Впереди - Дире Дава! Эфиопский дневник 69

Гавриил Иваниченко
Я  вышел к подъезду Теклу Десты точно к 6-00. Прохладное утро…   Не верится, что чуть позже – и будет жара… Водитель из госпиталя приехал во время.  Он приветствует – «Тенастеле! (Здравствуйте!)»  Отвечаю ему так же  - «Тенастеле!» то есть,  здравствуйте! Стараюсь пользоваться амхарским языком при разговоре с теми местными жителями, кто английским слабо владеют. Разговор с водителем – простой, и могу спокойно с ним объясниться.

Мигом домчались в аэропорт.  Из динамиков слышно на амхарском языке объявление о  регистрации билетов на рейс в Дире Даву и далее – Асмара – Хартум – Каир.  Это объявление я понял частично,  слыша  название городов, в которых самолёт будет совершать промежуточные посадки. Но эти города – ключевые слова, дают возможность понять всё объявление. Затем  диктор продублировал всё объявление по-английски.

Иду на регистрацию билета – там уже стоит толпа пассажиров в самом разнообразном одеянии.   В национальной эфиопской одежде – всё белое -  рубашки, накидки, брюки суживающиеся внизу.  Люди в сомалийской одежде очень высокие, стройные – мужчины с полосой материи, оборачивающей таз, ноги  в виде длинных юбок.   

На голове у многих – чалма. На Востоке Эфиопии, куда направится самолёт, а также в Судане и Египте, где будут следующие посадки – много мусульман. Некоторые женщины – с подобием короткой чадры на лице. За полы женщин держатся маленькие дети, они ведут себя спокойно, сдержанно, послушны.

Регистрация билетов идёт быстро. Пассажиры зашли в отдельный отсек для рейса в Дире Даву. Вот пришли три стюардессы в сине-голубых отлично сидящих костюмах, изящных шляпках.  Девушки изумительной эфиопской красоты, как будто вышли из страницы модного журнала. В руках – небольшие  квадратные синие чемоданчики.

Прошёл экипаж самолёта – стройные, красивые парни в форменных синих костюмах. Следом за ними двинулись стюардессы и  пассажиры, и я в том числе. 

Удивительно – но вся эта толпа пассажиров шла быстро, не наталкиваясь друг на друга, предупредительно давая друг другу дорогу. Причём такая взаимная уступчивость  наблюдалась постоянно – на улицах, в магазинах, на рынке – Маркато,  везде где было скопление людей.

 По коридору, вышли на поле. Громадный автобус вместил всех, и через минуту остановился у трапа «Боинга-727». Без спешки поднялись в самолёт. Моё место оказалось  у иллюминатора.

 Всё происходило мгновенно. Пристегнули ремни… Короткий стремительный разбег – и самолёт уже в воздухе… Круто уходит вверх… В самолёте довольно тихо… Моторы не так уж  гудят… Можно говорить, не повышая голос!  Рядом со мной, в других креслах сидит эфиоп с девушкой, о  чём-то с ней тихо разговаривает…

На земле казалось, что   небо чистое, но самолёт при взлёте прошёл через  7 слоёв дымки, которая скрыла  землю… Город исчез за пеленой  дымки… Появились стюардессы со своими столиками – кофе, напитки…

Потом – стюардессы привезли пластиковые коробки с завтраком. Это -  тыбс, жареное мясо с горьким зелёным перцем, нарезанным полосками… Конечно, я с аппетитом позавтракал… Когда ешь такие блюда, кажется, что в желудок выплеснул огонь… Потом – это чувство проходит…Вкусное – невероятно…  И хочется ещё такого же острого блюда!
 
Готовят эфиопы очень вкусно…  Эфиопская национальная кухня напоминает  кавказскую.  Но только эфиопская пища  во много раз острее -  в неё  добавляют огромное количество специй:  перец, метмета (неизмеримо горче перца), и много других приправ… Одним словом, стюардессы не давали пассажирам скучать! Полёт до Дире Давы – короткий, дистанция  не более 500 км. Время пролетело быстро. И уже на табло объявление – пристегнуть ремни!

Пассажиры очень аккуратны… Пристегнуть ремни – так пристегнуть … И вот – уже приземлились, самолёт остановился на поле… Быстро все вышли, во главе со стюардессами сели в автобус. Минута -  и аэровокзал с надписью по-английски  на крыше и фронтоне  –  «Дире Дава».

Здание – интересное, открытое…. Впечатление, что стен нет, только крыша…  Под колоннами - открытый зал ожидания, выдача багажа. Разделяют отдельные отсеки здания огромные вьющиеся фикусы, заплетающие   все проёмы. Такого я никогда и представить не мог! Огромный вьющийся фикус! Хотел сфотографировать – но во время остановился: ведь в аэропорту обычные правила, фото – запрещено!

И, не теряя времени, направился со всей толпой на выдачу багажа…   Из самолёта  мигом выгрузили багаж тех пассажиров, полёт которых уже завершён… Ведь полёт оставшихся  продолжается,  впереди – Асмара – Хартум-   Каир.  Транспортёр уже работал.  Так же стремительно все разобрали багаж и устремились на площадь перед аэровокзалом.

Ярко светит солнце.  Свежий прохладный воздух. Вышел из аэровокзала и решил ждать машину стоя недалеко от выхода  на привокзальную площадь. 
На стоянках много легковых машин, микроавтобусов.

