Ой! Забавная кутерьма!..

Леопольд Мильченко
ЛЕОПОЛЬД МИЛЬЧЕНКО

"Трах-тири-бах-тах-тах... Ой! Забавная кутерьма!.."

Поэтическая сказка-притча в двух действиях. С переплясом, танцами, разгуляем и песнями!
Для театра, художественного кино и художественного телефильма.

Пьеса разыгрывается в любом месте, где есть зритель.
Минимальное количество реквизита, открытая форма общения со зрителем, как в игре, так и в оформлении, позволяют быть пьесе мобильной и играться на любой площадке. Но есть и видение режиссёра, и возможности Театра!

Данную пьесу могут разыгрывать пять актёров.

Действующие лица:
1. Хома-Хомушка
2. Марьица-Красавица
3. Царь
4. Слуга
5. Кащей
6. Змей
7. Матушка
8. Баба Яга

Пьесу можно показывать в любое время года.
По желанию постановщика текст ремарок может рассказывать Матушка, как будто ведет сказ.
Оформление сцены обуславливает игру артистов. На сцене действуют скоморохи, которые на глазах у детей оформляют сценическую декорацию с шутками, свистом, трюками и песнями. Весь реквизит выносится на сцену и раскладывается как на продажу. Так на глазах у зрителя появляются и поляна, и дворец, и место пребывания Кащея и Бабы Яги.
Необходимо играть со зрителями. Перебирать несколько вариантов загадок и договориться на заготовленной и т.д. И вообще, в спектакле желательно, чтобы артисты в нужные моменты напрямую общались со зрителями - это всегда оживляет зрительское восприятие.
Стихотворные тексты артисты могут произносить речитативом, петь, просто исполнять как стихи.

ПРОЛОГ

Сцена закрыта занавесом, который расписан красочными узорами. Свет в зрительном зале притушен, но не погашен.
По мере того, как заполнился зрительный зал, начинается представление.
Слышны свист, улюлюканье, крики, смех. Со всех сторон зрительного зала появляются артисты разодетые, кто во что горазд, но смахивают одеждами на Киевские фрески: сапожки, шаровары, рубашки, расписные навыпуск, и подпоясанные шнурочком, а на голове лихая шапка-колпак с бубенчиками. Женщины в сарафанах цветастых, а на плечах платки да косыночки. И, как затопали ногами, захлопали в ладоши и пустились под музыку в пляс припеваючи.

Развесёлый скоморох
Людям радость несёт,
Людям радость несёт
Развесёлый скоморох!

Собирайся народ
В удалой хоровод,
В удалой хоровод
Собирайся народ!

Будем песни мы петь,
Будем жизнь прославлять,
Будем с вами дружить
И для вас всех играть!

Чтобы было светло
В каждом доме у нас,
Чтобы песни лились,
Чтоб пускались все в пляс!

Чтобы дружба и смех,
Чтобы мир да любовь,
Чтобы счастье для всех
Полной чашей лилось!

А сегодня будет сказ,
Будет сказ про Царя,
Будет сказ про Хому
И про Марьицу!

И раздвинулся занавес, а артисты пляшут, резвятся, кто на руках ходит, кто колесо крутит... И танцуют, веселятся! Вспыхнул свет на сцене, а на ней то ли три дороги, то ли три камня, то ли три судьбы торчат из земли... А приглядишься и выберешь, что тебе по душе. Хочешь дерево, а  хочешь избушку. И расписаны они узорами, а задник  в петухах и крестиках, словно узоры на рушниках. Тут же и трон царский на колёсах, и держава в бантах и медалях, цветочки-маковки  на длинных заострённых прутиках, взял цветок, бросил перед собой, он и воткнулся, только головой помахивает. Сабли и мечи, лукошко полное яблок, головы Змея, все-все атрибуты, которыми артисты играют, раскрыты, словно для продажи на базаре. Артисты прибирают реквизит, по местам расставляют, откуда удобно будет брать, туда и кладут. И всё с песнями да танцами, с удалью, ядрёно как квас и сладко как мёд. И вдруг остановились, как вкопанные, застыли... и стали друг друга представлять:

Чтобы дружба и смех,
Чтобы мир да любовь,
Чтобы счастье для всех
Полной чашей лилось!

А сегодня будет сказ,
будет сказ про Царя,
Будет сказ про Хому
И про Марьицу!

/И медленно на сцене гаснет свет. В лучах света остаётся Матушка/
МАТУШКА.
   
 Три дороги,
 Три пути,
 По которой нам идти?
 По которым нам шагать?
 Чтобы
 В сказке
 Побывать?..

/Пропела, оглянулась по сторонам и спросила у зрителей/
Пойдём в эту сказку?!.. Тогда смотрите и слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Хомушка-Хома! И страсть как перед Царем преклонялся. И вообще перед всеми, кто в чинах да богатстве! Как только увидит богатея какова, да чинушу разнова, так сразу на колени трах-тири-бах-  бах-тах-тах... Ой! Кутерьма!..
А ещё в этом царстве-государстве жила-была Марьица-красавица. И вот однажды...
/Вдруг зал огласила весёлая мелодия, заискрился свет, Матушка очутилась на полянке и запела таинственным голосом/
МАТУШКА.    

Ели и берёзы-
Сосны - хоровод,
В некотором царстве
Хомушка живёт,
Душа нараспашку,
Синее глаза,
Нет его беднее
Плачут небеса.
Парни и девчата
Водят хоровод,
В некотором царстве
Марьица живёт...
Стройнее берёзы...
Белый сарафан,
Ели голубые,
Лебединый стан.

/И ярче стало на поляне, и сильнее заиграла музыка, а Матушка спряталась за то ли деревце, то ли камень, то ли три дороги. И появился Хома. Удалой, молодой, лук натягивает, добычу высматривает и не видит, что за ним наблюдает Марьица, но вида не показывает, цветы как будто собирает. Оглянулся Хома и, завидев Марьицу, - обалдел/
МАРЬИЦА. /Поклон низкий бьёт и молвит./ Здравствуй Хомушка!
ХОМУШКА. /С поклоном отвечает./ Здравствуй Марьица! Здравствуй Красавица!
МАРЬИЦА. Что ты вздохнул тяжело? Чем ты недоволен?
ХОМУШКА. Да так... Желаешь ли ты за меня замуж пойти?..
/От этих слов стало Марьице жарко, и бросила она цветок. Он пролетел, словно бабочка и воткнулся в землю, а Хома подумал неладное и запел/

Моя милая,
Нежная, кроткая.
Моя радость,
Моя душа!
Моя Марьица,
Моя Марьица,
Знаю сердцем,
Что ты хороша!
Моя песня
Мои рассветы,
Мои вёсны
И осень моя...
Мои грустные,
Терпкие ветры...
Моя Марьица,
Моя Марьица,
Ты любимая моя!

/Марьица слушает песню Хомы заворожено, а когда Хома закончил петь, подплыла к нему лебёдушкой и сказала/
МАРЬИЦА. За кого же идти, если такой молодец  в жёны  берёт? Ты будешь мой муж, а я твоя жена. На тебе моё колечко на память. Как только тебе будет тяжело и силы, иссякнут, ты только на него посмотришь - и силы прибавятся.
/Хома протягивает  руку, Марьица надевает ему на палец кольцо и поёт/
МАРЬИЦА.      
Ты только Хомушка люби,
Мир прекрасным будет.
Я верю Хомушка меня
В дорогах не забудет.
И как ласкает ветер рожь
Тебя ласкать я буду,
И где бы ни был ты в пути,
Тебя я не забуду. 
И я кричу, люби, люби,
Люби, как любит землю  дождь.
Люби, как любит землю дождь.
И никогда не покидай
И ты поймёшь,
И ты поймёшь,
Что мы с тобой, как земля
И как дождь.
Как земля и как дождь.

