Мать не хочет потерять власть над Деточкой

Эта заметка продолжает обсуждение http://www.proza.ru/2010/06/03/94 новеллы Ларисы Бесчастной «Деточка» http://www.proza.ru/2010/06/01/891. Людмила Фомичева написала Ларисе Бесчастной в своей рецензии:

            «Читала и думала над такой темой, а почему наш мир жесток? И где кроется корень зла? А Вы своей работой помогли мне понять,что мы своей любовью, своим беспокойством и желанием огородить наших детей, сами же это зло даём нашим детям на подсознательном уровне. Вот если бы случилось чудо, и в одночасье беременные женщины стали бы думать позитивно, и без отрицания, и говорить мысленно своим не родившимся малышам, что мир добр и прекрасен, что зла на земле нет, а есть только добро и благожелательность, и конечно таких детей огородить от реалий нашего мира, чтобы они этого даже не знали, то начнётся новая эпоха человеческих отношений, построенная на принципах добра и порядочности. [..]
            [..] А работа Вами написана блестяще!»

Рецензию я немного сократила. И стала я думать, что ведь мама в новелле и сама отгорожена от мира – даже от отца ее ребенка она отгорожена, потому что рисует себе в воображении его реакции на ее беременность и на рождение ребенка, а реальный человек – ее возлюбленный и отец ее ребенка – для нее не существует, реального человека в ее мире заменяет воображаемый ею образ. Вот мать Деточки придумывает то, что думает и чувствует ее партнер (а обращается она в новелле все время к своему ребенку, Деточке):

           «И ты не огорчайся, если в первые минуты, часы и дни в их сердцах поселится растерянность или испуг вместо справедливо ожидаемой тобой радости: они ещё слишком молоды духовно и слишком заняты друг другом.
          Она очнётся от потрясения первой и примет тебя сначала неосознанно, по святому предназначению своему, а Он… Он постарается смириться с тем, что Она уже принадлежит не только ему и что скоро тело её станет как хрупкий сосуд, из которого пьёшь ты – его семя и продолжатель Рода. И задумается над тем, что значит стать Отцом, и придёт в его сердце радость, которая согреет их обоих, потому что до этой минуты Она боялась и за него, и за тебя и за себя…»

Похоже на то, что она так сильно боится своего реального партнера и его реальных реакций, что никак не хочет их воспринимать и поэтому отгораживается от них тем, что она придумывает в своем воображении. Лариса Бесчастная назвала это «боялась и за него, и за тебя и за себя…» - да, главным образом боялась за всех своим собственным страхом и воображаемыми страхами своего мужчины и своего ребенка, и страх – главное чувство, испытываемое ею. Но и реального партнера, живого мужчину, она никак не видит, отгораживается от него придуманным образом, с придуманными ею чувствами, мыслями и страхами. Нет ни слова о том, что на самом деле сказал ее партнер, ни слова о его поступках в настоящей, реальной жизни, - нет, только программа в воображении будущей матери.

Правда, есть одно место в новелле, где мать (буду называть ее ЛГ – литературной героиней – с подачи Ларисы Бесчастной в ответе на рецензию Людмилы Фомичевой) действительно видит реального, настоящего мужчину, не заменяя его придуманным. Когда ребенок идет в школу в первый раз:

          «Ты оборачиваешься и встречаешься со взволнованным взором отца. Тот ободряюще улыбается тебе, и ты переводишь взгляд на бледное лицо матери. Она смотрит на тебя, будто не видит, как ты рад тому, что идёшь в школу, и губы её беззвучно шевелятся…
          Ну, что ты такая грустная, мама? Ты хочешь вернуться и прижаться к её мягкому животу и пожалеть… но вместо этого ты весело машешь ей букетом и торопливо отворачиваешься: у тебя теперь  с в о я  жизнь!»

Здесь ЛГ в самом деле увидела своего реального партнера, его реальные, а не придуманные ею реакции: взволнованный взор и ободряющую улыбку сыну-первокласснику. Но тут же ЛГ придумывает, что видит и что чувствует ее сын.

