Зори Галаада гл. 6. Грех сыновей Иаира

Геннадий Грибанов
Приближался день поездки в город. Галаад с нетерпением ждал этого дня. В тоже время ему было страшно, а вдруг девушка забыла его.
 Он как-то пожаловался Пагиилу на отца, что тот до такой степени жадный, что не даст даже самой мелкой монеты. А Галааду так хочется угостить Орфу виноградом,во время гуляний, или покатать на качелях.
 Галаад жаловался Пагиилу не потому, что думал от него получить какие-то деньги. Ему просто надо было кому-то выразить свое недовольство. Он хорошо понимал, что у пастуха - кто сам нанялся на работу за гроши - денег быть не может.
Но, в ответ, на его жалобу, Пагиил пошел в шатер и принес оттуда увесистый кожаный кошелек.
Пагиил развязал его, насчитал серебряными монетами пять шекелей серебра и протянул серебро Галааду
- Вот возьми, – улыбнулся Пагиил.
Удивленный Галаад стал отказываться от денег, а за тем спросил,
- Пагиил, откуда у тебя столько денег, ты, что нашел клад, пока я ездил в город?
 Пагиил, понимал, что поступил, опрометчиво вынув сразу все деньги. Смутившись, он ответил
- Галаад, сколько раз я тебе говорил, что служил стражником у судьи Иаира. Стражники судьи имели очень хорошее жалование, а тратить деньги стражнику не куда. Его одевал и кормил судья.
-Тогда почему ты за гроши пошел работать пастухом к моему отцу?
- Потому, что не могу сидеть без дела. А работаю за дешево потому, что мне не нужны деньги. Ты оскорбляешь меня своим недоверием Галаад.- Пагиил высыпал монеты на шкуру, что служила им подстилкой.
- Деньги я тебе даю в долг, потом отработаешь. Думаю, тебе будет не зазорно поработать на бывшего стражника?
 Галаад согласно кивнул,
- Не могу понять Пагиил для чего тебе все - это? Ты имеешь столько денег, мог бы поселиться на постоялом дворе.
- Я не хочу селиться на постоялом дворе.
- Но, имея столько денег, ты бы мог снять дом, или даже купить.
 Глаза Пагиила приняли холодное выражение.
 – Галаад, я свободный человек и волен делать то, что хочется мне. Ты же сейчас сидишь и пытаешься навязать мне свою волю и желания. Ты убедился, что в отношении денег я независим и плата твоего отца меня мало интересует. Поэтому если мне не понравится, как ты себя ведешь, я уйду от тебя в тот же день и оставлю тебя одного с овцами.
Галаад испугался и замолчал.
 Пагиил продолжал:
 – Галаад, мы ведь с тобой друзья. Пусть то, что я не беден, будет нашей тайной. За все то время, пока мы вместе, ты убедился, что в моих мыслях нет ничего плохого. Чем же мне еще убедить тебя, в своей бескорыстности?
 Галаад успокоился слова о том, что они с Пагиилом - "друзья"- пришлись ему по сердцу, он улыбнулся.
- Ну вот, - улыбнулся Пагиил,- а теперь собирайся в дорогу.
 Когда Галаад уехал верхом на осле, Пагиил подбросил дров в костер и сел под дерево. Судьба послала ему этого парня и Пагиил чувствовал, что начинает привязываться к нему.

2.
Когда умер Сефур, сестра Пагиила Лия продолжала жить в доме Иаира в Беф-Нимре. Иаир назначал своих сыновей правителями городов в Галааде. В доме Иаира тоже поселился один из его сыновей по имени – Адорам. Он был правителем Беф-Нимры. Адорам хотел взять Лию в жены, но Лия сказала Пагиилу - что замуж не хочет.
Пагиил решил перевезти Лию в дом отца в Иогбеге. Там Пагиил нанял управляющего. Управляющий следил за домом и большим земельным участком, что принадлежал Пагиилу. Участок засевался ячменем и чечевицей. В урожайные годы он давал не плохой доход.
Самому Пагиилу хватало жалованья стражника, даже эти деньги он не успевал тратить. Отдавать деньги ростовщику для роста, как это делали другие стражники, он не хотел. Протестовала душа. Поэтому он складывал серебро в кувшин и закапывал его недалеко от гробниц города Силома, оставляя себе столько, сколько ему было необходимо.