/Марьица поёт и танцует, а Хома смотрит на неё, налюбоваться не может, а ноги сами в такт Марьице подтанцовывают. А музыка всё веселее заливается и, уже в свадебном ручейке идут Марьица с Хомушкой, а на встречу к ним Матушка с косыночкой в подарок. И покрывает Марьицу косыночкой и приговаривает/
МАТУШКА. Вот и хорошо, что поженились. Красивее и пригожее Марьицы не найдёшь. А теперь надо думать, как молодую жену обуть, одеть, прокормить. Надо работу тебе, Хомушка, подыскать.
ХОМА. А я на работу не пойду. Желания нетути...
МАТУШКА. Как это? Без работы никак нельзя.
ХОМА. А так это. На кой ляд мне работа нужна. А я к Царю-батюшке на службу подамся. У него на службе, как кот в масле.
МАТУШКА. Не знаю, не знаю... По мне лучше синица в руках, чем журавль в  небе...
ХОМА. На Руси не все караси - есть и ерши.
МАТУШКА. Ой, Хома! Сперва подумай - потом говори.
МАРЬИЦА. Хомушка! Свои сухари лучше чужих пирогов.
ХОМА. На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
МАТУШКА. Ну, что ж, Хома! Вольному воля, а ходячему путь. Пойдем
к Царю службу просить. По платью встречают - по уму провожают. Только запомни - в услужение к Царю можно попасть с условием...
ХОМА. Каков Хома - такова ему и слава. Говори условие.
МАТУШКА. А условия таковы. Загадаешь Царю загадку, чтобы он не отгадал - возьмет на службу, а отгадает - голову с плеч. Так - то! Думай до утра загадку, а по утру пойдем к Царю. И запомни. Ложась спать - думай, как встать.
/И ушла Матушка. Музыка притихла. Наступил вечер. И слоняется Хома от то  ли дерева,  то  ли  камня,  то  ли  трёх  дорог,  хмурый, задумчивый. А Марьица с расспросами./
МАРЬИЦА. Муж мой, Хомушка! Что за тоска-печаль на тебя напала?
От чего ты так маешься? Буйная моя головушка.
ХОМА. Эх! Душа моя Марьица, ненаглядная жена моя. Не придумать мне такой загадки, чтобы Царь не отгадал. Сведёт он меня с белого света...
МАРЬИЦА. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Не печалься. Глупый киснет, а умный все промыслит. Ложись спать. Утро вечера мудренее.
/И села Марьица на пенёк, а Хомушка положил ей голову на колени,
закрыл глаза и уснул. И осветилась поляна лунным светом. Марьица
гладит Хомушку по голове и поёт ему песню/
МАРЬИЦА.      
                Ты усни моя головушка.
Песню тихо спой, соловушка.
И берёзонька пускай подпоет,
И твою печаль она заберёт,
Тёмный лес твою печаль заберёт,
И растает во душе чёрный лёд!

/И настало утро. И прошептала Марьица что-то на ухо Хоме. И зазвенели где-то бубенцы/ Хомушка! Хомушка!
ХОМА. /Проснулся и с перепугу/ Что? Где это я? А? А.э.а. Я... Марьица,
жена моя любимая!
МАРЬИЦА. Вставай, Хомушка. Дома сидеть - ничего не высидеть. Пора к Царю-батюшке на службу определяться. Загадай ему загадку, которую все дети знают. И голова твоя останется цела. Будешь ты на царской службе. И заживём мы с тобой весело и счастливо.
/И веселее зазвучали бубенцы. А Марьица с Хомушкой прощаются, поклоны друг другу отвешивают. Руками помахивает, а небо светлеет. День занимается/

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

/ И пошёл Хома к Царю службу просить. А вокруг свист-посвист, кутерьма. Слуга на троне-коляске Царя катает. Песни оба горланят, а музыка потехой разливается/
СКОМОРОХИ.

Собирайся народ
В удалой хоровод,
В удалой хоровод
Собирайся народ!

Будем песни мы петь,
Будем жизнь прославлять,
Будем с вами дружить
И для вас всех играть!

/А Хома всё идёт и идёт к Царю. Дорога дальняя. Появляется Царь с державою, а на ней ленты и медали позвякивают, а на голове корона царская, и весь он из себя Царь-батюшка, а Слуга за ним трон катит. Слуга величав и прихлебателен. А тут и Хома с Матушкой/
МАТУШКА. Здравствуй Царь - ваше величество! Заступничек  наш... И ты, Слуга, лизоблюдник  царский.
ЦАРЬ. Здравствуй-здравствуй, Матушка! Здорово,  молодец!
МАТУШКА. Молодец этот женился. Ему надо молодую жену кормить, поить. Возьми его на службу, ваше величество!
/А Хома, как увидел Царя, упал на колени и обалдел от счастья перед
таким величием. Подполз к Царю и вымаливает/
ХОМА. Добрый, справедливый наш Царь, дай мне место рядом с тобой или против тебя!?..
/Царь пошептался со Слугою и изрёк/
ЦАРЬ: Моё условие такое.  Загадаешь мне загадку, чтоб я угадать не
сумел, возьму на службу, в шёлк и бархат одену,  жалование положу... А угадаю загадку:  мой меч - твоя голова с плеч!
МАТУШКА: Мы согласны.
ЦАРЬ: По рукам!
МАТУШКА: Загадывай, Хома, Царю загадку.
/А Хома от волнения так вспрел, аж пар валит. Собрался с духом, договорился со зрителями: ”Чтобы никто Царю отгадку не сказывал” И выдал/
ХОМА. Ответь-ка мне, Царь-батюшка, кругла да не девка, с хвостом да не мышь!
/И Хома зажмурился, боится, что Царь отгадает, а Царь лицезрит небо и  искоса на Слугу своего посматривает. А тот уже все книжки пересмотрел, ужом перед Матушкой, а та ему на ушко что-то шепнула. Взвизгнул Слуга от радости, да и шепчет Царю отгадку/
ЦАРЬ. Бедный несчастный Хома! До чего же жалко мне тебя! Оой... как жалко!!!.. Уууу.
ХОМА. Погоди, Царь, плакать. Скажи сперва отгадку?!
ЦАРЬ. Это девка... Голову с плеч!
ХОМА. Нет, Царь, не угадал! Кругла да не девка?!
ЦАРЬ. Не девка?!.. /И отчитывать Слугу стал./ Не девка, дурень эдакой!
Понял? А то голову с плеч! Не девка. А что же это тогда?
ХОМА. Моё дело загадать - твоё дело отгадать.
/А слуга вьюном по сцене. И у зрителей отгадку спрашивает, да никто ему не говорит, и он снова к Матушке, а та заливается, и что-то на ухо ему шепчет. А как услышал он, то и пустился в пляс с песнями./
СЛУГА.            
Две птицы, две птицы
Скребут параллели
Давно уж, давно
Дураки погорели!
Две мыши, две мыши
Пищат из комода
Загадку твою
Разгадаю охотно!
А две лягушки квакали,
А две лягушки квакали-
Ква, ква, лишь для себя!
А мы с тобою звякали
И душами пробрякали,
И душами пробрякали,
И жизнь прожили зря!

/И подбежал в восторге Слуга к Царю. Прошептал ему что-то на ухо, а Хома застыл в страхе, а Царь запричитал/
ЦАРЬ. Бедный несчастный Хомушка! Да есть ли у тебя родимая Матушка?
ХОМА. Есть....
ЦАРЬ. Бедная, бедная твоя Матушка! Как она будет плакать по тебе, убиваться!
ХОМА. Да подожди, Царь, меня заживо хоронить да оплакивать. Разве ты отгадал мою загадку?..
ЦАРЬ. /Посмотрел на Слугу, тот кивнул в знак согласия, Царь запел, засмеялся, затанцевал./ А вот и отгадал! А вот и отгадал! Мышь! Мышь! Мышь!

