Магда

Серафима Мельникова
Её звали Магда. Родилась она в западной Белоруссии, где-то в пятидесятых годах. Отец умер, когда ей было два года. Жили вдвоём с матерью, Магда росла спокойной послушной девочкой, одна беда обделил её бог красотой. И не заметить этого было нельзя: бледное лицо с оспинами, тощая, невысокого роста девочка с жидкими, непонятного цвета волосиками никогда не вызывала ни умиления взрослых, ни зависти сверстниц. Но между тем, росла счастливой, и любимой мамой.
Главной достопримечательностью их города была военная часть.

Магде исполнилось восемнадцать и познакомилась она с солдатом, проходившим службу в этой части. Его звали Рамазан, родом из средней Азии, и отслужил уже первый год. Почему он выбрал Магду, не знаю, но только ухаживал по настоящему с цветами и подарками, походами в кино и на танцы. Магда расцвела, и всё ждала, когда наступит тот главный момент, и Рамазан сделает предложение. И он не заставил себя долго ждать. Справили скромную свадьбу, после регистрации, праздничный ужин. Молодой супруг сказал, что родни у него много, приехать все не могут, вот через три месяца закончится срок службы, они поедут к нему домой, и там отпразднуют свадьбу по всем правилам. На том, и порешили.

Когда Рамазан демобилизовался, Магда была уже на третьем месяце беременности. Мама, поплакав, стала собирать дочку в дорогу. Чемоданов получилось много, шутка ли - провожает дочь на другой конец света. Магда тоже волновалась, но внимание и забота Рамазана успокаивали её. Сначала думала о том, что пять суток в пути, это очень долго, но не успела оглянуться вот и их станция.

Выгрузились на перрон, чемоданов много, им одним не унести, Рамазан сказал Магде, чтобы ждала, а пошёл на площадь, искать дядю, который встречает их на машине. Через некоторое время они с дядей вернулись, вот тут-то и начинается самое интересное. Такой внимательный раньше, муж, теперь холодно сказал, о том, что человек, пришедший с ним его дядя, по-русски не говорит, и чтобы Магда брала вещи и шла за ними к машине.  Сами взяли небольшие сумки, оставив ей два тяжелых чемодана, и не оборачиваясь, быстро пошли вперёд. Магде ничего не оставалось, как еле тащиться за ними. Выйдя на полупустую площадь, огляделась и не увидела никакого транспорта кроме арбы с лошадью, возле которой и стоял Рамазан. Подойдя к арбе, услышала, как муж что-то пробурчал, недовольный её медлительностью, но чемоданы все, же сам погрузил на телегу. Когда она спросила о том, где же обещанная машина, ответил: «А эта, чем плоха?» Тут вернулся ещё более недовольный дядя, и они тронулись в путь.

Пока дорога была асфальтовая, можно было терпеть, но когда, они, повернув, съехали с неё, тряска стала не выносимой. Напомню, что Магда была глубоко беременна, и вся эта жара с тряской просто добивали её, но больше всего удивлял Рамазан, совсем, не обращавший на неё никакого внимания. Наконец, после часа пути, взмолилась просьбой остановиться и передохнуть. Ответ на это был не менее удивителен, муж предложил оставшийся путь пройти пешком, поскольку дорога тут одна и упирается прямо в их забор. Магда слезла с арбы, думая, что любимый не оставит её, но ошиблась, телега очень быстро исчезла из вида. Немного поплакав и передохнув, она пошла дальше, что ещё оставалось.

Действительно, совсем измотавшись от жары и усталости, упёрлась в большой глиняный забор. Недалеко стояла та самая арба, но в ней уже никого не было. Тут, не понятно, откуда появились женщины, их было пятеро разного возраста и комплекции, одетые в одинаковые шелковые платья из-под которых виднелись такие же шаровары. Они говорили все сразу, а Магда языка не знала и из вежливости, всем улыбалась. Проводив её в дом, они оставили фрукты, лепёшки, кувшин с водой и ушли.

Магда рухнула на диванчик и заснула. Проснулась среди ночи, рядом никого не было. Умылась водой из кувшина, увидела в углу ведро, дверь в комнату заперта снаружи. Магда очень хотела в туалет, но кроме ведра, других ёмкостей не было и выхода тоже, так ведро превратилось в «удобства». Снова легла на диванчик и стала ждать, ведь должен же Рамазан прийти, но, так, и не дождавшись, заснула.

