Галопом-автостопом. Гл. 2

Анастасия Игнашева
  Глава2. Питер-Сыктывкар. Год 2006.
       В «Сыке», как любовно называют его некоторые аборигены, живёт мамина любимая сестра, а моя, соответственно, тётя  Инна. Когда-то давно их с мужем( уже покойным) их распределили туда после Университета. Так они там и остались. А вообще — родни у нас «от Москвы до самых до окраин». Ну про это как-нибудь потом.
      Итак, мы двинули в Сыктывкар. С неразлучной Аней-Хомкой.  Как раз в это время, в июле 2006, - в Питере проходил пресловутый Саммит Восьмёрки. Отпуск пришёлся как раз на это время.
       До Вологды на этот раз доехали быстро. У объездной на Тихвин застопили «Камаз-лесовоз», который до этого проскакивал мимо нас трижды. Теперь, видимо, водила решил, что у него дежавю, или зрительные галлюцинации и затормозил. Он довёз нас до вокзала. В Вологде, хоть саммита и не было, но городок был заметно свежевылизан и свежевычищен. Заночевали в уже знакомых комнатах отдыха на вокзале. А утром двинули на экскурсию. Это по дороге на трассу. Просто на выезд из Вологды в сторону Архангельска нужно через весь город тащиться. Долго и с удовольствием бродили по Кремлю. Потом залезли на колокольню Софийского собора. Пока лазали — пошёл дождь и мы пережидали его внутри.
      Сухонский тракт идёт от деревушки Чекшино, до Великого Устюга. У того места, где с Архангельской трассы поворот на Устюг, стоят две местные достопримечательности - пост ГАИ и памятник асфальтовому катку. На высоком - метра три, пьедестале - асфальтовый каток, выкрашенный, почему-то, в цвета украинского флага - жёлтый корпус и синие катки. Кому в голову взбрело его тут поставить - вопрос. Но в голову, отчего-то лезут слова классика про дураков и дороги. Если не сворачивать направо, к Устюгу и Тотьме, а ехать прямо, то через 80 километров, или даже меньше, будет Сямжа. Большое районное село, размазанное по горушкам, как каша по тарелке. Река Сямжена делит его аккурат по середине. Смотреть там особо не на что, кроме, разве что, старинной церкви. В советские времена там было ПТУ, а теперь её вернули верующим. Рядом пристроили деревянную колокольню, которая смотрится по сравнению с каменной громадиной как игрушка.
         Но мы свернём возле Чекшина направо в сторону Тотьмы, на древний Сухонский тракт. Сухонский тракт - место для меня счастливое. Там всегда встречаются мне хорошие люди. Вот, например,  про "нового русского", подобравшего нас с Анной в дождь. Мы тогда, то ли в 2004, то ли в 2005 году, стопили на Устюг. Хотели «Вотчину Деда Мороза» посмотреть. Погода была — дрянь. До поворота на Тотьму от Сямжи (мы в очередной раз из деревни возвращались) доехали на легковушке вологодской. А у поворота на Тотьму нас настиг дождь. Потом была ещё одна легковушка — до Тотьмы. Потом автобус до Нюксеницы( уже за деньги). А у поворота от Нюксеницы до Великого Устюга мы зависли. Дождь, холод, все машины мимо. Стоим, мёрзнем и мокнем. И тут, когда мы уже совсем окоченели, посинели и потеряли надежду... Останавливается джип корейский. А там какой-то местный олигарх с невестой. Невеста издеревни Михеево. И ехали они к её родителям в это самое Михеево. Вобщем — накормили, напоили чаем, обогрели, дали 1000 рублей и посадили в автобус до Великого Устюга. И всё это за «спасибо».
           В этот раз нам встретился дяденька, ехавший из Вологды в Тотемский район. Оказался он москвичом, инженером по высоковольтным линиям. В Москве у него была семья, а здесь они строили ЛЭП вахтовым методом. В машине у него были и кровать, и мини-примус - словом, не микроавтобус-"рафик", а дом на колёсах. Я ему понравилась. Наверное, он рассчитывал на что-то. Что я ему телефон оставлю, или что-то ещё... На речку звал. Мы вежливо отказались.
