Когда придёт Зазирка, Пропущенная глава 45-а

Михаил Заскалько
ГЛАВА 45-а

Мы уже вторые сутки в Долине.
От искренней радости до откровенной ненависти - таков был диапазон чувств встретивших нас. Ненависть преобладала.

И тому были причины: во-первых, после нашего ухода из Долины, одиннадцать женщин, обезумев от излишней дозы Нектара Додолы, наложили на себя руки; ещё шесть не в себе. Никто не думал, что сами виноваты, перебрав Нектара, нет, винили во всём Зазирку и её сопутников: взбаламутила всех, прикинулась, что в ней Дух Ладанеи, и навела на всех безумие, а потом ушла, забрав с собой единственного мужчину... Тобишь, Добрана.

Во-вторых... К ворожеям примкнули слобожанки, толкали свою правду: явилась Зазирка - и сожжена Слобода, погибли почти все мужчины, пошло прахом нажитое...

Зарёма попыталась встать на мою защиту, так её едва не разорвали на части: чудом вырвали Советницы, взяли под свою защиту. Очень странно и непонятно было мне слышать о таком: почему Зарёма не использовала свои Дары? Хотя бы в четверть силы... Хотя, что тут непонятного: девчонка, скорее всего, испугалась, что не сможет определить меру необходимой силы и... превратит Долину в выжженную пустошь. Какая умница! Вот я поставила себя на место Зарёмы и, с ужасом поняла: я бы не сдержалась...

Была ещё одна неприятность, которую связывали с Зазиркой: ночью кто-то передушил всех кур, а два чёрных петуха просто пропали. Как и часть продуктов. Расследование по горячим следам ничего не дало.

Посёлок бурлил до самого нашего  прихода. Накопившееся нужно было на кого-нибудь излить, а вот и стрелочница - Зазирка. Ещё и Деву-Ягу притащила с собой, явно с целью погубить всех ворожей и уничтожить Посёлок. Она заодно с Середой!

Мужчины были не в лучшей форме, а Димка вообще вырубился ещё там, у Прохода. Благо, на этот раз был сон обычного уставшего "нетрезвого" человека. Собственно, тепло Посёлка всех свалило с ног. Даже Добрана.
И осталась одна Варька, то есть Зазирка, держать ответ.

Очумелые бабы кричали все разом, обвиняли во всех смертных грехах. Даже в том, что я вернулась "крохоткой": подозревали в этом злой умысел. "Она послана не Ладанеей, а Мороком! - было общее решение.- Раздавить её, как клопа!"

Зеб предупредительно опустился на требище (жертвенник) Ладанеи. Это было тотчас расценено как кощунство.
Мать с Советницами закрылись у себя, и носа не показывали. Там же была и Зарёма.

Когда бабы, наконец, решили перейти от словесных угроз к действию, и ринулись к лестнице, внезапно над их головами пронеслась молния, затем громыхнуло так, что с потолка и стен посыпалась каменная крошка.
Все в ужасе отпрянули. Ниша Ладанеи светилась пульсирующим розовым светом, лик её был гневен.

"Вот, значит, где ты отсиживалась, когда так нужна была там? Когда я звала тебя! Умно, как сказал бы Димка. Спасибо за поддержку..." Меня захлестнули обида и злость, да так сильно, что едва не задохнулась.

Я говорила (или Дух Ладанеи?) тихо, с надрывом, но голос буквально гремел под сводами, заставляя женщин ёжиться и втягивать головы в плечи.
-Вы считаете себя ворожеями и ведьмами? Заблуждаетесь! Вы давно уже перестали ими быть! Вы превратились в тупых овец, которые требуют вовремя жратвы и... барана! Я в этом виновата? Или Морок? Нет! Вы сами себя сделали такими! Веками жрёте здесь, плодитесь и ждёте, что кто-то придёт и освободит вас... А сами? Сами-то вы хоть пальцем шевельнули, чтобы приблизить освобождение? Чем вы отплатили Ладанее за её подвиг? Погибая, она защитила вас от Морока и Середы... А вы? Вон стоит её Лик в трёхвековой пыли! Жалуетесь, что забыла? Правильно сделала! Да! Разрушить к чёртовой матери вашу овчарню!..

Грохнулись на колени, заголосили: не гневайся! помилуй! вразуми, что делать... Грех и смех: бабы, которые мне в матери, в бабушки и прабабушки годятся, просят вразумить их, меня, девчонку пятнадцати лет... крохотку... Что я могла сказать? Ляпнула наугад (это уж точно Варька!), мол, вспомните свои знания, способности, тренируйте и усовершенствуйте... короче, готовьтесь к Новой Битве с ненавистным Вонюкой.

