Благие намерения

Галина Радциг
Домик в этой деревне мы купили случайно. Возвращались с мужем из Крыма на машине. Остановились в одной из деревушек Новгородской области у колодца.  Напились потрясающе вкусной воды, сполоснули лица. Родниковая вода смыла не только дорожную пыль, но и усталость.
- Ты, глянь, Анюта, красота-то какая!- муж обвел взглядом окрестный пейзаж.- И чего нас каждый год черт-те куда носит? Вот купить бы тут домик и отдыхать  все лето!
Подошедшая к колодцу еще не старая женщина, услышав слова моего мужа, предложила:
- А и покупайте! Вон Колька Морозов бабкин дом продает. Могу и телефон дать. Он тоже в Ленинграде живет. Вы ведь  оттуда будете?

Так мы стали обладателями  славного домика в небольшой деревне с ласкающим слух названием Малиновка. Муж мой высококлассный программист. Он выстроил свою деятельность так, что большую часть работы может выполнять дома. А я иллюстрирую детские книжки. Поэтому, мы вполне можем себе позволить провести лето в этой славной деревеньке, изредка наезжая в город к своим работодателям.
Мы с энтузиазмом начали обустраивать свое новое жилье. Мыли, чистили, ремонтировали, красили, клеили обои. Купили мебель для веранды и для сада, я сшила новые занавески. Можно праздновать новоселье! Ради такого случая, мы съездили в райцентр, накупили всякой вкуснятины и бутылку шампанского.

Подъехав к дому, на скамейке у ворот мы обнаружили маленькую сморщенную старушонку. Она смотрела на нас слезящимися глазами, оперевшись на толстую суковатую палку.
- Здравствуйте!- весело поздоровалась я, выходя из машины.
- У Кольки что ли дом купили? Али сдает он вам?- вместо приветствия  спросила старушка.
- Да, купили.- ответил муж, вытаскивая из багажника многочисленные пакеты.
- И за дорого?- продолжала свои вопросы бабушка.
Мы с мужем переглянулись. Как-то не привыкли, чтобы нам задавали подобные вопросы. Старушка смотрела на нас требовательно . Муж назвал стоимость дома.
- Тю!! Совсем ополоумели вы!- осуждающе покачала головой старушка.- Да ему и половина- красная цена!
Мы с мужем опять переглянулись. Мы считали, что этот чудный домик в райском уголке нам достался почти даром.

- Оно, конечно!- продолжала осуждающе бабуля, - если денег навАлом, дак можно их просто так выкидывать! У вас, сразу видно, деньгА большая: вон скоко из магазина-то привезли! А там все тыщи стОит!
- Да у нас вроде как сегодня праздник- новоселье, - смущенно начал объяснять муж.
- Хорошо праздновать, когда денег-то много!- покивала головой старушка.- Это не наше дело, сиротское. Не заешь, куда пензию-то и пустить…
Мы не нашлись, что ответить. Вежливо попрощались и пошли в дом. Накрывали на стол, а радости почему-то уже не было. Внутри у обоих угнездилось чувство непонятной вины и неловкости. Я потянулась в шкафчик за фужерами и увидела, что старушка все еще сидит на  нашей скамейке. Муж, уловив мой взгляд, тоже выглянул в окно.
- Может позовем ее с нами пообедать?- предложил муж.
- Давай! Я сейчас сбегаю, - с радостью откликнулась я, еще минуту назад и не помышлявшая ни о каких гостях.

Баба Сима, как она представилась, согласилась легко и охотно с нами отобедать по случаю новоселья. Войдя в дом, она сначала обошла все комнаты, зачем-то потрогала занавески, помяла диван, подняла покрывало на кровати, пощупала матрац и одеяло.
- Мойте руки, баба Сима, - я протянула старушке полотенце.- У нас все готово, давайте за стол садиться.
- Это ты руки вытирать мне даешь?- возмутилась старушка.- Дак совсем новое полотенце-то! Неуж нету тряпицы какой? Для рук-то и ладно бы…
Я заверила, что тряпиц у меня нету.

-О как у вас! Богаты вы, богаты! Я и не видывала , чтобы на стол сразу столько еды ставили!- восхитилась баба Сима.
Мое сердце защемило от жалости. Муж похоже испытывал те же чувства. Мы в четыре руки начали наполнять старушке тарелку.
- А Вы совсем одна живете?- осторожно спросила я.
- Совсем одна, - ответила Сима.
- А дети-то у Вас есть, - продолжил муж.
- Как не быть, есть конечно.
- И что же, они Вам совсем не помогают?
- Не помогают.

