Память

Виларен 2
 «Память»
"Память - вечный палач человечества, но

именно она делает нас столь непохожими

друг на друга"

К. Юнг

1


-- Хватай его! Вот он! - Келер вскинул лук, но тёмная фигура графично вырисовывавшаяся на фоне светлой стены резко отпрянула в сторону. Стрела в бессильной злобе выщербила стену. Ответная стрела с утробным скрежетом скользнула по шлему.
-- Барлог тебя!.. - Келер с трудом поднялся на ноги. Его мутило, а кровь, сочащаяся со лба, заливала глаза. В чём - в чём, но в меткости ему не откажешь. Келер никак не мог сфокусировать взгляд в одной точке, но, судя по доносящимся крикам, подвигам неуловимой Тени пришёл конец и он крепко влип. Похоже, что ему так и не удалось вырваться из дома, куда он каждую весну приносил целую охапку лаутринов. Келера всегда занимал вопрос: как он умудрялся таскать их в таких количествах, если они росли только на вершинах самых неприступных утёсов? Среди мужчин народа Келера считалось великой доблестью сорвать хотя бы один, что бы подарить своей подруге или невесте, как знак любви и преданности. А тут такая роскошь!
-- Келер! Иди сюда! Мы его поймали!
-- Хвала звёздам! Наконец-то!
...Тень оказался худым и жилистым существом неопределённого возраста. Сухая, загрубевшая кожа цвета дубовой коры, светлые свалявшиеся волосы... и глаза... глаза полные животной ненависти...
-- Скотина... - Келер с наслаждением саданул пленника сапогом под рёбра. - Кто ты?!
Кожа пленника слегка посерела, но выражение глаз не изменилось.
-- Он что, глухой?
-- Похоже безумен. Кроме визга и воя никто от него ничего больше не слышал.
-- Ясно. Все живы?
-- Шестеро убиты, трое ранены. Двое сорвались с карниза.
-- Превосходно: полуголый придурок уложил шестерых... Чем он был вооружён?
-- Луком и пангой.
-- Лук знатный... - Келер осторожно пощупал сочащуюся сукровицей огромную шишку. - Мой шлем продавил почти на три пальца. Дай-ка его сюда.
Лук оказался очень тяжёлым и довольно старым.
-- Ничего себе, штуковинка... Да тут даже клеймо ещё видно. Айведль, ты у нас знаток по оружейной части, ну-ка поведай, чьих рук сие творение?
Айведль долго вертел лук, пытаясь разобрать старое, почти стёршееся от долгой службы клеймо.
-- Ну и как?
-- Если я не ошибаюсь, то этот лук сделал мастер Райтер. Это его клеймо.
-- Райтер? - Келер удивлённо огляделся вокруг. - А это ведь его дом. Он вместе с семьёй погиб при штурме этого треклятого города! Этому проклятому луку не менее двух сотен лет! - Келер смотрел на оружие в руках почти с мистическим ужасом.
-- Келер, успокойся...
-- Успокоиться? Я спокоен! Меня трижды пытались убить в этом доме! Он уже две сотни лет мёртв, а душа его хозяина всё ещё не может досыта напиться нашей крови?! Я лично перерезал глотку Райтеру. Ему и его отродью, этой поганой драной кошке, что защищалась на этой вот самой крыше вместе с отцом! И все эти двести лет этот морок гонялся за мной... - Келер снова с яростью вогнал носок своего сапога в живот Тени.
Келер обвёл взглядом свой отряд. Его воины вздрагивали как от удара, когда его взгляд падал на них.
-- Теперь он успокоится. Умертвие надо вернуть туда, откуда оно выползло. Тащите
его вниз.


2


-- Здесь. Вскрывай! - Келер ткнул носком сапога в едва приметную ямку в каменной кладке пола.
-- Ты уверен?
-- Здесь, я сказал!!!
-- Хорошо, хорошо. - Ринел примирительно поднял руки. - Сейчас сделаем.
Вскоре под ударами лома кладка поддалась. Воины удвоили усилия, и вскоре в полу открылся неровный пролом.
-- Что это?
-- Это? - Лицо Келера перекосила жуткая гримаса. - Это та самая дыра, откуда выползла эта падаль. Суйте его туда. Именно там его место!
-- Келер, он ещё жив...
-- Он уже двести лет как сдох!!! Суйте!
Видя, что его воины переминаются в нерешительности, он сам схватил Тень за плечё и, не развязав, спихнул его головой вниз в темноту.
-- Вот так. Замуровывайте! Слабаки!..



