Деточке о страхах и дармовщине

Новелла "Деточка" http://www.proza.ru/2010/06/01/891 Ларисы Бесчастной - она о страхе, как мне кажется. О страхе перед миром. Ларисе Бесчастной очень хорошо удалось показать страхи современной молодой женщины, матери.

Когда женщина узнает, что беременна, то она пугается, боится, что будущий отец ее ребенка не обрадуется:

          "И ты не огорчайся, если в первые минуты, часы и дни в их сердцах поселится растерянность или испуг вместо справедливо ожидаемой тобой радости: они ещё слишком молоды духовно и слишком заняты друг другом.
          Она очнётся от потрясения первой и примет тебя сначала неосознанно, по святому предназначению своему, а Он... Он постарается смириться с тем, что Она уже принадлежит не только ему и что скоро тело её станет как хрупкий сосуд, из которого пьёшь ты – его семя и продолжатель Рода. И задумается над тем, что значит стать Отцом, и придёт в его сердце радость, которая согреет их обоих, потому что до этой минуты Она боялась и за него, и за тебя и за себя..."

Свой страх перед миром и даже перед самыми близкими людьми она приписывает и своему новорожденному ребенку:

         "Деточка! Ну чего ты так недовольно засопел? Это же твой папочка! Понятно... Он пока тебе не нравится, ты пугаешься его учащённого дыхания и громкой радости, тебе ещё не нужны его сильные руки и неловкая ласка – ты плачешь и перекочёвываешь в мамины объятья. И сразу умиротворённо засыпаешь...
          Постепенное знакомство с отцом тоже впереди. И полнота его будет зависеть от Любви отца к тебе и к твоей маме. И когда ты поверишь Ему, тебе станут необходимы его надёжные ладони и крепкое плечо, его особое ровное тепло и свечение Любви. Вы подружитесь – ведь вы мужчины. Правда, и ревность неизбежна... Ну, да это дело обычное среди мужчин, желающих единолично владеть любимой женщиной, этого вам не миновать. Поладите со временем."

В мире этой матери ребенок сразу же после рождения начинает участие в конкуренции - даже отец конкурирует с ребенком сразу после его рождения.

Подумала я сейчас, что именно этот мир чреват (как пишет Лариса Бесчастная: "Ты ещё не вошёл в этот многоликий и чреватый мир") неврозами, именно эти отношения лежат в основе философии Фрейда, называвшего себя "нормальным невротиком", - конкуренция между детьми и родителями, между мужчинами и женщинами и между мужчинами и женщинами между собой.
         
Мать в новелле "Деточка" уже мысленно вступает в конкуренцию с женщинами, которых встретит ее сын, когда вырастет, она уже рисует себе в мыслях, какие бывают нехорошие женщины, не такие, как она сама. Ревность к будущим женщинам сына начинается у нее уже тогда, когда сын еще грудной младенец. Кормя его грудью, она думает:

        "... ты затих, не выпуская изо рта сладкий сосок.  И, конечно, не понял, что уже начал познавать Женщину и будешь стремиться к этому всю жизнь, зачастую обманывая себя, что разгадал её...
        А может быть, тебе посчастливится встретить и познать настоящую Женщину – не всем это дано, деточка."

И мысли о нехороших женщинах преследуют эту мать - а ведь она и сама женщина! - в течение всего детства ее сына. Когда сын в первый раз идет в школу, мать молится о том, чтобы Бог отрадил ее сына от "бесстыдных блудниц, дабы он не разуверился в любви" - в какой любви?

        "И молю тебя, Господи, пошли ему надёжных друзей и чистую любовь к настоящей женщине! Огради его от бесстыдных блудниц, дабы он не разуверился в любви и не стал мстить всем на свете!"

Ведь ребенок не мог поверить в любовь - а значит, ему будет не в чем разувериваться. В этом мире, где конкуренция между отцом и новорожденным ребенком называется неизбежной, еще неизбежнее конкуренция между братьями и сестрами. Это мир без любви - если уж совсем строго. Это мир человека, отделенного от Бога, ведь Бог есть любовь, любовь-милосердие. И это мир, в котором каждый человек отделен от всех других людей. 

Подумала я, что Фрейд разработал свою философию в то время, когда капитализм с его жаждой наживы за счет своих ближних достиг расцвета. Об этом времени и новелла Ларисы Бесчастной. О времени, когда никто никого не любит, никто никому не нужен и все только суетятся, стремясь обогнать друг друга.   

И зря думает мать, что ребенок не понимает ее страхов:      

          "И тебе всё равно не понять молитву Матери, даже если ты услышишь эти слова:         
          Господи, спаси и сохрани моего сына, мою деточку! Обереги его от равнодушия, пустоты, продажности и жестокости нашего мира! Отверни от него завистников и хулителей, лицемеров и алчущих, лжецов и искусителей к блуду и дармовщине!"