Постоянные поездки с судьей Иаиром не оставляли Пагиилу времени, чтобы перевезти сестру и поселить ее в Силоме.
 Однажды пришла плохая весть - Лия исчезла.
 Пагиил выпросил у Иаира разрешение съездить в Беф-Нимру.
В Беф-Нимре Пагиилу рассказали, что Лия исчезла ночью.
Правитель города Адорам, напустив на себя скорбный вид, рассказывал Пагиилу, как он заботился о Лие.
-Я любил ее как родную сестру, я совсем не обиделся, после того как она отказалась быть моей женой. Но согласись Пагиил, Лия была немного того – и он знаком показал, подразумевая глуповатого человека.
 Пагиил молча, выслушал Адорама и ничего, не ответив, вышел из дома. Он чувствовал фальшь в речи правителя и понял, что тот знает, куда пропала его сестра.
По приезду в Силом  Пагиил вошел к Иаиру
 – Господин, я хочу оставить службу стражника.
-Ты нашел свою сестру? - в свою очередь спросил его Иаир.
-Нет, господин, для этого я  оставляю службу - чтобы найти ее.
-Я надеюсь, что после того как ты найдешь, ее ты опять вернешься ко мне?
-Я не могу этого обещать. У меня не было времени устроить ее жизнь. Теперь после того как я найду ее, я позабочусь о ней, только после этого я смогу вернуться на службу.
-Ну, что ж я буду надеяться, что все скоро уладится – сказал Иаир – Может быть ты, нуждаешься в деньгах?
-Нет, господин, ты платил мне достаточно, и я сделал кое какие сбережения, я не нуждаюсь в деньгах. Прощай господин – Пагиил развернувшись, вышел.

3.
В Беф-Нимру Пагиил, намеренно, приехал к вечеру, стараясь, чтобы его видело как можно меньше людей. Попросившись на ночлег в один из домов. Пагиил отметил для себя, что хозяева пожилого возраста и живут не богато.
За ужином Пагиил расспросил их о детях. Оказалось, что старики имеют четырех сыновей и двух дочерей. Дочери выданы замуж в другой город, а сыновья, все торгуют на рынке здесь в Беф-Нимре.
 Недалеко от рынка они купили себе дома. Иногда они передают через свих рабов муку и зерно для стариков, но сами в гости не появляются.
Как- то старик сам пошел в гости к сыновьям, хотелось узнать, не появились ли у них внуки. Но старший сын, когда старик к нему пришел, накричал на него, чтобы старик не шлялся, а сидел дома. После этого старик идти к другим сыновьям уже не захотел. Теперь они сидят дома и ждут, когда сыновья передадут им, что ни будь из еды.
 Если сыновья забывают передать еду, они со старухой идут к городским воротам и там, просят, милостыню.
 Пагиил попросил у стариков разрешения пожить у них, а за это обещал щедро снабжать их продуктами. Еще он попроси их, чтобы как можно меньше людей знали о том, что Пагиил живет в этом доме.
 Старик насторожился
 – Но может быть ты вражеский соглядатай?
Пагиил улыбнулся и достал золотой знак, какой имеют представители власти.
Старик с сомнением рассматривал знак
– Тогда почему ты прячешься?
- У меня тайное задание судьи Израиля в этом городе – таинственно прошептал Пагиил.- Когда я его выполню, судья наградит вас за то, что вы помогали мне.
Старики понимающе переглянулись
 – Мы все поняли господин, можешь рассчитывать на нас и давать любые распоряжения.
-Первое мое распоряжение – вы должны относиться ко мне как к обыкновенному человеку. Соседям сказать, что я ваш дальний родственник и приехал в этот город  по торговым делам, а теперь вот возьмите деньги, сходите на базар и купите хорошей еды.
На следующий день Пагиил пошел к дому правителя, надеясь завязать знакомство, с кем ни будь из прислуги. Он увидел, как из ворот дома вышел слуга, ведя на поводе осла. Слуга видимо собрался на базар. Осел, был навьючен пустыми мешками и глиняным кувшином, похоже, пустым. Догнав слугу, Пагиил сделал вид что споткнулся и, ухватившись за плохо закрепленный кувшин, выдернул его и разбил о камни дороги. Слуга разразился руганью. Пагиил стал извиняться и предложил слуге сумму, втрое превышающую стоимость кувшина.