По односложным ответам мы поняли, что баба Сима не сильно хочет рассказывать о себе. Зато она активно интересовалась , где и кем мы работаем, сколько получаем, какая у нас машина, сколько стоит, да большая ли в городе квартира. Нашу работу она презрительно назвала никому не нужным баловством.
-Вот если бы трактористом или шОфером ты рОбил, - осуждающе кивнула она на мужа, -тогда другое дело! А так- чего делаешь, простому человеку и не понять! И ты тоже чего-то рисуешь. Разве это работа? От такой работы и не устанешь, а деньжищи платят вам непонятно за что! Умеют же некоторые устраиваться!

Мы оба не умели разговаривать в таком ключе. Муж предложил включить телевизор.
Телевизор бабе Симе понравился: большой, цветной. Она с удовольствием смотрела все, что там показывали. Ее даже реклама не раздражала. Когда начались шестичасовые новости, баба Сима вздохнула:
- Еще бы поглядела, да пора идти ужинать, хлебать свой сиротский суп…
- Отужинайте с нами, - встрепенулся муж.

- Плохая у тебя, Борис, хозяйка,- осуждающе произнесла баба Сима, напившись чаю.
- Почему?- недоуменно спросил муж.
- Дак не экономная! Погляди, скоко еды-то осталось? Вы ведь двое-то все это не съедите. Значит, спОртится все. Выкинуть придетца!
Баба Сима выжидательно уставилась на меня.
- А давайте, Вы с собой возьмете часть еды, - предложила я.
- Конечно, раз богаты, дак и раздавать можно. Возьму, коли вам не жалко.

Баба Сима ушла от нас крайне довольная, с большим пакетом. Мы с мужем удивленно смотрели друг на друга. За сегодняшний день мы ничего не сделали по дому, оба не притрагивались к своей работе. Но оба были совершенно вымотаны. Мы даже отложили свой любимый вечерний чай на веранде с разговорами « о вечном» и улеглись спать, когда не было еще и десяти часов вечера…

Утром проснулись поздно. Долго валялись в постели, планировали день. Муж помчался на ежедневную пробежку, а я решила быстренько испечь пирожки из готового теста. Будет мужу сюрприз! Он обожает свежую выпечку!
Я все успела к возвращению мужа. И пирожков напечь,  и блинчики состряпать, и стол накрыть красиво, и сама нарядилась в новый сарафан. А вот и муж!
В открывшуюся дверь ввалилась … баба Сима. За ее спиной виновато переминался с ноги на ногу муж.
- Мужик-от твой меня зазвал завтрикать к вам,- заговорщицки подмигнула мне Сима, - а я и не отказалась! Раз у вас стол ломится, не грех и одинокую старуху покормить! Да и телевизер у вас красиво кАжет!
- Да, конечно, проходите, пожалуйста, - пролепетала я, чувствую, как пропадает радость от яркого свежего летнего утра.
- Ну не мог я не пригласить, - виновато шепнул мне муж, - она на скамейке сидела!

- Ой, девка, да ты с ума сошла! Рази можно это сегодня исть?- испуганно вскрикнула Сима, сев за стол.
- Что такое?- подскочила я к столу.
- Дак седни ж пятница, постный день, а тебя на столе скоромное! Не боишься Бога-то? Он все-е-е-  видит!
Муж замер с блинчиком со сметаной во рту. Я не знала, как реагировать на подобные замечания и что дальше делать.
- Ладно, возьму грех на душу, - махнула рукой старушка, макая блин в сметану.
Я вздохнула с облегчением, муж проглотил блин.
- Сметану-то у кого брала? У Катьки?- спросила Сима.
- Да, у Екатерины Васильевны.
- Не бери у ей, - авторитетно заявила Сима,окунув в сметану очередной блин, - у ей корова худая, а сама Катька редкостная грязнуха. Да и продает дороже всех!
Муж поперхнулся. Я вспомнила аккуратную, всегда в белой косынке и таком же белоснежном переднике Катерину со сверкающим подойником. И корову ее Зорьку с лоснящимися боками я тоже видела. Видела, как перед дойкой, Катерина долго моет вымя Зорьки теплой водой, потом вытирает чистым полотенцем…
- Ой, прости Господи, как я налопалась, - откинулась на спинку стула баба Сима.- Ну давайте что ли телевизер глядеть. До обеда еще далеко.
Муж пошел обреченно включать телевизор. Хотя мы планировали сегодня ударно поработать с учетом вчерашнего дня. День прошел так же, как и вчера: за столом и у телевизора…

