В окрестностях Одесской киностудии

Елена Марценюк
Я держу в руках номер журнала «Радуга», в котором опубликован роман кинорежиссера Одесской киностудии Николая Седнева. Называется роман «В окрестностях Милены», и я как никто хорошо знаю, что вначале он был киносценарием. Николай давал мне его для прочтения как профессиональному киноредактору. Мой эдикт был: одобряю.

Сценарий показался мне динамичным, с хорошо выписанными характерами, довольно необычным по антуражу и, главное, - с настоящим киношным хеппи-эндом. Была еще одна отличительная особенность у написанного Николаем сценария - в нем не только отчетливо просматривалась натура, связанная с Одесской киностудией, но драматургические портреты многих персонажей были откровенно списаны с наших общих коллег - одесских кинематографистов. Впрочем, даже фамилии их были не очень изменены…

Сценарий «В окрестностях Милены» фильмом не стал. Пока. Или окончательно? Невостребованность наших режиссеров вкупе с их замыслами стали на Одесской киностудии печальной приметой ее «прихватизации». Не нужен талантливый современный сценарный материал, не интересен его автор, нежелателен он и как кинорежиссер.

Но творить творческой личности не запретишь, даже отстранив ее от любимой работы. И пример Николая Седнева весьма показателен.

Он долго шел к кино, перепробовав множество профессий. В конце восьмидесятых блеснул дипломным фильмом – короткометражкой, заявив о себе как о подающем надежды начинающем кинорежиссере. А потом случилась перестройка. И за все время Николаю удалось поставить только два полнометражных художественных фильма «Проснуться в Шанхае» (1991) и «Вышивальщица в сумерках» (2001). Оба, кстати, по собственным сценариям. Больше ему повезло как актеру. Только у знаменитой Киры Муратовой он снялся в фильмах «Письмо в Америку», «Второстепенные люди» (главная мужская роль), «Насторойщик» и других.

Сейчас, когда безнадежное ожидание лучшей жизни и милостивого обращения внимания государственных мужей к проблемам отечественного кинематографа начинает ломать многих наших товарищей по кино, когда перспектива навсегда остаться без любимой работы стала как никогда реально ощутимой, в Николае Седневе проснулся… художник. Нет, нет, не в переносном, а в самом прямом смысле. Он взял кисть и стал писать маслом. Стиль, в котором он работает, официально называется примитивизмом. Николай пишет примитивные сюжеты и портреты не из желания побравировать – так у него получается. Он ведь не учился живописи никогда. Профессиональные же художники, увидев его картины, восхищаются: «Какая талантливая имитация примитива!»

А одноименный роман, появившийся из сценария «В окрестностях Милены», поражает наоборот зрелостью и мастерством прозаического письма. Так и хочется сказать: родился новый украинский прозаик Николай Седнев.

Однако вот что говорит о своем произведении сам автор:

«В окрестностях Милены» - это фильм. Без пленки, без актеров, без сметы, без денег.

Кинолента на бумаге.

Ставил же Лев Кулешов «фильмы без пленки», когда кинопленка была в жутком послереволюционном дефиците (после красной революции).

Чем бесконечно стенать и возмущаться (это, конечно, тоже нужно, хотя толку, что мертвому припарки), что госмужи независимого государства умудрились развалить целый вид искусства – кино, нужно же и что-то делать. Ну, нет у нас кина (после оранжевой революции). Печально. Но не сидеть же по этому поводу, сложа руки. Я призываю к тому же и других кинематографистов – можно снимать кино мысленно, затем записывать то, что ты увидел у себя в голове на воображаемом экранчике, - получится роман. Бумагу у нас еще не отобрали.

Если это покажется интересным кому-то из редакторов, издателей, – возможно, опубликуют. Если покажется интересным кому-то из читателей, – возможно, будут читать. В советское время это называлось «почин». Режиссер Седнев выступил с почином… Н-да.

Выгоняют нас госмужи из кина путем его разбомбления, ну что ж, спрячемся от них в других видах искусства, до которых у них пока руки не дошли.

Если у нас, украинских кинематографистов, отберут и бумагу, - что ж, будем осваивать ремесло акына… Підемо кобзарями по Вкраїні милій. Это уже было в истории, так что ничего страшного».

Вот так. Видно, кинематографическую душу никакими запретами на профессию не искоренишь.

А роман «В окрестностях Милены» зажил своей жизнью на страницах популярного журнала «Радуга». История любви, испытания славой и молодой глупостью, рассказ о талантливой юной актрисе и введшем ее в кинематограф молодом режиссере, повествование о преградах, которые сумело преодлолеть их чувство. И такой колоритный и узнаваемый портрет Одесской киностудии, что невольно сжимается сердце: а вдруг не все потеряно – и поплывет еще наш кораблик в фильмах с фамилиями одесских режиссеров в титрах?

Хорошо, что «В окрестностях Милены» - это не только роман, но и киносценарий. Когда Николай Седнев начнет снимать по-настоящему, ему останется только открыть уже давно написанные сценарные страницы.