Мне надоели
Слабости людские.
Жизнь снова стала
Рогом изобилия!
Я каждый день
И ем и пью,
Ложусь после обеда
Отдыхать....
Забыв про всех,
Кто чем живёт...
Жратвой
Я набиваю
Свой живот...
Не думая о том,
Как существует мой народ!
Загадку отгадал,
Хому на смерть послал,
Себе я угодил,
Себя я наградил!

/Царь, танцуя и веселясь, подаёт орден Слуге, а Слуга пресмыкающийся, при виде ордена в полуобморочном состоянии, с трясущимися руками пытается нацепить орден на державу/
СЛУГА. Мыышь, Царь батюшка! Мыышь, родимый ты наш!..
ЦАРЬ. Мышь. Чего спорить - мышь! Надобно голову с плеч!..
 ХОМА. Да, что с тобою, ваше величество, всё голову с плеч, да голову с плеч. Ты же загадку снова не отгадал!..
ЦАРЬ. Как так?..
ХОМА. А так! Послушай внимательно: кругла да не девка, с хвостом да не мышь. Не ...
ЦАРЬ. Не...
ХОМА. Не мышь!
ЦАРЬ. Не мышь!.. Не мышь? А что же такое? Коли не мышь?..
ХОМА.  А вот ты и отгадай!
ЦАРЬ. Не девка и не мышь?!..
/Царь в злости выскакивает из державы. Медали на его рубашке зловеще звенят. Угрожающе наступает на Слугу/
ЦАРЬ. Слышишь?! Не мышь...
/И двинул Царь своего Слугу, да так, что тот кульбитом полетел и в стенку влип, словно петрушка, прибитая к забору/
ХОМА. Ну, что, отступился, ваше величество?..
СЛУГА. /Отлепившись от стены, упал на колени и на четвереньках подползает к Царю./ Помилуй, родимый!
/Царь в злости пинает Слугу и тот отползает/
ХОМА. Ну,  как, Царь?..
ЦАРЬ. Отступился, отступился... Возьму тебя на службу и жалование положу. Говори отгадку. Ну, что это такое, говори!
ХОМА. Репа.
ЦАРЬ. Чего?..
ХОМА. Репа...
ЦАРЬ. Репа? Что это такое?
ХОМА. То, что варят и едят!
ЦАРЬ. Кто ест?
ХОМА. Народ.
ЦАРЬ. Кто?
ХОМА. Народ твой.
ЦАРЬ. Репу? Ууу...
ХОМА. Репу. А ты что не едал никогда?
ЦАРЬ. Не только что не едал, но никогда не ведал, и от тебя от первого про репу слышу.
ХОМА. А что ты ешь, ваше величество?
ЦАРЬ. Я ем, что царям положено: икру чёрную и красную, балык с выкрутасами...
СЛУГА. Телятинку, ягнёночка, кабанчика хрустящего...
/Слуга хотел продолжить, но Царь на него так посмотрел, что тот сник/
ЦАРЬ. А репа вкусная?
ХОМА.  Репа хороша! А вкусны ли твои с выкрутасами?
ЦАРЬ. Опротивели, надоели... всякие там... Эх! Как же я маху дал - твою загадку не угадал.
ХОМУШКА. А ел бы ты, Царь, что народ ест, и знал бы ты про репу.
/А Матушка стала весела, а Слуга царский думу злую думает - пол рубашки уже изгрыз. И придумал. Глазки заискрились. То, что внутри его сидит - миру сказал,  а то, что подковырка - Хоме/
СЛУГА. Ох, не люб ты мне, Хома! А сам ли ты додумался такую загадку загадать?
ЦАРЬ. Да-да! Это интересно! Говори, не бойся. Ничего тебе не будет! Еще и награжу!
МАТУШКА. Молчи! Не сказывай про жену. Не хвастай!
/Хома отмахнулся от Матушки, расхрабрился, расхвастался, так и распирает его/
ХОМА. /Матушке./ Отстань! /Царю./ Нет, не сам я додумался! Если бы не жена моя Марьица, не быть бы мне сейчас по милости твоей и твоего слуги живому. Марьица придумала, что надо эту загадку загадать. Она у меня умница-красавица!
ЦАРЬ. Интересно, интересно! А покажи-ка нам свою жену! Может, хвастаешь! А!
МАТУШКА.  Не показывай!
ХОМА. /Матушке./ Отстань ты! /Царю./ Сейчас приведу, покажу тебе жену свою! Сам увидишь, хвастаю я или нет.
МАТУШКА.  Ну, хвастай, хвастай.
/Хома побежал за своей женой, а Матушка лукаво пошла прочь. А Царь со Слугою переглянулись, пересвистнулись, и  Царь влез в державу, прохаживается, важничает, а  Слуга мантию и медали на державе поправляет и подвывает под песню царскую./

ЦАРЬ.
Живите, хвастуны,
Живите, хвастуны,
Живите, хвастуны,
Царю на радость!
Они нам так нужны,
Вы так нам нужны,
Царям вы нужны
Вы нам не в тягость.
Давайте хвалу воздадим хвастунам,
Живут пусть на радость царям!
Живите, хвастуны,
Живите, хвастуны,
Плодитесь, хвастуны
Царям на радость.
Вы так нам нужны,
Хвастуны нам нужны,
Царям вы нужны
Вы наша радость!..

/И ведёт Хома Марьицу на показ Царю, а она плывёт лебёдушкой, озорная с хитринкой. И, вспрыгнула на трон царский, подперев его своими ногами. И выпучил глаза Слуга, но боится слово молвить, а Марьица и говорит/
МАРЬИЦА. Здравствуй, Царь! Здравствуй и ты Слуга царский! Давно на тебя, Царь, поглядеть хотела!..
ЦАРЬ. А ты разве меня никогда  не видала?
МАРЬИЦА. Никогда.
ЦАРЬ. Ну, гляди, сколько пожелаешь.
/И пошёл расхаживать Царь перед Марьицей, ленты да медали  на державе  показывать. А слуга перед ним подхалюзничает, а музыка потешничает./
ЦАРЬ. Ну что, понравился я тебе!?..
МАРЬИЦА. Очень!..
ЦАРЬ. А я-то тебя и разглядеть не могу. Стар, глазами слаб.
/И спросил совет Царь у Слуги своего/
ЦАРЬ. Что? Хороша Хомы жена? Или простенькая очень? Я простеньких не люблю.
/ А Слуга глазами на Хому, словно иезуит на ведьму, да ну врать царю-батюшке/
СЛУГА. Я такой красули в жисть не видывал!
ЦАРЬ. Какова же она?..
СЛУГА. Кудри, пудри, румяна, белила, духами  какими-то несёт... А глаза. Уууууу... Глаза туды, сюды, так и эдак щурит.
ЦАРЬ. Так, так...  Я таких люблю. Это по мне. Как тебя зовут, красавица, душа-девица?
МАРЬИЦА. Марьицей величают ваше величество.
ЦАРЬ. Эх, Марьица, пляши от радости! Я согласен, на тебе жениться! Будешь царицей!
МАРЬИЦА. Никак невозможно тебе на мне жениться, батюшка-царь.
ЦАРЬ. Почему - ууу? Голову с плеч!
МАРЬИЦА. А у меня уже есть муж. Вот. Хомушка.
ЦАРЬ. Какие пустяки. Ему голову с плеч. И всё.
ХОМА. За что же такая немилость? Царь?..
ЦАРЬ. А просто так. Просто так и всё!
МАРЬИЦА. А просто так нельзя.
ЦАРЬ. А почему это нельзя? Что хочу, то и ворочу!
МАРЬИЦА. Народ станет говорить промеж собой, что ты несправедливый Царь.
ЦАРЬ. А я... А я... А я весь народ перебью! Голодом изведу!
МАРЬИЦА. Это нельзя.
ЦАРЬ. А  почему это?.. За что не хватись, всё нельзя да нельзя!
Что это за народ такой?..
МАРЬИЦА. А кто же тебя, батюшка-царь, кормить-поить будет?
ЦАРЬ. /Поразмыслив./ Да ты и, правда, умница! Вот как всё мудро рассудила.
МАРЬИЦА. Спасибо тебе, Царь, за привет да за ласку. Отпусти нас теперь домой, а завтра поутру Хомушка к тебе на службу явится.
ЦАРЬ. Ступайте.
МАРЬИЦА. До свидания, Царь. И ты до свидания Слуга царский.
ХОМА. До свидания, царь-батюшка....
ЦАРЬ. До свидания, до свидания! Ступайте.
/ И грянула развесёлая плясовая. И Марьица с Хомушкой пошли к себе довольные и радостные. А царь со слугой вслед смотрят,  завидуют. Царь с грустью поделился своими думами со слугой и запел/
ЦАРЬ. Ах! Как жалко, что мне нельзя на Марьице жениться....

