Интернет. Каждый сам автор и сам издатель

Благодаря интернету у людей появилась возможность публиковаться без посредников, без больших затрат и сразу на весь мир.

Эту новую возможность я сравниваю по ее историческому значению с книгопечатанием. В пятнадцатом веке появились технические средства для печатания книг большими тиражами. И это сделало книги дешевыми и доступными, по сравнению с рукописными книгами. Изобретение книгопечатания уже до меня сравнивали с изобретением колеса и изобретением письменности. Вместе с книгами стали общедоступными знания и образование. А вместе с интернетом стала доступна для любого автора аудитория.

Скоро писатель, поэт, журналист, фотограф, художник, галерист и даже кинорежиссер и певец - это будут не профессии. Скоро автором - публикуемым автором - будет каждый или почти каждый человек, так же как каждый или почти каждый человек был в девятнадцатом веке читателем, а в двадцатом веке кино- и телезрителем и радиослушателем. И искусство и литература станут (пожалуй, уже стали) доступными народу - в другом качестве, так что народ станет создавать искусство и литературу, а не только потреблять их.

Здесь, на писательском сайте, встречала я высказывание, что мы (те, кто публикуется здесь) не писатели, мы, мол, только играем в писателей.

Аналогичное высказывание о читателях эпохи Возрождения было бы: печатные книги - не настоящие книги, и их владельцы и читатели только притворяются владельцами книг и читателями. А вот настоящие читатели книг - это, мол, те, кто переписывает их, и особенно те, кто зарабатывает чтением книг и их переписыванием себе на жизнь.

А "играть в писателей" могут дети, как рассказывала о дочери жена психотерапевта и автора многочисленных книг Андрея Курпатова в одном из интервью:

"Дочка в кого характером пошла? - В папу. У него в кабинете два письменных стола стоят буквой «г». За одним он пишет, за другим она каляки-маляки рисует. Андрей ей говорит: «Покатаешься на папе?» – «Нет, еще поработаю»."

- вот это была игра в писателя - маленькая девочка играла в писателя.

А мы, те, кто публикуется, - настоящие писатели, и неважно, как мы сами себя позиционируем. Если пишем и публикуемся, то настоящие писатели, а если читаем, то настоящие читатели.

Дина Иванова 2 возразила мне в рецензии: "Выставить здесь - это всё-таки не публикация в её классическом виде." И я ответила, что уверена: публикация в интернете полностью заменит публикацию в ее классическом виде, как печатные книги полностью заменили рукописные.

То же самое с информацией вообще. Сейчас каждый из нас не только пассивный получатель информации, но и активный участник обмена информацией. 

САМАЯ ДОСТОВЕРНАЯ И САМАЯ ТОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ОТ ОБЫВАТЕЛЕЙ С МЕСТА СОБЫТИЙ

Недавно слыхала я (и слыхала в интернете), как монахиня Нина Крыгина рассказывала о методах информационной войны, и она ссылалась на лекции Николая Сергеевича Леонова, генерал-лейтенанта и бывшего разведчика. Леонов делил информацию на три потока. Первый поток, по Леонову, - достоверная государственная информация, она самая точная и идет к руководству страны под грифом секретности. До обычного гражданина-обывателя она, мол, не доходит. Второй поток - это информационный шум, не оставляющий людям времени на свободную мысль; и третий поток - поток, моделирующий сознание, заказанный кем-то, продукт социальной инженерии, направляющий сознание масс в направлении, выгодном для заказчиков.

Так вот, благодаря интернету, мы, массы, сами создаем и сами контролируем и оцениваем информационные потоки. Самая достоверная и самая точная информация - это информация с места событий, и ее-то сейчас и выкладывают без обработки в интернет. И идет она напрямую от обычных граждан-обывателей к обычным гражданам-обывателям так же, как и к руководству страны. То, что рассказывал Леонов в своих лекциях, уже устарело - это было в эпоху до интернета.

Татьяна Денисова написала в своей рецензии на мой рассказик "Зачем?" об информационной войне:

Рецензия на «Зачем?» (Елена Гохнадель)

Здравствуйте, Елена!
Как говорится, "узнаю брата Колю" :) у меня тоже понакопилось подобных впечатлений, связанных с немцами (Германия-то рядом), впрочем, и с бельгийцами тоже; "информационная война" называется; а вот зачем мы сами на себя клевещем... вопрос.
С уважением и признательностью

Татьяна Денисова 2   04.06.2010 11:33

И я ответила ей:

Я сильно надеюсь, что интернет поможет победить правде. Когда все, кто хочет и может, поделятся своей правдой с другими. Как в войне между Грузией и Осетией. Я верю, что благодаря интернету не удалось свалить вину на Россию.

Елена Гохнадель   04.06.2010 15:35

Тот же (точнее, этот же - в котором я сейчас нахожусь, он у нас на всех один) интернет позволяет оценить качество информации, ее правдивость и достоверность, а также интернет позволяет оценить источник информации.

В информационной (сопровождавшей настоящую, кровопролитную) войне в Югославии еще удалось победить фальсификаторам, инсценировавшим "сербские концлагеря". Впервые я услышала об этом от одного немца, наблюдавшего за выборами в бывшей Югославии. Местные жители рассказали ему, что журналисты британской информационной компании BBC собрали мужиков похудее, независимо от их национальности, и сербов, и несербов, и снимали их в качестве "узников сербских концлагерей" - вроде бы сербы заключают несербов в концлагеря. И немец этот - он славист и со мной говорил на русском, а с югославами на сербохорватском - говорил мне, что он до этого еще уважал BBC, а теперь он и им не верит. А сегодня стала я искать, что написано в интернете про фотографии агенства Reuters, сделанные во время грузинско-осетинской войны, и нашла статью http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekspertiza/43513, в которой говорится не только о сфабрикованных фотографиях Reuters, но и о сфабрикованной информации о "сербских концлагерях".

На фотографиях Reuters показаны убитые и оплакивающие их - грузинское гражданское население. И я видела эти фотографии, не все вместе, а по отдельности, иллюстрирующие репортажи с места событий на немецких официальных сайтах и в "Шпигеле" - и Россия представлялась в них как агрессор. На этих фотографиях один и тот же "труп" лежит то на одном месте, то на другом, и в обоих случаях лежит "как попало", и одни и те же актеры на разных фотографиях в разных ситуациях. И именно в интернете и благодаря интернету обычные граждане-обыватели заметили фальсификацию и обратили на нее внимание других обычных граждан-обывателей. И фотографии эти быстро исчезли с официальных сайтов и остались только в бумажных изданиях.

Так что с интернетом достоверная и точная информация перестала быть привилегией "руководства" (цитирую Нину Крыгину), и манипулировать общественным сознанием стало труднее.


Рецензии
Елена, спасибо. Интересная публикация, и здравомыслящая. Внимательно прочитал. Поддерживаю.

Виталий Белоусов -Курск   13.12.2015 22:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.