         «и ты переводишь взгляд на бледное лицо матери. Она смотрит на тебя, будто не видит, как ты рад тому, что идёшь в школу, и губы её беззвучно шевелятся…»

Откуда она может знать, что видит ее сын? Только из своего воображения. Бледного своего лица она не может видеть. А вот смотреть так, «будто не видит, как ты рад тому, что идёшь в школу», она действительно может, может хотя бы постараться смотреть именно так, но только зачем? Хочет испортить ребенку радость? И надеется, что ребенок это видит – то, что она хочет, чтобы он видел? И даже губами беззвучно шевелит – привлекает внимание на себя. Не ребенок здесь главный герой, опять мамаша здесь главная героиня. Не только ЛГ, литературная героиня, но и по сюжету всегда и везде она - главная героиня.

Тут она придумывает мысли своего ребенка и приписывает ему желания, которые и хотела она в нем пробудить своей бледностью и своими беззвучными шевелениями губ:

          «Ну, что ты такая грустная, мама? Ты хочешь вернуться и прижаться к её мягкому животу и пожалеть… но вместо этого ты весело машешь ей букетом и торопливо отворачиваешься: у тебя теперь  с в о я  жизнь!»

Ну слава Богу! Хотя бы этот момент в жизни ребенка не удалось отравить ревнивой мамаше! И хотя бы в этот момент увидела мама то, что делает ребенок на самом деле, а не в ее представлениях: она видит, что он машет ей букетом и отворачивается – вместо того, чтобы жалеть ее, как она мечтала. То есть ведет себя адекватно, как и положено вести себя ребенку, созревшему для школы, а не так, как часто ведут себя маленькие дети, которых в первый раз привели в ясли или в детсад. Хотя ведь, если думать менее оторванно от реальности, то и маленькие дети прижимаются к матери не потому, что хотят пожалеть ее, обычно, в нормальных случаях.

Правда, есть матери, которым «удается» воспитать ребенка сызмала так, что он всю свою жизнь живет так, чтобы не огорчить маму, так, чтобы не причинить ей страдания. И часто это сломанные люди. Ведь даже если поступление в школу «в первый раз в первый класс» причиняет маме такие страдания, то что же говорить о начале профессиональной жизни или создании своей собственной семьи? Тут уж мама совсем исстрадается, она уже и страдает заранее, кормя ребенка грудью, о том, каких «бесстыдных блудниц» тот встретит в своей жизни. И если ребенок научен «вернуться и прижаться к её мягкому животу и пожалеть» маму, то он и возвращается и жалеет маму - и не идет своим путем – и жизнь его так и пропадает зря, принесенная на алтарь матери и ее страхов.   

Лариса Бесчастная прекрасно показала и страхи молодой женщины, и ее отгороженность от реальных людей, даже самых близких, замену реальных людей ее собственными представлениями, а еще цепляние за сына, нежелание «отпустить» его в «свою жизнь».

И ЛГ делает все, что может, чтобы не отпустить ребенка в свою жизнь, чтобы не дать ему жить своей жизнью, делает все, что может, чтобы ребенок жил ее жизнью. В своей молитве она даже молит, чтобы ее сын и взрослым оставался зависящим от нее ребенком, молит, чтобы он был отгорожен от других людей, и молит, чтобы он не нес ответственности за свои действия и за свою жизнь, молит, чтобы она по-прежнему полностью несла ответственность за него:

          «... а коли попустит он что нехорошее – я отвечу за грехи его! Ты слышишь, Господи?! С этой минуты я буду платить за все ошибки и непотребства своего сына! Я всё беру на себя...»

Тут я спрошу еще раз: кому она молится? Это не Бог из Ветхого или Нового Завета, и это не Аллах. Эти религии «искушают к дармовщине» (об этом я коротко написала в «Деточке о страхах и дармовщине»), и отдавать, и получать «дармовщину», а молодая мать, ЛГ, молит своего Господа «отвернуть от сына искусителей к дармовщине».      

И как отличается образ матери в новелле Ларисы Бесчастной от мадонн на картинах, которые я видела. У мадонн на картинах кроткий, доверчивый взгляд, они держат ребенка так, как будто вверяют его миру – или Богу. А ЛГ Ларисы Бесчастной как бы агрессивно кричит: «Мой, мои, моё!» - и старается отвернуть Деточку от всех других людей, начиная с отца. Как будто без нее отец никогда бы не полюбил ребенка, как будто это ее задача – заставить кого-то полюбить кого-то.