Ну что ж
Часы пробили срок...
Устами ночи
Мне глаголет рок...
Что всё прошло...
Возврата больше нет.
Она ушла
В другой
Мне чуждый свет.
Но боль осталась...
Сердце
Словно воск...
Я возродить мечту
Свою не смог...
И вот опять один
И только
Тусклый свет...
На плечи лёг
Печалью долгих лет...

ЦАРЬ. Эхе-хе-хе-хех!..
СЛУГА. Эхе-хе-хе-хех!..
ЦАРЬ. Охо-хо-хо-хох!..
СЛУГА. Охо-хо-хо-хох!..
ЦАРЬ. /Стал весел и разговорчив./ Эх! Надул нас Хома!
СЛУГА. Эх! Надул нас Хома!
ЦАРЬ. /Мечтательно./ Надул...
СЛУГА. Надул...
ЦАРЬ. Что-оо? Надул? Надул нас Хома? Такой-сякой, надул?!..
/ И царь так треснул Слугу, что тот кульбитом через всё поле полетел/
СЛУГА. Царь, что с тобой?
ЦАРЬ. /Взвизгнул и заметался как очумелый./  Хочу. На Марьице жениться! Полюбил я её с первого взгляда. Хочу на Марьице жениться!
СЛУГА. Успеется, Царь, о своём здоровье подумай!
ЦАРЬ. Ты о моём здоровье не беспокойся! Ты о своём здоровье подумай! Не придумаешь, как мне  на Марьице жениться, через час казню! Вот так! Горе мне, горе! Полюбил я Марьицу! Хочу на Марьице жениться!
СЛУГА. Придумал, твоё величество!
ЦАРЬ.  Ну!? Ну? Что? Говори...
СЛУГА. Надо Хому погубить.
ЦАРЬ. Да-да, это интересно, это правильно. А как?
СЛУГА. Ещё не придумал.
ЦАРЬ. А ты думай-думай, думай, говорю, не отвлекайся, сосредоточься. Не придумаешь... через пять минут... казню.
СЛУГА. Придумал!
ЦАРЬ. Как долго думал.
СЛУГА. Надо Хоме задать такую службу, что если он её выполнит, то погибнет... А если не выполнит, то ты его казнишь.
ЦАРЬ. Молодец. Умница. Хоороошоо говоришь. Награжу. А какую службу?
СЛУГА. Ещё не придумал.
ЦАРЬ. А ты думай-думай, если жить хочешь.
СЛУГА. Сейчас, сейчас...
ЦАРЬ. Поскорей, поскорей.
СЛУГА. Придумал!
ЦАРЬ. Ну-ну?!..
СЛУГА. Пошли-ка ты, Царь-батюшка, Хому к Бабе Яге.
ЦАРЬ. К Бабе Яге? Это прекрасно. А за чем?
СЛУГА. Она сто лет назад у твоего деда скатерть-самобранку одолжила. Пусть возвращает. Пусть Хома потребует у неё твою скатерть-самобранку назад. Баба Яга не то, что скатерть-самобранку, снега зимой пожалеет. Живым Хоме от неё не уйти.
/ И тут Слуга захихикал, а Царь на седьмом небе от радости очутился/
ЦАРЬ. Молодец. Остроумно. Мозг. Титан. Глыба. Награжу! Прямо сейчас и награжу.
/ Царь снимает со своей короны медаль и цепляет её на грудь слуге.
Ощутив медаль на своей груди, слуга преобразился. Грудь колесом, походка гусем, с тенора на бас переключился. Голову так высоко задрал, что макушкой чуть ли пяток не задевает. Царь смотрит на своего Слугу, не налюбуется/
ЦАРЬ. Ну, иди, клич Хому.
/И пошел Слуга звать Хомушку на службу Царскую. Кричит его, а сам по сторонам посматривает. Любуется собою и медалью. А Хомушка бежит, земля дрожит. Прибежал пред очи царские, поклон бьет, а Слуга возле него грудь свою проносит с медалью заветною. Смотрит Хома на медаль, глаза от нее оторвать  не может. Слуга блаженствует, а царь слово вымолвить не может, Хому на службу послать. Слуга в небо смотрит, Хома на медаль, царь на обоих. Надоело Царю, засучил рукав и снял медаль со Слуги, возвратил его в прежнее подхолюзное состояние/
ЦАРЬ. Ну!
ХОМУШКА. Прибыл на службу ваше царское величество.
ЦАРЬ. Вот что, Хомушка! Задам я тебе службу. Поди, ты, Хомушка, в некоторое царство, в надцотое государство, в тёмный лес к моей хорошей знакомой Бабе Яге. Она у моего деда, лет сто назад, одолжила на некоторое время скатерть-самобранку. Ты, Хомушка, скатерть-самобранку-то у Бабы Яги забери, да мне принеси. Она мне самому нужна. А без скатерти-самобранки лучше не возвращайся. Казню тебя, казнью лютой. И времени я тебе даю на это до утра.
ХОМУШКА. До свидания Царь.
ЦАРЬ. Прощай, прощай Хомушка, торопись, времени не теряй. Иди-иди, быстро, времени нет.
/И пошёл Хомушка к Бабе Яге. А Слуга царский за ним подсмотреть, в том ли направлении идёт Хома. И радостно, подлизываясь, говорит Царю/
СЛУГА. Пошёл, пошёл батюшка-царь Хома на съедение!
ЦАРЬ. Ну, талант, гений! Награжу! Прямо сейчас награжу!
/И выбрал Царь самую большую медаль и прицепил её на грудь Слуге. А у того от этой награды дыхание перехватило, и от этого он колесом изогнулся и с фальцета на бас профундо перешёл. И вдруг, не с того не с сего, как шлепнется, и колдовать, чары наводить против Хомы стал. Всё бы хорошо, но тяжело слуге в таком состоянии на колени опускаться и подниматься. Но ничего не поделаешь, награда обязывает форс держать, служба колдовать. А Царь за этим наблюдает, с места на место перебегает  и диву даётся/
СЛУГА. Ийя - Шайтан-Майтан... Ийя... - Шаган мальтаган, Ийя - Ийя, Шаган - гуртаган!.. Интернет-мантернет...  Ослепи Хоме очи! Раздуй его живот толще бочки, иссуши его тело тоньше луговой травки! Умори его скорее! Неси ветер мои чары в избушку Бабы Яги! Вижу! Вижу! Хома у бабы Яги в избушке. А поутру она его съест и косточки обсосёт!
ЦАРЬ. Бедный, бедный Хомушка! Только я его полюбил, и уже приходится расставаться! Ну, пошли к его молодой жене!
СЛУГА. Пойдём! Я накупил для Марьицы, для соблазна, конфет да пряников, духов, материй, лент да помад... Не устоять ей против твоих подарков, Царь!
ЦАРЬ. Молодец. Философ. Дипломат. Мясник. Торгаш. Верно, мне служишь. Награжу! Прямо сейчас награжу!
/Царь из кармана вытаскивает медаль, и вторая награда засверкала на груди у Слуги/
ЦАРЬ. Вперед к Марьице!
/И Царь на крыльях радости засвистел, крутанул колесо, сел на трон, и Слуга покатил его. Музыка такая, что ноги сами в пляс несутся. Но Слуга с таким видом катит на троне Царя, что кажется, не Слуга Царя везёт, а Царь Слугу. А тут и Марьица по полю идёт. А Слуга с Царём к ней подкатывают. И смотрит Марьица не на Царя со Слугой, а ослепляет ей взор награды на груди  у Слуги. А тот  так важен и такой большой, и голос елейно, тихо журчит как ручеёк, повелительно и покровительно, успокаивающий, осуждающий, такой как у всех слуг царских с наградами, и почестями/
СЛУГА. Здравствуй, красавица, здравствуй, пригожая!
/И кланяется Марьица Слуге царскому, как самому Царю. И разговор ведёт как с самим Царём, а Слуга за должное принимает. А к Царю, она обращается, как и полагается обращаться к слугам/.
МАРЬИЦА. /Слуге./  Здравствуй добрый справедливый Царь!
/Царю./ Здравствуй Слуга царский!
/От такого приветствия у Царя всё дыхание перехватило, а Слуга, как стоял, гордо глядя в небо, так и не обратил внимания на перемену настроения у царя. А Царь тихо подошёл к Слуге, не слишком резко лишил слугу медалей, что тот изогнулся ниже прежнего, и совсем особачился./
ЦАРЬ. Здравствуй, Хомушкина вдова!
МАРЬИЦА. Дозволь мне, Царь, слово молвить.
ЦАРЬ. Говори, красавица, говори!
Марьица. Где мой муж, Хомушка?
ЦАРЬ. Э-э, ээээээ.......
СЛУГА. Погиб при исполнении службы царской.
МАРЬИЦА. А где же могила моего мужа? Чтобы вечно ходить мне на неё и плакать?
ЦАРЬ. Э-э-эээээ....
СЛУГА. А в некотором царстве, в надцатом государстве, в тёмном лесу Баба Яга его съела.
ЦАРЬ. Эх! Нет Хомы, значит, и нет, препятствий! Выходи за меня замуж, Марьица, и дело с концом!
/И заиграла музыка, и запел, затанцевал Царь перед Марьицей/
ЦАРЬ.
                Так люблю,
Так люблю,
Что больше
Мочи нет.
Без тебя,
Без тебя,
Не мил мне
Белый свет.

