Театралка о театре. Любимый Мариинский

Татьяна Лестева
В советское время, когда в кино, особенно в центральных кинотеатрах на Невском, выстраивались длинные очереди за билетами, кино, тем не менее, было не только самым массовым, но и самым доступным народу  и развлечением, и – это главное –  средством повышения культуры. Перед художественным  фильмом всегда шли кадры документального кино, рассказывая зрителю о новостях общественной и культурной жизни страны. А перед вечерними сеансами в фойе ещё можно было и послушать небольшой музыкальный концерт. Цирк, на который Владимир Ильич Ленин возлагал такие же надежды, как и на кино, не стал столь же массовым и общедоступным очагом культуры. В кино молодёжь бегала чуть ли не ежедневно, не пропуская ни одной премьеры. А уж когда шли фестивали зарубежных фильмов, тут и говорить было не о чем: посмотреть всё, что только удастся.
Театр… Поход в театр всегда был праздником. Сейчас трудно себе даже представить, что в Мариинский театр, БДТ им. Горького в дни, предшествующие продаже билетов на следующий месяц, энтузиасты дежурили перед театром ночь, если не две. Профкомы и завкомы заключали договоры  с театральными кассами, кассиры приезжали  на работу, привозили несколько билетов на самые- самые спектакли в самые-самые театры. И счастливчикам их продавали с нагрузкой на неходовой спектакль или на концерт малоизвестного или начинающего актёра. На работе все делились впечатлениями от спектакля. Золотая плеяда режиссёров возглавляла ведущие театры: Георгий Товстоногов, Николай Акимов, Игорь Владимиров… Берёшь в руки старую театральную программку….
Какие имена! Симонов, Лебедев, Толубеев, Ольхина… Вспоминаешь Акимова, который после премьеры всегда спускался по  лестнице вместе со зрителями, прислушиваясь к первым откликам.
А вот с оперным театром им. Кирова, бывшим императорским Мариинским, всё было значительно сложнее: он абонировался «Интуристом», и на долю рядового советского  зрителя оставались, в лучшем случае, верхние ярусы и галёрка. А уж если удавалось «достать» (бытовало тогда такое слово вместо традиционного «купить») билеты на премьеру, да ещё в партер, то это уже было СОБЫТИЕ. Перестройка оказалась удавкой для многих театров и актёров. Но Мариинский театр не только выжил в это время беспредела, но и достиг невиданных высот и в плане обогащения репертуара новыми постановками, проведением ежегодных фестивалей – традиционной «Масленицей», блистательными  «Звёздами Белых ночей», под покров которых съезжаются и ведущие солисты театра и всемирно известные зарубежные певцы и певицы. Многочисленным оперным и балетным премьерам часто сопутствует девиз: «Впервые в России». Великолепна и весьма многочисленна труппа, блистательный оркестр и просто божественный хор – вот что такое Мариинский театр сегодня. Хочется воздать дань уважения  и восхищения его музыкальному руководителю и дирижёру– Валерию Гергиеву, под руководством которого театр стал одним из ведущих оперных театров мира – в балете нам всегда не было равных. А попутно отметить и работу менеджеров театра, которые изыскивают финансовые возможности сделать театр доступным и по цене для обнищавшей в перестроечное и постперестроечное время российской интеллигенции.
Когда-то в товстоноговском спектакле «Три сестры» Татьяна Доронина спрашивала: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?». «Да,–  отвечаю я ей, - искренне,  со всею страстью я поклонница Мариинского театра». Прослушав практически все оперы на сцене этого театра, стараюсь по возможности не пропустить ни одной премьеры. Всё-таки атмосфера премьеры – это всегда нечто необычное, загадочное, неожиданное. На премьерах, как правило, дирижирует Валерий Гергиев, и это тоже  придаёт спектаклю особый аромат, впрочем, как и возможность зрителю, мучающемуся в транспортных пробках, не опоздать к началу – спектакль обязательно начнётся точно на 15 минут позже.
Не всегда можно согласиться с художественным оформлением спектакля, нарушением в той или иной степени исторических реалий, осовремениванием классики в угоду требованиям рынка, особенно это относится к спектаклям, которые ставят иностранные режиссёры и оформляют западные художники, не владеющие или сознательно идущие на разрыв с традицией русской народной жизни, традицией русского костюма, но всегда каждая премьера – это встреча с новым, зачастую ранее неизвестным, но всегда безусловно интересным, настоящим искусством.
