Пушкин и Филарет

Фома Заморский
ПУШКИН И ФИЛАРЕТ
 
Эссе


Тёмный я человек, тёмный… В 12-14 лет изучал анатомию и экономическую географию по оригинальным английским учебникам, в 15 – Конституцию СССР 1936 года, с 17 лет – Историю КПСС, политэкономию, ряды Фурье и электродинамику, в 20 – теорию автоматического управления, квантовую механику и физику твёрдого тела, в 30 – международное публичное и частное право…, а Псалтырь не сподобился почитать.

Хотя 10 Заповедей по-возможности соблюдал и не свершал никогда 7 Смертных грехов, однако, не прочитав Священного писания, а, руководствуясь наставлениями родителей-атеистов, научивших меня жить в обществе приличных людей. За последние годы это общество растаяло, как туман. Наверное, бросились искать источники доходов и забыли приличия? А существовало ли это общество когда-нибудь в нашей стране?

Берясь за этот очерк, я немного робел, поскольку плохо разбираюсь в живописи, в поэзии и Священном писании. С другой стороны, обладая этими недостатками, я ничем не отличаюсь от большинства духовной паствы, и внешне должен выглядеть обычным объектом церковной пропаганды.

Хорошие наши знакомые, начавшие посещать храмы в период буржуазно-демократической революции 1991-1999 годов, не решались звать нас с женой на службы и литургии, поскольку я как-то заметил в послеобеденной беседе с ними (на сытый желудок), что в Бога, будучи фаталистом, я верю, но попам не верю. Произошло некоторое отчуждение, и мы больше на тему веры не говорили.  Согласен, что нужна свобода совести – кто во что хочет, в то и верит.

Случилось так, что эти наши знакомые в самом конце мая пригласили нас на действо, за что они заплатили по 200 руб. за билет на благотворительные цели. Я бы и больше заплатил, было бы, за что. Но так случилось без моего на то решения.

В Доме Кино, что на Васильевской улице дом 13, собрали странную кучу людей обоего пола, по внешнему виду постоянных прихожан Русской православной церкви (далее по тексту РПЦ).

Наши знакомые не знали (поскольку не родились и не выросли в Москве, а, будучи дипломатами, провели большую часть жизни за границей, где любовь к Родине пылает сильнее), что так эта улица называлась с начала XIX века по имени храма Святого Василия Кесарийского, который в 1935 году снесли большевики (по решению шефа московских большевиков Лазаря Кагановича). Храм был выстроен на народные деньги ещё в XVI веке. На этом месте соорудили безвкусный и ныне обветшавший дворец, который, видимо, аннексировал сибарит Никита Михалков, с вонючим туалетом вокзального типа и грязным рестораном в худших советских традициях.

Действо посвятили «Золотому веку русской культуры» с субтитром «Пушкин и святитель Филарет». Нам надлежало прослушать Х часть «Возвращение на Родину» благотворительного духовно-просветительского цикла.

Публики набилось до предела, в основном женщин, которые, сняв верхнюю одежду, продемонстрировали нам, что не мылись достаточно давно. Включились цифровые видеокамеры, засверкали вспышками цифровые фотоаппараты. Попросили отключить сотовые телефоны. Что-то будет?

Вечер открыла небезызвестная Лина Мкртчян. Говорила минут 15, но не понял о чём. Что-то связанное с русской культурой и ролью РПЦ в нашей жизни. Нарядилась она в какую-то эклектическую смесь эстрадного костюма и монашеского одеяния. Обычно в таких нарядах делают предсказания самоучки прорицательницы. Никакого упоминания о надругательстве над храмом Святого Василия Кесарийского я не услышал.

Далее некий искусствовед и художник монументалист А.В. Артемьев рассказал нам (и показал на экране диапозитивы), что до 1861 года русские художники изображали русских крестьян красивыми (у меня сложилось прямо противоположное впечатление, хотя модели были ряжены в яркие византийские одеяния), а в связи с отменой крепостного права художники, сказал он, на полотнах стали изображать тяжёлую и непривлекательную жизнь тех же крестьян, одетых в рванину, и потому у русской культуры в 1861 году «золотой век» закончился.

Правда, Артемьев справедливо отметил, что до 1861 года русский портрет был заказным, а потом русские художники стали писать как бы за свой счёт с целью продажи продукта творчества всем желающим.

