Муравьи

Анатолий Игнатьев
                Муравьи.

Мальчик сидел на опушке леса  и наблюдал, как муравьи суетятся, бегают, таскают какие-то палочки, травинки и удивлялся, как это у них после такой бестолковой работы получается такой красивый домик.
- Па, - спросил он у отца, - а муравьи умеют думать?
- Нет, - сказал отец.
- А как же они всё это делают?
Отец снисходительно погладил сына по голове, довольный его любознательностью и сказал:
- Они делают всё инстинктивно. Как бы тебе это попроще...
И, подумав, он пояснил:
- Ну, они как только родились, уже как бы знали, что им делать.
- А откуда они знали? - удивился мальчик.
- А это знание передаётся по наследству. Есть такая наука - генетика... Но это очень сложно. Вот вырастешь, тогда узнаешь.
И он снова погладил сына по голове. Мальчик поймал одного муравья и с интересом смотрел, как тот, перегибаясь почти пополам в своей тонкой талии, сдвигает и раздвигает жвала, пытаясь укусить палец.
- Пап, - снова спросил мальчик, - а вот сейчас что он думает?
Отец посмотрел на сына и улыбнулся:
- Я же говорил тебе, что он не думает. Просто ты его держишь, а он  пытается освободиться.
- А зачем? Ему больно, да?
Отец рассмеялся.
- Беда с тобой. Всё ты хочешь знать... Вряд ли этой букашке может быть больно. Так, что-то похожее на это.
Мальчик сильнее сжал муравья и вдруг почувствовал, как жвала ущипнули его. Он разжал пальцы, и муравей, упав на траву, растерянно забегал вокруг, приволакивая одну лапку.
- Он меня укусил, - сказал мальчик.- А я ему нечаянно лапку прижал.
- Ничего, -успокоил его отец, - заживёт.
Мальчик наблюдал за хромым муравьём, пока тот не скрылся в муравейнике. А потом спросил:
- А правда, ему не было больно?
- Нет, нет, - сказал отец, - успокойся.
- А вот мне, когда я уронил утюг на ногу, было очень больно.
- Но ты же человек, - улыбнулся отец.
И пошёл краем леса.


_ Что ты делаешь? - спросил отец.
- Я играю с полем времени, - ответил мальчик. - Там на маленькой планетке   такие занятные букашки...
- Тебе ещё рано играть с полем времени, - сказал отец.
Но он был доволен, что его сын растёт таким любознательным.
- Я немножечко... - сказал мальчик. - Посмотри, какие они интересные.
Отец посмотрел на маленьких букашек, копошащихся среди каких-то коробочек и улыбнулся.
- Ладно, - сказал он, - поиграй немного, только не включай слишком сильно.
- А то им будет больно? - спросил сын.
- Глупышка, - засмеялся отец. - Они такие маленькие и у них так мало нервного вещества, что вряд ли они что-нибудь почувствуют.
- А зачем же они  убегают, когда я немного трясу их домики? - удивился мальчик.
Отец снисходительно посмотрел на сына.
- Это инстинкт, мой мальчик. Инстинкт сохранения вида, присущий всему живому.
- А вот мне, - сказал мальчик, - когда я попал под вневременное излучение, было очень больно.
- Но ты же разумный! - засмеялся отец.
И пошёл по изгибу времени.