- когда она мысленно обращается к Богу. Слишком хорошо передаются страхи матери к ребенку, слишком хорошо перенимает ребенок мнение матери об окружающих как о лживых и опасных завистниках. Но в мире, где даже отношения между отцом и новорожденным ребенком - отношения двух конкурентов, зависть и ревность должны быть повсеместны и чуть ли не единственным движущим фактором. 

         "Господи, пошли ему мудрых и справедливых Учителей и Попутчиков, научи его внимать им и различать истину от заблуждения! Не дай ему обмануться в Любви и Верности, не толкни его в руки хищников! И молю тебя, Господи, пошли ему надёжных друзей и чистую любовь к настоящей женщине!"

Друзей ее ребенку уже послал Бог (если она верит в Бога), это его одноклассники. Обычные дети, а не "толпа мало кому интересных и нужных подранков". Подранок здесь - это сама молодая женщина, от имени которой написана новелла. Именно она внушает ребенку, каждым своим словом и жестом (потому что твердо убеждена в этом сама), что "есть насмешники, завистники, усталые и оттого не всегда справедливые взрослые, что надо зачем-то гнаться за другими, учиться слушать, созерцать и понимать Другого, искать своё место в суетной и хлопотливой реальности, в толпе мало кому интересных и нужных подранков... Ты изведаешь горечь лжи, предательств, агрессивной зависти, разочарований... Ты поймёшь, что никто и нигде тебя не ждёт, ты познаешь страх одиночества, научишься презирать, мстить и ненавидеть. И молчать, и возводить стену недоверия между тобой и любящими тебя..."

В этой молитве выражается неверие матери не только в возможность человеческих отношений между людьми, отношений братства, взаимопомощи, добрососедства, но и неверие в то, что сын ее вырастет хорошим человеком, и неверие в Бога. В одном и том же предложении она молит Бога сохранить душу сына "в чистоте и непорочности" и выражает возможность того, что сын может "попустить что-то нехорошее".   

          "Господи! Сохрани Душу его в чистоте и непорочности, а коли попустит он что нехорошее – я отвечу за грехи его! Ты слышишь, Господи?! С этой минуты я буду платить за все ошибки и непотребства своего сына! Я всё беру на себя и готова ко всему, на что будет Суд Твой и Воля Твоя!.."

Такая любовь к ребенку не сможет спасти его от "Зла, Насилия и Похоти". Мать должна учить ребенка добру и общению с людьми, а не тому, что весь мир, кроме мира его родителей, состоит из этих трех составляющих ("Зла, Насилия и Похоти"). Но сначала она должна сама избавиться от страха перед другими людьми, отделяющего ее от них.

Интересно еще то место в молитве матери, где она молит Бога отвернуть от ее ребенка "искусителей к дармовщине". Кого она называет искусителями к дармовщине? В Библии сплошь и рядом можно найти места о "дармовщине". Например, в Ветхом Завете говорится: "не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему, смотря по его нужде, в чем он нуждается"; "и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать," - и т.д., и т.п. А молодая мать, можно предположить, уже ожесточилась сердцем своим - от страхов и безверия.

Четыре примера из Нового Завета: Мф 6:28-29 "Посмотрите на полевые лилии, говорил Он, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них." Деяния 20:35 «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал:  "блаженнее давать, нежели принимать"». Лука 14:13 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». И главная молитва христиан, "Отче наш": "Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим," - ведь это о дармовщине: хлеб дай, а долги прости. 

Продолжение следует - не по мотивам новеллы Ларисы Бесчастной, а о том, в каких семьях могут вырасти люди, верящие в то, что все кругом желают им зла. И добавлю еще: потому что Елена Ярцева написала мне, что Лариса Бесчастная пишет о любви, а вовсе не о страхе, прочитала я  написанные Ларисой чудесные стихи для маленьких детей http://www.proza.ru/2009/12/25/169, и там же чудесная колыбельная. А новелла "Деточка" все же, мне кажется, и написана не для детей, и написана о страхах молодой женщины, матери, живущей, по ее представлениям, в враждебном и безбожном мире, в котором правят конкуренция и эгоизм. Этот мир и описан в новелле. 


Рецензии
Сплошные ассоциации... У меня в "...златогривом..." о том же...)
А по поводу обращения к богу... вспомнился хороший анекдот.
Сорвался альпинист с горы и повис едва-едва зацепившись за кустик. Висит и зовёт:"Эй, есть кто-нибудь?" Вдруг голос сверху:"Отпусти руки, сын мой, я тебя внизу подхвачу". "А кто ты?" "Я - бог". Альпинист, продолжая держаться...:"Эй! А ещё есть кто-нибудь?"

Оксана Радчик   30.06.2010 21:55     Заявить о нарушении
Ой, правда! И я, когда читала Златогивого, подумала, что да, о том же.

Елена Гохнадель   01.07.2010 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.