Театр не остаётся безучастным ни к одному значительному юбилею, обязательно откликнется новыми постановками, включит в репертуар более ранние спектакли. Так, в 225-ый сезон театра, к столетию со дня смерти Николая Андреевича Римского-Корсакова в репертуар были включены основные его произведения, и состоялась премьера «Псковитянки», капитальное восстановление постановки 1952 года в блестящих декорациях и костюмах Фёдора Федоровского. Даже в трудное послевоенное время на театральных костюмах не экономили. Мне посчастливилось послушать премьерное исполнение оперы. Театральная программка сообщила о том, что опера поставлена к 135-летию со дня рождения ещё одного Фёдора – первого народного артиста СССР – Фёдора Ивановича Шаляпина. Иногда после премьер я записывала свои впечатления от спектаклей: время сглаживает остроту впечатлений, забываются какие-то детали. Вот и «Псковитянка» появилась в моём литературном дневнике.
" 25 апреля 2008. Вчера, несмотря на страстную пятницу, в Мариинском театре была премьера. Давали "Псковитянку" Римского-Корсакова. Дирижировал Валерий Гергиев. На сей раз он вместо традиционной чёрной блузы свободного покроя был во фраке и гладко выбрит. Взглянув на программу, с удовлетворением отметила, что художник "капитального восстановления" - заслуженный художник России - Вячеслав Окунев . Это обнадёживало, что будут выдержаны исторические реалии, зритель увидит красочные декорации и костюмы. Однако действительность превзошла все ожидания. Этот спектакль - просто чудо - по своей красоте можно поставить в один ряд с такими дивными постановками, как "Снегурочка", "Садко", "Сказка о царе Салтане". Декорации воспроизводят и русскую природу, и виды Пскова. Отдана дань и православию, когда из церкви перед встречей Ивана Грозного по сцене идёт крестный ход. Священники в парадном облачении с иконами и хоругвями. Очень реалистично и красиво. Художник по костюмам - Татьяна Ногинова.                Когда же открылся занавес перед последним актом - сцена в царской ставке близ Пскова, – в зале грянули аплодисменты, столь блестяще был представлен русский лес. Зазвучала драматическая музыка с грозной темой Ивана Грозного, под которую шествовала дружина царя, как пешая, так и конная. Правда, коней было только три, но картина была замечательная! Когда же разразилась гроза, то деревья закачались под порывами ветра, начался дождь, перешедший в ливень. Так великолепно были сделаны эти эффекты, по-видимому, с привлечением компьютерной графики, что ощущение ливня было полным. Разве только вода в зал не хлынула!
       Высоким уровнем солистов и хора Мариинки, пожалуй, сейчас никого не удивишь. Среди солистов и Геннадий Беззубенков -царский наместник Токмаков, Михаил Колелишвили - князь Вязьменский и Михаил Вишняк, исполнявший партию Михайло Тучи, и Татьяна Павловская, заслуженная артистка России, сопрано дивной красоты и высоты - княжна Ольга Токмакова. Но даже на этом фоне звёзд нужно особенно отметить артистичность Алексея Тановицкого - царя Ивана Васильевича Грозного. Блестящий мастер!
      Очередное обращение Гергиева к Римскому- Корсакову мне кажется не случайным и связано не только с ознаменованием столетия со дня смерти композитора, но с современной жизнью Родины. И если в "Кащее Бессмертном" уже прозвучал призыв Бури-Богатыря " На волю!", то в этой опере в ответ на реплику боярина Матуты  "Какие времена….." царский наместник Токмаков отвечает: "Безвременье!" Хотя премьера оперы состоялась в 1873 году, разве эти слова потеряли современность?      
Процитирую и точку зрения Владимира Горячих из эссе, опубликованного в программке. "Актуальность может привлечь в "Псковитянке"слушателя и сегодня. К примеру, ту же вечевую сцену долгие годы рассматривали исключительно как образец воплощения народной вольности, свободы, сопоставляя со спорами историков и философов ХIХ века. Но опыт истории ХХ века даёт и иной взгляд. Римский-Корсаков исключительно точно раскрывает психологию массы: её восприимчивость, неустойчивость во мнении или точнее, отсутствие такового, быстрые смены психологического состояния, вплоть до взрывов эмоций. Великолепно показана им и роль вожаков - лидеров народной массы (в этом качестве последовательно выступают гонец из Новгорода Юшко Велебин, князь - наместник - Юрий Токмаков, посадничий сын Михайло Туча). Все три персонажа говорят с народом в различной манере: Юшко нагнетает настроение толпы красочными и устрашающими образами, не даёт людям обдумать сказанное. Вздымающаяся народная волна стремительна и захватывает всех псковичей. Князь Токмаков нетороплив и свой диалог с народом строит как совет старого и умудрённого жизнью человека. Бушевавшее людское море почти полностью затихает. Михайло Туча поначалу захватывает своей эмоциональной речью только вольницу ( характерно разделение хоровых партий на тех, кто "за" и тех, кто "против"), постепенно к ней присоединяются и другие голоса, призыв молодёжи оказывается заразительным...."