3


-- Келер, что с тобой?
-- Меня второй день тошнит. Эта проклятая стрела... Да и всю ночь мучили кошмары.
-- Келер... ты прости меня, но ребята думают, что ты спятил.
-- Это из-за Тени?
-- Да. Они говорят, что замуровывать его живым...
-- Было слишком жестоко? Так?
-- Да. Он ведь был живой, а не умертвие...
-- Знаю...
-- Келер, я твой лучший друг. Тебя что-то связывает с ним. Что это? Расскажи. Ты же знаешь, что бы действовать дальше, мне нужно знать всё.
-- ...Это началось давно, больше двух сотен лет назад. Я вёл отряд на штурм стены недалеко от этого дома. Это быдло защищалось отчаянно: приходилось брать штурмом едва ли не каждый дом... - Келер замолчал, задумавшись.
-- В том числе и тот?..
-- Да... Там мы загнали на чердак Райтера и его дочь. Дрались они до конца, хоть и не очень умело. Ведь делать оружие ещё не значит хорошо уметь убивать. Я снёс голову отцу, а девчонку мы попытались скрутить. Та вырвалась и воткнула нож в пах моему брату. Я тогда задрал ей башку и перерезал горло. И не жалею об этом.
-- А брат?
-- Брат умер. Тела Райтера и его дочери мы стащили в подвал и бросили в ту самую щель. Это тогда было чем-то вроде погреба. Мы прикрыли её крышкой и ушли.
-- Ну, не совсем красиво, но вполне объяснимо. А умертвие тут при чём?
-- А мистика началась дня через три. Патрули стали пропадать один за другим по всему городу. Кто-то их планомерно отстреливал не оставляя раненых, что бы те рассказали о произошедшем. Мы долго тогда охотились за этим стрелком. Постепенно до нас дошло, что он прячется где-то в этом доме. Обыскивали мы его, наверное, раз десять, но без результата. Схорона так и не нашли.
-- И где же он прятался?
-- В том самом погребе. Я это обнаружил совершенно случайно. Кто-то наступил на крышку, а след был почти стёрт. Я заподозрил неладное и открыл... - Келер сжал виски...
-- И что там?..
-- Оба трупа были облачены в погребальные одежды и сидели в креслах как на тронах. Волосы их были тщательно расчёсаны и уложены в причёски. В общем, погребальный обряд был свершён по всем правилам...
-- А почему ты решил, что он там прятался? Ведь обряжение покойников ещё ни о чём не говорит...
-- Знаешь, я сначала не поверил собственным глазам, и, не смотря на смрад, спустился туда. В одном углу я нашёл целую груду обглоданных костей, а в другом соломенную подстилку. Это существо жило там больше чем полгода вместе с двумя трупами. Я совсем одурел от смрада и от того, что увидел там. А когда я вылезал, то он в меня выстрелил, но, слава звёздам, промахнулся. Я тогда приказал замуровать могилу. И Тень больше не появлялся в этом доме. Целых полгода. А потом, при очередной проверке мы нашли букет лаутринов. И с тех пор каждый год он появлялся здесь, что бы оставить букет. Где он устроил себе берлогу, я не знаю. Мы и выследили его только по этим цветам. Если бы не они мы и дальше бы гоняли по углам эту мразь, а он отстреливал бы нас как кролей на своём поле.
-- Но он же просто сумасшедший, а не умертвие...
-- Я знаю. Проживи полгода в склепе, и ты спятишь.
-- Знаешь, ты и сам сумасшедший... Даже без склепа...




4



...Он очнулся оттого, что кто-то лил воду ему на голову. Через веки просачивался серебристый свет. Тело не болело. Он удивился: уже очень давно он не различал разницы между тьмой за и перед его веками. Он открыл глаза. Его камера была освещена мягким, каким-то очень ласковым светом, который оставлял ощущение присутствия чего-то родного доброго, хорошо знакомого и от этого особенно дорогого.
-- Доброе утро, сынок. - Мощный и бархатистый, но тихий мужской голос разорвал многодневную тишину. - Как ты себя чувствуешь?
Голос был смутно знаком, но вот где он его слышал Тень мучительно не мог вспомнить. Он в очередной раз попробовал напрячь мускулы, и не ощутил своих пут. Только через некоторое время он понял, что свободен.
-- Вставай. На-ка, утоли свою жажду. - Мужчина в странной одежде возник перед Тенью, протягивая ему чашу. Жидкость оказалась крепким тёмным пивом. - Присядь. Каменный пол не самое удобное ложе.
Кресло оказалось очень удобным, вот только тоже будило какие-то смутные воспоминания. Он судорожно пытался ухватиться хотя бы за один из этих ускользающих образов, но веки отяжелели, а по телу разлилось забытое за долгие годы скитаний уютное тепло.
-- Спи, сынок. Ты так долго не был дома...




