Лепеточки

Вероника Малова
                Дети пошли
                Красивые да ладные -
                Дочка родилась,
                Назвали Ладой…

Лада была Богиней у древних славян. Богиней домашнего очага и любви. Зрелой, летней, в отличие от юной весенней Лели.
Моя Ладочка родилась в разгар лета – в жаркий день, 20 июля. Первые сигналы о том, что она готова идти в мир, подала в 9 часов утра. Пока мы собирались, добирались до больницы, пока нас принимали и записывали-оформляли…Ладе не терпелось – и буквально за 20 минут девочка появилась на белый свет. Почти в полдень, опять же, в разгар дня – без пятнадцати минут 12. И вот: кричит и морщится. Пушистая. Лоб пушистый – до бровей в волосиках. Плечи – темно-пушистые.
Вес – 3 килограмма.
Рост – 50 сантиметров.
Классика. Классический ребенок.
Когда ее приносили на кормление, спала…И ее открытые, младенчески-светлые, не налившиеся будущим карим светом, глаза я увидела первый раз только на третий день.
Потом спала дома. Хмурила бровки и урчала, как крошечный котенок, когда бодрствовала.
Месяца через два стала улыбаться.
Почти с первых дней по несколько часов держали ее совсем голенькой и поднимали за ножки, чтоб росла большой.
Пошла она сразу – в 9 месяцев. Именно так: не по одному, двум осторожным шажочкам – а вот просто отправилась в долгий путь.
Первое осмысленное слово: «Ляля». До этого были разные необдуманные: ма, кы, б, и очень любимое долгое г-и-и. Плачет: обиженно жалуется «ги-и-и». Улыбается: радостно восторгается «ги-и-и».
«Лялю» же показывали ей в маленьком зеркале, что очень ей нравилось и стало одним из любимых её времяпровождений. И вот однажды, любуясь на себя, но с собой, вероятно, отражение ещё не связывая, вытянула совершенно умиленное: «Ой, ляля!».
ТЕПЕРЬ
Ладочке один год и два  месяца. Она – взрослый и вполне самостоятельный человек. Новое  на каждом шагу, в каждом жесте. Словно на виду постоянно открываются невиданные доселе цветы…
Говорит уже многие слоги и простые слова, играет зайцем и куклой, хитрит, не любит сидеть на руках – лучше ножками. Если упадет или ударится, наказывает незамедлительно тот предмет или пол – отшлепывает старательно рукой.
Собак, кошек не боится совсем. Возможно, свою роль здесь сыграло то, что, какие бывают «ав-ав», она учила на чучеле матерого волка в музее, где мы подрабатывали. И потому, увидев живую собаку, наверняка предполагая обездвиженную неопасность чучела, не особо раздумывает и направляется прямиком к животине.
Две глубоких сердечных привязанности: веник и телефон. Подметание полов – занятие часа на два. Для меня. Если это происходит возле дочери, так как Лада активно «помогает»: веник требует категорически и «метет» очень самозабвенно.
По телефону только последнее время говорить стала относительно спокойно, раньше же кричала о чем-то своем очень могуче и грозно.
Лада вообще любит все громкое и рушащееся: стучать, хлопать дверью, ронять что-либо на пол, и тому подобные действия.
Плачет совсем не часто и по поводу, успокаивается быстро.
Любуется в зеркало, когда что-то на себя надевает: бусы, шапку, мою рубашку на голову, свои штаны  - туда же.
КАК ЛАДА ГОВОРИТ
Говорит Ладочка много, скоро и серьезно. Весьма активно применяет жаркую жестикуляцию руками. Ладонь с растопыренными пальчиками подносит к самому лицу собеседника и, потрясая ей, что-то объясняет. Интонации периодически переходят в вопросительные. Тогда, видимо, чтобы лучше слышать предполагаемый ответ, она еще наклоняется поближе к человеку.
Подражает звукам, как может:
«ав-ав» - это с закрытым ртом, больше похожее на «м-м»,
«мяу» - это тоненько и с выражением: мяа,
«ко-ко» - прочувствованно, важное движение руки из стороны в сторону,
«лять!» - требовательное. Понятно: гулять,
«кащь!» - или «аль кащь!» - это неизменно-восторженное: каша,
«дас» - до свидания,
И, наконец любимое «кап-ка», что означает, в зависимости от ситуации: дождик, купание, любая водичка – в кастрюле ли, из крана ли текущая, в кружке ли для питья приготовленная.
Еще выучены различные присказки, уморительно применяемые довольно таки к месту: «о-па» и «ас-ва». Под «ас-ва» ходит по лестнице, делает зарядку (как то: наклоны в стороны и приседания), переступает через невысокие препятствия.
Широко употребляется «бух». Упала – констатирует: «бух», уронила что-то с неимоверным грохотом – несколько испуганно и озадаченно: «бух». Услышала стук – спешит сообщить «бух».
«На-на» - иногда очень многократное и почти всегда требовательное, означает, что у нее нужно что-то взять или ей что-то дать.
ОКТЯБРЬ 1994
Во время приема кушаний Лада теперь плачет, этим отстаивая свою маленькую самостоятельность. Питаться желает уже не из моих рук, а САМА… Первое «я сама» - первая попытка вылететь из родительского гнезда.
Очень часто, кивая головой, говорит «ба», когда что-нибудь даешь ей или когда что-нибудь отдает сама. Спасибо, значит, и людям, и мне – Ладочке дающей.
ПОНАДКУСЫВАЮ, ЕСЛИ НЕ СЪЕМ
Как тот хохол в анекдоте, Лада второй день надкусывает.
Вчера: перед ней на столе большая тарелка с печеньем, ребенок методично берет одну за другой вкуснятинку, надкусывает и складывает около себя в кучку.
Сегодня: взрослые сидели в коридоре, в зале же оставили сетку  с помидорами. Когда мы обнаружили Ладу возле сетки, свое дело «надкусывания» она уже завершила.

                * * *
Ладочке – год и три месяца.
Она сидит на полу и «читает» книжку: перелистывая страницы, повторяет «ко-ко-ко» с разными интонациями. Это потому, что одна из наших первых книжек, в силу своей красочности, ей особо запомнилась. А там всё сплошь было в курочках да петухах. Вот и остальные книги стали теперь про «ко-ко».
С горшком по-прежнему не в ладах. Ну, не желает Лада моститься в эту странную вазу. Но прогресс – теперь, если уж это случилось в штанах – она сообщает: «ка-ка».

                * * *
Кушая, покачивает головой, тянет «м-м-м». Гурман…

                * * *
Натворив что-нибудь, быстро, пока я не успела сделать замечание, произносит сама себе с укоризной: «Ай-я-яй!».
               
* * *
Любит целоваться, обнимает за голову, прижимается, выражение лица серьезно-плутоватое.

* * *
Топает по улице или по магазину, впереди или позади меня, но абсолютно независимо и на меня, кажется, никакого внимания не обращая. Смотрит по сторонам, пытается что-то подбирать под ногами. Идет себе человек. И, кажется, исчезни я сейчас, так же самостоятельно потопает по земле дальше…
* * *
Уже выполняет многие просьбы. А ведь каких-то несколько месяцев назад почти ничего не понимала…

* * *
Заметно формируется память. «Где папа?» - показывает пальчиком на дверь. Помнит, где что лежит. Уже осмысленно смотрит телевизор, узнает машины, собак, под песни и музыку пританцовывает.

* * *
Очень, конечно, увлекательно: вытащила свою ванночку на середину комнаты, вылила туда тарелку каши и кашей со знанием дела вымыла голову. Тщательно обмазала волосы. Рада.