Слуга моментально подобрел.
 -Извини, что я доставил тебе неудобства – сказал ему Пагиил – Разреши мне загладить свою вину и угостить тебя хорошим вином.
Слуга растеряно смотрел на Пагиила
 – Но ты и так с лихвой перекрыл ущерб.
-Нет, моя вина не даст мне покоя, если я не угощу тебя вином.
-Я сейчас занят и у меня много работы.
-Когда ты будешь свободен?
-Вечером я смогу освободиться.
-Хорошо, я буду ждать тебя в харчевне – и Пагиил назвал место.
- Ты, наверное, очень хороший человек – сказал слуга,
Пагиил улыбнулся
 – Как твое имя?
-Ефан.
-А меня называй Пагиил – ответил Пагиил и, приветливо хлопнув Ефана по плечу, пошел в сторону дома, где он поселился.
Вечером, когда они сидели в харчевне и уже выпили вина, Ефан спросил Пагиила
 – Твое лицо мне знакомо, мы не могли встречаться раньше?
Пагиил посмотрел ему в глаза
–  Ты узнал меня, я недавно приезжал в дом твоего хозяина. Я хотел знать, что случилось с моей сестрой Лией.
Ефан дернулся, чтобы встать из-за стола, Пагиил схватил его за руку
 – Сиди. Теперь когда ты знаешь кто я такой, ты будешь либо помогать мне, либо я не оставлю тебя в живых.
В глазах Ефана потемнело, его охватил страх, а тело начала бить мелкая дрожь.
- Не бойся – спокойно сказал Пагиил – Если ты расскажешь мне все,  что знаешь, я заплачу тебе в десять раз больше, чем ты получил за разбитый кувшин.
-Но я ничего не знаю – пролепетал Ефан
-А ты расскажи мне, что происходило в доме, перед тем, как исчезла моя сестра.
-Ну, перед тем, ну… - слуга стал заикаться.
-Успокойся – Пагиил налил Ефану в чашу вина
-Хозяин после пропажи Лии, вызывал к себе каждого отдельно.
 Мне он сказал, что если кто будет интересоваться делами в доме, то нужно молчать и ничего не отвечать. Он всем слугам дал по серебряной монете и сказал, что даст еще, если ему донесут, что кто-то интересуется делами в доме и,  покажут того человека.
-Никто ничего не узнает о нашей встрече – сказал Ефану Пагиил – Либо я узнаю от тебя все, что мне нужно, либо тебе придется узнать это от слуг находящихся в доме.
 Но ты понимаешь, если нам придется встречаться еще раз, это увеличит твой риск. Ты можешь пойти к хозяину и сказать, что я интересуюсь делами в доме.
Твой хозяин ничего не сможет мне сделать, это ведь не преступление, а обыкновенное любопытство. Но после этого, я точно не оставлю тебя в живых и сделаю это чужими руками, так что думай.
 Слуга, раздумывая, посмотрел на Пагиила, затем сам налил себе вина и начал рассказ.
-В тот день в гости к правителю Адораму, приехал его брат Хилеон – правитель Массифы Иаировой. Они весь день пьянствовали, а я занимался работой в саду. Потом ближе к вечеру я услышал крик твоей сестры, она звала на помощь. Я побежал на крик, пробегая мимо комнаты хозяина, я увидел, что тот спит пьяный. Навстречу мне попалась служанка, она прислуживала им за столом. Служанка бежала, закрывая лицо руками.
Я хотел спросить ее, но она не остановилась, а пробежала мимо. Я побежал дальше в комнату Лии, и когда вбежал в двери, то увидел, что Хилеон насилует твою сестру. Я испугался и постарался уйти, так чтобы никто не видел.
Утром Лии и служанки уже не было в доме. Меня вызывал хозяин и спросил, что я делал в доме и что я видел. Видимо служанка рассказала ему, что видела меня. Я сказал, что заходил выпить воды и видел, как служанка выбегала из дома.
- Вы ведь часто в гневе гоните слуг с глаз долой – сказал я ему – Поэтому я не обратил на это внимания.
 Хозяин успокоился, и сказал, что да действительно эта служанка раздражала его и, по этому, он сегодня утром приказал продать ее на невольничьем рынке.
 Пагиил достал деньги и молча, выложил их перед Ефаном.  После этого он, молча, встал и вышел из харчевни.