5



... Келер вынул кинжал. Где-то там, в кустах погружённых во тьму ночи, прятался Враг. Две его стрелы уже едва не попали в цель. Интересно, как он умудряется целиться, если сам Келер едва различает контуры кустов на фоне ночного неба? Он весь обратился в слух, пытаясь услышать своего Врага... Келер осторожно начал продвигаться под прикрытием полога кустов. Но, не смотря на все его предосторожности, Враг появился неожиданно: его фигура просто внезапно закрыла небо. Враг вскинул лук. С диким воем Келер бросился в атаку. Стрела со свистом пронеслась всего в паре дюймов от его виска, обдав щёку дуновением своего движения. Но Келер уже сократил расстояние и его кинжал летел в грудь Врага. Удар крыла лука смял его натиск, а второе крыло едва не пробило ему голову, но Келер успел нырнуть под него и откатиться в сторону. Враг снова вскинул лук, а Келер перехватил кинжал и метнул его. Последнее что он увидел - это летящая ему в грудь четвёртая стрела...

-- Келер, Келер... - Ринел тряс его за плечё. - Очнись!
Келер открыл глаза:
-- Кто ты?
-- Я? - От неожиданности Ринел даже выпустил плечо Келера. - Я - Ринел.
-- А... Помню. Дай воды. Что случилось?
-- Ты носился по всей комнате с закрытыми глазами и кидался на стены. Орал что-то нечленораздельное, а потом едва не придушил Айведля. Что случилось?
-- Сон. Я с кем-то сражался во сне.
-- И что?
-- Я проиграл бой. Он каким-то образом отразил все мои удары, а сам выпустил по мне четыре стрелы...
-- И?
-- Последняя попала мне в грудь...
-- Ты уверен?
-- Это уже седьмая ночь. И каждый раз я проигрываю ему схватку. И каждый раз я просыпаюсь оттого, что четвёртая стрела впивается мне в грудь.
-- А вот это уже серьёзно. Похоже, ты преступил черту, и теперь Тень собирается тебе отомстить...
-- Тень? Да ему вовек не выбраться из того склепа!!!
-- А долго ли ты сможешь выдерживать ожидания ночи, а потом эти сражения во снах?
-- Ты думаешь, он вызывает меня на бой?
-- Я думаю, что ты преступил черту безо всякой на то необходимости. Негоже заживо хоронить человека. А тем более такого достойного воина.
-- Он убивал из-за угла!
-- Ну, это-то как раз не противоречит законам и обычаям войны. Он не убивал безоружных, спящих, женщин, детей, стариков и раненых.
-- Ага, он раненых просто добивал...
-- От его выстрелов раненых не оставалось. А тут даже не надо делать снисхождение на его безумие.
-- Он просто трус! - Келер чувствовал правоту Ринела, но не хотел признавать этого.
-- Трус? А мы, когда охотились на него, не были трусами?! Это очень смело и благородно: тридцать закованных в железо мужиков устраивают облаву на одного? А ведь он приходил в этот дом не убивать, а совершать поминальный обряд. Это мы, а не он нарушили все законы войны. Келер, надо выпустить его, пока он не умер. Сам знаешь, как страшна месть мёртвых.
-- Никогда!
-- Как знаешь, но ты не прав.




