Чайка

Алла Войцеховская
Она пришла к нам в  класс из другой школы. Её мама преподавала математику в старших классах  и просто перевела дочку к себе поближе. Да и школа у нас была большая, и класс лучший в параллели.
Она была очень скромная, застенчивая, воспитанная девочка с тихим голосом и немного виноватой улыбкой. Если говорить о внешних ассоциациях, то она напоминала мне нахохлившегося воробышка. Она носила очки и всегда сидела за первой партой.
То что она будет прилежной ученицей, не вызывало ни у кого сомнений, и у неё была строгая мама, которая точно знала, что в школу приходят учиться, а не «валять дурака».
Мне всегда были интересны новые люди. Я любила наблюдать, как они осваиваются, становятся смелее в общении, раскрывают постепенно свои способности и таланты.
Я заметила, что на совсем уж скучных уроках, она что-то рисовала в альбоме карандашом. Я, обычно, на таких уроках делала заметки в свой дневник наблюдений, если, конечно, поэтическое вдохновение не воодушевляло на большее…
На переменах она очень редко выходила из класса. Доставала свой альбомчик и карандаш и рисовала, рисовала. Проходя мимо её парты, я краем глаза  подмечала точёные фигурки принца и принцессы в прекрасных нарядах на королевском балу. Они как будто оживали и грациозно двигались в танце. Моё воображение подсказывало мне, что они были влюблены…
Когда мы познакомились поближе, она  позволила мне наблюдать за  процессом  рождения рисунка. Так я  получила первые в своей жизни настоящие уроки рисования. Теперь я смело могла изобразить балерину в пачке и на пуантах. Точно знала, как должны выглядеть на бумаге Золушка и Принц, скачущая лошадка или осеннее дерево.
Я не читала ей свои стихи, тогда я  была не готова к таким откровениям. Но в знак благодарности за её замечательные уроки рисования я смешила её до слёз. Я рассказывала истории, которые придумывала сама, иногда на ходу, но все они были весёлые и необычные.
Она смеялась от души, прикрывая рот рукой, чтобы не было так громко,  прыскала со смеху так, что запотевали стёкла её очков, и она, продолжая заливаться колокольчиком, протирала их краем передника.
Когда было тепло, мы втроём прогуливались на переменках вокруг школы: я, она и её соседка по парте, с которой  потом мы часто возвращались из школы домой вместе, нам было просто по пути.
Теперь у меня было уже две слушательницы-хохотушки. Подозреваю, что они и на уроках вспоминали мои весёлые истории и смеялись, тихонько переговариваясь и оглядываясь на меня.
К концу десятого класса в моём дневнике «наблюдений» появилась одна странная запись:
«Воробышек превратился в Чайку».
Прошло очень много лет с тех пор. Мы больше никогда не виделись. Она вместе с соседкой по парте уехала поступать в Ленинград, я - в Москву.
Недавно, в каком-то своём старинном школьном альбоме я вдруг обнаружила один замечательный рисунок. На обратной стороне его красивыми буквами было написано:
«На долгую память. Лариса».
Так всё и вышло! Оказалось, что имя Лариса означает «чайка». А память о ней осталась долгая и добрая, как наше замечательное школьное детство…

Послесловие.

Эти стихи о поколении моих замечательных одноклассников, образы которых навсегда останутся в моем сердце...

Чёрно-белые фоточки... триптих

***

Маечки-в трусики, кофточки…
Чёрно-белые фоточки.
Панамочки, сарафанчики
С камушками в карманчике…

Сумочки-ридикюльчики,
Ириски тянучие, ключики…
Носочки белые-белые.
Мальчишки весёлые, смелые…

С пистонами, пистолетами,
Пилотками и кастетами.
Голуби, голубятники…
Зонтики, пыльники, бантики.

Счёты и подстаканники.
Жулики и карманники.
Зелёные лампы настольные...
Песни простые, застольные.

Крестики на верёвочках,
На красных звёздочках Вовочка…
Лучшее, без сомнения,
После войны поколение…

***

Когда возвращаешься в город детства,

Звёзды становятся намного ближе…

Тёплый прибой верным псом ноги лижет…

Мальчик здесь жил, с тобой по соседству,

Запускавший в небо белых голубей…

Это он поведал, что не будет неба голубей,

Изумруднее трав и жемчужнее рос…

Что не бывает нежности души без тихих слёз…

***

От воспоминаний мне взгрустнулось.
Родина моя – СССР…
Ласточкой сердечко встрепенулось…
Вот: Гагарин Юра – пионер…

Вместо лозунгов сейчас реклама...
Только вспоминается опять:
Мне косички заплетает мама,
Папа приглашает танцевать…

Было больше радости и смеха.
Так хотелось верить и любить!
Покоряла мир Эдита Пьеха,
Ободзинский пел - нельзя забыть…

Есть теперь у всех еда и шмотки,
И автомобилей - как людей…
Пьют не молоко мальчишки, водку...
И не запускают голубей...

Ностальгия что-то давит душу.
Улететь бы в дивные края…
И на всю одну шестую суши
Крикнуть: Родина, ты всё ещё моя!

Всё давно не так, как было раньше.
Хочется вернуться в те года,
Где ты счастлив был, ведь был ты младше,
и душа осталась молода...