Будешь ты,
Будешь ты,
В бархате
Ходить!
Будешь ты,
Будешь ты,
Золото
Носить!

Полюби же,
Полюби же,
Полюби меня,
Я не вижу,
Я не вижу,
Жизни без тебя!
Марьица-красавица,
Жизни без тебя!

/И, закончив петь, Царь бухнулся на колени, как заправский Дон Жуан. Но Марьица на него даже не смотрит, мечется, думу думает. А Слуга юлой вокруг Царя/
СЛУГА. Разум у неё помутился от счастья такого. Не знает, как слово молвить. Боится, как бы ты не передумал.
ЦАРЬ. Да чего там! Не тревожься, Марьица. Сейчас мы устроим пир на весь мир и банкетик промеж своих!
/И вскочил Царь на свой трон, а Слуга проворно, как и прежде, покатил Царя пир устраивать. А Марьица вслед ему негодующе прокричала и грустную песню о своём любимом муже Хомушке пропела/
МАРЬИЦА. Нет, Царь! Я на век Хомушкина жена и буду век уму верна. И никогда тебе не добиться, чтобы Марьица стала твоей женой.
               
Не уходи любовь моя
Из сердца.
Не уходи,
Навеки будь со мной!
Где б ни был ты
Я мысленно с тобою.
Любимый Хомушка,
С тобой
Моя любовь.
И пусть цари
Мне злато предлагают.
И пусть пол мира
Бросят мне у ног
Не уходи, любовь моя,
Из сердца.
Любимый Хомушка,
Мой муж,
Мой верный друг!

/И ушла Марьица, и потемнело всё  вокруг.  И зазвучала музыка скоморохов,  и  высветились  не  то  три дерева,  не  то  три  дороги,  не то три судьбы. И только дотронется Хомушка до одного, оно переворачивается и на наших глазах превращается в избушку. Так все три и перевернулись. А Хомушка у мира спросил: “А Баба Яга злая?” и мир ответил утвердительно. Исчез Хомушка, появилась Матушка, да таинственно/
МАТУШКА. Долго шёл Хомушка в некоторое царство, надцотое государство. Пока не вышел на поляну, где стояла избушка Бабы Яги.
/Стало ещё темнее, тени запрыгали, музыка странная заиграла, исчезла Матушка, появилась Баба Яга. Страшная - нестрашная, злая - незлая, но с песнею/
БАБА ЯГА.
                Где?
Кто?
Здесь сидит
Я чую, это пахнет
Я чую
Очень вкусно пахнет...
Это пахнет мой обед!
Котлы уже
Кипят!
И дрова горят!
Мышки, паучки!
За котлом следят!
А тропу к избе
Змеи сторожат.
И укусят -
Гостя!
Ой, страшно,
Жить одной мне
Страшно!
Не только ночью,
Даже днём мне страшно!
Ой!
Ой!
Ой!
Где?
Кто?
Здесь сидит.
Где?
Кто?
Здесь сидит?
Кто?
Кто ко мне идёт?
Что-то русским,
Духом,
Пахнет!
Очень вкусно пахнет!
Это пахнет
Мой обед!

/И вдруг Баба Яга увидела Хомушку и задрожала как осиновый листок. Хомушка тоже испугался Бабы Яги/
БАБА ЯГА. Фу-фу-фу! Досель чёрный ворон русской кости не занашивал, а нынче сам в очи лезет. Эй-эй-эй!
ХОМУШКА. Баба Яга. Ты бы сначала напоила, накормила, а потом расспросила. А я стал бы сказывать, кто я да откуда, да зачем пришёл. Сказки, небось, читала?
БАБА ЯГА. Спрашиваешь! Конечно, читала, что про меня написано. Ладно, я тебя и завтра успею зажарить. Говори, зачем пожаловал. По доброй воле пришел или неволя тебя пригнала? И куда путь держишь?
ХОМУШКА. Велел мне Царь забрать скатерть-самобранку, ту, что ты сто лет назад у его деда одолжила. Как бы ты, бабушка, отдала бы мне её по доброй воле, то я бы твоё добро век помнить стал.
БАБА ЯГА. Ишь ты! Скатерть ему подавай. Много сюда добрых молодцев приходило, да ни один отсюда не выбрался. Сейчас я тебя буду есть.
ХОМУШКА. Погубишь ты меня, а Царь замучает мою жену Марьицу.
БАБА ЯГА. А ты что, женатый?
ХОМУШКА. Женатый. Вот и колечко моей любимой жены.
БАБА ЯГА. Ох, Хомушка, нельзя никак отдать тебе скатерть-самобранку. Мне самой нужна. Скучно здесь. С тоски завоешь.
ХОМУШКА. Пособи моему горю, а я для тебя, что хочешь, сделаю!
БАБА ЯГА. Эх! Если бы её на что сменить, тогда другое дело.
ХОМУШКА. Нет у меня ничего. Эх, оно как.
БАБА ЯГА. А на песни? Знаешь песни? Если новенькую, какую я не знаю, то моя песня твоя скатерка.
ХОМУШКА. Согласен. Слушай!
/И Хомушка стал петь Бабе Яге, но не успел пропеть и весь куплет, как Баба Яга подхватывает. Огорчается и Баба Яга и Хомушка. Сколько уже песен перебрали, а всё не то. И вдруг Хомушку осенило и он, заговорщицки, прошептал/
ХОМУШКА. А хочешь, бабушка, я про тебя спою. Знаешь песни про тебя.
БАБА ЯГА. Сколько живу, про себя ещё песен не слышала. А кто поёт то?
ХОМУШКА. Да кто знает, тот и поёт.
БАБА ЯГА. Да меня все поголовно знают. Давай пой.
/И взорвалась скоморошья мелодия. Пошёл Хомушка плясать и Баба Яга, в пляс пустилась вслед/
ХОМУШКА.
                Живёт Баба Яга
Костяная нога,
Костяная нога,
Морда глиняная.