        Когда подъезжаешь к Устюгу, то первое, что появляется вдали - огромные красные прибрежные откосы вдоль Сухоны. На этом крутом берегу и стоит Устюг. Потом, когда подъезжаешь ближе, становятся видны золотые купола церквей. Завораживающе-красивое зрелище.
     Машина долго петляла по городку, пока мы не выбрались к автовокзалу. Водила нашёл нам машину до Котласа, но - уже за плату. Пришлось отдать по 300 рублей за нас с Анной. Но зато домчали - с ветерком.
      Котлас. Где-то лет до 17-18, я была уверена, что Котлас - это где-то в Прибалтике. Судя по названию. Но название, на самом деле - финское. Осталось от некогда живших в этих местах финно-угорских племён, ассимилированных славянами. Жители городка гордо именуют себя котлашанами. Стоит городок на одном из рукавов Северной Двины - так называемой Малой Северной Двине. Пока ехали в Котлас, наш попутчик высказал интересное мнение, что наводнения в Европе, которые периодически там разыгрываются в последние годы, как-то связаны с обмелением русских северных рек. Как именно - я так и не поняла. Но река в Котласе и вправду - обмелела. Я решила искупаться и полезла в воду. Дошла почти до середины реки - воды по колено. Зато течение сильное - с ног сбивает. По берегам валяются валуны, на которых отпечатались раковины древних моллюсков. Когда-то здесь было древнее море. Там же, на берегу реки, торчит бетонное сооружение непонятного назначения с пещерой внутри. В пещере сыро и загажено. Валяются пустые бутылки и прочая дрянь. Для чего это строилось - не понятно. Но, судя по архитектуре - это что-то совдеповское. Сам городок уютно-деревянный. Особенно умилил меня вокзал. На вокзале, на перроне к двум соседним столбам прикреплены таблички с указателями: "Север" и "Юг".
Аню сие так потрясло, что она решила возле них увековечиться.
В Котласе пришлось заночевать, ибо дальше Анна заявила, что хочет ехать на поезде - дальнейшую дорогу ей было не осилить. И я решила не мучить ребёнка.
Комнаты отдыха на вокзале в Котласе нет. Есть "вагон-гостиница". Обычный купейный вагон, загнанный в тупик у платформы. Всё бы ничего, но весь день он простоял на солнце и перегрелся, а окна там не открываются. А если учесть, что на улице +30... Почти всю ночь мы не спали. Лежали, обтирались полотенцами и простынями. Дышать было просто нечем.
На пляже к нам принялся активно клеиться некий мужичок. Он сперва долго и старательно "грел уши" на наших с Аней разговорах про Сыктывкар, а потом решил вмешаться. Долго и довольно складно пел про то, что он-де из Сыктывкара сам, а в Питере служил в Ансамбле песни и пляски ЛенВО. Видимо, рассчитывал на то, что я умилюсь, заплачу от радости и паду в его объятия. Ага! Щаз! Пять раз!
          Ну, дальше мы на поезде ехали, дальше не интересно.
Тётя Инна встретила на вокзале. Поезд приехал почти в полночь. Сыктывкар поражал иллюминацией. И вообще - город здорово изменился с тех пор, как я была тут в 1987, сразу после школы. Теперь это - "маленькая Москва" - всюду стройки, всюду высотки. Тётя Инна рассказала, что всё дело - в "нефтедолларах". Большая часть прибыли от продажи нефти и газа северных месторождений остаётся в республике. Коми превращается в нечто вроде "северных Эмиратов". А раньше - это был провинциальный городок, деревянный в большинстве своём. Но "деревяшки", впрочем, там сохранились, правда, уже не в таком количестве. Тётю Инну сильно удивляло, что я эти развалюхи снимаю.
- На что ты плёнку тратишь?
- Но ведь их же снесут! И ничего не останется! А так - будет память о том, каким был город когда-то.
