7. Понятия и мышление

Виталий Альбертович Иванов
Понятие - это выделенное и обозначенное сознанием отражение элемента или связи РМ, занесенное в ИМ. Понятия и связи между ними устанавливаются в результате жизненного опыта, образования, воспитания.

Понятия могут быть - объекта, связи, действия, количества, качества и др.
Понятия двояки: «красный - не красный», «стол - не стол».
Понятия обладают свойством вложенности. Например: понятие «деревья» подразумевает под собой деревья различных пород - береза, дуб, клен и др. Понятие «теория турбин» раскладывается на многие составляющие и представляет собой сложное дерево понятий.
Понятия могут быть сочетаемыми и не сочетаемыми. Например, все понятия цвета привычно сочетаемы со многими понятиями объекта. Сочетаемость - связь потенциальная, ожидаемая.
Понятия могут быть связанными между собой и не связанными, т.е. иметь между собой связи в ИМ или не иметь их. Например: «диван» - «велосипед» между собой не связаны. Но их может связать третье или (и) четвертое и т.д. понятия. Связь некоторых понятий сегодня может показаться бессмысленной, а завтра - гениальной и создать новое понятие. Например: «живой труп», «печаль моя светла», «искусственный интеллект».

Отражения неизвестных ранее реальных объектов определяются, как новые понятия ассоциативно отталкиваясь от понятий известных. Даже если мы встречаемся с абсолютно неведомым, мы подсознательно сравниваем с известным и называем новое понятие по ассоциации. В этом проявляется «экономность сознания». Пример: «морская звезда», «черная дыра» и др.
Понятия обладают свойством включения в себя новых отражений расширения границ. Понятие «дом» - от хижины до небоскреба.
В ОИС границы понятий несколько размыты и для отдельных индивидов могут не совпадать. Информация может быть передана от одного субъекта другому и расшифрована последним, если круг понятий её составляющий известен обоим. Код передачи может быть не известным (например, древний язык), но информация поддается расшифровке, если пересекаются понятийные поля источника и приемника информации. Например, понятийные поля животных и человека пересекаются мало.

В РМ каждая новая связь - это новое качество. В ИМ - связи накапливаются в рамках обозначенных человеком понятий, восприятий до тех пор, пока новое уже никак нельзя будет называть по-старому, т.е. разница между старым и новым не составит для человека предмет жизненной значимости и не будет отвечать его познавательным возможностям на данный момент.

Схемы образования новых понятий – см. рис. 7.1.

Ограниченность возможностей сознания проявляется и в неоднозначности отражений одной и той же сущности, отражения не сущности объекта, а одной из его сторон. Настоящая ограниченность сознания - залог его диалектического развития.

Мозг - физический носитель сознания, информации. Он осуществляет функции хранения понятий и их ввода-вывода по каналам информации, т.е. общения между ИМ и РМ. Развитый мозг (человека) после набора некоторого начального количества понятий, отражений РМ способен и активно реализует способность самогенирирования новых понятий в ИМ.

В ИМ понятия ассоциативны друг к другу. Ассоциации (связи) между понятиями устанавливаются в результате опыта. Человек с чистой памятью (допустим такую возможность) не может реагировать на ситуации, принимать решения и действовать. У человека с опытом, например, понятие «опасность» вызывает ряд понятий: «защищаться», «бежать», «прятаться» и др.
При принятии решения производится сравнение аналогичных ситуаций, накладываются дополнительные косвенные связи.

Естественно, у человека это процесс крайне сложный. Вероятно, сознание оперирует множеством понятий в многомерном пространстве с огромным количеством связей, осуществляя одновременно несколько (десятки) цепочек. Однако можно утверждать, что между отдельными понятиями или (и) их группами существуют именно прямые ассоциативные связи различной значимости. Быстрота мышления осуществляется именно за счет ассоциации на основе опыта, а не перевода всех возможных сочетаний. (Например, в шахматах ЭВМ - человек).

Можно назвать человеческое мышление ассоциативным. Оно заключается в быстро сменяемой череде ассоциативно-связанных между собой понятий и их групп с многовариантностью возможностей.
Гениальные догадки - это установление прочных и общественно значимых связей между ранее не сочетаемыми понятиями, образование тем самым новых понятий и новых их групп.
Конечно, понятия это только первоэлементы ИМ, но из этих первоэлементов построено здание сознания.