-Все что происходит в этом мире, происходит по воле Господа, и только Он знает, что делает. И все, что Бог делает на благо тому человеку, кому Он это делает – вспоминал Пагиил слова Сефура, но сейчас Пагиил не мог вместить это.
- За что Господи! – воскликнул он – Что сделала моя сестра? Кому она причинила вред, за что Ты ее так наказал! Тихая, замкнутая, что она сделала Тебе?- слезы обиды заполнили его глаза.
- Хорошо Господи – зло сказал Пагиил – Ты через Моисея сказал – Кровь за кровь, глаз за глаз, рука за руку. Ты сказал – Кто насильно возьмет женщину, достоин смерти. Значит, я убью Хилеона и его брата Адорама.
 Пагиил вошел в дом, в душе что-то заныло, он почувствовал угрозу, развернувшись, он решил выйти и, в то же время на него с двух сторон набросились несколько здоровых крепких людей. Они навалились на Пагиила, скрутили ему руки, засунули в рот кляп, а затем обмотали голову куском ткани.
Все это они проделали, молча, после чего стукнули его по голове деревянным предметом. Пагиил потерял сознание.
Очнулся он в темноте на глиняном полу. Руки и ноги были крепко связаны, но кляп изо рта был, вынут, и голова была свободна от ткани.
Пролежав так некоторое время, Пагиил услышал звук шагов. Дверь отворилась и, Пагиил увидел, пьяных – правителя Адорама и его брата, Хилеона.
Они были откровенно рады видеть Пагиила, связанного, по рукам и ногам. Откровенно издеваясь и отпуская злые шутки в отношении его сестры, они веселились от души.
Наконец устав от собственных гадостей, Хилеон сделав свирепое лицо, произнес
-  Неужели раб ты думал, что наш отец, не сообщит нам - своим сыновьям - зачем ты прибыл в Беф-Нимру?
 Правда, он просил нас помочь тебе в поисках сестры – и они оба стали давиться приступом булькающего смеха.
 Пагиил понял, что живым его сыновья Иаира не оставят. Тогда он в свою очередь спросил
 – Я знаю, что жить мне осталось не много, но раз так скажите, что сделали вы с моей сестрой.
Хилеон сделал шутовское лицо и повернулся к брату
– Ты не видел его сестры?-
Тот  сделал вид. Что что-то ищет у себя под ногами, затем в поисках стал ходить по комнате, наконец, с виноватым выражением лица, развел руками
 – Не видел – и вдруг словно вспомнил – да она за городом.
За городом?
Точно.
А что она там делает?
- Да вместе с нашей служанкой гуляют, или нет, они там надежно закопаны в песке.
 Сердце Пагиила сжалось болью и ненавистью.
 Хилеон видел реакцию Пагиила и откровенно хохотал, глядя на него
 – Ладно, мы с Адорамом пойдем до вечера, а вечером свозим тебя на свидание с сестрой.
- Зачем на свидание? – делано удивился Адорам – Он любит свою сестру, им приятно будет лежать вместе. Или нет, мы его положим рядом со служанкой.
Служанка девка ничего была, даже жаль, что пришлось укокошить – и они, захохотав, вышли из комнаты.
 Пагиил в отчаянии стал молиться. Он с жаром взывал к Богу и просил освободить его, затем дергал руками и, ногами пробуя, не ослабли ли веревки. Нет, веревки надежно держали свои узы. Пагиил едва сдерживал себя. Чтобы в гневе не начать хулить Бога. Наконец выбившись из сил, Пагиил уснул.

4.
 Проснулся он оттого, что кто-то прикоснулся к его лицу.
Открыв глаза, он увидел, что перед ним на коленях со светильником в руке стоит Ефан, Пагиил решил, что его пришли убивать, он решил напоследок нанести убийце удар головой. Ефан поняв намерение Пагиила, быстро вскочил на ноги и сделал шаг назад.
-Господин я не враг – сказал он – Братьев позвал на пир один из знатных скотоводов Беф-Нимры и они сейчас там.
Вчера, когда тебя привезли, стражники  говорили, что схватили Аммонитянского соглядатая.
Стариков, у которых ты жил, обвинили в предательстве и побили за городом камнями.