        Когда же мы в современной России услышим "заразительные" призывы молодёжи? И будут ли они? А за великолепное, блестящее оперное действо всем создателям АПЛОДИСМЕНТЫ, АПЛОДИСМЕНТЫ, АПЛОДИСМЕНТЫ! Браво и БИС! "
     Кстати, упомянутый Кащей в своё время заставил меня обратиться к словарям. «Кащей или Кощей? Я задала себе этот вопрос, придя на премьеру оперы Римского-Корсакова "Кащей бессмертный" в новый великолепный концертный зал Мариинского театра. Купив программку, удивляюсь, увидев Кащей. Неужели у литературного редактора какие-то проблемы с русским языком? Вернувшись домой, открываю словарь Даля. Нет, всё в порядке. "Кащей - сказочное лицо, вроде вечного жида, переделанное в кощей, от кости, означая измождённого непомерною худобою человека, особенно старика, скрягу, купца и ростовщика, корпящего над своею казною. Стар, смерд, подлый раб. Кащеить - или кащейничать - скряжничать, жидоморничать".
     И теперь о премьере: эту оперу слушала впервые. Как всегда у Римского- Корсакова – дивная музыка, соответствующая сказочному сюжету с демонстрацией всего набора голосов солистов от богато окрашенного с хорошим диапазоном сопрано Оксаны Шиловой – Царевны Ненаглядной красы и драматического меццо Натальи Евстафьевой– Кащеевны до баса Бури – богатыря Григория Карасёва. Как всегда, блистал Александр Гергалов, исполнявший партию Ивана-королевича. Очень артистичным был и Кащей собственной персоной – Андрей Зорин. При определённой условности декораций постановки концертного зала, в котором отсутствует такая необходимая принадлежность театра, как занавес, тем не менее, следует отметить красочные сказочные костюмы исполнителей. К сожалению, художник по костюмам не назван, вполне возможно, что это воспроизведение костюмов премьеры оперы 1905 года.
Думаю, что постановка "Кащея бессмертного" – прекраснй вклад в празднование статридцатипятилетнего юбилея со дня рождения композитора.
      Небезынтересная деталь: во вступительном слове профессор Леонид Гаккель, заслуженный деятель искусств России, рассказал, что на премьере революционное студенчество устроило овацию в конце оперы, когда Буря-Богатырь с хором пели: "На ВОЛЮ! На ВОЛЮ!". Мне кажется, что опера не потеряла актуального звучания и сейчас: пора бы и росссиянам вырваться на волю от международного империализма и отечественных олигархов. Однако овации не последовало: мало было революционного студенчества, – среди зрителей превалировали дети с бабушками, мамами и боннами. Но не будем терять надежды. Дети вырастут.
      А артисты, хор, постановщики заслуживают аплодисментов и аплодисментов».
Говоря о современном Мариинском театре, как не отметить такое событие в жизни петербуржцев, как открытие в 2006 году ещё одной сцены – Концертного зала на улице Писарева. «Не было бы счастья, да несчастье помогло», - гласит русская народная пословица. Несчастье  было действительно драматическим – сгорел цех декораций театра. И вот в этом здании волей администрации создан уникальный концертный зал, облицованный сосной, зал с неповторимой акустикой, свежим запахом соснового бора в первое время после открытия, великолепным оформлением. Концертный зал сразу же приобрёл популярность у любителей музыки. Там можно было послушать не только  сольные концерты ведущих солистов, но и концертные исполнения опер, которые вначале «обкатываются» на этой сцене, а потом появляются уже с декорациями на сцене театра. Листаю дневник… «Осуждение Фауста Премьера Мариинского театра».
«8 июня 2008 года в Концертном зале театра состоялась очередная премьера в рамках Традиционного гергиевского фестиваля «Звёзды белых ночей». На сей раз это было концертное исполнение знаменитой легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста», которое Берлиоз ценил выше всего, им написанного. По традиции на премьере дирижировал сам маэстро Валерий Гергиев.    
      Великолепный Мефистофель, народный артист России Сергей Алексашкин, обращал внимание не только прекрасным голосом, но и артистичностью даже в условиях концертного исполнения. Непревзойдённый хор Мариинского театра исполнял то частью состава, то полным составом все многочисленные хоровые партии данной оперы. В ролях Маргариты. Фауста и брандера выступили Екатерина Губанова, Александр Тимченко и Николай Каменский, представители молодой поросли труппы Гергиева.
Как-то меньше других на меня произвёл впечатление рефлексирующий Фауст, малоартистичный тенор, голос которого порой даже терялся в глубине зала. Возможно, из-за волнения, особенно в первые минуты оперы.Но даже это не смазало общего прекрасного впечатления от оперы, первое исполнение которой состоялось в Мариинском театре в 1890 году. Дирижировал тогда Эдуард Направник, а партии исполнили ведущие солисты Императорского театра Мария Славина, Михаил Михайлов (Фауст), Иван Мельников (Мефистофель) и Фёдор Стравинский ( Брандер).