Разошлись относительно успокоенные и, похоже, вдохновлённые.
-А мы кушать и баиньки? - спросил Зеб.
-Не помешало бы...

Я смотрела на Лик Ладанеи и терялась в догадках. Как понимать поведение Духа? Стрельнул молнией, погремел и... всё? Погреметь я и сама могла. Он, что, вообще не собирается нам помогать за пределами Оберега? Иди Варька за Зерном, сражайся с Вонюкой, а я... мысленно с тобой, так что ли? Умно! А коли, погибнешь, не велика беда: не ты первая, не ты последняя, да? Алё!? не желаешь объясниться?
Не соизволило их величество...

Ладно, шут с тобой, сама разберусь. Вот прочту Песни Гамаюна и решу: искать это злополучное Зерно или... податься домой. Хватит, устала от приключений, на всю жизнь хватит, по за глаза...

Внизу спешно накрывали стол. Мать рискнула выпустить Зарёму. С радостным визгом она бросилась к нам, облобызала Зеба, довольно фамильярно хватанула саму Зазирку и обслюнявила, как любимую куколку. Уж больно счастлива была девчонка - стерпела я.

-Идите кушать. Потом вас Мать примет. Они сейчас разбирают дощечки с резами. Вы уже знаете, что здесь приключилось?
К тому, что знали, прибавились ещё две новости - хорошая и плохая. Хорошая - это родилось пятеро ребятишек, три девочки и ДВА МАЛЬЧИКА! Плохая новость: кто-то зверски растерзал хлевника, разорвал, как мышонка.

-Странный факт... И что, нет никаких подозрений, объяснений?
-Мать считает, что с беженками к нам проник... враг. Мелкий пакостник.
Я сразу вспомнила, как просигналила Спица у Прохода... Одна из слобожанок? Какова её цель? Если хотела уморить голодом, то не ограничилась бы только курами - козы, свиньи, сад-огород. Ещё более странная гибель хлевника. Безобиднее его здесь не было существа. Узнал неположенное? Скорее всего... убрали как свидетеля. Но почему такая жестокость? Надо будет пораспрашивать Ягу: её подопечная.

Мы спустились вниз. К столу более никто не вышел. Значит, вся эта роскошь для нас двоих.
-Пожуём, - мурлыкнул Зеб и тотчас приступил.
Зарёма осторожно поставила меня на столешницу, подвинула чурбачок, накрытый куском шкуры.
-А где Уп?
Зарёма вздохнула:
-На лечении у Матери. Когда на меня ополчились, он кинулся на защиту... пришибли немного. Ты не беспокойся, он уже в полном порядке.
-А Колобок?
-Колобок? - Зарёма сникла, на глаза навернулись слёзы. - Забыла сказать... Пропал Колобок... Сначала был, даже Упу помогал отгонять женщин от меня,... а потом не нашли...
-Круто поработала тётя... Значит, пропал Колобок, затем передушили кур, исчезли два петуха и... гибель хлевника... Зеб, не чавкай, и не торопись, плохо станет. Что думаешь обо всём этом?
-Когда я ем, я не думаю.
-Ну, шевельни хотя бы одной извилиной.

-Можно мне сказать? - дёрнулась Зарёма. - Я кое-что слышала о чёрных петухах... только это... сказка...
-А что здесь не сказка? Я - сказка. Вот этот обжора - сказка. Говори свою сказку.
-Если чёрного петуха три дня кормить специальным зерном, на четвёртый день он... снесёт яйцо. А если это яйцо девять дней высиживает человек, то вылупится Огненный Петух - Рарог...
-Это уже не сказка, Зарёма! Это жестокая быль! Надо бить тревогу! Три и девять-двенадцать. Дюжина. Не об этой ли дюжине предупреждала пророчица Смага? Двенадцать дней... значит, у нас ещё есть время найти и обезвредить "клушку".
-Клушку? Ты её знаешь?
-Клушкой в нашем мире зовут курицу, которая высиживает цыплят.
-Клоктунья, по-нашему. Как же мы её будем искать?
-Зеб, хватит трескать! Поехали к Матери.

Мать и советницы сидели за столом, вся столешница выложена дощечками.
-Будь здрава, девонька! Как отдохнулось? Довольна ли яствами?
-Будьте и вы здравы. Оставим этикет. Скажите: Рарог - это действительно возможно?
Женщины переглянулись многозначительно, одна из Советниц выпрямилась:
-Это возможно, если имеется необходимое: чёрный петух, жемчужное зерно...
-Имеется. Сколько дней нужно, чтобы появился Рарог?
-Двенадцать.
-То есть дюжина. Так? Перед смертью Смага произнесла слово "дюжина"...