* * *
Вчера растоптала таракана, бесстрашно – прямо голой ножкой.
Появился заметный интерес к словам. Теперь она их осмысливает, а не бездумно повторяет. Быстро осваивает новые. Всего две недели назад медведь назывался «ми-и», а теперь уже «мисс-ц», и мячик уже «мя-ц», а пить так, вообще, «бисть».
Лада Артуровна теперь с удовольствием сообщит, как ее зовут: «Да-да», и себя сама тут же по голове непременно погладит, и сколько ей лет покажет: «Аз» - указательный пальчик вверх.
На пианино очень резво играет. Двумя руками, на нескольких октавах.

* * *
Ладочка стала разговаривать со своими игрушками: куклами, клоуном, зайцем. Усаживает их в рядок перед собой и очень серьезно ведет задушевные беседы на своем языке.

* * *
В один год и пять месяцев у человека наконец то показался пятый зуб. И даже, кажется, на подходе шестой.

* * *
Что-нибудь Ладочке предлагаешь сделать, например: «Иди сюда, кофточку оденем». Вдруг резко отворачивает голову, словно чрезвычайно чем-то заинтересовавшись. Обе выдерживаем время. Наконец поворачивается ко мне. «Иди сюда», и опять – резкий поворот в сторону.

* * *
Стала засыпать с книгой. «Читает» перед сном: «Ди-ди-баля-ба». Эту свою фразу повторяет бессчетное количество раз, переворачивая страницы.

* * *
Прогресс: рисуя свои черточки на листочке, Лада теперь рассказывает, что она рисует: «мя-ц» или «куб-к», а то и «те-тя», и «би-би», и букву А.

* * *
Спрашиваю: «Какая первая буква?»
Радостно кричит: «А-а!»

* * *
Стала объединять предметы  по признакам: круглые – это «мя-ц» (яблоки, моток шерсти), но так же «мя-ц» - это то, что можно бросать. Кидая кубики на пол, приговаривает «мя-ц».

                ЯНВАРЬ 1995
Ладочка продолжает учебу. Рисует и узнает, когда я пишу: А, Б (Би) и даже В (Ви).
Катались на днях с горки на центральной площади. Шагая мимо елки и огоньков, лошадок и моря народа, сосредоточенно обдумывает что-то. Мыслит. Вдруг, остановившись, показывает пальчиком, кричит: «А-а!». Гляжу и вижу  в названии гостиницы узнанную ребенком букву. Первое чтение, однако…

СПАСИБО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ ЗА НАШЕ     СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО
Ладочка, глядя в книге на портрет Сталина и нежно поглаживая изображение: «Папа, папа!». (Папа – это усы, а у Сталина – усы). Логика.

* * *
Лада вовсю рисует почти правильные окружности. Мы выучили еще букву «У».
«Да-да мы-тец!». Перевод с Ладиного: Лада – молодец!

* * *
«А какая балерина?» - спрашиваю. Лада высоко поднимается на цыпочки и долго ходит вразвалочку на полных, еще в складочках, чуть кривых ножках.

                ФЕВРАЛЬ 1995
Я рисую круг, в нем – маленькие черточки. Лада говорит: «кап-кап-кап». Я пытаюсь ее убедить, что это – апельсин. Снова рисую тот же круг с черточками. Лада говорит: «апе-си» и добавляет «кап-кап-кап».

* * *
Вода в ванной горячая – Лада дует на нее.

* * *
Рисует «Даду», маму и папу: круги, в них – по два маленьких: это глаза.
Соединяет слова: «Мама, пи» - мама, спи.

* * *
Смотрит телевизор и читает книжки «от противного»: «нет хрю-хрю», «нет але»  (когда действительно нет). На улице, осматриваясь, заключает: «Нет мяц», «нет би-би».
Обязательно каждый вечер очень внимательно просматривает «Спокойной ночи, малыши».

                МАРТ 1995
Лада освоила слово «не надо» и активно вводит его в свой лексикон. «Будем спать?» - «Не на-на!». «Мама читает» - «Не на-на!».

* * *
Вечером, перед сном читаю ей сказки. Больше всех Ладочке полюбились «Три поросенка». Теперь она даже отвергает другие сказки.
- Рассказать про репку?
- Не на-на. Хрю-хрю.
- Рассказать про колобка?
- Не на-на бобока. Хрю-хрю.
- Рассказать про курочку?
- Не на-на. Хрю-хрю.
Вчера рассказывала ей «Хрю-хрю» три раза подряд.

* * *
Взросление – налицо. Лада говорит предложения аж из трех слов.
«Ляля пить чай», «Мама читить катось» (мама чистит картошку). Это теперь как семечки.
Знает 18 букв и 6 цифр, а еще несколько геометрических фигур: «ко-гонь» (треугольник), «куб», и вершина – это «ма-гам», что означает параллелограмм.
Смотрит картинки и связно рассказывает, что видит, повторяет за мной все фразы и движения.

* * *
Пасха. Папа дает Ладочке крашеное яичко. Лада заявляет: «Лук». Мы говорим: «Нет, нет». Тогда ребенок произносит совсем уж уверенно: «Лябака» (яблоко) и надкусывает скорлупу.

* * *
Лада внезапно и одномоментно (так же, как пошла сразу) глубоко привязалась к горшку. Последние два дня она важно «справляет нужду» строго в горшок и с видимым удовольствием относит его к унитазу освобождать от содержимого.

                МАЙ 1995
Я очень люблю смотреть, как Лада кушает яблоко. Она настолько вдумчиво его ест, настолько кропотливо, настолько с осознанностью какого-то важного выполняемого дела – что просто загляденье. Смотришь и не оторвешься.
С каждым днем происходит лавинообразное развитие. Сообразительность и воображение растут не по дням, а по часам.
Уже играет придуманными воображаемыми предметами: «кушает» из пустой кастрюли кашу, «студит» ее. К уху вместо трубки прикладывает все, что угодно и разговаривает «по телефону».
Усвоены и продуманно употребляются слова «молчи» и «успокойся». По телевизору – какая-то громкая передача, мы в это время играем, Лада поворачивается к экрану и предлагает: «Ма-чи лучи» (Молчи лучше). Я зевнула от души и с неожиданно высоким звукам «А-а». Дочь сочувственно смотрит на меня и сочувственно же говорит: «Успокойся» (так я говорю ей, когда она плачет).
Знает 22 буквы и 10 цифр.

* * *
В магазине – прилавок, где лежат горой аппетитные пирожки и пряники. Лада, недолго думая, не думая совсем, подходит, берет приглянувшийся пирожок и невозмутимо идет ко мне, откусывая кусочки от собственноручно добытой пищи. Пошла платить – продавец удивлена, поскольку даже не заметила совершенной кражи.
Золотой возраст – все общее. Все принадлежит ей и всем…

* * *
Все предметы одушевлены. Ладочка, кушая хлеб, предлагает откусить тюбику с кремом («На, кем»), висящим на веревке трусикам, и даже…свету от лампочки.
Играя:
- Тук-тук, кто там?
- А я, кофточка, - или
- А я, кубик.
И дальше:
- Пойдем гулять?
И тут же кубик с кофточкой, поддерживаемые Ладиными руками, идут гулять.

                ИЮЛЬ 1995
Лада полюбила небольшие стихотворения и детские песенки. Она заставляет меня повторять одно и то же по 10-15 раз. «Мама, еще песенку про ге-ге-гота» («Бегемот идет, идет…»), еще песенку про «Даду» («Хмуриться не надо, Лада…»).
Взрослые песни не любит.

