Глава 11

Йездигерд Сасанид
     В Массилию мы приехали ужё вечером. Потому, сразу отправились на виллу магната, находившуюся в пригороде. Въехали туда уже затемно, потому ничего особенного мне разглядеть не удалось. Внутренности помещений освещались масляными лампами. Приятно пахло ароматической комбинацией. Поужинали наскоро, лепёшки, жареная печёнка, вино, яблоки. И легли спать.
     Утром встали рано. Паулос с моими людьми, в сопровождении провожатого отправился в порт. Вернулся один Паулос, к обеду. Рассказал, что бойцы загрузились на корабль, а сейчас началась погрузка зерна. До отправки у нас ещё оставались примерно сутки. Их я решил потратить на осмотр окрестностей. Вместе со мной постоянно следовал Паулос, а временами присоединялся сам магнат.
     Сперва оглядел виллу. Небольшая, но оформленная с изыском. В бедных домах ароматы обычно распространялись от дыма сжигаемых медленно трав и веществ. В что-то напоминающее кадило клали и дымило всё это потихоньку. У Кальпурния же в почёте был свежий воздух. Потому, ароматы на вилле распространялись из керамических сосудов, небольших, заполненных маслами и эссенциями. Это стоило куда как дороже, но было приятнее.
     Во всех публичных помещениях стояли различные статуи, бюсты. Как оказалось, это всё были скульптуры изготовленные с использованием посмертных масок. А снимались они с его родственников. Показывая на них, на бюсты и статуи, Кальпурний принялся рассказывать историю своего рода. Был он достаточно древний, корнями уходил ещё во времена Республики. Но бюстов с тех времён сохранилось не очень много, только самых значимых для истории семьи персонажей.
     Кстати, сам Кальпурний был последним представителем своего рода. И потомков ему оставить не удалось. Причина проста – гомосексуализм. Да, Кальпурний был педерастом, но чрезвычайно тщательно это скрывал. Ему его увлечения не очень то доставляли радость. Заголубел их род, по слухам, ещё ой как давно. Но до сих пор здравомыслие одерживало верх. Но, с последним Кальпурнием был самый тяжёлый случай. Он вообще не мог иметь половых отношений с женщинами.
     Внутреннее убранство виллы было отличным. Мозаики, фрески. Но больше мозаики были, долговечнее. Маленькие термы, на стенах которого были изображения эротических сцен, не самых откровенных и изощрённых. В основном просто голые женщины и мужчины.
     Хоздвор был хорошо отделён от остального, потому запахи и лишние звуки особенно не мешали. Во дворе виллы был сад с фонтанами, посередине его находился пруд. На пруду росли разные водные растения. Красиво. Где-то в саду находился колумбарий. Там урны с прахом предков хранились. Но до туда мы не дошли.
     После виллы мы поехали смотреть город. Как тебе его в двух словах то охарактеризовать то. Уютный провинциальный город. Не самый большой, но и не маленький. Но, это я тебе говорю как человек повидавший Рим. А тогда, до визита в старую столицу, Массилия напротив, поразила меня размахом. Масса каменных домов, дороги. Канализация, кстати, шла под дорожным полотном. Потому запахов нехороших практически и не было.
     Из всех строений меня поразили цистерны. Я аж обалдел и разглядывал их подробно. В город поступала вода, чистая, по системе акведуков. У города акведуки сливались в один и отдавали свою воду в главные городские цистерны. Огромная конструкция, высотой с пятиэтажный дом. В разрезе, как мне пояснили, цистерны имели конусообразное сечение. Я спросил у Паулоса почему. Тот ответил, мол вода давит сильнее таким образом, создавая давление в системе водопровода. Да, из самого низа цистерн, выходили бронзовые трубы. В них, под большим давлением, текла вода. Потом, по мере удаления, трубы становились керамическими, составленными из стандартных фрагментов. Диаметр труб, по мере удаления, сужался, чтобы сохранить напор. Так вода подавалась потребителям – в городские термы, фонтаны, частным потребителям. Вот и думай после этого, кто первый придумал теорему Бернулли. Кстати, её, теорему эту, пусть и другими словами, мне разъяснил Паулос. Да, этот старый вояка был вполне образован в физико-математическом смысле. Алгебру тоже кстати, явно не арабы придумали.
     Вода подавалась жителям, и для общественных нужд, совершенно бесплатно. Бери ведёрко и иди к источнику, набирай сколько надо. Да, прямо в дома вода подавалась только у зажиточных горожан. В инсулы (так в оригинале, речь о многоэтажных городских домах), простолюдинам воду надо было таскать из источников. А, да, помои и нечистоты собирались у простолюдинов тоже централизованно, в специальные выгребные колодцы. Время от времени, по рассказам магната, в эти колодцы подавали воду из источников городских. Колодцы были сообщены с канализацией, а та выходила в итоге в море. Водой из источников промывали колодцы и канализацию, чтобы устранить засоры. Опять же, вода просто создавала давление и вымывала грязь. Лишь изредка приходилось чистить канализацию вручную.
     Термы были тоже полностью бесплатными. Ну, кроме дополнительных услуг. В термах тут же продавалась различная выпечка, винцо. Без сексуальных услуг тоже не обходилось. Я потом посещал не раз общественные термы. Всё без ажиотажа, подходишь к группе девушек, ну или юношей, кому как по вкусу, узнаёшь ценник и отходишь в сторонку, для более тесного общения, платишь по факту оказания услуг. Если внешностью не обеднён, то можно и со скидкой.