Живёт злая Яга
Костяная нога,
Костяная нога,
Очень злая карга.

БАБА ЯГА. Замолчи. Замолчи. Кто тебя такой дрянной песенке научил? Кто её поёт?
ХОМУШКА. Народ поёт.
БАБА ЯГА. Это я злая? Добрая я. Понял? Добрая. Ванюшку с гусями-лебедями отпустили? Царевичу и серому волку помогла! Солдату прохожему клубочек дала! А ты злая. Добрая я! И вот тебе скатерть за бесплатно отдаю. Забирай! Но только помни! Сам не пой этой песни и другим не разрешай.
ХОМУШКА. Спасибо тебе бабушка. А за песню не беспокойся, сам её петь не буду и другим закажу. До свидания, бабушка.
БАБА ЯГА. До свидания, Хомушка. Прощай. Каков молодец!

Я Бабушка Яга
Я добрая карга,
Поверьте мне.
Поверьте,
А то съем!
Когда-то ведь и я
Молодушкой была,
Кащеюшку я молодца любила!
На Змей Горыныче
Частенько прилетал
Ко мне он на свидание,
А я его
Забыла.
Все сказки про меня.
Там злая, злая я.
Я добрая,
Поверьте,
А то съем!

/И пела Баба Яга песню, а как дотрагивалась до своих избушек, то они превращались то ли в дороги, то ли в деревья, то ли в три судьбы. И спросил Хомушка у мира: “Баба Яга - то оказывается добрая? Правда? “И мир ответил согласием. И зазвучала скоморошья, выскочили скоморохи и запели, и занавес на время закрылся/
СКОМОРОХИ.
                Показали вам сейчас
Мы неполный рассказ,
Это только присказка,
Сказка впереди!
А сейчас будет - антракт!



ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ.

/И погас свет в зале. И вновь скоморохи ведут зрителя в путь дорожку. Поют свою скоморошью, а Хомушка спешит на встречу с Марьицей да Царём/
СКОМОРОХИ.
                Продолжаем мы сейчас
Неоконченный рассказ,
Неоконченный рассказ
Мы доскажем для вас!

Собирайся народ,
Сказ ведёт скоморох,
Удалой сказ ведёт,
Для тебя скоморох!

Продолжаем наш сказ,
Наш сказ про Царя,
Наш сказ про Хому
И про Марьицу

/Раскрылся занавес, и встретились после разлуки Хомушка и Марьица/
ХОМУШКА. Здравствуй, Марьица! Здравствуй жена моя ненаглядная!
МАРЬИЦА. Здравствуй, Хомушка! Здравствуй муж мой прекрасный. Все глаза проглядела, тебя поджидая.
ХОМУШКА. Не плачь, а радуйся. Царскую службу исполнил. Наградит теперь меня Царь, и будем жить да быть, добро наживать, а худо проживать. Пошли к Царю-батюшке.
/И пошли Хомушка и Марьица к Царю. Музыка в пляс зовёт. А Царь со Слугою выехали на своём троне, державу чистят, мурлычут от удовольствия, словно коты, а медальки позвякивают. И пришли Хомушка и Марьица к Царю/
ХОМУШКА. Здравствуй Царь! Не вели, Царь-надёжа, казнить, вели слово молвить.
ЦАРЬ. Ну, сказывай, с чем воротился?
/И развернул Хомушка перед Царём скатерть-самобранку. А Царь уселся на трон недовольный, грустный/
ЦАРЬ. Это... Это?.. Это, что такое?
ХОМУШКА. Картошка, ваше величество.
ЦАРЬ. Вкуусно... А это что?
МАРЬИЦА. Так это ж лучок!
/Царь начинает уплетать за обе щёки/
МАРЬИЦА. Горек лучок-то? А ты картошечкой заешь.
ЦАРЬ. Вкуусно! А это что?
ХОМУШКА. А это репа! Пареная. Вкусная. Ешь Царь без опаски.
ЦАРЬ. Хороша репа пареная!
ХОМУШКА. Дед твой царём был, да видишь, что ел. Что народ ел, то и ему подавали!
ЦАРЬ. Так дед мой, прежде чем царём стать, сначала в мужиках ходил, потом богатырём был. А я-то сразу царём родился.
ХОМУШКА. Угодил ли я твоей царской милости? Порадовал ли тебя?
ЦАРЬ. Угодил-угодил. Порадовал-порадовал. А теперь ступайте прочь!
/Хомушка и Марьица ушли, а Царь в гневе схватил Слугу и так треснул его, что тот исчез со сцены/
ЦАРЬ. Принёс Хома скатерть-самобранку! Казню! Всех казню! Как у Хомы жену отнять? Ох, невзлюбил я Хому за то, что он жив остался! Опять надул меня, окаянный! Выполнил мою службу. Казню я его за это самой лютой казнью.
/Царь ищет слугу, а его нет. Вместо него пролом в стене. Царь, рассматривает в удивлении пролом. В этот момент совсем в другом месте появляется слуга и кричит/
СЛУГА. Чтоб какой-то хлебоежка, картофельная брюшина, Царю перечил! Придумал!!!
ЦАРЬ. Ну-ну?
СЛУГА. Надо задать ему службу потрудней прежней.
ЦАРЬ. Ну-ну?
СЛУГА. Надо его послать к Кащею. Давно мы никого к Кащею не посылали. А от Кащея никто ещё не возвращался.
ЦАРЬ. Это ты хорошо придумал. Верно, от Кащея ещё никто не возвращался! А зачем бы его послать к Кащею?
СЛУГА. А просто: привет от тебя передать и спросить Кащея, сколько он, Кащей ещё жить на свете собирается?
ЦАРЬ. Пошлю Хому к Кащею. А сам на Марьице женюсь! Станут мне все прочие цари завидовать. Зови Хому! Что ты пишешь там?
СЛУГА. А я пишу Кащею письмо: “Хомушку, слугу моего, на части разорви и по ветру распусти”.
ЦАРЬ. Справедливо-справедливо. Я доволен. Награжу. Потом. Ступай, зови Хому!
/Побежал Слуга звать Хомушку, а он тут как тут/
ХОМУШКА. Здравствуй, справедливый Царь!
ЦАРЬ. Здравствуй, молодец! Да ты, гляжу уже в путь-дорогу готов!
ХОМУШКА. Помилуй Царь. Я только что с дороги, отдохнуть хоть бы день хотел.
ЦАРЬ. Моё царское дело - приказывать, а твоё холопское - исполнять!
ХОМУШКА. Куда теперь пошлёшь твоё царское величество?
ЦАРЬ. Вот так-то лучше. Вот тебе письмо. И скажешь, что велел Царь узнать, не зажился ли Кащей на свете? А если завтра к утру не воротишься и Кащеев ответ не принесёшь, то голова с плеч! А теперь время не теряй. Быстро к Кащею.
/И пошёл Хомушка к Кащею, но прежде решил навестить свою Марьицу перед дальней дорогой/
МАРЬИЦА. Что ты, Хомушка, невесел, буйну голову повесил?
ХОМУШКА. Чему веселиться? К Кащею меня Царь посылает.
МАРЬИЦА. А это что?
ХОМУШКА. Письмо Кащею.
МАРЬИЦА. Пойди, Хомушка, к колодцу испей перед дорогой  водицы.
/Пошел Хомушка к колодцу, а Марьица развернула и прочла письмо/
МАРЬИЦА. Сердце у меня вскипает от царёва самодурства. Не дам Хомушку моего погубить.
/Марьица пишет новое письмо. Собирает Хому в дорогу/
МАРЬИЦА. Хомушка, иди, прощаться будем.
ХОМУШКА. Хороша водица. Ну, прощай Марьица!
МАРЬИЦА. До свидания Хомушка.
/И уплыла Марьица, словно лебедь, А Хомушка запел прощальную песню. На век прощается. Не верит, что уже вернётся сюда. И как дотронется до то ли дороги, то ли дерева, то ли три судьбы, они переворачиваются и в Кащеево царство превращаются/