Иными словами, думаю я, сменились источники финансирования изобразительного искусства, и художники смогли (именно смогли, а не просто пожелали, поскольку уже не были крепостными и имели первоначальный, пусть ничтожный, капитал) писать жизнь такой, какой они её видели.   

Понятно, что помещик наряжал холопок в заказные костюмы фантастического дизайна и предлагал крепостному портретисту писать их в таком виде с какой-то неведомой мне целью. Лица моделей мне не понравились – напряжённые тёмные злые лица, и все брюнетки с монгольскими скулами.

Ни слова я не услышал от Артемьева о Серебряном веке русской культуры конца XIX века и начала ХХ.

Видимо, Артемьев далёк от исторического и диалектического анализа русского портрета.

Известно, что после поражения России в Крымской войне (1853-1856) по причине технической отсталости и использования в качестве солдат крепостных людей, фактически рабов (при Александре I сорок тысяч таких солдат остались в поверженной постнаполеоновской Франции после исхода русской оккупационной армии, не желая возвращаться под шпицрутены, кнут и розги) возникла крылатая фраза «верхи не могут управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому». Предполагаю, что этот вывод сделал Герцен.

Вследствие подобных светских настроений царь Александр II подписал указ о раскрепощении крестьян в 1861 году, и по слухам, может быть напрасным, был готов подписать второй указ о введении в России конституционной монархии. Случись бы так, и не было бы кровавых последующих революций по инициативе, исходящей снизу. Однако царя убили, не дав ему управлять страной далее с помощью доверенных министров.

Тем не  менее, при смене способа производства с феодального на азиатский, после 1861 года в России весьма успешно начал развиваться капитализм (по моему мнению, капитализм есть движение и превращение капитала) с привлечением внешних займов, прямых инвестиций и западных технологий.

Появился рынок свободного труда, промышленный пролетариат постоянно рос в относительном и абсолютном числе.  Загудели тысячи фабрик и заводов, Россию быстро опутали сетью железных дорог, заложили Транссиб (1891), к тому времени мы научились делать рельсы и подвижной состав. Помещики, разоряясь, продавали землю предпринимателям, нашедшим этой земле лучшее применение.

Крестьяне, получив барскую землю с многолетней рассрочкой платежа, увеличили производительность труда в сельском хозяйстве. Шёл трудный переход от общинного к частному владению землёй.
К слову сказать, на русский флот матросами стали брать не крестьян, а промышленных рабочих в связи с усложнением военной техники.

Народился средний класс (их назвали разночинцами), способный жить собственным трудом, как эти художники второй половины XIX века, в том числе учёные, инженеры, железнодорожники, телеграфисты, электрики, судостроители, мостостроители, агрономы, архитекторы, врачи, юристы и прочие «пролетарии умственного труда», или, выражаясь по-русски, научная, техническая и творческая интеллигенция.  Русский учёный Менделеев, сделав несколько открытий, составил всемирно известную периодическую систему элементов, Лодыгин изобрёл электрическую лампу накаливания, Яблочков изобрёл электрическую дуговую лампу, Бенардос осуществил первое практическое применение электросварки, Доливо-Добровольский решил проблему дальней передачи электроэнергии, Попов  изобрёл радио, Тимирязев открыл фотосинтез растений, а Циолковский рассчитал межпланетный полёт.
В течение XIX века русские математики свершили великие открытия – Остроградский (теория упругости, волновая теория, электромагнетизм), Буняковский (теория чисел, теория вероятностей, математическая физика), Лобачевский (геометрия Лобачевского), Софья Ковалевская (прикладная математика), Чебышев, Марков, Граве, Крылов, Ляпунов, Смирнов,  Стеклов.
Первый российский серийный автомобиль был представлен публике в  1896 году  на  Нижегородской выставке. Двигатель и трансмиссию изготовили на заводе  Яковлева, а корпус, ходовую часть и колеса - на фабрике Фрезе. Эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям. Однако это не было повторение немецкой конструкции, а своя оригинальная разработка.
В 1865-1867 гг. шла реализация проекта «Русско-американский телеграф» для установления связи между  Сан-Франциско и Москвой через Берингов пролив. Проект был завершён к концу XIX века с помощью смешанного русско-американского капитала.