Берлиоз не сомневался в успехе своего лучшего произведения. Тем огорчительнее для него оказался провал и полное равнодушие публики к Фаусту, который не был принят и понят французской публикой и шёл в полупустом зале.Кстати, эта печальная традиция сопровождала и последнее исполнение легенды Берлиоза: концертный зал был заполнен наполовину, практически только партер. И это несмотря на весьма доступные цены на билеты от 150 до 300 рублей. Что это пресыщенность петербургской публики? Или неудачное начало спектакля – в 21 час при окончании около 12 часов ночи и связанных с ним транспортных проблемах?
       Но вернёмся к истории оперы. Берлиоз принимает решение, особенно после совета Оноре де Бальзака, для спасения оперы показать её петербургской публике. По прогнозам Бальзака Берлиоз должен был неплохо заработать в столичном Петербурге: «Вы вернётесь со стапятьюдесятью тысячами франков. Я знаю эту страну, вы не можете привезти меньше», - обещал он ему. Берлиоз был поражён тем, как его тепло приняли в Петербурге: через четыре часа после его приезда был решён вопрос с постановкой, в которой приняли участие артисты императорских театров вместе с хором капеллы. Опера прозвучала в зале Дворянского собрания (ныне Малый зал филармонии). О своих впечатлениях от России Берлиоз вспоминал: «Это был прекрасный вечер – мой первый концерт в зале Благородного собрания. Энтузиазм многочисленной блестящей публики, наполнившей этот огромный зал, перешёл границы того, о чём я мог мечтать. От аплодисментов, вызовов, криков «бис» у меня закружилась голова. Наконец, я решился спросить о финансовом результате этого опыта. Восемнадцать тысяч франков! Концерт стоил шесть тысяч, мне осталось двенадцать тысяч чистой прибыли. Я был спасён! Тогда я невольно повернулся к юго-западу и не мог удержаться от того, чтобы не произнести тихонько, глядя в сторону Франции: «Вот так-то дорогие парижане!»
     Думаю, и мне можно произнести в адрес нашей публики, пропустившей прекрасную и доступную премьеру: «Вот так-то, дорогие петербуржцы!».
А что до финансовых результатов гастролёров с запада, то для сравнения в рамках этого фестиваля выступит с сольным концертом и Дмитрий Хворостовский. Но этому западному гастролёру, прибывшему из суровой Сибири, по-видимому, тоже не дают покоя лавры Берлиоза: интервал цен на билеты в этом же концертном зале от 2200 рублей до 7000 рублей! Не хочет отставать от него и онемечившаяся звезда – Анна Нетребко, концерт которой так же планируется на фестивале.
«Осуждение Фауста» состоялось. Но не осуждают ли его в эпоху рынка за демпинговые цены на билеты?!».
Ещё несколько слов о концертах зала. Снова цитирую дневник.
«Концерт «Золотой век русского романса», который 4 апреля 2008 г. состоялся в новом Концертном зале Мариинского театра, исполнитель Сергей Лейферкус эффектно закончил романсом Сергея Рахманинова « Я не пророк, я не поэт, я божьей милостью певец». Думаю, что эти слова Александра Круглова можно в полной мере отнести и к Сергею Лейферкусу.
Автобус номер 22, как ни странно, проехал путь от здания Думы на Невском до Театральной площади без пробок. Выйдя на улице Декабристов, обратила внимание, что в сторону концертного зала идёт почти демонстрация из лиц так называемого «элегантного» возраста. Любили ленинградцы своего народного артиста, только не помню РСФСР или СССР, солиста всех музыкальных театров от театра Музкомедии, Малого оперного (ныне Михайловского) театра до театра имени Кирова (ныне и в прошлом) Мариинского театра. На площади перед входом в концертный зал уже толпился народ, многие были с букетами. Мне бросилась в глаза группа из шести человек, троих мужчин в возрасте лет 55-60 и трёх женщины, одна их которых в накидке из дымчатой норки держала в руках роскошный букет из лиловых хризантем и таких же лиловых роз. Этот букет был вручён певцу сразу после исполнения первого романса Михаила Глинки .« Я помню чудное мгновенье…». Кстати у Валерия Гергиева не принято, чтобы цветы вручали сами зрители: вы их отдаёте с визитной карточкой или запиской капельдинеру (билетёрше по-русски), а на сцену выходят специальные сотрудники вручать эти цветы. Да, капельдинерам пришлось в этот вечер потрудиться наславу.
          Но вернёмся к концерту. В отличие от вечера романса Василия Герелло ( Ах, Герелло! Какой голос! Какая бесподобная и простая манера держаться на сцене! Какой шарм!), который включил в программу все самые популярные романсы от «Утра туманного» до «Очи чёрные», Сергей Лейферкус остановил свой выбор, естественно, на классике – известных романсах, но в большинстве своём таких, которые вряд ли бы подходили в качестве застольного пения. Он исполнял романсы и произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Мусоргского, Бородина. Романсами последнего открылось второе отделение концерта, где аккомпанемент был усилен виолончелью профессора консерватории, директора Дома музыки, народного артиста России Сергея Ролдугина.
