*) Верное изображение формул см. на рис. 8.1
----------------------------------------------
Что же такое ИС?
ГИС - вся Вселенная.
Говоря о локальной ИС будем рассматривать, выделенные по некоторым общим признакам, фрагменты РМ, достигшие определённого структурного уровня развития. А именно - биологического, т.е. жизни, начиная от индивидуальных её форм (ИИС) до сложных объединений живых организмов (ОИС).
Будем иметь в виду также возможные следующее ступени развития.
Будем называть локальной ИС (или просто ИС) некоторую часть Вселенной, имеющую общий ИМ.
ИС включает в себя РМ и ИМ. ИМ вторичен по отношению к РМ и является совокупностью его отражений.
РМ состоит из объектов, начиная от первоэлементов до сложных их образований. Объекты различаются по уровню сложности. Каждому уровню сложности отвечает свой уровень связей. Более сложные объекты и связи включают в себя более простые.
Объектами являются частицы микромира, атомы, молекулы, тела неживой природы, клетки, организмы, животные, человек, общество, продукты человеческой деятельности и т.д.
Связи - внутриатомные, поля тяготения, электромагнитные, биологические, социальные, производственные и др.
В ИМ элементы - ассоциативно связанные между собой понятия.
Для наглядности удобней всего рассматривать ОИС отдельно взятой страны с общим языком, экономикой, культурой. В ОИС в качестве ИМ выступает ДП и общее число ОП, т.е.
(8.1)* ИМ = ДП + Сумма ОП(i)
Можно предположить, что уровень развития ИМ и соответственно ДП и 0П определяется располагаемым количеством понятий и связей между ними, т.е.
(8.2)* ОП = f(nпон, nсв)
Здесь:
nпон - число понятий,
nсв - число связей.
В качестве носителя ДП первоначально выступала человеческая речь, затем письменность. Сегодня начинает выступать компьютерная техника, при этом письменность и речь остаются носителями ДП, но их значение, как носителей ДП, будет снижаться.
Носителем ОП является мозг человека.
Отметим также, что психика и сознание требуют определённых структурных уровней носителей ИМ, а также определённого числа понятий и связей между ними. Меньше некоторого числа понятий и связей сознание невозможно.
Человек в целой вместе с орудиями труда, приборами, техникой и другими средствами, продолжающими, усиливающими и дополняющими органы его ощущений и трудовой деятельности, выступает в качестве инструмента познания и развития (ИПР) в ОИС.
Суммарный ИПР в ОИС зависит от ряда параметров.
(8.3)* ИПР = Сумма f(ОПi, КДi, ДОi, КИi, ДВi, КВi)
Здесь: N - число локальных ИПР в ОИС (людей).
ОПi - оперативная намять i-ого ИПР. Число понятий и связей определяется способностями индивида, его личным опытов, воспитанием и образованием.
КДi - коэффициент доступа к ДП i-ого ИПР. Определяется степенью доступа к информации в ДП, умением извлекать из ДП и вносить в неё новую информацию.
ДОi - максимальный диапазон ощущений i-ого ИПР, усиленный и дополненный средствами науки и техники.
КИi - коэффициент использования i-ым ИПР достижений науки и техники в познании РМ.
ДВi - максимальный диапазон воздействия i-ого ИПР на РМ а ОИС посредством трудовой деятельности с использованием достижений науки и техники
КВi - коэффициент реального воздействия i-ым ИПР на РМ.
Суммарный ИПР определяет динамику развития ОИС - темпы накопления информации в ИМ - d(ИМ)/dt и темпы накопления структурной информации в РМ - d(РМ)/dt.
Очевидно, что для максимальных темпов развития ОИС необходимо достижение максимально возможных значений параметров суммарного ИПР, а также их прироста во времени и, следовательно, d(ИПР)/dt.
Очевидно также, что величина ИПР в любой конкретные момент истории зависит от объективных и субъективных факторов.
К объективным можно отнести:
- количество локальных ИПР (людей) в ОИС;
- максимальный диапазон ощущений человека, усиленный и дополненный средствами науки и техники;
- максимальный диапазон воздействий человека на РМ с использованием достижений науки и техники.
К субъективным факторам относятся:
- степень доступа отдельных людей к ДП;
- степень использования отдельными людьми передовых достижений науки и техники в познании и развитии РМ и ИМ;
- уровень воспитания и образования ИПР в ОИС.
Уменьшению суммарного ИПР, а, следовательно, и снижению темпов развития ОИС служат:
- ухудшение состояния образования, воспитания, несоответствие их потребностям времени;
- ограничение доступа основной массы людей к достоверной информации из ДП;
- снижение оперативности и широты использования передовых достижений науки и техники в познании и развитии РМ и ИМ, война, снижение числа локальных ИПР, разрушения.
Влияние перечисленных факторов может привести к резкому снижению темпов развития ОИС.
ОИС в целом представляет собой некую функцию.
(8.4)* ОИС = f(РМ, ИМ, ИПР)
Для нормального развитая ОИС необходимо гармоничное развитие всех трёх её составных частей.
Невозможно серьёзное развитие ИМ без соответствующего структурного развития её носителя - РМ. А развитие РМ отвечает уровню развития ИМ (знаний, науки, искусства).
Динамику развития ОИС определяет ИПР и d(ИПР)/dt.
В развитии ОИС прослеживаются следующие объективные законы, дополняющие законы диалектики.
1. Закон положительного градиента РМ, т.е.
(8.5)* d(РМ)/dt > 0.
Этот закон утверждает объективную закономерность роста объёма структурной информации в ОИС.
2. Закон положительного градиента ИМ, т.е.
(8.6)* d(ИМ)/dt > 0.
Этот закон утверждает объективную закономерность роста объёма информации материи о себе.
3. Любое ограниченное, изолированное количество материи (участок Вселенной) имеет свой предел развития РМ и ИМ. Из загонов I и 2 следует, что для своего развития ОИС должна увеличивать свои размеры. В бесконечной Вселенной развитие может быть бесконечно.
4. Закон соответствия структурному уровню объектов уровня связей в РМ ОИС.
5. Закон соответствия уровню объектов уровня связей в ИМ ОИС.
6. Закон опережающего развития ИМ по сравнению с РМ в ОИС, относительного соответствия уровней развития ИМ и РМ и их взаимовлияния в процессе развитая через ИПР. При этом отрыв ИМ от РМ не может превышать некоторой максимальной величины, что требует постоянного подтягивания РМ к ИМ.
7. Закон существования предельных темпов развития ОИС. Существуют некоторые предельные темпы развитая ИМ (увеличения, усвоения знаний), которые определяются возможностями, структурным уровнем носителя ИМ. А следовательно (по закону 6) существуют и некоторые предельные темпы развития РМ и ОИС в целом.
Из непрерывного процесса познания в развития в ОИС можно выделить цикл со следующими этапами:
1. исследованиt РМ - поиск новых объектов и связей;
2. внесение их в ИМ - отражение в ОП, перенос в ДП, систематизация;
3. поиск и установление в ИМ новых связен, образование новых понятий и систем понятий (моделей, гипотез);
4. проверка гипотез и моделей практикой в РМ, их доработка до теорий, новых реальных объектов и связей;
5. широкая реализация в РМ новых объектов и связей по схеме ИМ.
Отметим, что невыполнение п.5 ведёт к отрыву ИМ от РМ грозит утратой стабильности ОИС, снижением темпов её развития и ведёт к её поражению в соревновании с другими ОИС.
---------------
Коротко рассмотрим состояние, основные условия и пути повышения темпов развития ОИС на примере нашей страны.