* * *
«До-де-дорф» - помидор.
«Ке-фиф» - кефир.

* * *
Ладе – два года.
Ей очень нравятся сказки Чуковского. Она с удовольствием декламирует запомнившиеся строчки. А «Телефон» рассказывает наизусть от начала до конца.
Проснувшись, с трудом открывает глазки. Веки слипаются. Целует пальчик, переносит поцелуй на один глаз, потом – на другой. Вот и проснулись…

* * *
«Ка-ша-ладка!» - конечно, шоколодка.

* * *
Лада играет паровозиком, возит на веревочке. Периодически останавливается и заботливо говорит: «Иди ко мне», берет паровоз на руки, через несколько шагов, спрашивает: «Пойдешь ножками, поезд?» и ставит «отдохнувший» паровоз на пол.

* * *
«Док-ток» - доктор.
«Нит-ког-да» - никогда.

* * *
Поет все песни, слышанные от меня, но варьирует. Строки: «Даже если станешь бабушкой – все равно ты будешь Ладушкой» в ее интерпретации звучат примерно так:
«Дада, станешь бабушкой и станешь дедушкой. Дада».

                СЕНТЯБРЬ 1995
                ЕЩЕ О ФАНТАЗИИ
А она уже, безусловно, есть. Лада разглядывает обрывок железного браслета от часов (я не говорю ей, что это такое), сгибает, разгибает ЗВЕНЬЯ. Наконец, делает вывод: «Это поезд», и начинает возить обрывок по полу: «Ту-ту».

* * *
Говорю: «Дали собачке молоко, дали собачке мясо». Лада перебивает, жадничая, и выносит свой вердикт: «Не молоко, не мясо – косточку».

* * *
У Лады режутся зубки, которых еще не достает. Я смотрю ей в рот, говорю: «А вон еще идет зуб». Лада добавляет: «Зуб идет, зуб гулять пошел».

* * *
Еще большее отстаивание самостоятельности. Девиз: я сама! Если я пытаюсь помочь ей укрыться одеялом, налить в стакан молока, надеть кофточку – начинается плач и крик: «Я сама!».

* * *
Смотрит на дом, стоящий напротив. Множество балконов. Приходит к выводу: «Кроватки висят. Много кроваток».

                ДЕКАБРЬ 1995
Я ставлю маме уколы. Шприц кипятится. Лада смотрит и говорит: «Укол варится».

* * *
Купила Ладе маску Деда Мороза. Надела, стоит перед зеркалом, наконец, совершенно изумленным тоном: «А где я?!».

                ЯНВАРЬ 1996
Лада кушает конфету и с удовольствием приговаривает: «Ой, какая негорькая конфета, ой, какая негорькая…».

* * *
Когда я закончила развешивать гирлянды, Лада произнесла: «Вот мама праздник сделала!».

                АПРЕЛЬ 1996
Лада смотрит  телевизор, где показывают мое интервью. Говорит: «Все – мамы». Я: «Как все?». Показывая на телевизор, а потом – на меня: «Там мама и здесь мама».

* * *
Дедушка дает Ладе витаминку. Лада: «Дай еще». «Хорошего понемножку» - пытается вразумлять дед. Лада бойко отвечает: «Дай хорошего понемножку».

                МАЙ 1996
Носит железный навесной замок по комнате. «Что это?»-спрашиваю. «А это моя сумочка, где лежат мои бананы».

* * *
Про копченую колбасу: «И я буду колбасу кипяченую».

* * *
О кроссовках: «Оденьте мне матрасовки».

* * *
Мнение знакомой десятилетней девочки о Ладе: «Первый раз в своей жизни вижу такую взрослую маленькую девочку».

* * *
Новый падеж (персонально Ладин):
- Как листых то много!
- Чего много?
- Лис-тых! (с выражением: мама, какая же ты непонятливая)
Догадываюсь: «Листов?»
- Ну, да. Листых.

                ИЮНЬ 1996
Читаем «Айболита», я говорю начало фразы, Лада заканчивает.
- И сказал Айболит…
- Не беда,
- Подавай-ка его…
- Сюда,
- Я пришью ему…
- Новые ножки,
- Он опять побежит…
- Под трамвай!

* * *
Еще из вольных переводов Чуковского. Я:
- Муха по полю пошла,
Муха денежку…
Лада: «Пошла зарабатывать».

* * *
Лада: «Папа прилетал». Я: «Еще не прилетал». Лада думает…
«Но по телефону то прилетал…».

* * *
Мысль, показавшаяся мне немного грустной и философской. Мы – на улице, рассказываю: «Солнышко на небе живет, и звездочки, и облачка, и луна…». Лада говорит: «И птички на небе живут»…
Она видит их в небе, она не знает, что птицы – с земли. Ведь их жизнь – небо. Так и мы. Где больше наш дом?

* * *
После дождя на улице. Возле лужи – пьющий голубь. Лада: «Птичка лужу пьет».

                ИЮЛЬ 1996
Говорю об изображении на мяче: «Божьи коровки». Лада поправляет: «Теленки. Божьи теленки».

* * *
О кукурузе с солью: «Кукуруза с салями».

* * *
Лада, увидев по телевизору патриарха в облачении: «Мама, видишь – Дед Мороз!».

                АВГУСТ 1996
По телевизору – Ералаш, скелет хватает мальчика за палец и размахивает костяшками. Лада вдруг в голос, надрывно плачет.
Первый раз – от ее непосредственно не касающегося, от увиденного, чужого пережитого, сопережитого страха.

                СЕНТЯБРЬ 1996
- Мама, подстриги мне пчелку. (В смысле, конечно, челку).

* * *
Я пью чай с пирожным:
- Сейчас я объемся.
Лада, только поужинавшая, рассудила:
- Я-то уже объелась.

* * *
- Машилек. ( Это мотылек, потому что машет?)

                О ХАРАКТЕРЕ
Пока довольно мягок. Если отчитываю, соглашается и озвучивает  дополнительные выводы: «Вот, я же неправильно себя вела, баловалась, а баловаться нельзя».
Когда я читаю вслух, может слушать часами. Недавно сама перечитывала «Алису в стране чудес» Кэрролла, стала читать вслух – Лада долго, с удовольствием слушала. Я устала раньше.

* * *
Утонула муха в ванне, Лада спускает воду и кричит: «У меня муха, муха!». Я прихожу и смотрю, как утекающая вода уносит муху. Лада резюмирует: «Убежала муха в водину норочку».

* * *
Мы едем на метро в бывшую квартиру Цветаевой – ныне одноименный музей. Лада стоит на ступеньках эскалатора с темно-бордовой, почти черной розой в руке. Бабуля впереди начинает сюсюкать: «Ой, деточка, ой, с цветочком. Наверное, на день рождения. Кому цветочек?».
Лада, несмотря на то, что ниже ростом, смотрит несколько свысока и отвечает с царским достоинством, с глубокой серьезностью, чеканя слова: «МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ!»

* * *
Гуляли по ВВЦ. Я фотографировала Ладу. Отвернулась на мгновение. Повернувшись же, ребенка не увидела…
Она свалилась в фонтан! В ботинках, в куртке. Не умея плавать, как-то бултыхалась на поверхности. Потом, зимой я залезла туда, чтобы проверить глубину. Мне – по грудь. Верю: ангел держал. Как и в том случае, когда она была еще годовалой: мы торопились, я впопыхах надела на нее костюм, который перед этим зашивала и забыла вынуть иголку… И еще: однажды она сняла  со стола и поставила на пол, когда я не видела, только что закипевший чайник, полный до краев. Во всех случаях последствия могли быть ужасными. Знаю: ангел спасал…

* * *
Я: «С парашютом хочется прыгнуть». Лада заинтересованно: «А он хоть откроется?»