             Гром аплодисментов раздался, когда Сергей Лейферкус исполнил романс на стихи Пушкина «Для берегов отчизны дальней». Да, он выступал уже не как солист наших оперных театров, это был концерт «ведущего артиста Лондонской королевской оперы Ковент-Гарден” Ему сейчас где-то в районе 60 лет, он окончил Ленинградскую консерваторию в 1972 году по классу профессора Ю.А. Барсова, а в 90-е годы уехал из страны. Вот почему в романсе прозвучали ностальгические ноты, придав ему еще более драматическое звучание.
          Прекрасный голос широкого диапазона с красивой характерной окраской и на форте и на пиано, ни намёка на тремоляцию. Мы сновf встретились с любимым баритоном ленинградцев восьмидесятых годов. Высокая культура поведения и утончённая артистичность, блестящая виртуозность. Последними в программе Сергей Лейферкус исполнил романсы Сергея Рахманинова, в том числе и «Христос Воскрес» на слова Дмитрия Мережковского.
             После эффектного окончания он проявил ещё раз уважение к любимой ленинградской публике (молодёжи было процентов30- 40,а остальных можно было назвать ленинградцами), исполнив на бис ещё пять романсов, и в том числе с аккомпанементом Сергея Ролдугина «Уймитесь волнения страсти». Волнения страсти долго не унимались, аплодисменты прерывались выкриками «браво, бис, спасибо». Концертный зал имеет овальную форму. Артист кланялся вперёд, назад, налево и направо. Он был растроган тёплым приёмом соотечественников, долго благодаривших его за доставленное эстетическое удовольствие.
Прекрасный концерт «Певца божьей милостью». Для Мариинского театра слова «премьера» и «аншлаг» – это синонимы. Но, к сожалению, зритель не всегда предчувствует то незабываемое удовольствие, которое ему дарует театр. Я до сих пор поражена малым резонансом, слабым зрительским откликом, который получила опера Дмитрия Шостаковича «Нос» в постановке заслуженного деятеля искусств Юрия Александрова. Она была включена в программу ХVI Международного фестиваля «Звёзды белых ночей» как благотворительный спектакль, –максимальная цена на билеты 200 рублей – первые ряды партера! Остросоциальное звучание повести Н.В. Гоголя! Это не опера в классическом понимании этого слова, а синтетический спектакль, где есть всё – и музыка, и балет, и пантомима, и мистика, где программка спектакля пестрит званиями «заслуженный артист», «лауреат» или «дипломант» международного конкурса… С момента постановки в 2004 году опера исполнялась всего лишь четырнадцатый раз. А в обычно переполненном зале были заняты только места партера. Обидно за наших зрителей. Пропустили такое незабываемое и редкое действо. Ведь действительно репертуар театра столь обширен, что некоторые шедевры оперного искусства можно в лучшем случае увидеть в афише один – максимум два раза в году. А ведь какие постановки! Вагнеровский «Парсифаль», например, где использованы эффекты стереофонического звучания: голос с неба льётся с балкона третьего яруса, а хор, разделившись на три группы, поёт одновременно на сцене и с обеих сторон третьего яруса над сценой. А «Семён Котко» ( по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа»), единственная опера Сергея Прокофьева на революционную тему о гражданской войне?  С 1960 года, с первой постановки её в театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1960 году, она выходила на знаменитую сцену всего лишь 24 раза, один раз в два года (!), в том числе лишь 13 раз с 1999 года, когда Юрий Александров вместе с художником-постановщиком сделали новый спектакль. А ведь это гениальная постановка оперы гениального композитора, в которой соседствуют народный юмор и острая политическая сатира с трагическими сценами, не уступающими, если не превосходящими по глубине накала страстей трагедии далёкого хронологически Шекспира.  Но вернёмся к солистам Мариинского театра, которым теперь предоставлена возможность  почаще радовать слушателей своим талантом.Снова страницы дневника. «Современность в классике». 27 июля 2008 года Заключительный концерт фестиваля "Звёзды белых ночей" - великолепный, огромный по диапазону, баритон Николай  Путилинс ариями и сценами из опер Мусоргского и Чайковского. Не могу не выразить своего восхищения и весьма современно звучащими выбранными для концерта ариями. Напимер ария Шакловитого из оперы "Хованщина" со словами о необходимости спасать РОССИЮ от врагов. Ах, ты в судьбине злосчастная Русь!
Кто же тебя, печальную от беды лихой спасёт?
Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою?   (…)….
Пропала дань татарская, престала власть боярская
А ты печальная страждешь и терпишь. Господи!
