беседы о деньгах. Часть восьмая

Валерий Чернышов
Ну хорошо, как скажешь, Аза расслабилась, мы молчали, расслабившись какое то время, разглядывая сидящих в кафе людей. Люди, впрочем, как и обычно, во всем Лондоне, были очень разные. Люди сидели за столиками и разговаривали, отчего гул в кафе стоял как во время вечеринки, где играет громкая музыка, которую каждый пытается перекричать, чтобы его услышал собеседник.
- Так ты был маклером, или как вас называют, риэлтором, с хитрецой в глазах, сказала Аза.
- да, кто как нас называл, сказал я, вспоминая как это было. Кто не любил нас, кто считал специалистами.
- а все же интересно, а ты сам каким был маклером, когда мой папа рассказывал, что искал квартиру, говорил, что перебрал многих агентов. Как бы ты сам рекомендовал их выбирать. По каким параметрам надо определять агента, чтобы он нашел то, что папа хотел. Ведь найти хорошего агента, это уже половина дела.
- да, Аза, я и сам задумывался часто над этим вопросом, и на протяжении многих лет заметил, что маклера и клиенты, как собаки и хозяева, часто похожи друг на друга. И не понять, по каким параметрам это получается так, толи хозяин подсознательно находит себе такую собачку, толи она становится такой уже по его образу и подобию. Поэтому, во многом, твои агенты это отражение тебя самой.

Если выбирать агента, то ничего нового я бы не сказал. Я бы обращал внимание на самые простые вещи, ведь все в нем может говорить об отношении к работе. Скажем, внешний вид, пунктуальность, верность слову, его слова, манеры. И внешний вид, по моему пониманию, это не идеальная внешность, это просто внешность. Во внешности все может говорить о человеке, и когда слишком хорошо тоже плохо, то есть когда агент слишком много внимания уделяет внешности, хотя тоже бывает по-разному.

Когда люди выбирают себе жилище, то часто одни придают иногда незначительным мелочам слишком большое значение, а иногда наоборот, важным вещам никакого. 
- а опыт его в этой работе важен при этом,
- опыт, нет, не важен. В такой работе часто тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. Иногда новички работают более активно, чем старожилы и опытные агенты. Недостаток знаний легко моет компенсироваться активностью, расспросит, узнает.

- а как быть с рекомендациями или наоборот, плохие отзывы, это на твой взгляд важно. Аза сидела и казалась немного растерянной, на так и не понимала, как же все таки выбрать агента.
- рекомендации… конечно можно, но надо делить их на половину,
Аза нахмурила свои темные бровки,
- почему, тихо вышептали ее губы,
- если есть рекомендации, то это уже говорит о многом. Хотя бы только о том, что у него уже получались успешные сделки. Но в тоже время, агент чаще всего работает для всех клиентов одинаково, а получается зачастую разный результат, одному повезет и он считает, что обязательно повезет и другому...

На протяжении многих лет я видел, как иногда люди судят о посреднике, многим нравится человек, который точно выполняет их просьбу по критериям объекта недвижимости, а некоторые любят, чтобы их вели, чтобы посредник мог посоветовать и даже склонить к своей точке зрения в недвижимости. Но это уже вопрос вкуса.

Но вообще, самая главная рекомендация, это не рассчитывать на маклера полностью, а держать уши открытыми, и стараться как можно глубже залезть внутрь рынка…

Это не значит, что надо каждую мелочь углубляться. Ведь как постигаются науки, шаг за шагом. Как забраться на второй этаж, надо шаг за шагом идти по лестнице. Так и знания, ты узнаешь одну вещь за другой, интересуясь, но не сразу, а постепенно, задавая вопросы. Особенности рынка бывают все время разные, и они меняются постоянно, поэтому никто не говорит о том, что надо становится специалистом, но надо понимать процессы, в которые идешь. И помнить еще одну вещь, что как ни выкручивай слова, как ни называй, но посредник и клиент никогда не могут быть на одной стороне. Я сейчас не нападаю на посредника, я сам много лет им был, я только говорю о том, что надо стараться сохранить золотую середину. С одной стороны, слушать посредника и учесть его опыт, но с другой, всегда помнить о том, что он заинтересованное лицо, его задача - сделка. У него, по правилу разных глаз, взгляд другой, с другой стороны прилавка. И это самая большая иллюзия, думать, что вы на одной стороне, хотя он не враг вам, естественно. На протяжении своей работы я даже видел, как люди дружили для перспективы сделок, но как только кончается перспектива, кончается и дружба.

В этом нет дурного ничего, но к этому надо быть готовым заранее и настраивать себя не на подозрение, а на а на конструктивную работу. Но зная, что ты и только ты на своей стороне.

- значит, никому верить нельзя, грустно сказала Аза,
- можно и нужно, но надо быть как Уоррен Баффет - выслушать всех, но обладать независимостью мышления, принимая свои решения.

- а вот ты еще мне говорил, а я сейчас захотела спросить тебя… только я перескакиваю с одного на другое. Если я правильно поняла, то такая сделка, про которую ты рассказывал мне, (купил-продал), это краткосрочная сделка. Иначе нет смысла туда залезать, беря в банке почти 100% стоимости участка. Ведь кредит в банке на 30,000 евро еще нужно получить, причем быстро, чтобы участок не ушел к другому покупателю. Мне видится, чтобы такие сделки приносили отличный доход нужно не только быть в системе, как ты сказал, но и иметь "своих" людей в банке или отличную кредитную историю.

- Аза, по-моему, сейчас нам надо пока перестать говорить об этом, ты становишься грустной и слишком задумчивой, но на это я тебе отвечу коротко.
В тот момент, покупая эту землю, так как я был внутри системы, я уже знал, что ее стоимость выше цены, там просто был мотивированный продавец, если называть то по-научному. Поэтому, покупая, я уже приобрел то, что я мог сразу продать ее, уже на несколько тысяч дороже, поэтому меня не волновали банковские проценты, они все равно окупали это вложение. Это было просто для меня, человека внутри, но могло быть сложно для человека снаружи, потому, что он подвержен мнениям всех, с кем говорит, кого слышит, с кем советуется.

По оводу того, чтобы участок не ушел, мы заключили договор о том, что человек не продаст этот участок другим. Но этому продавцу опять же, я говорил только то, что выгодно мне, я говорил, что я согласен, но так как банк может не дать, ухитрился договориться без залога, то есть без задатка. Поэтому продавец считал, что просто идет оформление документов, так оно и было, только и лавирование тоже было. Тут главное успокаивать продавца, чтобы он ждал и не волновался, это часть нашей работы, не менее важная, чем оформление документов.

Что касается банка, ты меня умиляешь, потому, что как раз никаких своих там не обязательно было иметь, потому, что каждый выполняет предписания рекомендаций политики банка. Тогда политика была набрать кредитный портфель, и иногда не так строго смотрели на отдельно взятые документы. И кредитная история тоже часть работы системы. Если бы не дал кредит мне, то я бы придумал что-то, на брата, на кого угодно можно оформить. Я знал человека, который покупал много квартир, оформляя их на разных людей, и сразу брал с них доверенность на управление и на продажу этой недвижимости. Да, там возникает много вопросов, теоретически говоря, любой из этих человек мог отозвать ее в одностороннем порядке, но детали, это уже система, и когда ее знаешь и находишься там, то можешь и жонглировать понятиями, как мячиками.