-Смага? - Советницы как-то странно посмотрели на Мать, та окинула взглядом дощечки, взяла одну:
-Смага имела в виду... другое...
-Что?
Помолчали, переглядываясь.
-В чём дело? Мне не следует этого знать?
-Мы полагаем, что это знание... не доставит тебе удовольствия...
-А до этого я получала одни удовольствия?

Вновь тягучая пауза, наконец, Мать глубоко вздохнула, сказала, не убирая глаз от дощечки:
-Смага говорила о 12 детях Зазирки, которые осуществят Очищение...
-Не хило... Ладно, о моём личном потом. Итак, чтобы появился Рарог нужно 12дней. Пропало два петуха, значит, ждать надо двух Рарогов. Так? Двенадцать дней эта поганка будет трепать нервы... и ждать разоблачения? Почему-то не верится... Нет ли, особенных условий ускорить... вылупление?

Старушки задумались, перебирали дощечки, многозначительно переглядывались. Наконец, Мать упавшим голосом промолвила:
-Есть. Если кормить петуха жемчужным зерном вместе с печенью нежити... яйцо  появится через сутки...
-Допустим, уже появилось!
-Если кровью нежити смазать подмышку и там согревать яйцо...
-Ну? Говорите же!
-...Рарог вылупится через трое суток...
-Нежить-это бедняга хлевник?

Старушки горестно вздохнули, кивнув.
-Так, ясно. Вы можете разом всех усыпить... обездвижить?
К сожалению, эта способность была утеряна старушками много лет назад.
-Плохо дело. А что вы знаете о Камне Смаргла?
-Им владеет Середа. Ещё до Последней Битвы похитила...
-Он здесь.

Старушек будто током шарахнуло, вскочили, как молодые:
-Где? Где же он?
Зеб угрожающе зафыркал, расправляя крылья. Старушки замерли.
-Что он может?
-Всё!
-Допустим. Как им управлять?
-Окропивший собственной кровью становится его Хозяином... Достаточно помыслить желание...
-Зарёма, сбегай, пожалуйста, к Димке - у него на шее висит камень. Принеси сюда. Только... чтобы никто не видел.

Зарёма убежала. Старушки подступили с расспросами:
-Как попал к вам Камень Смаргла? Это невозможно...
-Военный трофей. На нас напали какие-то чурки. У них и был Камень.
Старушки недоумённо переглянулись.
-Середа ни за что не рассталась бы с ним. Непонятно... Чурки - это кто?
-Не берите в голову, это я так называю. Турчены, степняки.
-Не могла Середа им доверить Камень! Не могла! Здесь что-то не так...
-Могли украсть, отобрать... Не допускаете?

Старушки усмехнулись, как над детской милой глупостью:
-У Середы? Девочка, после Морока сейчас нет более сильного...
-Значит, есть! Камень-то у нас.
Влетела Зарёма, держа руку под мышкой.
-Этот?
Старушки попадали на кресла, лишившись дара речи. Я, собственно, тоже.
На окровавленной ладошке Зарёмы горел, переливаясь всеми оттенками розового Камень Смаргла.

-Ты крохотная... тебе тяжело будет носить... - затараторила Зарёма, оправдываясь.
Старушки с опаской поглядывали на неё, как у нас бы смотрели на ребёнка с заряженным автоматом или играющего с боевой гранатой. Старушек можно было понять: девчонка, имевшая Огненный Дар, наделённая силой богатырки, теперь ещё, вдобавок, стала Хозяйкой Камня ...

-Щекотно, - неожиданно прыснула Зарёма. - Будто внутри меня мурашки суетятся... Приказывай, Ладушка, что делать?
Легко сказать, приказывай. Знать бы ещё что?

-Ну... попробуй усыпить всех, кто за пределами этой комнаты.
Зарёма напряглась, зачем-то прижала к груди кулачок с Камнем, закрыла глаза и беззвучно зашевелила губами.

Мощность Камня оказалась настолько велика, что даже на "улице" попадали козы, а на хоздворе в клетках все животные вырубились.
В течение часа мы - старушки вдруг проявили невиданную прыть - обходили места, где внезапный сон застал женщин. Той, что искали, среди них не оказалось.
-Нет ли каких-нибудь тайных помещений?
Старушки потупились: разве упомнишь всё, не молоденькие...

