Грузди

Галина Небараковская
       Сегодня суббота. Середина сентября. День выдался ясный, тёплый. Уже появились первые опята, и мы едем за грибами. Место знакомое, километрах в тридцати от города. На старых вырубах почти каждый год вокруг матёрых берёзовых пней в это время появляются целые колонии этих компанейских грибов. Собирать их надо вовремя, когда шляпки ещё не развернулись, иначе грибы перерастут и станут хрупкими, ломкими, да и на вид неприглядными. А когда собираешь в самый раз, то… О-о-о, это словами не описать, надо видеть собственными глазами! Десятки, иногда даже сотни маленьких желтоватых, с коричневыми веснушками (это осенью-то!) на шляпках, грибочков-пуговок обсыпают берёзовые пни, стволы старых умирающих деревьев. С одной такой колонии можно нарезать целое ведро (а то и больше) этих крепконогих запашистых грибов.
        Сегодня и есть тот «самый раз». Несколько дней назад Серёга съездил на разведку и доложил:
 – Всё, в субботу едем. Будут грибы. Только выедем рано, часиков в шесть, чтоб не опоздать. Мы не одни такие умные. Охотников за опятами много. Так что будьте готовы.
        На такое мероприятие я, как пионер, «всегда готова!». Да хоть в четыре утра! Да хоть с вечера!
       Серёга – сын моей соседки и приятельницы Тамары Сафроновой. И соседствуем, и приятельствуем мы уже давно. Вечерами ходим на чай друг к другу, делимся кулинарными рецептами, угощаем домашней выпечкой. Вот и за грибами собрались вместе.
       Проснулась я рано, за окном чуть-чуть серело, и мой будильник, поставленный с вечера на пять часов, ещё не звенел. Включила чайник, а пока он закипал, быстренько побросала в пакет нехитрую снедь: краюху хлеба, кусок сала, несколько огурцов и штук пять варёных яиц. Подумав, добавила ещё луковицу и пачку плавленого сырка. В лесу, на свежем воздухе, да после долгой ходьбы, аппетит у всех просто зверский. Всё съедим. Ну, кажется, всё собрала, ничего не забыла. Ведро, нож, мешок (опят собирают и ссыпают в мешок, они, если молодые, то крепкие и не раскрошатся) приготовила с вечера. Так, налить чай в термос, попить кофе – и готово.
        Выглянула в окно – Серёга уже копается в машине, проверяет уже в который раз бензин, масло и ещё что-то там. Я сменила домашние тапочки на резиновые сапоги, взяла свой «сидор» и вышла из дома. Тем временем подошла и Тамара, да не одна, а со своей двоюродной сестрой Марией. 
     – Ну, вот, все в сборе, – Серёга закрыл капот. – Рассаживайтесь и поехали. Дорога-то неблизкая.
       Дорога и в самом деле была неблизкой, да вдобавок ко всему вся в рытвинах, ухабах, колдобинах. Асфальт в лес никто же прокладывать не будет.
        До места добирались часа полтора, наверное. Машину оставили возле дороги в густом подсаде, дальше пойдём пешком ещё минут двадцать. Идём не торопясь, Тамара с Машей впереди, говорят о чём-то о своём, я чуть отстала, Серёга и вообще убежал в лес. Да он молодой, быстроногий, раньше нас прибежит на место.
         Едва заметная тропинка тянется через густой ельник. Я задумалась, так, ни о чём, и ещё больше отстала от своих товарок. Рассеянный взгляд мой лениво блуждает по сторонам.
          И вдруг я словно споткнулась, внимание на чём-то остановилось, сразу даже и не поняла, на чём. Потом додумалась: прямо возле самой тропинки, на равномерно устеленной хвоёй земле, высится какой-то бугорок. Наклонилась (любопытно же!), осторожно сгребла с него хвою и ахнула: крепкий воронкообразный, чуть желтоватый груздь явился свету во всей своей красе! Это было настоящее чудо! Раньше мне в этих местах грузди не попадались. А может, я их просто не искала здесь?
          Я поставила ведро, достала нож и осторожно срезала свою находку. Не разгибаясь, осмотрелась вокруг и… О, Боже! – сколько  же их тут! Когда стоишь прямо, то совсем незаметно, а наклонилась – вот он, ещё один, и ещё, и ещё! Я знала, что грузди растут большими семействами, нашёл один – ищи и другие рядом. Но чтоб столько! И большие, с глубокими воронками, и совсем маленькие, с круглыми плотными шляпками – их было столько много, что я не знала, который сначала срезать.
         Женщины, ушедшие далеко вперёд, кричали, звали меня, но я, признаюсь честно, не откликнулась, не позвала их. Пожадничала… Сейчас мне неловко, как вспомню. Но тогда… Совсем голову потеряла.
          Нарезала я в тот раз груздей полное ведро и целлофановый пакет. А когда пришла на место, где росли опята, мои товарки уже нарезали почти по полному ведру этих длинноножек. Увидев мою добычу, они немного обиделись, хоть и не подали виду. Не принято в лесу обижаться, тут уж как кому повезёт. А мне было немного стыдно. Потом я, тоже для виду, предложила им разделить груздей, но обе женщины отказались.
           А опят я тоже набрала. Много их в тот год было, как говорят, хоть косой коси. Дома я перечистила, перемыла грузди, трое суток, дважды меняя воду, вымачивала и засолила. Со смородиновым листом, с чесночком, укропом.
        Потом, зимой, мы с Тамарой частенько угощались этой вкуснятиной. С горячей отварной картошечкой. Иногда, по праздникам, и со стопочкой. И с благодарностью вспоминали ту погожую, богатую и щедрую осень, которая,
            Словно сказочный чародей,
            Опалила осинку факелом
            И морозно-хрустящих груздей
            Под еловые лапы напрятала.