ХОМУШКА.
                Родина любимая -
Ширь небес.
Ты прощай
Любимый мой,
Русский лес.
Сердцем и душой
С тобой
Остаюсь!..
Низкий мой поклон
Тебе,
Моя Русь!..

Сердцем и душой
С тобой,
Остаюсь!..
Низкий мой поклон
Тебе,
Моя Русь!
Сколько
Я пройду дорог -
Не беда!
Ты
Моя
Берёзонька!
В сердце
Навсегда!
Навсегда!

/Долго шёл Хомушка. Речки и болота одним махом перемахивал и вот пришёл в Кащеево царство. А Кощей ходит, портреты родителей протирает да поёт/
КАЩЕЙ.   
                Был с кудрявой головою.               
                Очень был хорош собою,
Был я так красив и строен,
Но молодость прошла...

И жизнь моя прошла...
Какие были дни!
Какие были дни!
Любили и меня...

С молодой бабою Ягою
Лет пятьсот назад, не скрою,
С ней гуляли молодою,
Но жизнь, увы, прошла!

И жизнь моя прошла...
Какие были дни!
Какие были дни!
Любили и меня!

/Хомушка увидел Кащея, спросил у мира: “ Кащей страшный?” и услышал утвердительный ответ/
Хомушка. Эй!!! Кто в этом доме живёт?
КАЩЕЙ. Кто возле моего дома кричит. Я старик, мне пятьсот годов. Мне покой нужен.
ХОМУШКА. Я Хомушка, привёз тебе от Царя  иного царства поклон.
КАЩЕЙ. Зачем по свету ходишь? За худом или добром? Всё суета.
ХОМУШКА. Я тебе письмо привёз от Царя.
КАЩЕЙ. “Хомушку, моего слугу, накорми, напои и с добром отпусти. Пятьсот лет живу, первый раз от Царя такое письмо. Ступай в другую комнату, там всё есть на столах, и жареное, и пареное.
ХОМУШКА. Добродетельный ты хозяин, спасибо тебе.
КАЩЕЙ. Там же лежат кучи золота, серебра и охапки денег. Бери что тебе надо. А я умираю. Не мешай мне!
ХОМУШКА. Ничего не надо мне от тебя. Прощай Кащей!
/И трижды Хомушка расцеловал Кащея. Кащей сразу стал весёлым и бодрым/
КАЩЕЙ. Спасибо тебе, сынок! Должен был я умереть, а теперь ещё пятьсот лет проживу! Спас ты меня от смерти. Было на заклятие, что если бескорыстный человек меня пожалеет и трижды поцелует и на мои богатства не позариться, то жить мне второй век. Вот тебе, Хомушка, мой подарок! Скоро тебе бой богатырский предстоит, но с этим мечом ничего не бойся.
ХОМУШКА. Спасибо тебе, Кащей.
КАЩЕЙ. Прощай, сынок!
/И запел, затанцевал Кащей. До чего не дотронется, всё превращается то ли в дерево, то ли в дороги, то ли в три судьбы/
КАЩЕЙ.
                Лет пятьсот
На земле ещё
Побуду
Я!
Лет пятьсот
По земле
Я
Поброжу!
Лет пятьсот
Меня
Не позабудут!
Лет пятьсот
Ещё
Я
Пригожусь!

/Исчез Кащей, а перед нами ещё неизвестность. Да и темновато впереди. И сказал Хомушка миру/
ХОМУШКА. Вот как получается: Царь страшнее Бабы Яги и Кащея выходит. /И запел песню, возвращаясь, домой. Идёт Хомушка домой - сердце радуется, песни из сердца льются/
ХОМУШКА.
                Родина!
Любимая!
Синь небес!
Я иду!
Иду к тебе,
Русский лес!
Здравствуй!
Мой любимый дом!
Отчий край!
Сердце
И душа моя -
Пой,
Играй!
Сколько я
Прошёл дорог -
Не беда!
Ты моя!
Берёзонька!
Здесь я!
Навсегда!..

/А Царь со Слугой увидел Хомушку, а Хома - то с мечом за плечами, прячутся от Хомушки. А Хома увидел их и радостно поклон бьёт/
ХОМУШКА. Ну, здравствуй, Царь! Здравствуй и Слуга царский!
ЦАРЬ. Ну что? Исполнил службу?
ХОМУШКА. Исполнил. Передал твой привет Кащею, он сказал, что ему ещё пятьсот лет на свете жить.
СЛУГА. Ступай пока. А завтра на рассвете прилетит сюда трёхглавый змей. Вызовешь его на бой богатырский и сразишься.
ХОМУШКА. Да что ты, ваше царское величество! Я про этого трёхглавого змея и слыхом не слыхивал! Зачем мне с ним биться?
ЦАРЬ. Ты что тут вздумал разговоры разговаривать?! И моему царскому слову сопротивляться? Голову с плеч!
/И ушли Царь со Слугой, а Хомушка грустный встретился с Марьицей/
МАРЬИЦА. Что ты, Хомушка, такой печальный?
ХОМУШКА. А чего веселиться? Царь велел завтра на рассвете с трёхглавым змеем биться. А я про змея и слыхом не слыхивал, и как с ним биться не знаю. Съест меня лютый змей.
МАРЬИЦА. Не печалься, не бойся, Хомушка! Ложись, отдохни. Утро вечера мудренее.
/И только положил Хомушка голову на пенёк, как уснул сном богатырским. Марьица запела колыбельную, а сама ходит по лесу репу собирает/
МАРЬИЦА.      
                Как Царь-батюшка
Натешится....
Наиграется,
Напляшется.
Я беду твою
Рукой разведу.
Ты играй моя свирель
Во лугу.
Ты играй моя свирель
Во лугу.
Я беду твою
Рукой отведу.

/Пропела, Марьица песню и Хомушка пробудился/
МАРЬИЦА. Послушай моих советов. Эти четыре репы помогут тебе от беды избавиться. А ума и храбрости тебе не занимать стать. Иди смело на бой. Я буду ждать тебя!
/И вновь зазвучала плясовая. Слуга переодевается в змея, а Царь ему, словно тренер на ринге, помогает. Переоделся Слуга - аж Царь перепугался и скрылся. Слуга пропел и уснул/
СЛУГА.   
                В чёрных книгах больших
Знаки судеб людских.
Коих тайна открыта лишь нам.
Рассказали о них, дай пяток золотых!
Говорим мы всем дуракам!