 Сегодня, когда братья входили к тебе, они велели мне остаться наверху и, взяв у меня факел, пошли, сказав, что для допроса. Но мне стало очень любопытно, и я прокрался следом. Они все равно были пьяные и риска, что они меня заметят, почти не было. Я слышал ваш разговор и понял, что это ты господин, -  не соглядатай.  Потом, когда они выходили из подвала. Хилеон сказал правителю
 – По-моему этого, тоже надо туда же. Правитель сказал – Да вдвоем им будет веселее, два мужика, две бабы – и захохотал.
Когда они уехали на пир, стражники, что остались в доме стали просить у меня вина.
-В доме есть стражники? – перебил его Пагиил – Но разве в тот день, когда Хилеон изнасиловал Лию, их не было?
- Адорам не любит, когда в его доме много лишних людей. Стражники дежурят в доме, напротив, там и сейчас находится небольшой отряд. А в доме правителя, они стали постоянно дежурить после случая с твоей сестрой.
Адорам сказал, что ему стало известно, что его хотят убить.
Пагиил усмехнувшись, кивнул головой
 – Он правильно думает. Рассказывай что дальше.
- Так вот, вином в этом доме распоряжаюсь я. Я ответил стражникам, что вина дам, но пока я занят, как освобожусь потом. А сам пошел, заварил сонного зелья, влил в вино и, они его сейчас пьют.
 Скоро они все будут спать. Я тебе дам одежду стражника, мы возьмем двух, нет трех ослов, одного нагрузим провизией.
- Сначала развяжи меня – перебил его Пагиил. Ефан словно спохватившись, вынул нож.
-Теперь слушай меня – Пагиил растирал затекшие руки и ноги – Мы не возьмем ничего.
 В доме есть женская одежда?
 Ефан согласно кивнул.
- Тогда неси
-Но господин, что мы будем, есть по дороге?
-Нам надо пройти к дому, где меня приютили старики. Там у меня спрятаны деньги и оружие и еще захвати, что ни будь поесть, поедим здесь, пока стражники уснут.
Через час из дома правителя Беф-Нимры вышли мужчина и женщина.  Женщина  прикрывала нижнюю часть лица платком. Еще бы, ведь под платком скрывалась борода. Из дома напротив, выглянул стражник
 – Кто такая?
-Новая служанка – с улыбкой ответил Ефан.
-Ну и оглобля – покачал головой стражник и скрылся в проеме ворот.
 По дороге им еще несколько раз попадались знакомые слуги других - живших в этом районе зажиточных людей. И каждый раз Ефан представлял Пагиила как новую служанку правителя, при этом Пагиил стыдливо наклонял голову и прятал взгляд.
 Когда они отошли подальше от богатого района, стало спокойней. Знакомые попадаться перестали, и они спокойно дошли до дома, где  остановился Пагиил.
Дом был заколочен и выставлен на продажу.
Ломать дверь среди белого дня, Пагиил не рискнул, но уходить из города без денег, смысла тоже не было. Пагиил спросил Ефана, где они могут укрыться до ночи.
Ефан долго думал и наконец, помотал головой и развел руками, укрыться им было негде. А, вернувшись с пира и заметив пропажу, братья поднимут весь город на поиски беглецов - Пагиила и Ефана. В этом можно было не сомневаться.
-Ну что же, тогда давай искать место, где бы мне снять женские одежды – вздохнул Пагиил.
Через небольшое время к дому подходили два мужчины, они смело вошли во двор, чем привлекли внимание соседей.
 Ефан свирепо посмотрел на соседей
 – Что смотрите? Не узнаете слугу правителя, я со стражником должен осмотреть дом. Немедленно идите сюда и откройте мне дверь. Или вам неизвестно, что это гнездо соглядатаев.
Соседи быстро пришли с топорами и взломали дверь. Пагиил вошел внутрь, Ефан остался стоять у входа.
 Пагиил в сделанном им под ложем тайнике, нашел деньги и кинжал. Деньги он спрятал за пазуху, а кинжал вынес и показал соседям, Вот, мол, еще, что нашли.
Пагиил обратил внимание, что один из соседей очень уж внимательно разглядывает его, видимо ему уже приходилось видеть Пагиила.
Пагиил обратился именно к нему
 – Что стоишь? – грубо закричал он на соседа, - немедленно заколотите дверь и, сделайте все, как было.
Соседи в страхе принялись за работу, а Пагиил и Ефан направились в сторону городских ворот.