-Будить? - спросила Зарёма.
-Погоди. Попробуй... увидеть, что делается за стенами пещеры.
-Камень... камень... глина, песок... Ой! Скелет сплющенный...
-Что?
-Это... скелет полкана... очень старый...
-Смотри дальше.
Увы! больше полостей в радиусе десяти метров не было.

-Зеб, давай наружу!
Мы облетели почти всю Долину: нигде ни малейшего следа на снегу. Это значит, что в ближайшие сутки никто не покидал посёлок. На своих двоих. А иным способом? Что если Клушка обладает способностью, как Димка, переносить себя на расстояние? Сидит себе где-нибудь в пяти километрах отсюда и спокойно высиживает Огненных Петухов. И голода не испытывает... сволочь!
Как там Уп?

Он был в полном здравии, и весьма обрадовался мне. Я охладила его пыл, объяснив, что от него требуется. Уп, умница, понял с полуслова.
Ещё несколько часов пустых поисков. Вернулись, когда и Зеб и Уп уже летели на пределе сил. Я так же чувствовала адскую усталость и раздражение. Чёрт возьми, как всё это понимать? Где прячется Клуша? Зачем ей Рароги? Как их можно уничтожить? И, наконец, ПОЧЕМУ бездействует Дух Ладанеи?!

Старушки лихорадочно ворошили дощечки, помогая, друг другу, пытались расшевелить собственную память. Оказывается, они тоже ломают голову над вопросом, как уничтожить Рарогов, и вот ищут ответ в Песнях.

И он нашёлся! Прост, как всё гениальное: зеркало! Рарог, как правило, огромная светозарная птица, имеющая несколько сверхъестественных способностей, чаще всего: плюёт сгустками яда, взгляд его смертелен для всего живого, а от дыхания его сохла растительность, и трескался камень. Единственный способ спастись-показать Рарогу зеркало, вернее его собственное отражение: он убивает самого себя!

Не заметила, как стала клевать носом. Мать предложила свою кровать. Я, было, принялась отнекиваться, а потом решила: к чёрту, я  сделала всё, что могла, имею право на комфортный отдых...

Проспала часов пять. Без снов. Проснулась сама, потому что захотела в туалет. После купальни, почувствовала себя просто чудесно.
Старушек не было. Зеб, накануне заснувший под столом, так же отсутствовал. Стол был чист: дощечки, видимо, спрятали в укромное место.

Заскочила Зарёма, раскрасневшаяся, пышущая жаром и запахом снега. Сообщила последние новости: Мать приготовила зелье, которое быстро изгнало из тел мужчин заразу, и они пробудились бодрые и жизнерадостные; собрали все имеющиеся зеркала и сейчас устанавливают их снаружи; Уп и Зеб, по своей воле, облетают территорию: вдруг Клуша проявит себя.
-Кушать будешь? Я мигом спроворю.

Действительно, опомниться не успела, как на столе появились блюда. Зарёма буквально летала, едва касаясь, пола, и вся лучилась. Я, как бы, между прочим, спросила, не использует ли Камень в личных целях? Зарёма не поняла, что я имею в виду.
-Приворотное зелье, присушки...
Поклялась светлым именем Сварога, что ни сном, ни духом.
-И не пробуй! Камень - это наше оружие против всякой нечисти. А с оружием лучше не шутить.
Сказала и... не поверила собственным ушам: полноте, да Варька ли сие глаголет?!

Я уже заканчивала с едой, когда на площади возник гул. Зарёма сказала, что устанавливают столы для традиционного ужина по часам Ладанеи. Пришли старушки, усталые, но довольные: зеркала установлены по кругу, выставлены дозоры. Руководить охраной взялся Добран.

Мать пожелала немного отдохнуть, а советницы принесли из потайного места короб и вновь разложили на столе дощечки. Прочитать пока удалось меньше трети. Как я и предполагала, Песни Гамаюна - это запечатлённая История от Начала (в дощечках - Зачина) и до... Старушки готовы были дословно пересказать мне содержание тех дощечек, которые удалось прочесть.

-Спасибо, в другой раз. Сейчас меня интересует история проклятья Ладанеи, Зерно и где его искать. У вас, лично, никаких предположений?
Предположений, версий не было. Зерно могло быть спрятано где угодно, и как угодно. Ладанея часто бывала в Долине, могла и здесь припрятать. Наверняка знает лишь сама Ладанея. Вряд ли она доверила кому-либо секрет, так что мало надежды, что о том ведал Гамаюн.

К столу подошла Зарёма, взяла робко одну дощечку, трепетно погладила резы подушечками пальцев, чему-то улыбнулась. Положила дощечку на место, остальные бегло оббежала взглядом, затем быстро взяла одну из центра:
-Здесь про Зерно!
-Ты знаешь, резы?! - поразились старушки.
Зарёма глянула на меня, глуховато обронила:
-Это же не в личных целях...