Отказался от услуг таксистов. В  ответ на их предложение отвезти смело заявил,  что сейчас придёт «моя машина»! Это было довольно нагло с моей стороны, но почему-то была уверенность, что так и будет!

На площади обычная картина – прохаживаются парные патрули автоматчиков. На меня пока не обращают внимания.  Прибывшие пассажиры  разошлись по площади -  к стоянкам машин. Рассаживались в них, разъезжались.  Площадь опустела.

Мне оставалось  внимательно наблюдать за машинами на стоянках… Они в большинстве разъехались… Сейчас - ни одна из них «не подавала признаков» активности… Все – стояли… Водители куда-то разошлись… Кто же повезёт меня?!  Неужели - опять «Массавский вариант»?! Не может быть!

Но прошло не более пяти минут, и  по дороге, выходящей на площадь, показался неспеша движущийся старенький  микроавтобус какого-то неопределённого серо-песочного цвета… Он не торопясь сделал круг по площади и остановился у тротуара,  метрах в 3 от меня… Было заметно, что крылья, борта этого неказистого микроавтобуса неоднократно подвергались рихтовке. А потом – их красили чем придётся.   

Водитель остался на своём месте.  Эфиоп,  сидевший рядом с ним,   открыл дверцу, неспеша вылез из кабины и, глядя прямо на меня – подошёл, заговорил по-английски, поздоровался.  Я обрадовано ответил ему. 
- «Хау дуюду, Доктор! Мы приехали! Садитесь! Повезём Вас в Харрар!» Он всё это изложил мне в одной фразе…  Я решил задать ему несколько вопросов, что бы убедиться, что ошибки нет, что они приехали именно за мной! По-английски этот сопровождающий говорил довольно бегло, и это меня обрадовало!

- «Кто медицинский Директор госпиталя? Где он сейчас?»
- «Это – доктор Хуссейн! Он уехал в командировку два дня назад…»
- «А кто в госпитале хирург?»
- «Доктор Хуссейн! Он – один хирург… Есть ещё терапевты…» Выслушав эти ответы, решил, что хватит «выяснять отношения»… Надо – ехать!  Эфиоп открыл правую переднюю дверцу кабины, предложил мне сесть туда…Сам сел в кузов микроавтобуса… И мы поехали…

Микроавтобус   поскрипывал,  трясся, но уверенно двигался вперёд… По бокам дороги – хижины, дома… Больше одноэтажные, иногда – в два этажа…  Мы ехали по окраине города… Потом – выехали в центр с массой ларьков, магазинчиков. Толпами на тротуарах и проезжей части, которая к тому же  забита скоплением разнообразных легковушек, пикапов, фургонов…

Вот впереди показался мост - широкий, асфальтированный,  на  каменных опорах… Но под ним – нет  воды! И реки – не видно… Под  ним от берега до берега и вдоль, сколько видит глаз  - лежит сплошной сыпучий  песок, вероятно русло высохшей реки… - «Почему здесь мост?» -  спросил я сопровождающего. «Ведь один песок! Реки нет!»

- «Это сейчас - нет реки! Пройдёт дождь – и будет бурная река… Здесь – всегда так… А когда нет дождя – один песок… Так и называется – Песчаная река… И по песку эту реку переехать - тоже нельзя!  Застрянем в песке! Вот и ездим по мосту!»

В моём чемоданчике лежал «Зенит», готовый к фотосъёмке. Я полувопросительно взглянул на сопровождающего и сказал: «Фото?!» Но тот отрицательно покачал головой, давая понять, что лучше этого не делать… - «Не всем нравится фото… Не надо…» Пришлось оставить фотоаппарат на его месте, в чемоданчике. Решил, что, может быть, на обратном пути, возвращаясь  получится сфотографировать экзотику этой дороги и города Дире Давы.
 
 Переехав мост, углубились в улочки с глинобитными домиками.  Вот сбоку от дороги  промелькнул базар - лавки,  толпы народа…  Люди одеты в самую разнообразную одежду: кто в подобие европейской,  другие – в эфиопскую, сомалийскую…   

Караваны  верблюдов с грузом и без поклажи…  Погонщики…  Стада ослов с огромными  мешками, вязанками дров, которые выше самого  осла… Я смотрел удивлённо на этих несчастных некрупных животных: - «И как только они могут тащить такую огромную поклажу! Да  ещё кто-то говорит, что ослы – ленивые животные!!! Ведь без огромной помощи осла – и человек как бы выжил в этих условиях?!»  У тротуаров и на проезжей части – скопление,  можно сказать,  преимущественно  «антикварных» автомобилей любых моделей – со всего света – но все на ходу…   Много наших «Москвичей»,  «Жигулей»… 

Всё промелькнуло перед взором, осталось  позади… Снова выехали на окраину города. Водитель остановил микроавтобус у тротуара, около  одноэтажного домика.  Сопровождающий вылез. Сказал: «Тенастеле! До свиданья!»
 
- «Так нужно ехать в Госпиталь!» - забеспокоился я. – «Водитель вас отвезёт. Он – знает…  А я – уже дома… Вот мой дом, » - показал он на домик. – « В Харрар - не поеду…Рабочий день закончился…» - подвёл итог сопровождающий. – «Ну, вот! Начинается! А я даже имя у него забыл спросить! Не смогу даже объяснить – кто меня покинул в этой поездке…» - подумал я. Но микроавтобус уже тронулся с места. Продолжать разговор было не с кем…  Подумал: - «Будь что будет… Надо соблюдать спокойствие…Сориентируюсь   по обстановке…»