                НИЧЕГО СЕБЕ ИГРА
Мягкая игрушка – сердечко. Лада носит его на руках, гладит, разговаривает. Очень задушевно произносит: «Сердечко мое хорошее, я тебя сейчас съем. Ножичком порежу и съем».
Сердцеедка?

                ДАМА
Мы обедаем в кафе. После гардеробщик подает нам пальто. Придерживает, помогая одеться. Лада очень естественно воспринимает сей жест, потом же осанисто, не торопясь, подходит к зеркалу и привычным жестом подводит губы гигиенической помадой. Гардеробщик сказал только: «О-о!».

                ОКТЯБРЬ 1996
По телевизору – какой то клип: вульгарная певичка поет совершенно бессмысленную песню. Лада смотрит и говорит про какой то ее атрибут: «Вот такое мне купи». Задыхаюсь от искреннего возмущения: «Да ты что, Лада? Это безвкусно, это ужасно!» Лада молча и быстро сползает со стула под стол. Долго сидит там тихо. «Лада, почему ты туда залезла?». «Ну, чтобы не смотреть песню».

* * *
Говорит: «Чебурашка всех смешил,
Потому что не спешил».
Спрашиваю: «Сама придумала?»
- Нет, – говорит – в книжке читала.
Но что-то я такого в ее книжках не помню…

* * *
Лада кушает банан. Прошу: «Дай откусить». Лада поспешно заталкивает в рот оставшуюся треть банана и, давясь, жует.
- Ты жадина? – спрашиваю.
Утвердительно кивает головой – рот занят.
- Жадина? – пристаю я.
Снова кивает. Наконец, прожевав, с облегчением: «Зато банан не дала».

* * *
Туалетного утенка Лада называет лебедем.

* * *
Мажу руки кремом. Выдавливаю на каждую по капельке. Лада: «Дождики на руках».

* * *
Разговариваю по телефону и предлагаю Ладе вести себя тихо. Садится рядом. Слышит, как на улице лает собака и предлагает: «Ну, тихо, собака, не лай. Мама же сидит и не лает».

* * *
Смотрит по телевизору: девушка в ванной, полной до краев пены. Лада говорит: «Видишь, в порошке купается, да?».

* * *
«Дай я по голове поцелую».

* * *
«ка будь то» - как будто.

* * *
«бык-чок» - бычок.

* * *
Едет троллейбус, на котором рекламное изображение бульонных кубиков. Лада: «А вот троллейбус с супом едет».

* * *
Лайма Вайкуле поёт по телевизору песню:
- Телеграмма, телеграмма:
Едет мама, едет мама…
Лада серьезно делает вывод:
- Вот видишь, про тебя поют…
Вайкуле продолжает:
- А что в доме нету лада,
Говорить совсем не надо…
Лада тоже продолжает выводить:
- И про меня тоже поют. Песенка про тебя и про меня.

* * *
Обращение к черепахе: «Ну, ешь, Кубик, будешь кушать – вырастешь такой же толстый, как и я».

* * *
На улице:
- Мама, видишь колесико?
- Вижу.
- А машинку от него оторвали и куда-то унесли.

* * *
Лада не может дотянуться до окна киоска, пытаясь отдать продавцу деньги и получить взамен шоколадное яйцо «Киндер». Наконец, поняв тщетность попыток, мне: «Мама, я еще маленькая, у меня не покупается».

* * *
Лада долго стоит возле бродячей собаки. Потом подходит ко мне и объясняет: «Я с ней разговаривала. Она мне сказала: «Эх, жизнь моя – жестянка».
- А ты ей что сказала?
- А я ей, что да ну ее в болото.

* * *
Я, определяя предел загрязненности, говорю: «Ты всю грязь собрала». Лада на улице, наступив в лужу, кричит: «Мама, видишь, я чуть-чуть измазалась. А вдруг, сейчас всю грязь соберу?».

                ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС
- Лада, ты хочешь, чтоб у тебя крылья были?
- Нет.
- А я хочу.
- А я буду плакать.
- Почему?
- Ну, если ты с птичками летать будешь…
- Ты со мной полетишь.
- А вдруг ты УСТАНЕШЬ ЛЕТАТЬ?

                ДЕКАБРЬ  1996
- Мама, а снег снегистый.
- Почему?
- Ну, он же снег!
И все понятно сразу…А то «Почему?».

* * *
Первый раз прозвучал вопрос «Из чего?»: Из чего делают стаканы, из чего делают компьютеры, платья, лекарства и т.д.
Объясняю: «А книги делают из бумаги. А бумагу знаешь, из чего делают?». Лада самоуверенно: «Знаю! Бумагу делают из книг!».

* * *
Повесили. А если сняли, Лада говорит: «Отвешали».

* * *
Рисует машину, сверху – груз, объясняет: «Машина везет килограммы».

* * *
Идет опрос меня на предмет: а что пьет….? А что пьет собачка? А что пьет слон? А что – зайчик? Доходим до птичек. Говорю: «Воду птички пьют». Лада протестует: «Молоко! Молоко! Ты же говорила: птичье молоко».

* * *
Меня раньше удивляло, что дети не имеют чувства юмора. Лада не смеется над шутками, она воспринимает их, как действительное. Теперь, понаблюдав и подумав, поняла, почему. Дело в том, что для детей все реально. Они допускают существование бесконечных миров. А мы в шутках высмеиваем нелогичность какой-либо системы, парадоксальность, разрушенность привычных стереотипов и ситуаций. Всегда было так, должно быть так – и вдруг…Неадекватность, несоответствие моменту – смешно. Для детей все адекватно всему, все может случиться. И жираф может заговорить, и дедушка может под дождем по лужам скакать. Поэтому смех для детей – чистая радость, наслаждение полнотой бытия, у взрослых же – умственное упражнение или насмешка над худшими. Дети не глупы, они текучи…

СВЯТАЯ ПРОСТОТА ИЛИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
На прилавке рассматриваем миниатюрную холщовую сумочку ручной работы. Расшитая цветами, яркая. Как игрушка. Стоимость приближена к цене шубы из натурального меха. Лада, не ведая о том, предлагает купить. Отвечаю, что денег на это у нас нет. Сей односложный диалог повторяется несколько раз. Наконец, Лада задумывается и достает из кармана свою кровную денежку – мелкую бумажную купюру. Дает продавщице и невозмутимо указывает перстом на изделие:
- Эту сумочку!

                КРЕЩЕНИЕ
Долго собиралась окрестить мою девочку, а произошло это, как все судьбоносное, внезапно. Бродили по Елоховской площади  и случайно (конечно, не случайно!) зашли в храм. Нам сказали, что после обеда состоится Крещение. Мы побежали в магазин и тут же купили все необходимое. Крестной у нас не было, и нас все-таки взяли так, без оной. Лада белугой кричала во время таинства, но после погружения с головой в купель ошарашено замолчала и до конца не выдала больше ни звука. 27 января 1997 года окрещена была младенец Серафима в Богоявленском кафедральном соборе.

                ФЕВРАЛЬ 1997
Лада, обнаружив на своих руках синеву от венок: «Это что, варежки натерли у меня?». Объясняю, что в венках-трубочках внутри течет кровь. Лада, продолжая глядеть на руку, озадаченно: «Как же она у меня затекла-то туда? Сейчас я ее отмою».