6


-- С пробуждением, сынок. - Тень открыл глаза и снова увидел свет. Но теперь он был гораздо ярче, сочнее и, если так можно было сказать, более живой. - Как тебе спалось?
Обладатель голоса сидел у противоположной стены на низенькой скамеечке.
-- Я - Райтер. А тебя как зовут?
-- Тень. - Он с удивлением понял, что умеет говорить.
-- Тень? Неужели твои родители дали тебе такое странное имя?
-- Кажется, нет... - Тень мучительно пытался вспомнить своё имя, и что было до того, как он получил своё прозвище.
-- А кто его тебе дал? - Тень никак не мог вспомнить своего собеседника, хотя он продолжал казаться знакомым.
-- Они... - Тень неопределённо мотнул головой.
-- Кто они?
-- Северяне. - Тень с удивлением вспомнил, что когда-то, до ужаса ночного пожара, он знал своих врагов.
-- А как тебя звали до того как они пришли? - Гость был настойчив, и в памяти Тени стали возникать смутные образы прошлого.
-- Не помню.
-- Постарайся. Из-за чего ты стал враждовать с северянами?
-- Они сожгли... - Снова неожиданно для самого себя вспомнил Тень.
-- Что они сожгли?
-- Дом... - с усилием произнёс Тень.
-- Чей дом? Чей это был дом? Твой? - Собеседник теперь буквально нависал над ним. - У тебя был дом?
-- Да, был. - Тень снова понял, что память опять выпустила на волю частицу воспоминаний. Теперь он помнил, что было до пожара. - У меня был дом. И он сгорел. Но это не важно. Они сожгли весь город.
-- А ты что делал?
-- Я сражался. Но они всё равно сожгли всё.
-- Ты выжил во время штурма?
-- Да. Я сражался у южных врат. А когда стены пали, то на улицах. Я видел, как горели дома.
-- И твой?
-- И мой. Но это было не важно. Я бежал к этому дому...
-- Зачем? Здесь было что-то более ценное, чем твой собственный дом?
-- Да... - Лицо Тени перекосила мучительная гримаса. - Это был дом Анталеры.
-- И что? Что здесь случилось?
-- Не помню...
-- Давай вспоминай! Что ты увидел, когда вбежал в дом? - Райтер тряс обмякшее тело Тени.
-- Я увидел северян. Они бросили тело Анталеры и её отца в этот погреб. Я выстрелил в старшего, но промахнулся. - Тело тени окончательно обмякло.
-- Спи, сынок. Худшее позади. Ты слишком долго был одинок. Теперь пришло время вернуться. Спи. Я приду позже.




7


... Келер наконец-то выследил Врага. Он стоял на гребне гряды спиной к нему. Верный кинжал сам скользнул в ладонь. Несколько осторожных движений и уже можно коснуться рукой спины Врага. Прыжок, и Келер мёртвой хваткой обхватил ногами тело Врага, а руки сами захватили в замок шею противника. Ещё мгновение и острое лезвие кинжала отделит ненавистную голову от тела! Но Враг извернулся и бросился вниз. С ужасом Келер понял, что он падает в бездонную пропасть, обнимая обезглавленное тело женщины.
Келер проснулся от собственного крика.
-- Ринел, - прохрипел Келер.
-- Что?
-- Бери кирку и лом. Идём в дом Райтера.
-- Я понял. Сейчас. - Ринел быстро вышел из комнаты, а затем вернулся уже с инструментами. - Идём. Давно надо было это сделать.



8


-- Доброе утро, сынок.
-- Доброе, мастер Райтер. Как поживает Ваша дочь?
-- Она заждалась тебя. Давно пора навестить её.
-- Спасибо, Мастер.


9


Келер яростно долбил забутовку люка. Ещё совсем свежий раствор поддавался легко, но тяжёлые камни не желали покидать своих гнёзд. Но, Келер не сдавался и продолжал самозабвенно сражаться с ними. Наконец к вечеру, он освободил люк.
-- Всё. Ринел, дай факел.
-- Держи.
Келер откинул крышку люка и заглянул в погреб.
-- Нет... - Едва сумел выговорить он. Факел выпал из враз ослабевшей руки. Он повернул бледное как саван лицо к Ринелу. - Тень...
Келер пошатнулся и стал падать в зев открытой могилы. Ринел схватил его за полу плаща. Луч заходящего солнца, косо падавший сквозь пролом в стене, осветил мрак склепа. От увиденного там Ринел сам едва не свалился в жадный зев старого погреба: Тень сидел в погребальном кресле, одетый в праздничные одежды. Он был мёртв, но его глаза утратили тот хищный блеск ненависти и смотрели сейчас куда-то в даль. А на губах застыла счастливая улыбка...




10


Следующим утром Ринел нашел тело Келера уже остывшим. Из угла его губ натекла тонкая струйка запёкшейся крови...