Всех русских инженеров, ботаников, биологов, физиологов, врачей, физиков, изобретателей, философов, историков, правоведов второй половины XIX века не перечесть.
В течение второй половины XIX века грамотность населения в России возросла в 5 раз.

Как тут не меняться русскому портрету, чёрт побери? А что касается портретов крестьян, то всем известно, что крестьянский труд самый тяжёлый, и не только в России, но и в Японии, США и в Австралии. Отсюда и мужественные, обветренные лица фермеров.

Получается, что РПЦ устами таких вот монументалистов, как Артемьев, хочет нас просветить, что «золотой век» русской культуры случился на последней стадии феодального способа производства?  Самодержавие, православие, народность? Прямо по Пуришкевичу. Умиляющее сосуществование барина и крепостного? Не мракобесие ли?

Понятно, что встречаются преданные слуги, получаемые интуитивной селекцией по воле хозяев, но, однако, трудно рассчитывать на массовую любовь рабов к рабовладельцам.

Да и можно ли ограничивать культуру живописью или поэзией? Культура в широком смысле подразумевает цивилизацию в данных исторических условиях – здесь архитектура и техника, театр и балет, медицина и гигиена, и наука в целом, и много чего ещё. Или науки не по нутру РПЦ? Наука и религия не совместимы?

Хотя здесь понятна ретроградная позиция РПЦ – чем больше неграмотных и убогих, тем больше прихожан и пожертвований. В мире проглядывается обратная зависимость между индексом развития человеческого потенциала и доходами церкви; видимо, поэтому европейские монархи, будучи одновременно главами церквей, обложили всё население (вне зависимости от конфессии и веры в Бога вообще) церковным налогом, сравнимым по размеру с нашим профсоюзным взносом. Неплательщики церковного налога теряют право быть похороненным на кладбище.


Тем не менее, полагаю я, религия есть важная составляющая часть культуры у всех народов.

Убив царя и надругавшись над своей религией, русский народ претерпел в качестве наказания Божьего страшные испытания (братоубийственная война, голодомор, людоедство, заразные болезни, пытки, каторга, закрепощение работников, преследование инакомыслящих, предательства ближних, казни без суда и следствия, конфискации имущества, нашествие нацистов) и продолжает нести свой крест, постепенно вымирая.

В принципе христианская религия (равно как родственные – ислам и иудаизм) являет нам некий идеальный образ, коему надо следовать с детства, чтобы вырасти нравственным членом общества. Убив веру в идеальный образ, мы разрушаем нравственные устои общества. Даже люди, формально относящиеся к религии или совсем неверующие, не позволяют себе принародно нарушать религиозные нравственные нормы.

Далее на сцене появился некий настоятель храма Всех Святых, что в Красном селе, протоирей Артемий Владимиров. Отец Артемий явился зрителям в рясе, клобуке, небритый и не стриженный, в общем, в традиционном "прикиде", и заговорил тонким и нудным голосом.

Отца Артемия везли аж из Нижнего Новгорода, и он опоздал на полчаса, утомив аудиторию, запертую в  душном помещении.  В оправдание своё он заявил публике, видимо, совершенно лишённой чувства юмора, что в своё время святитель Филарет тоже как-то опоздал на службу (которая, надо думать, без него не начиналась ввиду исконного на Руси чинопочитания). Филарет якобы сделал выговор дьячку – служба должна начинаться вовремя, вне зависимости от  того, есть поп или нетути! Отцу Артемию, чтобы следовать совету святителя Филарета, надобно было позвонить Лине Мкртчян по мобильному телефону и просить начать действо без него. Или попы до сих пор не умеют пользоваться сотовой связью?

  Тут мне пришла мысль, что протестантское вероисповедание самое, что ни на есть рациональное. Да и духовные наставники ихние выглядят цивилизованно – стриженые, бритые, в партикулярной одежде, без избыточного веса и вызывающих неприязнь панагий и золотых огромных крестов на брюхе. И ведут себя как люди.

Отец Артемий рассказал нам, что раньше на Руси публика была сословная, а вот в революцию сословия отменили, и народ наш «превратился в амёбу», что с его точки зрения плохо.

И невдомёк ему, что в монархической части современной Европы давно отменили дворянские титулы и все сословия заодно, что позволило построить европейцам правовое общество и социальные государства, где все фактически, а не на бумаге, равны перед законом, а работодатели получили адекватную экономическую свободу без чинопочитания, коррупции и воровства.