* * *
Говорю: «У меня настроение плохое». Лада подносит ко мне открытые ладошки: « На тебе хорошее настроение».
- Ну, положи рядом.
- Нет, лучше в карман, - и, сделав движение к карману, - положила мне в карман хорошее настроение.

* * *
Взяла акварельные краски и в радикальный зеленый цвет выкрасила лоб, брови, немного – волосы.

* * *
Гуляем по Новодевичьему кладбищу. Я показываю, говорю: «Видишь, какие памятники». У входа неподвижно сидит собака, наблюдает. Лада, заметив собаку: «Смотри, собака тоже как будто памятник».

                МАРТ 1997
                ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БРАКЕ
Лада  слышит в популярной развлекательной передаче вопрос: «А когда вы вышли замуж?».
- А мы за папу вышли замуж? – интересуется Лада.
- Вышли, – говорю.
- А когда мы у бабушки жили, мы за бабушку вышли замуж?

         ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Как-то Лада смотрела передачу, где красочно показывали Дисней-ленд в Америке. Через несколько дней мы поехали на ярмарку в Щелково, где как раз оборудовали прекрасный детский уголок: бассейн с шариками, батуты, огромный надувной дракон, в пасти которого можно лазить, и прочие радости. Лада вдоволь наигралась, правда, с уважением обходя дракона. Едем домой. Спрашиваю: «Где мы были?». Лада радостно кричит: «В Америке!».

* * *
Поднимаю ребенка ночью на горшок. Проснулась чересчур. Начала разговоры. Увещеваю: «Давай-ка спать, сегодня уже праздник начался (8 марта). До утра поспать еще надо».
- А какой сегодня день?
- Суббота.
- Или пятница? – сомневается Лада.
- Нет, суббота уже началась.
- Ну, немножко-то еще пятница…

* * *
Лада, широко открыв рот, смотрит в зеркало. Приглашает меня:
- Мама, видишь, как темно там!

* * *
Толстый – слово многофункциональное.
- Я покупаюсь толстый раз! (долго)
- Давай купим книг толстый раз! (много)

* * *
Рассматриваем осенние фотографии. Комментирую: «А это Сима кормит уток». Лада: «Не Сима, не Серафима!».
- Ну, почему? – спрашиваю – это же твое второе имя.
- Но я же не крестилась тогда еще.
И действительно…

* * *
Пою песню из только что увиденного нами мультфильма. Лада критически прерывает: «Нет, ты – не мультик».

* * *
В музее у Марины. Лада:
- А теперь здесь нет Марины Цветаевой?
- Нет.
- Но потом она будет, и мы к ней еще придем…

* * *
Проснулась, сразу сообщает: «Кровь из ножки текла. Сильно. И утекла в свой домик».
Значит, сны уже не только снятся, но и запоминаются.

* * *
Игра протяженностью в несколько месяцев: «Я – дельфин», о чем Лада постоянно всем заявляет, иногда полностью входя в роль и не реагируя на обращение: «Лада». Отмахивается: «Не Лада, а дельфин!».

* * *
Играет с вымышленными или ей одной видимыми существами. Ходит, держась за руку, делится пищей, оставляет место с собой рядом. Недавно в метро напугала какую-то женщину, не разрешая той садиться на пустое место около себя, поскольку «там уже сидят».

* * *
Рисует что-то непонятное и комментирует: «Это планетяня ловит рыбу, а это еще одна планетяня».

                БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
- Когда я вырасту, то стану быть мамой.

                АПРЕЛЬ 1997
Кстати, на дурацкий вопрос взрослых: «А кем ты будешь, когда вырастешь?», она так и отвечает: «Мамой!».

* * *
Вместо слова «сильно» иногда употребляет «насильно»:
- Я насильно схвачу мышку!
- Я так насильно хочу пить!
А вместо «всегда» - «навсегда»:
- Мы навсегда будем покупать игрушки.

* * *
Лада сидит с пластилином за столом, лепит и разговаривает в лицах: за себя и за пластилин.
- А ты хочешь встать огромной змеей? (стать, видимо)
- Ага, хочу!
- Ну, вставай давай!

* * *
Вспоминаем обитателей зоопарка. Доходим до лебедей. Лада говорит: «Еще с черной головой есть, они, как врачи».
Я недоумеваю:
- Почему как врачи?
- Ну, потому что с черной головой.
Я осталась при своем недоумении…

* * *
В машине поцеловались с Ладиным папой, Лада немедленно включает сирену «А-а-а!», что, видимо, означает «И я тоже!» и бросается на поцелуйный фронт. Папа просит подождать в машине и уходит. Когда мы остаемся одни, Лада выводит: «Ну вот, целоваться-то не с кем…».

* * *
Проезжаем мимо дачных домиков. Лада: «А вот детские домики!».

* * *
Я: «Где бы мне сил найти?». Лада с готовностью: «А сейчас я найду тебе сил!». Уходит в другую комнату и, побродив там немножко, кричит: «Нашла, вот она – сила!». Появляется, ладошки – лодочкой: силу несет.

* * *
Показала, как пишутся некоторые слова. Запомнила сразу. Теперь пишет: Лада, мама, папа, Бог, баба. Знает 20 цифр.

* * *
Я сказала: «И ты вырастешь…», Лада вдруг расплакалась, приговаривая: «Не хочу большая быть, не хочу!».
- Почему?
- Потому что я Лада – девочка. Потому что я боюсь…Хватит с меня большой быть….
?

                МАЙ 1997
Лада просит холодное молоко из холодильника. Говорю: «Надо подогреть». Лада резонно замечает: «Но я же пила сейчас холодный кефир».
- Ну, это в виде исключения, - оправдываюсь я.
Лада, широко открыв глаза и с полным недоумением:
- В виде чего?!

* * *
Садясь на стул, комментирует свои действия:
- Так, села. Уселась. И задумалась.

* * *
- Надуванчики.
Играя:
- Приготовлю-ка я яичницу копченую.

                ТЕОСОФИЯ
Разговариваем с Ладой о причастии. Лада: «А если кончится в церкви этот сок?» (вино, которым причащают). Я: «Он не кончится».
Лада:
- НО ВСЕ ЖЕ КОНЧАЕТСЯ!
Я: «Кончается у людей, у Бога не кончается».

* * *
Ладин вопрос: «А ты меня идеально любишь?».
Период, когда она активно усваивает наречия и прилагательные, смысл коих еще не совсем улавливает: чрезвычайно, необыкновенный, удивительный и т. д.

                БЕСПОКОЙСТВО
-  А ты меня воспитаешь? – интересуется Лада.
-  Воспитаю, - говорю.
- Хорошо воспитаешь?

                ИЮНЬ 1997
- О снеге-то говорить – холодное дело.

* * *
- Мама, ты длинная?
- Длинная.
- А я – короткая?
- Короткая.
- Значит, все дети короткие, а все мамы длинные.

* * *
Лада – на рыжую кошку, забравшуюся к нам на балкон:
- Брысь, оранжевая кошка!

* * *
- Мама, а что все дети сейчас делают?
- Поздно, спят уже.
Торжественно: «Спят все дети государственного народного государства России!».
Вот закрутила-завернула!

* * *
Вдруг, во время завтрака:
- А помнишь, как баба Маша и деда Миша из блюдечек чай пили?
Так неожиданно, что это задержалось в памяти и вдруг выплыло. Видела то чаепитие в два года  - и вот…

* * *
- А из груши получатся яблоки?
- Нет, конечно.
- Тогда почему из молока получается кефир?

                ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКИ
- У меня руки не казеные! – говорю.
- А у кого казеные? У козлов?

                КЛАССИФИКАЦИЯ
Кто ездит на мотоциклах – мотоциклисты, а на машинах, соответственно – машинисты.