Не дай Руси погибнуть от лихих наёмников."
               Я первая из зрителей крикнула певцу "браво!". В сцене в тереме из оперы "Борис Годунов" Путилин продемонстрировал непревзойдённый трагический талант. Кстати, сына Бориса Годунова пел Артём Крутько, молодой артист - контртенор! Это такая редкость в наше время.
         Во втором отделении Н. Путилин спел Мазепу, что то же весьма актуально в наше беспокойное время непростых взаимоотношений с «незалежной» Украиной. Да и тема предательства, увы! не сходит с повестки дня российской истории.А бисировал маэстро арией князя Игоря! "О дайте, дайте мне свободу.... Я Русь от недругов спасу!"
      Блестяще! Мне показалось, что народный артист России сознательно построил программу концерта так, чтобы тему спасения России услышали. Услышат ли? Под аккомпанемент двух арф на бис Николай Путилин спел эпиталаму Гименею. Тоже весьма в духе времени, я бы сказала. Проблемы возрождения семьи и решения демографического кризиса в стране ой! как актуальны. Пожалуй, как никогда ранее!
Достойное завершение ХVI "Звёзды белых ночей" и закрытия 225 сезона Мариинского театра и второго сезона молодого концертного зала. Звёзды посветили ленинградцам и гостям города наславу. И среди них - народный артист России - альфа Мариинского театра Николай Путилин".
     Впрочем, говоря о «звёздах» театра, как не вспомнить и о подвижнической роли многих истинно великих артистов, выходивших на эту знаменитую сцену, приобретших, благодаря ей, всемирную славу. Елена Образцова, одно из первых меццо-сопрано мира, истинная ленинградка - петербурженка, выступавшая на всех сценах самых известных и крупных оперных театров мира организовывает конкурс теноров в Санкт-Петербурге памяти Лучано Паваротти. Заключительный концерт конкурса проходил в Большом зале Академической филармонии. «Памяти Лучано Паваротти. Конкурс теноров».
Елена Васильевна Образцова провела в Санкт- Петербурге конкурс теноров. 72 «мальчишки» (так она назвала конкурсантов при закрытии конкурса) из 8 стран приехали «помянуть» Лучано Паваротти. Конкурс происходил в виде концертов в Малом зале Филармонии – зале Глинки – с 23 по 29 сентября, когда состоялся третий тур и награждение дипломантов и победителей. Проходил он по трём номинациям - драматический, лирический и контртенор, причём в третьем туре конкурсанты должны были показать умение петь дуэты в сопровождении симфонического оркестра. До третьего тура дошли только восемь конкурсантов: шесть из России, в том числе и контртенор Артём Крутько, Гарри Сетьян из Украины с потрясающим голосом и весьма артистичный и Женишек Ысманов из Киргизии. Их партнёршами были преимущественно актрисы нашего Малого оперного театра, ныне театра имени Мусоргского, но были и приглашённые – великолепное по силе и красоте звучания меццо-сопрано – Анна Викторова, лауреат конкурса Марии Калласс и многих других, ныне солистка музыкального театра К.Станиславского и В. Немировича-Данченко. Прекрасный концерт; благодарная ленинградская публика не скупилась на аплодисменты, а жюри – на награды. Пятеро участников третьего тура получили дипломы лауреатов, а трое стали победителями конкурса, так как жюри изменило условия конкурса и присудило три первых премии. Этими счастливцами оказались Алексей Саяпин, Хачатур Бадалян с мягким тенором очень красивого тембра и Алексей Татаринцев. Председателем жюри была зачитана телеграмма Плачидо Доминго с приглашением выступить в будущем году одному из участников на его конкурсе без предварительного прослушивания. Этим счастливцем также оказался Алексей Татаринцев, весьма артистичный молодой человек, получивший ещё и приз зрительских симпатий.
На сцене был установлен портрет Лучано Паваротти, и в заключение жюри и конкурсанты разразились долгими аплодисментами, адресованными ему.
       Дирекция филармонии так же не оставила зрителей без подарка. В 1964 году в Москве в Кремлёвском дворце состоялись первые гастроли Миланского театра Ля Скала. Помимо оперных спектаклей певцы Ля Скала дали несколько концертов, на одном из которых пел и двадцативосьмилетний Лучано Паваротти. В филармонических  архивах нашли запись этого концерта: Лучано исполнил неаполитанскую песню и арию герцога из «Риголетто». Вот эту редкую запись нам и показали. Всё-таки какой тембр голоса, какое мастерство! Зал разразился аплодисментами. И через несколько минут Паваротти снова появился на экране, как будто бы время повернулось вспять, и он вышел на бис поклониться ленинградской публике.