На следующее утро муж не пошел на пробежку. Мы молча выпили кофе в доме, хотя раньше это делали на веранде. Я старалась не подходить к окнам. Не сговариваясь, после завтрака каждый сел за свой компьютер. Где-то через час в окно раздался стук. Мы вздрогнули, переглянулись и затаились. Стук повторился. Муж вздохнул и поднялся из-за компьютера.
- Эй, горожане, живы ли?- раздался бодрый голос бабы Симы.- Уж обедать пора, а вы все спите.
Муж обернулся ко мне с растерянным видом. Я зажмурила глаза и затрясла головой.
- Понимаете ли, мы сегодня с Анютой хотели поработать, - начал объяснять мой интеллигентный муж.
- Да што там у вас за работа?- захихикала баба Сима.- Открывайте давайте! Щас по телевизеру вторая серия вчерашнего кина будет!

- Слушай, Анюта, что-то в нашей жизни пошло не так, - начал Борис за вечерним чаем.
- Ну, Борь, я понимаю, на что ты намекаешь! Но не гнать же одинокую нищую старуху! У нее две радости: телевизор посмотреть да вкусно поесть. Где она это возьмет? Телевизора у нее нет, а на ее пенсию не разгуляешься.
- Думаешь, проблема в этом?- задумчиво произнес муж и надолго погрузился в никому неведомые мысли.
- Я придумал, - радостно закричал муж, когда я уже убрала со стола и собиралась сесть за работу- днем-то опять ничего не успела сделать!- Мы завтра поедем в райцентр и купим Симе телевизор! И каждый день будем покупать ей продукты!

Баба Сима долго охала и ахала, пока Борис подключал и настраивал телевизор. Я выкладывала на стол продукты: колбасу, сыр, селедку в банках, пряники, конфеты.
-Ой,  да мне этого на месяц хватит! Я ж малоежка, не ем, как вы!- всплескивала Сима сухонькими ручками.
Я пообещала вечером принести молоко, сметану и творог.

Подходя к Симиному дому после визита к Катерине, я услышала, что Сима с кем-то разговаривает и остановилась, потому что уловила в разговоре свое имя.
- Да чего в ей хорошего-то, Марья, в Аньке-то той?- возмущалась Сима.- Ни кожи, ни рожи!
- Что ты такое говроишь, - возразил голос неведомой Марьи.- Они ж к тебе, как к родной! Сынок твой за три года не разу не приехал, не спросил, как ты тут мама одна? А эти погляди-ка, и телевизор, и еда!
- Да при их то деньгах и не такое можно! И телевизер они мне купили меньше, чем у их стоит. Могли бы и такой же взять! А у Василия-то зарплата не шибко большая, самому на жисть не хватает!
- Пил бы твой Василий поменьше!
- Не от хорошей жизни, Маша, не от хорошей жизни!- возражала Сима.- А я вот погляжу на эту Аньку, так по сравнению с моей Любой, она страсть господня! А погляди, как пристроилась? И мужик золотой, и машина, и квартира в городе большая. И не работает, картинки какие-то рисует! На кампюторе каком-то!А Люба моя всю жизнь с алкашами мается! На заводе вредном здоровье гробит!
- Да твоя Люба и сама не дура выпить! И школу едва-едва на тройки кончила! Где ж ей работать, как не на заводе?

Мне было ужасно неловко, что я невольно оказалась в роли подслушивающей. Я стояла, замерев, и очень боялась, что меня сейчас кто-нибудь увидит. К неловкости примешивалось чувство радости от того, что я теперь знала, что и как я должна сделать, чтобы оградить свою семью от посягательств непрошенных гостей.
- Много ты понимаешь, - начинала сердиться Сима.- Достался бы Любе такой мужик, как Борис, дак и она бы жила как следовает!
- Дак чтобы такой мужик достался, самой надо быть, как та Аня, - запальчиво возразила Мария, - со-о-т-ве-т-ство-вать!
 Последнее слово далось Марии с трудом, но она его все же выговорила!