                ИЮЛЬ 1997
Лада научилась заправлять свою кровать!

                АВГУСТ 1997
Лада очень громко поет: «Веселая кричанка! Веселая кричанка!»

* * *
- А вон какое вечное солнце!

* * *
- А почему у курочек цыплятки, а не курочатки?

* * *
- Мама, ты пока фломастером попиши.
- Не люблю я фломастером писать.
Безапелляционно: «Так ты залюби!».

* * *
Говорю: «Я стихотворение написала. Хочешь, прочитаю?». «Хочу» - говорит Лада. Я читаю. Лада садится и исписывает свой листок, подступает ко мне: «Хочешь, прочитаю тебе своё стихотворение?». «Хочу» - говорю я в свою очередь. Лада важно декламирует примерно следующее:
«Моя любовь.
Я иду с тяжёлыми сумками.
Моя семья – и я с семьёй.
Скучные желания
Меня существуют.
Пишу стихи…»
Сюрреализм какой то.

* * *
Верблюды, а много – «верблюдей».
Поговорим немного – «разговнём».

                НОЯБРЬ 1997
                СКОРБЬ
Ручка не пишет. Говорю: «Паста кончилась». Лада печально: «Ну, ладно, давай тогда хоронить эту ручку».

* * *
У куклы отломились две ноги. Лада, приделав одну, со второй долго возится. Наконец, просит меня: «Сделай ей остальную ногу».

* * *
Услышав по телевизору новое слово:
- А что такое секс?

* * *
Рисует какие-то абсолютно абстрактные картины: просто на листе смешивает множество красок. Мне нравится, только темновато.

* * *
Лада, поскользнувшись, упала на колени. Поднимаясь, сказала: «Чуть лёжа не упала».

* * *
Смотря мультфильм «Снежная королева», расплакалась. Со-переживание.

* * *
- Мама, поверни магнитофон животом ко мне.

* * *
Держа в руках бутылку шампанского, говорю что-то, читаю этикетку и улыбаюсь. Лада: «А почему ты улыбаешься НА НЕГО?»

                ЯНВАРЬ 1998
Всё! Читаем! Все слова. Любой текст.

* * *
Породистой, СИДЯЩЕЙ в магазине собаке:
- Стоять! Стоять! Стоять!
Собака равнодушно сидит. Лада, как тот король из «Маленького принца», важно:
- Тогда сидеть!

                ФЕВРАЛЬ 1998
И пишем! Две недели назад – первое (!) в жизни письмо. Сама писала, думала,  сочиняла. Теперь же Лада пишет книги! Что-то про каких-то Пиги, Миги, Виги – так зовут её придуманных кроликов. Потом она эти книги ещё и иллюстрирует. Каков размах?!

* * *
Два дня подряд Лада плачет от музыки (!), которой заканчивается один фильм. Плачет и спрашивает: «Ну почему такая музыка звучит?».

                ОТКРЫТИЕ
- Мама, а есть ещё такая СПОРКА: а вот и нет!
А вот и да!
А вот и нет!
А вот и да!
Добавлю ещё, что вся жизнь – есть такая спорка в разновидностях её…

МАРТ 1998
Рассказываю Ладе о её младенчестве, например, как она ловила свои ножки и тянула их в рот. Лада, по-взрослому: «Какая же смешная жизнь у меня была тогда!»

* * *
На экране телевизора – девушка, гуляющая с прутиком. Лада: «Вот и ей дали кусочек бревна!».

* * *
- Вот делают пчёлки мёд. Но хоть медведям-то они его дают?

* * *
- Смергание. (Видимо, объединённое мерцание и сверкание).

* * *
- Мне очень приятно видеть эту кашу!

* * *
Лада безобразно скачет и безумно кричит. Спрашиваю: «Поедешь к дикарям? Мама – дикарь, папа – дикарь. По деревьям будете лазить, на лианах кататься…». Лада обиженно: «Неправильно! Ты всё перепутала. Ты так можешь всю мою жизнь перепутать!».
Верно подмечена или прочувствована роль слова в формировании действительности. «В начале было слово…».

* * *
- Я играю в сражайки!

* * *
- Честная правда!

* * *
Любовь к красному цвету – даже не любовь, а страсть! С самого раннего детства.

* * *
Играем. Я в образе, называюсь волк, рычу и наступаю. Лада по-настоящему испугавшись, заклинает: «Мама! Мама! Ты же мама!».
Вот детское – мудрость из глубины сознания. Со – знание с древними знаниями: НАЗВАТЬ! Заколдовать – назвать. И обратно: расколдовать – назвать.

* * *
Про выстиранную простынь: «Какая мытая».

* * *
- Когда я стану взрослая, ты подаришь мне все свои книги. А я все свои игрушки подарю своему ребёнку. Ребёнку же надо играть.
                АПРЕЛЬ 1998
- Мама, а небо как море!

* * *
Разделение квартиры, где мы живём (от моих всегдашних «в той комнате, «в ту комнату»): кухня и ТУКОМНАТА.

* * *
Разглядывая фотографии двухгодичной давности:
- Ну, здесь-то я ещё совсем молоденькая была…

* * *
Зажигая свечу, говорю: «Она сжигает всё плохое: злость, обиды…». Лада: «Значит, одиночество тоже».

* * *
- Теперь сижа полежу.

* * *
Кусочек в переводе с Ладиного – немного.
- Поговорим кусочек?
- Можно кусочек с тобой посижу?
- Попила кусочек. И поспала кусочек.

* * *
Неизменное первое утреннее – улыбка.

* * *
- Ты спала?
- Да, но сначала грелась. Грелась я, грелась, а потом и уснула.

* * *
- Я спала, как умница!

* * *
- Можно я прочитаю книжку, в которой много лепестков? (видимо, построено и на созвучии и на ассоциативной близости: листочки – лепесточки).

* * *
Я: «Кукушки бросают своих кукушат – своих детей». Лада возмущённо: «А мои кукушки не бросают и мои кошки мышей не едят!».
Её идеальная страна. Эдем. Пока не выросла – не изгнана.

* * *
- Как я наслаждаюсь лучком и селёдочкой.
После «наслаждения» рассказ: «Попали лучки в живот и стали бороться с микробами. Тут пришли хлебы: «А давайте вместе бороться!» Стали бороться вместе. Кричат: «Всё, вам конец!» И кусочки селёдки тоже борются. Так они и победят всех микробов. И для этого я всегда буду есть чесночок и лук».

* * *
- Дула, дула и додула – такой стишок.

* * *
Два рассказа.
1. Луна, солнце, дождь, снег и радуга – друзья, потому что живут вместе на небе. Они не ссорятся, не дерутся. Дружат вместе. И у них большая семья. А их дети не балуются. Зовут их Солнёнок, Радугёнок, Лунёнок, Дождёнок и Снежонок. И все они так радуются!
2. Когда я ещё не родилась – я была ребёнок с крыльями. Но не ангел, а только похожа на него. И у меня были белые крылья и белые кудрявые волосы. И там были другие дети с крыльями. Мы пели, играли. Не ели, но спали. У нас были разные звери с именами. А нас, детей, никак не звали. Наши звери друг друга не ели. Потом мы родились: я – у тебя, а другие дети – у других родителей. Я помню, что там пели птицы, и было очень хорошо. Мы так весело и радостно там жили!
Фантазия или всё-таки память?

* * *
- С книгами уберусь, а то они там развалялись.

* * *
- Уже усталостно собираю.

* * *
Лада: «Когда я слышу свои любимые песни, мне хочется грустить».
- Но если песня весёлая?
Лада грустно: «Не бывает весёлых песен».

