Мосфильм Против 20th sentury Fox

Артём Афанасьев
Визуальная культура - неотъемлемая часть нашей жизни, и я сейчас не имею ввиду ролики с Ютьюба, которые разъедают все части мозга, и не телевидение. Постмодерн - как, в основе своей симулятивная философия, вторглась в киноиндустрию и навела там свои порядки, но не в нашей стране.
С распадом СССР к нам хлынул поток VHSок с неведомыми доселе "Рембо", "Терминаторами" и прочим, на что, естественно, наш кинематограф не мог не отреагировать, и стали появляться вещи типа "По прозвищу Зверь", не несущие в себе никакой эстетической ценности, а появившиеся скорее по привычным лозунгам времён Холодной войны. Российский зритель, воспитанный на мощном философском кино, вдруг увидел, что можно "хавать ржаку" или "втыкать месилище", в то время как Запад от этого уже устал? и хочет думающего кино. В подтверждение этой мысли можно привести два факта. Первый: в 2008 году на экраны вышел фильм "Тёмный рыцарь", который повторяет сюжет фильма "Бэтмен" снятого аж в 1989 году. Если сравноть их, то видно, насколько "Тёмный рыцарь" богаче и мощнее в философском плане. Факт второй: на последней церимонии вручения ОСКАРа приз за лучший фильм получил "Повелитель бури", тем самым шокируя миллиардера "Аватара" и всю планету Пандору, потряс Эйву до глубины её всепланетной души. Запад движется по пути прогресса, а что же наши?
Кино, как любое искусство неотделимо от бизнеса, и должнео приносить доход, а доход приносит разного рода "попкорновое" кино.Ну наши и смекнули: раз народ хочет такого кино, то - получай! И мы получили. Фильмы типа "Дозоров", "Запрещённой реальности" и "Обитаемого острова". Только в России собственное "хавалово" проваливается в прокате, почему? Богоподобный Михалков долго рассуждал на эту тему с не менее богоподобным Путиным о том, что миллиард поднимет нашего визуального калеку с колен, и ,тот, обретя силу, надаёт по морде голливудским прихвастням, и наступит Золотой век русской киноиндустрии. Так ли это? Вопрос в том, куда пойдут эти деньги. Можно снять пять голливудских аналогов типа "Аватара" и надееться, что они окупятся, что врят ли. Неожиданный парадокс: деньги мешают российскому кино развиваться. Все мы помним, что сделал Бондарчук с классикой советской фантастики за 40 млн. долларов. Для сравнения: за те же деньги был снят шедевр "Район №9", который окупил себя в три раза и получил 7 номинаций на ОСКАР. Но главная проблема даже не в использовании ресурсов. Вся беда в том, что мы не умеем снимать просто "хавательное" кино. Все современные российские режиссёры воспитаны на советской традиции в кино, а это мощная философия, эстетика. Вот и получается, что философия и эстетика по привычке пихается везде, и в итоге выходит спецэффектная мозголомка. Парадокс, друзья: Запад учится думать, а мы, ради спасения кино, должны разучиться это делать. Интересно, не правда ли?
Но это что касается мейнстримщины. Поговорим об императивном кино. Артхаус на Западе и в Европе становится модным кино,и потому окупается, а у нас, с нашими-то философскими умами, Артхаус почему-то получает клише "кино не для всех", но это опять же по вине динозавров,котрые когда-то не признали даже шедеврального "Сталкера" Тарковского. Интеллектуальное кино в России сейчас снимать не выгодно из-за этого клише, потому что если режиссёр позиционирует своё творение как Артхаус, то фильм тут же попадает в разряд андеграундного видео. Любое проявление нестандартного видения, проблемы, о которой в слух не говорят, сгрызается динозаврами, которые ещё могут стерпеть "Похороните меня за плинтусом", но "Все умрут а я останусь" не потерпят, потому что зудит на их нежной коже натурализм и отсутствие идеализации.
Вот и получается, что думающее кино снимать нет смысла, потому что не окупается, а "жвачку" снимать не получается. Потому что подумать хочется, а "жвачки" и иностранной хватает. Типичная российская проблема, друзья - Горе от ума. Поэтому кризис в российском кино непреодолим, пока не умрут кинодинозавры, и пока не вырастет поколение режиссёров, которое не будет думать, а думающие режиссёры будут всегда. Только в нашей стране такое возможно - чтобы выжить, нужно деградировать.