Тётя Инна подумала - и согласилась.  Кроме деревяшек в центре много домов сталинской архитектуры. Эти дома когда-то строили узники ГУЛАГа. До войны Сыктывкар назывался Усть-Сысольск, по названию реки Сысолы. Его построили в 18-м веке, как поселение-факторию. Самым высоким зданием в городке был красивый белокаменный Стефановский собор. В 1932 году его взорвали, но уже в нашем веке воссоздали. Он по-прежнему виден из любой точки города.
        Хохма. Тётя Инна рассказала. Про театр. В Сыктывкаре был Драматический театр. Театр, как театр, каких множество в провинциальных городах. И здание у него было обычное - типичный пример "сталинской" архитектуры, также построенное в своё время зэками. И в один прекрасный день выяснилось, что зданию этому нужен капремонт. Стали делать ремонт, а театр стал разваливаться на глазах. Проще снести и новый построить. Что и решили сделать "отцы города", благо деньги в казне есть. Но тут вмешались "представители интеллигенции" и "деятели культуры". Они стали громко требовать сохранить старое здание, ибо оно-де "памятник архитектуры республиканского значения"! О как! А здание уже успели изрядно раздолбать. "Отцы города" призадумались, почесали начальственные головы и родили следующую мыслю - мол, в стене нового здания театра будет фрагмент старой стены, на который повесят мемориальную доску. И отчего-то эта абсолютно идиотская идея всех устроила. И фрагмент стены-таки оставили, но он вдруг взял и рухнул, чуть не придавив строителей. "Отцы города" обрадовались - "баба с возу" и вывели разрушенный уже окончательно театр из списка памятников культуры.
        Мостов через Сысолу нет, так как река лесосплавная - по ней лес сплавляют, а через реку ходит на тот берег небольшой речной трамвайчик. На противоположном берегу - район Заречье. До него цивилизация ещё не дошла. Все золотые дожди идут над другим берегом. А здесь - деревянные тротуары и бревенчатые домики. Самое интересное - при социализме проезд на трамвайчике стоил 10 коп., а при капитализме - бесплатно. А ещё - в Сыктывкаре совершенно странные памятники. Возле кинотеатра "Парма" стоит памятник местному просветителю, национальному коми-поэту Куратову. Поэт стоит прислонившись к дереву, по-видимому, к сосне, но в народе памятник зовут "Свинья под дубом". Памятник Ленину, в совдеповские времена обязательный в любой маломальской дыре, зовут не иначе как "Ленин с рюкзаком". Но что самое удивительное - это непонятное сооружение на одной из центральных улиц, напоминающее стабилизатор невзорвавшейся бомбы. Это - почти единственный в городе пример сохранившейся с совдеповских времён так называемой "наглядной агитации". На сиим сооружении укреплены изображения орденов, коими в те приснопамятные времена была награждена славная республика Коми. В городе сию шедевру зовут "Хвостом». Вообще же - вся прибрежная часть города Сыктывкара медленно, но верно сползает в реку. Пока был жив мой дядюшка, геолог и учёный, он не советовал строить ближе 500 метров от берега. Но после его смерти о словах его быстро забыли и стали активно застраивать прибрежную часть. А квартиры в новых домах, надо сказать, совсем недешёвые. У моей двоюродной сестры муж - "новый русский". И квартиру он купил в одном из таких домов. Вот сестра и ждёт - когда у них дом в реку сползёт...
       Сыктывкар - город маленький. Меньше Питера. Мы с Анной обошли его за час. И очень удивлялись, что моя двоюродная сестра - тоже Анна, которая жила в двадцати минутах ходьбы от дома своей матери, ездит к ней на такси. А для них это далеко! 20 минут пешком - это далеко. В масштабах Питера это - как от метро "Василеостровская" до угла Большого и 22 линии. Или как от "Автово" до "Кировского" рынка.
Когда я вернулась, мои подруги тут же накинулись на меня с вопросами - где была, да что. Я честно рассказала, что в Сыктывкаре. Марго минут 15 пыталась выговорить это слово.
- Ну и как там?- сдавшись спросила она.
-Отлично!
И я пустилась в бесконечные рассказы.
- Поехали со мной, девчонки!
- Нам здоровье не позволяет.- вздохнула Марго.