* * *
Лада, видя полностью укрытую снежной шапкой машину:
- Закопал снег машину. Закопавши – покинул. И ушёл в небо.

* * *
- А воробьята вырывают у кукушат червяков?
- Нет, они не могут, они же меньше и слабее.
Лада с надеждой: «Но они хоть пробуют?»

* * *
Глядя в окно: «Ура! Ура! Зима стаяла!»

* * *
О месте водителя трамвая: «Кабинет водителя!»
                Май 1998
- А ОТКУДА ты пишешь стихи? И ОТКУДА ты придумываешь рифмы?
Детское прозрение через презрение правил словословия. Даётся единственно истинный вариант. Потому что стихи пишутся не КАК, а ОТКУДА(!).

* * *
- Мама, я мухе жужнула и пойду ещё жужну.

* * *
Я: «Прилетит сейчас комар».
Лада: «Не прилетит! Он на улице с мухами играет-поигрывает, наперегонки летает».

* * *
Лада, водрузившись на мой стул, задумчиво: «Интересно садиться на место другого. Другого человека». (Во как!)

* * *
Молочная коробка с мелкими коровками «33 коровы». Лада сосредоточенно разглядывает упаковку, переворачивает оную и тихо что-то бурчит себе под нос. Наконец реплика: «И правда 33!». Я, очумев от своей догадки, давлюсь от смеха: «Так, ты их считала что ли?». Лада, удовлетворённая проделанной работой: «Конечно!».

* * *
О новой игрушке: «Крылатая конь».

* * *
Вопрос: «А у магнитов притягивания никогда не заканчиваются?».
Июнь 1998
Наблюдая за черепахами: «Они могут разговаривать. Только они молча говорят, да?».

* * *
- Мы же пустынным цветом.
Поэтично…

* * *
Летящему на нас тополиному пуху: «Пухи, не думайте, что я – земля».

* * *
Играя в магазин.
- Продаются деликатесные очки! Деликатесные очки!

* * *
- А мы успеем до ВОСХОДА грозы?

* * *
- У меня была волшебная палочка, и она меня научила волшебствовать. Но не колдовать, а волшебствовать.

* * *
Лада предлагает мне отгадать, что в шкатулке лежит. Отгадываю, поскольку «шкатулка» - футляр от ручки. Лада закрывает её и просит: «А теперь забудь, что там лежит и будешь ещё раз отгадывать. Всё, забывай. Забыла?»
Наблюдение
- Мама, кошки – по горизонтали, а мы – по вертикали.

* * *
О хаше, варившемся три часа:
- Мама сварила долгий суп.

* * *
Когда встречали на вокзале бабушку, Лада услышала объявление: «Прибыл поезд «Пекин-Москва». Два дня думала, потом спросила: «Бабушка, когда мы тебя встречали, там говорили, что поезд «Пекин-Москва», а ты же живёшь в Борзе. А Борзя это разве Пекин?»
Зоология
- Мамочка, а вот тюлень – это такой олень!
Октябрь 1998
- Конфета с вафелем.
- Дружелюбивая кошка.

* * *
Гуляем, день довольно прохладный. Садимся в машину, греемся. Лада через несколько минут: «Ну, как? Ты нагрелась?»

* * *
Наблюдая за стайкой голубей и воробьёв: «Так что, воробьи, значит, не поспелые ещё? А то могут до голубей поспеть».

* * *
- Оточим! (поставим много точек).

* * *
Кошка ест кусочек свеклы. Лада: «Наша Феня свеклолюбивая».
Антонимы
Сладкое – горькое. А у Лады: сладкое – серьёзное.

* * *
Едем в трамвае. Объявляют: «Остановка Введенское кладбище». Лада: «А на Введенском кладбище видения живут?»
Ноябрь 1998
- Характер упрямый, как у комаров. (?)

* * *
Мне, примеряющей новую шапку: «Мама, ты выглядишь, как рыжая собака».
Декабрь 1998
Владимир Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».
Лада Малова: «Как хорошо, что мы ещё не знаем книг, которые будем покупать».

* * *
- Как ты думаешь, лучше играть в королеву или быть королевой?

* * *
После прочтения очередной книги – академический рассказ:
- И есть ещё змея, называется гремучая. Она охотится ночью. Потому что у неё есть специальные тепловые РЕЦЕПТЫ.

* * *
Разглядывая головку чеснока:
- Только как чесноки рождаются прямо в этих бумажках?

* * *
- Метель зачёркивает следы. (готовая стихотворная строка).

* * *
Мороз градусов 20 ниже ноля. Лада задаёт папе вопрос:
- Ты куришь, потому что тебе нравится, или комаров отгоняешь?

* * *
- Давай, мама, будто мы – черники.
Вот как играть в «черник»?

* * *
О воде: «Ты её любишь, потому что она нежненькая?»

* * *
- Эти старинные слоны, ну, как они там называются, мамонты, что ли?

* * *
- Дня не бывает зимой. Утро, а потом сразу вечер и ночь.

* * *
Бегая вокруг кошки:
- В любой стороне я!

* * *
О дезодоранте: «Значит, им подушить, как всегда, под мышцами?»

* * *
- Мама, тебе не холодно?
- А с чего бы?
- Ну, мы же голые мексиканские собаки…

* * *
- Пинает, как пиналист.

* * *
Вспоминая имя Кинг – Конга: «Как же, как же зовут эту обезьяну? А – Шимпонг!»

* * *
- А бывают зимние грибы – зимовики такие?

* * *
- Была бы у нас шерсть, как у кошки. Только с глазницами, чтобы видеть можно было.

* * *
- Когда в метро ремонтируют эскалатор, прямо под лестницу спускаются?
- Да.
- С парашютом?

* * *
Лада книги любит до страсти. Хоть голодная, хоть замёрзшая, хоть уставшая – возле полки с новыми книгами в магазине или у лотка на улице может стоять час и читать, читать, жадно проглатывать страницы.

* * *
На моё: «Займись чем-нибудь»- «Я тебе что ли занимальщик, чтоб чем-то заниматься всегда?»

* * *
Зацепившись за что-то одеждой, кричит со слезами: «Мама!». И тут же, самостоятельно отцепившись: «Не мама!».

* * *
- Русская народная старинная примета: добрые всегда побеждают злых.
И, подумав немного: «Есть ведь такая примета?»

* * *
- А радуга холодная или горячая?

* * *
- Пошорок. (Порошок).

* * *
Попробовав шпинат:
- Будто такая невкусная испорченная картошка.

* * *
- Красная роза – это любовь. Потому что любовь – это сердце. А сердце тоже красное.
Март 1999
- Деракотивные рыбки.
- Гекли. (Кегли).

* * *
- А мышки чем чешутся: ногами или руками?
                Апрель 1999
- Череп – это голова скелета.

* * *
- Что за дома – жилые?
- В которых люди живут, вот и живые.
- А что за дома – пожилые?

* * *
- Я уже учусь видеть сны.

* * *
Два месяца ищет рифмы.
- В клетках – ветках – это рифма! (восторг).
- Кошки – плошки! И т.д.
Но не дай Бог этого пути. Хотя это – отмеченность, предназначенность. И если избрана – никуда уже не деться.

* * *
На какую-то шутку, показавшуюся ей обидной, Лада пригрозила:
- Сейчас вот возьму и тебя тоже обшучу!

* * *
- Безсвободная.

* * *
О купленной кофте – толстовке:
- Оденем толстушку.

                Май 1999
- А не хочешь ли ты шутить – прибаутить?

