впереди. Стоял вечер, заново сложенный и окопанный по правилам костер ярко пылал в сгущающейся темноте. Где-то далеко за лесом гудели поезда, и словно отвечая им, вдруг совсем близко заворочался гром. Недаром стояла такая удушливая жара, предвестник бури – гроза вскоре разразилась нешуточная, да такая, что мы попрятались в палатках. Молнии то и дело высвечивали все внутри – хоть книжку читай. Романтика, блин – под боком городская барышня, которая при каждой вспышке шепчет «мама», а при каждом раскате грома забавно подпрыгивает. А я люблю грозу и не понимаю, что в ней страшного? Особенно в палатке, вдали от всего металлического, а по соседству лес – предпочтительная мишень для молний. Ну да каждому свое.

В общем, сидим, барышня ко мне прижимается все крепче, вечер становится интересным, и уже пофигу на то, что за брезентовыми стенками нашего убежища творится песец, состоящий из воды пополам с атмосферным электричеством. Но тут мне понадобилось на минуточку выйти по очень личному делу. Удобства в палатке как-то не предусмотрены – огромный минус в такую погоду, но что поделаешь… Вышел, поежился под штормовкой от льющих с неба прохладных струй, и направился в сторону ручья. Нет, я не собирался портить чистую воду, просто как раз за ним виднелась высокая груда валунов, очень удобная для… Ну в общем, понятно. И тут при очередном всполохе я увидел впереди нечто странное.

Груда состояла из множества камней разного размера – от крупной картофелины до приличных размеров кабана – и причудливой формы. И вот при вспышке молнии мне показалось, что некоторые из валунов шевелятся. Я остановился и протер глаза. Снова ярко полыхнуло за спиной, и в розоватом электрическом свете я увидел, как некрупный камень тронулся с места и переполз на несколько сантиметров. «Блин, а вроде не пили» - мелькнуло в голове. Откуда глюки? Тут же рядом зашевелился и пополз еще один булыжник. Одновременно зашевелились на голове мои волосы.

Жаба! Вы когда-нибудь видели крупную серо-коричневую жабу? Когда она сидит спокойно, ее легко спутать с камнем. Десятки здоровенных жаб (честное слово – на двух ладонях жаба умещалась еле-еле!) выползли на камни под проливной дождь. Зрелище, особенно в темноте при свете молний, фантастическое – куда там «Роллинг стоунз», ползающие камни куда круче! Жаль, фотоаппарата под руками не было, точнее, не хотелось выносить его под ливень. А когда гроза начала стихать, нам в палатке было уже не до разных земноводных. Утром же и следа жабьего нашествия было не отыскать. Мы стояли там еще три дня, и ни разу я больше не видел столько громадных жаб в одном месте.

Потом Берег Обманного Камня стал для меня уже привычным – один и с компанией «бродяг-авантюристов», с лодкой и без, я приезжал туда. Какая все-таки там природа – каждый раз находишь для себя что-то новое, то поселившееся неподалеку семейство бобров, то реликтовые скалы-останцы, то не менее реликтовую рощу гигантского можжевельника. Камни больше не обманывали меня – наверное, признали за своего…