Глаза детдомовца

Игорь Исетский
   Расскажу история, произошедшую со мной в четырнадцатилетнем возрасте.
   Помню, пришёл из школы, чем-то занимался (возможно, даже учил уроки) в нашей квартире.
   
   В дверь позвонили. Я открыл. На пороге стоял мальчишка лет 13-ти на вид. Одет в ношеное синее пальто, чёрную, не новую же шапку.
   
   От него исходил какой-то казённый запах. Паренёк явно сбежал из детского дома. Такие порой встречались у нас в городе. Или на выходные их куда-то водили, или так же бегали.
   - Дайте, пожалуйста, хлеба, - робко произнёс он, осторожно глядя на меня большими серыми глазами.
   
   Я почувствовал «праведный» гнев (убежал из детдома, отлынивает от учёбы и побирается)!
 
   Сурово взглянув на пацана, громко сказал:
   - Сейчас милицию вызову! Тебя живо вернут, куда надо!
   
   Парнишка онемел. Помню, как задрожали его губы, гримаса испуга исказила лицо.
   
   Видно, он ожидал, что я немедленно схвачу его и не смел двигаться.
   
   Когда же он всё-таки понял, что я никаких действий против него не предпринимаю, то опрометью бросился вниз по лестнице. До меня доносился топот его грубых дешёвых ботинок, а через несколько секунд я услышал, как хлопнула дверь подъезда.
   
   Открылась соседняя квартира. Оттуда вышла сестра моего друга Вовки Светка.
   - Ты кого тут гоняешь?
   - Да вот… Убежал из детдома какой-то, я и припугнул его.
   Светка, можно сказать, старший товарищ, комсомолка, поддержала меня:
   - Он и ко мне сперва стучался, но я ему даже не открыла. Шляются тут…
   
   Вернулся в квартиру. Думал и понимал, что не то я сделал. Не то. Нельзя так.
   
   Не от хорошей жизни, видать, убежал парень из детского учреждения. Ведь он голоден. Надо было завести его к себе и накормить, а остальное не моя забота.
   
   Мелькнула мысль: быстро одеться и вернуть пацана. Но как? Он после моего окрика наверняка будет мчаться без остановки, куда глаза глядят, пока не устанет.
   
   И вряд ли сегодня рискнёт ещё у кого-либо попросить еды. Так и уляжется спать голодным в каком-нибудь подвале благоустроенного дома, где тогда и прятались такие вот ребятишки или шпана, не ночующая дома.
   
   Я ругал себя, как мог. И всё думал о маленьком беглеце.
   
   Парнишка был худенький, на вид скромный. Над ним, думаю, издевались сверстники. Да и воспитатели в некоторых подобных организациях такое творили, о чём заговорили, конечно, много позже.  Вот он и рванул на свободу. Уж лучше слоняться по подвальным помещениям, чем жить в постоянном страхе.
   
   …Прошло много лет. А я всё ещё не могу забыть глаза того мальчика, его испуг.
   
   Остаётся только надеяться, что жизнь его устроилась в дальнейшем. Ведь тогда, в 70-ые годы, детдомовских, не имеющих родителей, обеспечивали работой и жильём по окончании школы. Я сам знавал одного парня-сироту, который даже в 90-ые годы получил однокомнатную квартиру.
   
   Как бы ни сложилась судьба  того парнишки – я никогда не прощу себе, что так поступил с ним.
   
   Нередко подаю нищим у церквей, на улице. И детям, и тем, кто приспосабливает их при себе. Часть этих людей, взрослых, конечно, профессиональные попрошайки или алкоголики. Но я их особо не делю. Мне не дают покоя те серые глаза загнанного человека.

25.05.2010.