Безотказный исполнитель желаний Хозяйки, Камень сделал так, что Зарёма не просто познала резы, но и смогла читать их быстро, как у нас говорят, по диагонали.
-Не в личных, - успокоила я девчонку. - И что там говорится?

Суть Проклятья "сварожьих внуков" я уже знала из рассказов бабы Нюры и Бакуни. Только в первом варианте главным действующим лицом была Перуница, во втором - Ладанея. Второй вариант настоящий. Зерно на самом деле спелый ржаной колос, пропитанный кровью, слезами и грудным молоком самой Ладанеи, плюс заклятье. Этот колос, действительно, нужно высадить в Тридевятой, то есть на моей Земле, в течение семи дней должно вырасти деревце в локоть высотой, вместо листьев будут такие же колосья. На исходе седьмого дня колосья уже созреют. Собрать их, смолотить, а затем зёрна смолоть в муку. А уже её развеять по ветру. Зерно, или правильнее, Колос, находилось... в подземелье Твердыни Полканов.

Едва Зарёма закончила чтение, воцарилась гнетущая   долгая пауза. Непонятная, надо сказать. Ну, мы с Зарёмой понятно: от обиды онемели - совсем рядом были... А чего старушки? Из сочувствия к нам?

Гнетущую тишину нарушила Мать. Она бесшумно приблизилась к столу, кашлянула.
-Почему же ваш этот... как его... Колобок?.. вёл в иное место? И тех, других, что до вас были?
-Вы хотите сказать: не верьте Гамаюну?
-Я сказала, что хотела сказать. А верить... Я бы поостереглась доверять... мотку ниток...
-Он спас мне жизнь! Я не могу не доверять Колобку.
-Воля твоя, чадо. Но подумай... Ты ответственна за жизнь сопутников...
-Я знаю! И прекрасно осознаю. Мне думается... все эти неувязочки... от времени. Сначала Ладанея создала Зерно... на будущее, когда "сварожьи внуки" одумаются, осознают своё предательство... И тогда Избранные пойдут и возьмут Зерно, а в помощь им был создан Проводник... Но что-то там, в НАШЕМ мире... включилось не вовремя. И посылает Избранных... согласно инструкции. Однако, время доставать Зерно НЕ ПРИШЛО ЕЩЁ. И Проводник просто уводит Избранных подальше от Тайника...
-Жестоко, - пожевала бескровные губы Мать. - Как предположение... возможно. Тогда получается, что...
-Нам пора домой!

Старушки переглянулись, изменившись в лицах:
-Как... домой? А мы?
-Что вы?
-Ты явилась... обнадёжила...
-Я уже слышала это! Только ТАК вы решили! Лично я ничего не обещала вам. Меня послали за Зерном, теперь я знаю, что его рано ещё забирать из тайника. Бороться с Мороком... рожать дюжину полканчиков... Увольте! Ошибочка вышла: я не та Зазирка. Фамилия у меня такая. Совпадение.

Старушки обомлели. У Матери стали влажными глаза, губы задёргались, сникла, тяжело опустилась в кресло.
В дверь заскреблись. Зарёма медленно пошла глянуть. Похоже, мои слова её тоже ввергли в шок.

Вошли Дима и Зеб.
-Привет, кого не видел! Вы чё такие, как тухлых огурцов объелись?
Зарёма потянулась к его уху, зашептала.

-Что!? - Дима метнулся к столу, где я всё ещё сидела на чурбачке. - Варь, ты чё? Какой домой? Опять уроки, комп до посинения, пивные тусовки? Не хочу! Варь, ты как знаешь, а я остаюсь! Тут самое интересное начинается...
-Дим, это не компьютерная "стрелялка"... настоящая война... Мне уже хватило той крови, что была...
-Ха! Думаешь, я тупой, да? Ничего не понимаю, да? Сколько у нас было сражений? Три! Я, по-твоему, играл? Играл?
-Не ори!
-А ты чушь не пори! Хочешь домой? Вали! Вали! Давай! Тебя никто не держит! Девчонка... - Выбежал, грохнув ножнами о косяк двери.

Зыркнув в мою сторону, за ним убежала Зарёма.
-Зеб?
Над краем стола возникла его мордочка, ничего не выражающая. Смотрел щёлочками глаз.
-Ты как? Тоже... остаёшься?
Пошевелил прутиками усов, посопел.
-Давай полетаем на свежем воздухе...
-Хочешь сказать: и дурь выветрится? Что ж, давай полетаем...