 Отойдя от города, они не стали идти по дороге, а, убедившись, что их ни кто не видит, свернули в сторону гор.
Переночевав в горах, на следующее утро, Пагиил и Ефан стараясь держаться подальше от дороги стали пробираться в сторону Иогбеги. Еду, они покупали у пастухов, или заходили для этой цели в дома стоящие далеко от большой дороги.
 Покупая еду в доме одного из скотоводов, одиноко стоящем вдали от дорог. Пагиил обратил внимание, что хозяин очень внимательно их разглядывает.
Это насторожило Пагиила. Он, выбрав момент, отвел хозяина в сторону, достав золотой знак стражника Иаира и показав его хозяину, спросил
-Скажи, тебе не приходилось видеть в этих местах, двух подозрительных людей? Хозяин дома облегченно вздохнул
- Господин, вчера из города вернулся мой сын, он сказал, что на дорогах стражники ищут двух беглых преступников. Я грешным делом подумал, что это вы.
Пагиил понимающе улыбнулся
- Мы тоже ищем их, уже который день, проверяя вот такие одинокие дома как твой. Преступники хитры и видимо где-то затаились. Но ты будь бдителен и если кого заметишь, немедленно пошли сказать стражникам.
- Непременно, непременно – ответил хозяин, после чего вдвое сбавил цену на купленные Пагиилом продукты.
Еще несколько дней Пагиил и Ефан пробирались по горам, обходя поселки и отдельно стоящие дома, а также овечьи стада, какие попадались им на пути.
Наконец, они спустились в долину, покрытую тутовыми деревьями.
 Пройдя по лесу, они вышли на засеянное ячменем поле и увидели впереди городские стены
Перед ними лежал город детства Пагиила – Иогбега.
 Прошло уже достаточно времени, с тех пор как они бежали из Беф-Нимры. Пагиил и Ефан решили зайти в город и узнать, продолжаются их поиски или нет. Они пришли на городской базар. Там Пагиил купил себе одежду, какую обычно носят крестьяне. Ефан был человек доброго общительного нрава и с людьми сходился и знакомился быстро.
На базаре им ничего узнать не удалось. Люди, когда их осторожно спрашивали о бежавших из Беф-Нимры преступниках, отвечали, что ничего об этом не слышали. Тогда они пошли к дому Пагиила. Когда подошли к дому, Пагиил увидел во дворе трех разговаривающих между собой стражников.
Он остановил проходящего мимо мужчину
– Уважаемый, я ищу дом торговца ослами - Авесы, это не его дом? – указал Пагиил на свой дом.
 -Нет – ответил мужчина – это дом Аммонитского соглядатая. А дом Авесы, вон тот следующий.
 Пагиил поблагодарил мужчину и повернулся к Ефану, показывая глазами, что здесь им делать не чего.
 Когда они пошли на рынок, чтобы купить в дорогу еды, до них дошла еще одна весть. В Силоме неожиданно умер судья Иаир.
Узнав об этом, Пагиил отошел в сторону и присел на скамью, поставленную здесь специально для отдыха покупателей. Теперь Пагиилу искать правду в Израиле было не у кого. Он долго сидел, подперев руками голову и молча, смотрел перед собой.
Ефан сел рядом и ждал, когда Пагиил заговорит.
 Наконец Пагиил хлопнул Ефана, рукой по плечу
- Нам ничего не остается, кроме как отправляться в Равву Аммонитскую. Иного пути отсюда у нас нет. Сам видишь, нас ищут по всему Израилю, и оставаться в этой стране нам опасно.
 К вечеру следующего дня они увидели высокие стены Раввы Аммонитской  - столицы Аммонитян.
 Едва Пагиил и Ефан вошли в ворота, как стражники стали запирать ворота на ночь.
-Где бы нам поискать ночлег – спросил Пагиил – Ты не знаешь языка Аммонитян?
Моя мать,  Аммонитянка, их язык, я выучил еще раньше, чем  язык Израильтян -  ответил Ефан, он подошел к ближайшей не богатой хижине               
-Не пустите бедных странников на ночлег? – обратился к хозяину Ефан
-Заходите – последовал ответ  - Хамос любит тех, кто оказывает странникам милость.
 Для ночлега им отвели сарайчик с сеном, заготовленным для осла. После чего принесли пресную лепешку и кувшин с водой.