     Пока жюри совещалось, зрителям в фойе был предложен фуршет с шампанским, красным вином фирмы «Шато Тамань» и лёгкой закуской, включая тарталетки с красной икрой. Фонду Елены Образцовой, похоже, спонсоры не отказывют в просьбах. Итак, конкурс закончился. А по традиции должен был состояться концерт членов жюри. Но он был за два дня до закрытия в этом же прекрасном зале. Анонсировалось выступление только Елены Образцовой и Зураба Соткилава с неизменным её концертмейстером Важей Чачава. Это был как бы мастер- класс для участников и публики, поскольку программа концерта предусматривала практически те же номинации – и исполнение неаполитанских песен, и арий из опер, и дуэтов. Ведущий объявил, что по решению жюри программа изменена, но эти изменения коснулись только второго отделения концерта. В первом же, как и анонсировалось, было исполнение трио Чайковского «Памяти Великого артиста», написанного для скрипки, виолончели и фортепиано. Трогающая до глубины души музыка с переходом от трагических высот до мягкого и нежного лиризма была просто блестяще исполнена Антоном Сороковым (скрипка), Сергеем Словачевским ( виолончель) и Игорем Урьяшем (фортепиано). В этом произведении, посвященном Николаю Рубинштейну, Пётр Ильич Чайковский привёл эпизоды из жизни ушедшего композитора, но, как отмечается в музыковедческой литературе, значение его не исчерпывается только этим.  Началась и продолжается традиция исполнения подобных произведений памяти после  написания трио именно Чайковским. Мне кажется, что выбор Трио Чайковского был весьма знаменательным: 6 ноября 2008 года исполняется 115 лет со дня смерти нашего великого соотечественника.
        Второе отделение концерта открыл Зураб Соткилава сценой смерти Отелло из одноимённой оперы Верди. Как только он появился на сцене, началась бурная овация, зрители аплодировали ему несколько минут. От дирекции ему и Важе Чачаве сразу же были преподнесены букеты, которые он положил на рояль. И продолжал петь. После неаполитанской песни к нему ринулись зрители с цветами; он их принял, подошёл к портрету Лучано Паваротти, положил цветы и встал перед ним на колени. Гром аплодисментов; все зрители встали, правда, не на колени. Несколько минут спустя Соткилава не без труда поднялся и покинул сцену. Эффектный финал выступления!
        Под столь же бурную овацию вышла Елена Образцова в чёрном закрытом платье с длинными рукавами буф и воротником стойка, отделанном кружевами. Единственным украшением, кроме традиционного сияния бриллиантов, были крупные чёрные огранённые бусы, то ли из мориона, то ли из гагата, а может быть, и из чёрных опалов. Траурный наряд вполне соответствовал вечеру памяти. Она начала своё выступление арией Принцессы де Буйон итальянского композитора Чилеа, затем вместе с Зурабом Соткилава спела дуэт из оперы Верди «Трубадур» и закончила сценой Кармен и Хозе. На сей раз чёрное платье оживлял ярко-малиновый длинный шёлковый шарф. Но это уже был её третий выход на сцену. А после первого выхода ведущий пригласил члена жюри Никола Мартинуччи, который исполнил, божественно исполнил, арию Канио из оперы «Паяцы» Леонковалло. На сцену вышел невысокий мужчина лет эдак за пятьдесят с невыразительной,  ничем ее привлекательной внешностью. Но когда он запел…! Мощный голос необычайно красивого тембра! А каким артистичным оказался этот невзрачный итальянец! Не только восхищение охватило зал, а просто восторг! Потрясающе! Зал л чуть ли не хором взревел: «браво!».  Он поклонился и покинул сцену.
       Далее ещё один член жюри – Джакомо Арагаль с Анной Викторовой (Какое восхитительное меццо!) спели дуэт Турриду и Сантуцци из оперы «Сельская честь » Масканьи. Это тоже, скажу я вам, было событие. Испанец Арагаль сидел в зале, и когда его пригласили на сцену, он подчёркнуто демонстрировал своё волнение перед этим неожиданным для него приглашением, но пели они великолепно.
        И наконец, на сцену под гром аплодисментов так же из зала вышел ещё один член жюри – невысокий , довольно пожилой худенький мужчина – Луиджи Альва из Перу- и солистка Театра Мусоргского - Вера Чеканова, если я не ошибаюсь. Ведущий объявил, что этот дуэт исполнит всемирно известную «Застольную» из «Травиаты» в сопровождении «хора театра Мусоргского». Да, состав «хора» не мог не вызвать восхищение: Елена Образцова, Анна Викторова, Джакомо Арагаль, Зураб Соткилава! Жюри решило пошутить. Луиджи Альва увы! уже не блистал, но ему активно помогали петь тенора из "хористов».                А в заключение по инициативе Джакомо Арагаля члены жюри запели…, чтобы Вы думали? «Очи чёрные!» Причём Арагаль солировал, обращаясь к Елене Образцовой, которая отделилась от основного состава хора, отойдя к роялю. Члены жюри расшалились. Зрители улыбались, восторженно аплодировали – шутка понравилась. Елена Образцова подняла руку, зал затих, прислушиваясь. «Мы целую неделю уговаривали членов жюри выступить сегодня, - сказала Елена Васильевна. – Они отказывались. Но сегодня я их завела!», - и она заулыбалась.