Я тихонько развернулась и пошла домой.
- Куда ты столько притащила, - кивнул на продукты муж, - или это половина для Симы?
- Нет, - безмятежно улыбнулась я,- все нам!
- Растолстеешь от такой еды, и я тебя брошу, - засмеялся Борис.
- На себя посмотри, - парировала я.

Утром я просто силком вытолкала мужа на пробежку, красноречиво похлопав по наметившемуся животику. В целях конспирации он последние две недели активно пропускал ежедневную зарядку.
Я весело пекла оладушки. Вчера купила свежайший мед у соседа Катерины деда Миши. Ах, что за прелесть, оладушки с медом!

- О, опять чего-то печет!- раздался от двери голос бабы Симы, - это ж сколько надо иметь денег, штобы кажинный день так кормица?!
- Прошу к столу, - весело пригласила я.
Муж смотрел на меня с недоумением и опаской. Он прекрасно знал такое мое состояние. И чему оно могло предшествовать, тоже знал.
Сима съела гору оладий, запила их кружкой сливок, не забыв при этом обругать Катерину и ее корову.
- А мед-то, небось, у Мишки Хромого брала? Вот дура! Вся ж деревня знает, что Мишка блудит с медом, сахарный сироп добавляет!
- Налить Вам баночку с собой?- спросила я, улыбаясь.
- Ну налей, когда домой пойду,- милостливо согласилась Сима.
- А Вы уже идете домой, - произнесла я, наливая мед в банку из-под маринованных огурчиков. И, увидев, что Сима собирается возразить, решительно продолжила:- Да, Вы уже идете домой. Телевизор у Вас теперь есть. Можете смотреть, сколько угодно. И я прошу Вас, Серафима Игнатьевна, больше к нам не приходить. Нам это неприятно.
Сима взяла банку с медом и миску с недоеденными оладьями и пошла к выходу. У дверей она остановилась:
- Накажет тебя Бог за злобу твою и жадность! Одинокую старуху обидеть- последнее дело!

- Анюта, по-моему, ты была жестока и несправедлива, - вывел меня из задумчивости голос мужа.
- Жестока - возможно, но абсолютно справедлива. Знаешь, я  подумала, что мы купили этот дом для того, чтобы жить с удовольствием и радостью. А наша жизнь вдруг превратилась в кромешный ад: мы боимся выглянуть в окно, ты не бегаешь на зарядку, мы совсем не работаем, мы смотрим какие-то дурацкие сериалы и выслушиваем гадости о всех жителях села. Ни разу ни о ком Сима не сказала хорошо. А мы слушаем и не возражаем, хотя знаем, что то, что она говорит, не соответствует действительности. Почему мы должны это делать, скажи? Приведи хоть один довод.
- Сима- одинокий человек. Рядом с нами она отогрелась, увидела другую жизнь…
- Но ни разу нас не поблагодарила! Даже за телевизор! Она все принимала  так, как будто мы ей должны! А мы чувствовали себя виноватыми, что она не имеет того, что есть у нас!
- Ну и что, что не благодарила!  Разве дело в этом? Я и не ждал никакой благодарности.Я уверен, что в душе она нам признательна! А слова - что слова, они не всегда должны произноситься вслух!
- Сима их произносит, не волнуйся. Я вчера их услышала. Поэтому  была сегодня  так решительна.

Муж пребывал в состоянии задумчивости несколько дней. В один из вечеров  мы вместе пошли за молоком. У Катерины на скамейке сидел дед Миша. Он принес Катерине мед. У соседей был бартер: Катерина ему – молоко, а он расплачивался за молоко медом.
- Ну что, отвадили пиявку?- засмеялся дед Миша.
- Простите, - непонимающе переспросила я.
- Дак я про Симку! Как появится в селе новый человек, так она тут как тут. Днюет и ночует! И ведь не отвязаться никак! А вы быстро сладили!
-Я хотела Вам, Анечка, сказать, да стеснялась, - виновато заговорила подошедшая Катерина.- нельзя Симу привечать. Она и правда какая-то совсем бессовестная. Не знает грани… И потом, я ведь вижу, что вы за люди. А Сима… Ну, в общем, нехорошо про вас говорила…
- Мы хотели, как лучше…- пролепетала я.- жалко очень, что так все получилось.
Увидев наши расстроенные лица, дед Миша произнес:
- Да вы шибко-то не расстраивайтесь! Не пропадет ваша Сима! Тут на днях приехали новые дачники, она уж у их почти живет!

Оставшиеся два с половиной месяца мы провели именно так, как планировали.