Лариса Бесчастная ответила на рецензию Людмилы Фомичевой:

          «Да разве моя ЛГ хает мир своему деточке? Единственное, что её беспокоит, это равновесие в семье! Но она знает, что её любви хватит на обоих своих мужчин, и потому спокойна. И Деточка растёт в Любви – как и положено в стадии детства и, что бы ни случалось, Родители регулируют равновесие, нарушенное обстоятельствами.
          Но наступает момент, когда птенец пускается в собственный полёт – и Мать, осознавая, что нет у неё прав мешать ему, и зная гораздо более него о жестоком, неподвластном ей мире тревожится и пытается хоть как-то смягчить тернистый путь Деточки.
           Эта новелла о материнской любви – и только! Я не собиралась анализировать мир и причины появления зла – но думаю, что вы упрощаете эту извечную дилемму о Добре и Зле. Иначе бы не сказа ли бы: «Вот если бы случилось чудо, и в одночасье беременные женщины стали бы думать позитивно…». Не будет этого чуда НИКОГДА! А вот смягчать тернии любая Мать сможет – но я опустила этот этап в жизни Деточки, потому что это уже будет после того, как оторван от Матери – пока на четверть своей жизни, но очень ёмкую по силе воздействия на его мировоззрение…
          Пользуясь случаем, хочу заметить, что ВСЁ написанное мной опирается на философию космизма Любви и Материнства (см. «Млечный космос», напр.) и на то, что главная ответственность за то, что мы наблюдаем лежит на Женщине, на Матери, попускающей мужьям и сыновьям…»

Да, ЛГ новеллы Ларисы Бесчастной хает мир своему деточке, и хает, как я это вижу, с целью не отпустить деточку от себя, с целью сохранить свою власть над ним.

Как отличается мир, в который приходит Деточка в новелле Ларисы Бесчастной, от мира, в который приходит новорожденный младенец в Библии. Хоть тот мир еще и не христианский и даже несмотря на то, что незадолго до этого произошло избиение младенцев и «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Иосиф, зная, что не он отец ребенка, любит его и заботится о нем. Ангелы радуются рождению ребенка. Пастухи приходят поклониться ему. Волхвы, язычники, приносят дары новорожденному.

А ЛГ, мать из новеллы Ларисы Бесчастной, считает мир жестоким, главным образом потому, что он ей неподвластен:

          «Но наступает момент, когда птенец пускается в собственный полёт – и Мать, осознавая, что нет у неё прав мешать ему, и зная гораздо более него о жестоком, неподвластном ей мире, тревожится и пытается хоть как-то смягчить тернистый путь Деточки.»

Тревожится – да, она тревожится. Страх и тревога – это ее главные чувства. Но еще и желание все контролировать, а раз уж не получается контролировать весь мир, то хотя бы мужа и сына:

          «... главная ответственность за то, что мы наблюдаем, лежит на Женщине, на Матери, попускающей мужьям и сыновьям…»

Получается: что угодно, но не отпустить, не попустить, тотальный контроль и никакой свободы мужчинам, ее собственности, они даже нести ответственность за себя не имеют права.

Странным образом мать верит, что и отец ребенка не полюбил бы его, если бы не она с ее тотальным контролем:
 
            «Единственное, что её беспокоит, это равновесие в семье! Но она знает, что её любви хватит на обоих своих мужчин, и потому спокойна.»

Но спокойствия-то на фоне описанных страхов не заметно – мне не заметно.


Рецензии
Леночка, я Вас отлично понимаю и соглашаюсь с Вашей работой! Любить тоже надо уметь. Никогда нельзя подавлять личность ребёнка и тем более возвышаться над ним. Я своих детей воспитывала на равных. Я была им подругой. Всегда была в курсе всех событий и не потому, что я так этого хотела. Они сами приходили и рассказывали. А когда возникали трудности, то всегда говорила, что могу только посоветовать, а решать, как им поступить, они должны сами. И никогда не ругала, если они не следовали моему совету. Сейчас они уже взрослые люди и сами уже имеют детей. Я за них спокойна. Они в наше нелёгкое время выживут.
С теплом и извиняюсь, что так расписалась - тема такая.
С теплом души, Людмила.

Людмила Фомичева   12.06.2010 03:31     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Я и сама в предыдущем ответе расписалась - и не совсем по делу. А Вы все написали по теме.

Елена Гохнадель   12.06.2010 03:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.