Далее отец Артемий рассказал нам, что Пушкин находился в каком-то неведомом нам духовном единстве с отцом Филаретом – патриархом Московским, играющим некую роль неофициального патриарха всея Руси. 

Действительно, истории известно, что состоялся некий обмен короткими стихотворными фразами между ними. Ну и что? Дальше-то что?

Как РПЦ может возносить Александра Сергеевича Пушкина, погрязшего в грехе? Жил не по средствам, долги не отдавал, погряз в блуде (грех номер 7 согласно церковному расписанию). Написал целый том «Озорных стихов», в том числе «Гавриилиаду», и прочие скабрезные с поповской точки зрения стихи.

Пушкин был масоном, а масоны хотя и верят в Бога, но являются рационалистами, признавая равные права людей, их свободу от рождения, призывая отделить церковь от государства, отвергая библейскую мифологию и признавая равенство всех конфессий, что для остро конкурирующих Католической и Православной церквей (обе считающих себя Ортодоксальными), убеждённых в собственных исключительных миссиях, совершенно неприемлемо.

Пушкин был православным, отец Артемий? И это объединяет РПЦ с ним? Конечно!

Подданным Российской империи (или царя, что было одно и то же) мог быть только православный человек, остальным – иудеям, мусульманам, буддистам, язычникам оставалось быть изгоями общества с соответствующим поражением их гражданских прав. Если бы Пушкину случилось жить в России коптским христианином, например, то его стихи мы никогда бы не прочитали. Даже не узнали бы о нём ничего! Арап, да и только!

Вот и дождались революции. Нет, чтобы вовремя подсуетиться и начать определять подданство (гражданство) не по принадлежности к РПЦ, и не по праву крови, как сейчас, а по праву почвы. Тогда и не случилась бы революция и не разорвали бы Россию на 16 (позднее 15) республик и несчётное число автономных (этнических) образований.  Моменты упущены в 1905, в 1917 и в 1993 годах. О Боге думали, а о стране (о формировании единой российской нации) не подумали.

Вместо того чтобы заниматься сомнительной «духовно-просветительской» деятельностью направила бы РПЦ стопы свои на решение проблем жалкого здравоохранения и на защиту детства. Не помешало бы,  заняться и защитой животных.

Обучили бы монахов и монахинь навыкам медицинских и ветеринарных работников и под эгидой какого-нибудь «Ордена спасения» начали бы работать сиделками, патронажными сёстрами и ветеринарами совершенно бесплатно, показывая пример беззаветного и бескорыстного (истинно христианского) служения униженным и оскорблённым, коих нам ежедневно показывают по телевизору: брошенные одинокие пенсионеры; бездомные ветераны войн; беспризорные дети; медведи, запертые в железном ящике в Измайлово; голодные собаки, безнадёжно ожидающие хозяина...

Нам хватило двадцати минут, чтобы отец Артемий нам окончательно надоел. Мы встали и по одному покинули зал. На наши места тут же устремились бедные женщины, которым не хватило свободных кресел. Они слушали отца Артемия, стоя в проходе между рядами на коленях!

Обратила бы РПЦ драгоценное внимание своё на униженную паству, состоящую в основном из малоимущих женщин и некоторого числа убогих мужчин.

Они, ведь, искренне веруют в то, что если они будут шибче молиться Богу, тем скорее Он избавит их от болезней, бедности, а их заблудших детей - от греховной жизни. Надеется им больше не на кого, кроме как на Бога. В это легко поверить, если принять во внимание людоедское отношение бюрократии к людям.

Почему бы Вам не помочь им практически, Вам -  называющих себя Его земными представителями? Существует огромная благотворительная практика социальной направленности у конкурирующих западных христианских церквей (также у московских иудеев, насколько я знаю). Почему бы не перенять её?

Нашим знакомым, людям просвещённым, стало явно неудобно перед нами, и они откровенно извинились за зря потраченное время.  «Главное, - ответили мы, - это наша встреча», и пригласили их отужинать с нами в приличном ближайшем ресторане с иностранным названием и отличной кухней.
В застольной беседе я поведал им тезисы этого эссе, и они согласились с моими выводами, немного поспорив из-за обычной привычки дипломатов никогда не признавать за собой вины и не говорить правды.


Фома © 1 июня 2010 года