     А вот услуги по выщипыванию волос, чистке тела от грязи палочкой, были бесплатные. Ну, можно было и отдельного мастера нанять, если казённые не нравились.  В массильских термах, провинциальных, по сути, было многолюдно, весело. Там же можно было и спортом позаниматься. Гири потягать, в мячик поиграть, на брусьях поразминаться. А вот в Риме было уже не так, сказывалось наличие большого числа христиан.
     Была в Массилии и арена, и одеон. Одеонов даже несколько было, и были они уже старые очень. Их строили ещё при Цезаре и Августе. Градоначальником тогда был один мужик, он до этого чем-то там в Греции руководил. Вот и привнёс с собой кое-что оригинальное, греческое. Арена была поновее. С развлечениями  было конечно не очень радужно. Но они были. На одеонах разные чудные граждане время от времени читали вслух свои как бы бессмертные креативы. Их слушали, в основном такие же чудные граждане. С большим интересом народ собирался посмотреть на различные театральные постановки. В особой цене были комедии. Были и мастера разговорного жанра. Вообще, людям не очень то хотелось заморачиваться над сложным искусством. Что попроще, посмешнее, поэротичнее.
     А вот с ареной было непросто. Травля зверей была очень дорогим удовольствием, потому устраивались такие представления редко. В основном на арене проводились нелегальные бои. Власти не очень то чтоб преследовали это дело. Потому, зрителей собиралось немало. Делались ставки на разных бойцов. До смерти бились крайне редко. Это было очень дорого. Считай, теряешь бойцов и потом ещё заносишь крупные взятки чиновникам, чтобы не замечали происходящее. Но бои народ любил. Мне уже в первоё своё посещение Массилии удалось на них побывать, посмотреть. Знаешь, чем-то реслинг напомнило. Оружие явно тупое, бьют друг друга по каким-то неписанным правилам. Вот например, куда бьёшь противника в реальном бою – в самые уязвимые места. В шею целишься, в подмышку запросто можешь рубануть, кольнуть, там сосуды перережешь, и враг быстро кровью истечёт. В пах очень заманчиво рубануть. От ударов уклоняешься. Лишь при острой необходимости прикрываешься щитом, бережёшь его. Если врага сбил с ног, то первым делом режешь ему сухожилия на ногах. А тут от реального боя в основном только толкания с разбега. И потому, смотреть на этот как бы реслинг весьма даже весело. Знаешь же, что всё понарошку, врядли кто даже травму серьёзную получит. На реальный бой, с убийствами, после личного участия, смотреть уже лишний раз не хочется. А на этот как бы реслинг – самое оно, весело, отдыхаешь. Кстати, контингент зрителей соответствующий. Женских лиц практически не видел. В основном мужики, ветераны, боевитая молодёжь, военные, матросы, криминалы.
     Вопрос с криминалом очень непростой. Ворья в городе навалом. Бывают и разбои и изнасилования. По вечерам и ночам в одиночку ходить небезопасно, особенно в портовом районе. Местные власти ловят конечно весь этот сброд, казнят, наказывают по разному. Но ситуацию это сильно не меняет. В городе же полно нищих, беженцев, брошенных и беглых рабов из числа гребцов и грузчиков. Вот они и составляют массу уголовных преступников.  Добавь к этому драки между христианскими фанатиками и нормальными людьми. Да и между собой, фанатики эти,  ещё как бьются-режуться. А организованной преступности почти и нет. Вернее знаешь как, она уже давно стала частью системы имперского управления. А потому, вроде как и не преступность это вовсе, а их лидеры и вовсе уважаемые люди. Они умеют решать щекотливые вопросы, уделяют пожертвования в городской бюджет на содержание инфраструктуры, помогают в расследовании резонансных преступлений. В общем молодцы, с какой стороны ни взгляни.
     На следующий день, уже перед самым отплытием, по совету магната, я заскочил в один из скрипториев. Это такие небольшие заводики, как бы, где переписывают книги, перерисовывают карты. А также там можно закупаться писчими материалами, по большей части там же и произведённых.
     В торговом зале стоят каталоги, типа как в библиотеках 21 века. По ним смотришь наименования, краткое содержание, материал исполнения и ценник.  Наиболее ходовые свитки выложены уже в готовом для продажи виде на столе у продавцов.
     Мне нужны были не очень дорогие по исполнению книги, для чтения в дороге. Застрял я в скриптории надолго. Самыми ходовыми оказались различные хозяйственные сборники, наставления, расчётные таблицы, карты и сборники смешных историй и путевых заметок.  Того же Аристотеля, Платона, Страбона, Фукидида, даже Цезаря в продаже не было. Их нужно было отдельно заказывать, и ценник был не самый гуманный.
     В итоге, я взял сборник хозяйственных советов и наставлений, под редакцией самого хозяина скриптория. Там просто статьи были избранные из самых разных авторов. Полезнейшая книженция. Стоило недорого, но и качество исполнения было простое. Общую карту Империи взял, карту Италии, Галлии с включённой нашей провинцией. Карты дорогие, но исполнены красиво, чётко и на очень качественной коже. Я их брал с дальним прицелом, чтобы потом не бегать, не искать. И большой сборник смешных историй. Надо было улучшать чувство юмора. Мне же не всегда был понятен местный юмор. На поместье уже все к этому привыкли. А вот в Риме могли и принять за странного. Сборник большой, но стоил недорого. Все мои покупки находились в деревянных футлярах. Очень удобно.
     Так что, отоварился я вполне обычными книгами. Вот так то, бытие формирует сознание. Некогда, да и незачем мне было читать массу всяких классиков и фундаментальные научные труды. Так же считала основная масса населения.
     Корабль стоял в гавани, у причала. Погрузились в него, магнат помахал нам ручкой, пожелал удачи, и мы отплыли. Сам же корабль полностью разбил все мои ожидания. Такого я ещё не видел.