Коль вы возьмёте книгу –
                Увидите лишь буквы
Жизнь моя - магия!

Вкусно есть, сладко пить,
                Злато, камни копить
Надо нам, колдунам-мудрецам.
Собирай, чародей, горы злата, камней!
Славу я воздаю дуракам!

ХОМУШКА. /Увидел спящего./ Не честь, а бесчестье - на сонного - руку поднимать. Просыпайся, Престрашная чудь! Давай бороться!
ЗМЕЙ. Эй, богатырь, тебе бы в колыбельке качаться да соску сосать, а не со Змеем силой мериться. Разорву, спалю тебя! Удирай!
ХОМУШКА. Выручай репки! /И в пасть змею их бросает./  Погодил бы хвастаться. Предупреждал же я тебя, что подавишься. Чего рты-то разеваешь? Не получится у тебя, меня съесть! Как будем воевать? Попросту мне тебе головы срубить или наперёд узнаем силу друг - дружки?
ЗМЕЙ. Можешь камень так рукой сдавить, чтобы сок побежал?
ХОМУШКА. Могу!
ЗМЕЙ. На, пробуй!
ХОМУШКА. Сперва ты пробуй, а за мной дело не станет.
ЗМЕЙ. Гляди!!!
ХОМУШКА. Это не вода, а песок. /Достаёт репу./ Видишь, мой камень больше твоего! Видал? /Из репы потекла вода/
ЗМЕЙ. Аааааа............
/Хомушка набрасывается на змея, тот убегать. Слышны звуки ударов. С двух сторон появляются Царь и Марьица. Хомушка несёт две змеиные головы/
ХОМУШКА. Исполнил я и эту службу, Царь. Побил, повоевал Змея!
ЦАРЬ. Ты лучшего моего Слугу убил! Убирайтесь оба вон из моего царства! Духу чтоб вашего не было! А посмеете вернуться - головы отрублю! Вон! Вон!! Вон!!!
СЛУГА. /Перебинтованный./  Помилуй Царь-батюшка! Ууууууу......
/Царь и Слуга уходят, а Хомушка с Марьицей пошли скитаться по белу свету. Долго они шли и упали обессиленные/
МАРЬИЦА. Холодно и голодно мне, Хомушка, и ноги болят. Сколько дней и ночей бродим. Со счёту сбилась. Будет ли когда-нибудь в нашей жизни добро и тепло, и кушанье? Не видать нам больше покоя и счастья.
ХОМУШКА. Да! А всё из-за того, что я исправно Царю служил. Смотри, Марьица, кто это там идёт?
МАРЬИЦА. Так это же Матушка.
МАТУШКА. Здравствуй Марьица, здравствуй Хомушка.
ОБА. Здравствуй Матушка-защитница!
МАТУШКА. Ну, понял Хомушка как у Царя службу служить? Так вот я хочу, чтобы ты Царя сам наказал. Слушай меня внимательно...
/И встали они в кружок, а Матушка на ушко шепчет то одному, то другому. А музыка льётся через край. И весело засмеялись они и разбежались. Свет переменился и Царь прогуливается/

ЭПИЛОГ

МАТУШКА. Кому яблочки. Сладкие яблочки.
ЦАРЬ. Что несёшь?
МАТУШКА. Яблочки молодильные продавать.
ЦАРЬ. Молодильные?
МАТУШКА. Ешё бы. Одно съешь, на год помолодеешь, два на два...
ЦАРЬ. Покажи-ка, покажи! Я куплю. Почём?
МАТУШКА. По деньгам. Ешь Царь, ешь. Молодей!
ЦАРЬ. Вот яблочки чудные, молодильные, всё съем, молодым стану.
/Царь яблоко надкусил, и ... свет переменился, всё запрыгало, замигало, а на голове царя выросли рога. Но Царь их пока не замечает, радуется/
ЦАРЬ. Все яблоки съел. Бодро себя чувствую. Такое ощущение, что лет тридцать сбросил. Только голову что-то корона жмёт. А? Что? Рога-аааа.
/И заметался Царь по сцене. Всё что не увидит, рогами подцепить норовит. Ревёт как олень/
ХОМУШКА. /Царь его не узнаёт./  Здравствуй, Царь! Что это с тобой приключилось?
ЦАРЬ. Занемог. А ты кто такой?
ХОМУШКА. А я странник. Пришёл в твоё царство. Берусь тебя вылечить. Берусь рога снять.
ЦАРЬ. Ты берёшься меня лечить?
ХОМУШКА. Вылечу! Не беспокойся!
ЦАРЬ. Если вылечишь - награжу, в слуги к себе возьму. Моё царское слово крепкое, нерушимое. А моим слугой хорошо быть. А не вылечишь - голова долой. Так ты берёшься меня лечить?
ХОМУШКА. Берусь! Берусь!
ЦАРЬ. Как же ты будешь меня лечить?
ХОМУШКА. А вели-ка ты, Царь, баню истопить. В бане - то рога распаришь, и я их сниму.
ЦАРЬ. Так просто?
ХОМУШКА. Не просто. Есть чары тайные, Но сказывать тебе о них не могу, иначе всё лечение силу потеряет.
ЦАРЬ. Можешь, так лечи. А нет, голову с плеч.
ХОМУШКА. Только вели, Царь, слугам своим нас не тревожить, пока я там тебя лечить буду. Орать, визжать, на помощь звать будешь, чтобы никто не заходил. Иначе, если кто зайдёт, лечение сорвется, и останешься ты с рогами.
ЦАРЬ. Хорошо! Эй, слуги. Кто в баню войдёт - того забада... Тому голову с плеч!
/И лёг Царь на лавку, а Хомушка снял ремешок, зажал Царя промеж ног, и пошёл его хлестать. А Царь благим матом орёт, на помощь зовёт, а Хома приговаривает/
ХОМУШКА. Вот как тебе на смерть молодцев посылать! Вот как тебе чужих жён сватать! Вот тебе - голова с плеч! Вот тебе награды царские!
ЦАРЬ. Пощади, странник! Отпусти меня! /И вдруг узнал Хому/ Хомушка? Ты!!! Пощади! Всё царство отдам! Сам свиней пасти буду!
ХОМУШКА. Беги из царства, не оглядывайся! Вот тебе яблочко на дорогу. Отбежишь подальше и съешь. Рога у тебя спадут, но, если ты вернёшься сюда, то они у тебя снова вырастут!  Так-то!
/И побежал Царь из царства, а Хома со свистом за ним. И поменялся свет. И выскочили все скоморохи, запели, затанцевали и стали приводить сцену в порядок, какой она была с самого начала/

СКОМОРОХИ.
                Показали вам сейчас
То ли сказ, то ли рассказ:
Про Хому, про Царя,
Может чуточку про вас.

Кто поймёт, иль не поймёт,
А дойдёт - не дойдёт,
Пусть умишком шевельнёт
Иль на ближнего кивнёт.

Пели песни сейчас
Не про вас и не про нас,
А про хитрого Царя
И простого Хомушку...
Всё...

/Музыка продолжает играть, артисты кланяются/

ЗАНАВЕС




ВНИМАНИЕ!
СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЗАКОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ АВТОРА.
ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕКСТЕ ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ АВТОРА.

АВТОР
Леопольд Петрович Мильченко
Московский театр «СЕМЬ МУЗ»
Москва, 127055 ул. Новослободская дом 62, корпус 20. кв. 366, TheatreSevenMuses@yandex.ru,

P.S. Если Вашему театру необходима музыка к данной пьесе, то Вы можете заказать готовую музыку в нашем театре.
Всё что касается пьесы обращайтесь к Автору.