* * *
О прижатых к голове кошкиных ушах:
- Фенька уши зажмурила.

* * *
Объясняю Ладе, что миллиард – это миллион миллионов.
Лада: «Это имя у него такое – миллион миллионов?»
Ладушкины складушки
К новому и светлому
Белому, негрубому
Я примчусь и умчусь…
Говорит: «Стишок такой придумала».

* * *
После моего рассказа о том, что у комаров жалят только самки:
- Да уж, комариные мужчины безобидны, а вот женщины обидны и обижают людей тем, что пьют кровь.

                Июнь 1999
- Хочешь, нарисую пятикрылатую звезду?

                Аналогия
Когда-то я рассказывала Ладе о слепом дожде, который идёт при солнечном свете. Лада видит на небе солнце и белую прорисовывающуюся луну:
- Смотри, слепая луна.

* * *
Увидев на дороге мёртвую, попавшую под машину кошку:
- Нет, лучше не смотреть на подавленную кошку. Тем более – мёртвую. Лучше – на живую.

* * *
- Они такие вредницы.

* * *
В компьютерной игре Тарзан прыгает со скалы в реку. В этот момент Лада ставит игру на паузу и говорит:
- Видишь, как я его остановила? На паду!

                Август 1999
Говорю: «У меня болит голова».
- А как это – болит голова?
- У тебя, что ли, голова никогда не болела?
Лада рассудительно и мудро: «Так рано мне еще, чтоб у меня что-то болело».

* * *
Лада видит щит «Их разыскивает милиция» с фотографиями разыскиваемых. Спрашивает: «А когда кого-нибудь находят, их потом вычёркивают?»

* * *
Ладин папа лихачит на дороге. Лада выдаёт стишок:
Папа вышел на дорогу,
Берегите руку – ногу!

* * *
- Град – это дождь из леденцов.

* * *
- Разинула взгляд.

* * *
Говорю: «Слабость во всём теле».
Лада: «А руки-ноги как?».
- Так руки-ноги – это тоже тело.
- Тоже тело? Только отделившееся?

                Сентябрь 1999
- Недовидели.

* * *
Изучая анатомический атлас:
- Разве зубы у нас с черепом? Это такие жёсткие отростки от черепа?

* * *
- Сливное дерево. (Подразумевая сливовое).

* * *
- А это домная собака. (В противоположность бездомной).

                Октябрь 1999
Вопросы, которые, как я помню, посетили меня впервые лет в восемь, у Лады сейчас.
А как это - космос бесконечен? А как это – Бог был всегда и будет вечно?
Всё раньше. И в глазах иногда такая пугающая неземная глубина…

                Лада – Ной.
При моём рассказе, что солнце когда-нибудь погаснет, Лада разволновалась не на шутку, со слезами на глазах начала приговаривать:
- Ну, надо к тому времени найти какую-нибудь большую планету, успеть забрать все вещи…Ой, а животные как же? Надо всех собирать!

                Ноябрь 1999
- А бывает так, что пиявки кусают друг друга? Например, в темноте не видят ничего, сталкиваются и кусают друг друга по ошибке?

  * * *
Идём по улице. Вечер – ветер. Темно. Лада:
А я стишок сочинила:
Привидений не бывает,
Это ветер завывает.
 
                Декабрь 1999
                Палеонтология
- Когда видишь КЛЮВЕНОСНЫХ динозавров, непонятно, травоядные они или хищники.

                Пушкиниада
Читая задание кроссворда:
- У Лукоморья…дуб или зуб зелёный?

* * *
- А любовь можно отремонтировать?
Если бы, доча…

* * *
- Во Франции живут францисканцы, в Болгарии – болгаринцы, в России – россияне, российки и россията.

                Психология
- Серьёзное настроение происходит от смешивания хорошего и плохого настроения.

                Январь 2000
В Музее искусств в египетском зале Лада пристраивается к экскурсии старшеклассников и внимательно слушает. Экскурсовод показывает на фреску с двумя египтянами, плывущими в лодке: «Мы можем понять, что эти люди похожи…На кого?».
Лада, выскочив вперёд:
- На индейцев!

                Февраль 2000
Лада нашла в шкафу давно не виденное платье куклы Барби. Вертя его в руках, рассуждает: «Что-то оно маленькое стало для Барби. Выросла она из него, что ли?» Потом ещё повертев, после паузы: «…Или это я выросла».

* * *
- Лада, тебе стыдно быть голой?
Подумав: «Не знаю».
Снова Эдем. Знала бы «да», должна была бы знать «нет». И – наоборот. Также нет пока разделения. Целое, всё в себя включающее.

                Март 2000
Играем в карты. Лада, не сумев отбиться, много берёт и спрашивает:
- Ты что, хочешь меня набить картами?

* * *
Едим креветки, все они попадаются с икрой.
- Это женщины? – спрашивает Лада.
- Да – подтверждаю я.
- Ну, наверное, к празднику 8 марта специально сделали, чтоб все женщины были.

* * *
- Сочинить что ли русскую народную сказку?

* * *
Рассказываю про Гитлера, кем он был.
- И кто победил? – спрашивает Лада.
Сообщаю о конце войны и о том, что он застрелился. Лада: «Значит, он сам себя победил?»

* * *
- А вот горизонт, он на каждом шагу!

* * *
Пыхтя, с напряжением производит какие-то движения на кровати. Потом со вздохом: «Нет, не получается в бараний рог согнуться…»

                Анатомия
- Колено – это локоть, только он на ноге и называется колено.

                Май 2000
Читала суфийские сказки. Лада перехватила у меня книгу, и взахлёб перечитала несколько раз.

* * *
Говорю о любви: «Остыла».
Лада: «Как еда, которую забыли съесть?»

* * *
Я: «Дедушке исполнилось уже 79 лет».
- А бабушке?
- Бабушке 77.
- Да уж, похоже, он её обогнал в росте. И ей теперь его не догнать.

* * *
Округлившаяся кошка, я сообщаю:
- Скоро у неё будут котята.
- Откуда ты знаешь? – спрашивает Лада.
- Ну, видишь живот у неё круглый, полный.
- Как Сатурн в зените?
Я осталась в недоумении.

* * *
- Шестьдесят это шесть плюс одна ноля или шесть плюс две ноли?

                Август 2000
Лада: «А что такое тактика?»
- Это продуманное поведение, когда не импульсивно, например, смеёшься, а думаешь, решаешь, что вот сейчас нужно засмеяться, потому что так будет лучше…
- И это называется тактичный смех?

                Сентябрь 2000
- Перепёлка похожа на уменьшенного грифа.

* * *
- Почитаю что-нибудь далёкое – распредалёкое.

* * *
О портфеле: «Тяжёлый как рояль».

* * *
О, современность в детях. На уроке музыки их попросили нарисовать минор и мажор. Минорная картинка у Лады – горчица, а мажорная – компьютер (!).

                Март 2001
О микробах: «Кишками кишат». (Вместо кишмя).

* * *
- Все овны мне родны!

                Октябрь 2001
О непишущей ручке: «Ручка зависла».

* * *
- А кто электричество придумал - Сталин?

                Январь 2002
- Енотовитая собака.

* * *
…Ладе скоро десять лет. Лепеточки закончились, потому что остальное – на грани ещё детской наивности и уже серьёзной осмысленности мира, ещё детского лепета и уже взрослой логики. И первая влюблённость – это совсем не лепеточки. И первые слёзы от обид – по-настоящему горькие. И превращение во взрослого человека совсем не забавно, ибо на всём теперь лежит печать каких то важных, глубоких смыслов…

                Март 2003