        Ещё бы не завела! Я думаю, что, увидев и послушав, как горячо встречает ленинградская публика (молодёжь, конечно, тоже была, но превалировали среди зрителей ленинградцы) Елену Образцову и Зураба Соткилаву, уважаемым членам жюри и самим захотелось испить чашу восхищений и восторгов, принять и на себя частичку любви зрителей к певцам. Вот и пели экспромтом, без репетиций. Только Владимира Атлантова, также члена жюри, не было видно, он почему-то не принял участие в этом празднике теноров. Итак, очередной музыкальный конкурс в Санкт-Петербурге закончился. Но впереди, в середине октября очередной конкурс: в Мариинском театре состоится конкурс оперных певцов имени Римского- Корсакова. Середина октября, восхитительный новый концертный зал. Послушаем, заказываю билеты, они уже поступили в продажу. Может быть, будут открытия новых талантов?».
       А какое наслаждение доставляет зрителям народная артистка СССР, бесподобная Ирина Богачёва, проводя раз в два года конкурсы «Три века классического романса», ставшие уже международными, на которых председательствует экс-солист Большого театра, а ныне заокеанский житель Владимир Чернов. Ирина Богачёва, хотя она уже является художественным руководителем Михайловского (бывшего Малого оперного) театра, не забывает и славную сцену Маринки. Там нет равных ей в роли старухи из «Пиковой дамы» Чайковского.
       Но вернёмся в Мариинский театр. С середины мая и до окончания сезона в июле на всех сценах царствует фестиваль «Звёзды белых ночей».  Лучшие спектакли, всемирно известные гастролёры, обязательные премьеры, появление из-за рубежа отечественных звёзд Мариинского театра, традиционный выпуск балетных из Вагановского училища, Валерий Гергиев за режиссёрским пультом. Обязательно в программу фестиваля включает оперы Вагнера, из которых в советское время в театрах шли, как мне кажется, только «Лоэнгрин» и «Летучий голландец». В Мариинском же театре кроме упомянутого выше «Парсифаля» и «Тристана и Изольды» поставлена, причем как всегда великолепно, тетралогия «Кольцо Нибелунга»: четыре оперы, из которых две идут более пяти часов, грандиозные декорации.  Я прослушала их дважды, но наибольшее впечатление, конечно, остаётся от тетралогии, когда слушаешь все оперы одну за другой, не отвлекаясь на другие музыкальные произведения. Этот подарок зрителям был сделан театром в 2009 году, на фестивале, когда четыре вечера подряд великий маэстро дирижировал величайшими произведениями мировой классики.
          А в предыдущий сезон  на одной из опер моей соседкой оказалась девчушка лет двенадцати, которая внимательнейшим образом слушала трудную для детского восприятия музыку Вагнера. Опера заканчивалась около полуночи, девочка была одна, я поинтересовалась, как она будет добираться домой. Она оказалась дочерью одного из музыкантов оркестра и рассказала мне, что её отец был вместе с театром на гастролях в Германии. И там,  в вагнеровские дни, эта тетралогия шла всю ночь, –все оперы, одна за другой. По ходу действия состав певцов меняется, у них есть возможность передохнуть, но маэстро Гергиев дирижировал всю ночь один! Производит впечатление, не правда ли? Можно бесконечно долго ещё рассказывать о сцене Мариинского театра, на которой можно было увидеть две диаметрально противоположные постановки, например, «Летучего голландца». В постановке Большого театра отдана дань моде – жёны моряков ожидают своих мужей в фитнес-клубе, где они, одетые в разноцветные спортивные  костюмы, занимаются на спортивных снарядах, ездят на велосипедах. Забавно? Конечно, забавно. Но какой экспрессией и каким трагизмом звучит художественное оформление спектакля Мариинского театра, когда всю сцену разрезает кровавая молния! И с первой минуты зритель уже предчувствует драму, накал которой возрастает с каждой новой нотой. Театр не боится сравнений, он вне конкуренции. В прошлом сезоне на фестивале была представлена ультрасовременная модернистская французская  постановка «Тристана и Изольды», в которой действие на сцене сопровождалось показом артистов на громадном двухстворчатом экране (других, кстати, артистов), где плескались волны океана, где шло  параллельное действо. Интересно! А в этом году в программе фестиваля увидим постановку  этой же грандиозной оперы уже в сценографии Мариинского театра. Билеты ждут, впечатления тоже.                И, обращаясь к началу, хочу закончить вопросом: «Любите ли вы Мариинский театр так, как люблю его я?»