Не знала она тогда, что эта комната всё, что ждёт её в будущем. Утром опять пришли те же женщины, принесли вещи, она пыталась с ними поговорить, но они даже не реагировали. Жестами показали, где брать воду и куда выносить ведро с помоями. Выход за забор запрещался, вес мир сузился до размеров комнаты. Потянулись дни и месяцы вынужденного заключения и ожидания. Мужа за это время она не видела ни разу. Связи с внешним миром, никакой.

Пришло время рожать, Магда позвала на помощь, молча, пришли те же тётки, она умоляла отвезти её в больницу, но ей объяснили, что все их женщины дома рожают, и она не исключение. Магда то проваливалась в сумрак, то открывала глаза и снова видела те же лица, одна вещь очень удивила её, в этом забытьи они разговаривали с ней по-русски. Промучившись, сутки родила на удивление здорового мальчика. Вся следующая жизнь была посвящена ему, Магда очень боялась, что у неё отнимут ребёнка, но вместе с тем понимала, что пока кормит грудью, у неё есть шанс.

Тем временем её стали выпускать за забор, стирать в комнате пелёнки она не могла, и поэтому разрешили это делать возле колонки. Однажды, подошла пожилая русская женщина, они познакомились, та работала до пенсии учителем в школе этого села. Она-то и рассказала Магде, что Рамазан женился на ней без благословения родителей. Пока он был в армии, сосватали ему местную, богатую невесту, и ждали, чтобы справить свадьбу. Но тот привёз русскую жену, чем вызвал их страшный гнев. Хотя официально многоженство и запрещено, Рамазан всё равно должен жениться на сосватанной невесте и в скором времени эта свадьба состоится, а из Магды сделают батрачку. Сына, как только он подрастёт, отберут. Вот такая участь ждала её.

Что же делать, денег нет, а главное нет паспорта, что бы сбежать. Магда вернулась домой и обнаружила, что сын весь горит, у него была температура, он тяжело дышал и, похоже, терял временами сознание. Подняла тревогу, прибежали тётки, стали отмахиваться, мол, ничего пройдёт, но в такие моменты мать никто не остановит. И она пригрозила, что если их с сыном немедленно не отвезут в больницу, она найдёт управу в райкоме партии. А поскольку свёкор был хоть не большим, но начальником, то очень боялся за своё место и репутацию. Ему ничего не оставалось как, вызвать скорую помощь, отдать паспорт, и отправить ненавистную невестку в больницу.

Тревога была не напрасной, у мальчика диагностировали скарлатину, и если бы она не настояла, то неизвестно, чем бы всё это закончилось. Когда сыну стало легче, все мысли Магды были только о побеге. В один из дней, пришла её проведать та пожилая учительница. Она рассказала, что на следующий день, после того как их увезла скорая, её муж женился, и что гулянье до сих пор продолжается. Но также предупредила, что в больнице за Магдой следят, чтобы не сбежала. Несчастная женщина решила, что другой такой случай, не представится.

Они вместе разработали целый план: к моменту выписки из больницы, учительница купит билеты, и будет ждать на вокзале, а поскольку поезд уходит ночью, была вероятность выбраться незаметно. Так они и поступили. Магда страшно боялась: и когда добрая нянечка, пожалев, выпускала её ночью через чёрный ход, и когда бежала с ребёнком на вокзал, а там пряталась в кустах до самого отправления поезда, и в дороге практически не спала все пять дней.

Поезд остановился на вокзале родного города, она боялась и в это поверить. А когда мама открыла дверь на звонок, то не смогла сдержать крик. Её и без того не очень красивая дочь, стояла грязная, измученная, глаза безумно метались. Только после того, как входная дверь была закрыта на все замки, Магда села на пол прямо в коридоре и позволила себе разрыдаться. Так они сидели на полу и плакали.

Много месяцев прошло пока Магда, не осмелилась выйти из дома, мальчика своего ни на минуту не выпускала из виду. Через некоторое время после побега, пришло письмо от учительницы, она писала, что был страшный скандал, искали всех, кто помог, ей убежать, но, слава богу, всё обошлось. Так же писала, чтобы Магда берегла мальчика, потому что женщина по местным законам не человек, а сын должен жить с отцом, и что его могут выкрасть.

Магда сама подала на развод, хотела, как можно скорее избавиться даже от памяти о случившемся. Рамазан приехал на суд, но перед судом пытался, уговорить, Магду с сыном вернуться. Попытка, конечно, была тщетной. Их развели, ребёнку определили место жительства с матерью, казалось бы, все закончилось, но прошло ещё восемь лет, прежде чем Магда осмелев, начала отпускать сына гулять одного.
Потом ей встретился хороший человек, за которого она вышла замуж, сменила фамилию и место жительства. Но окончательно успокоилась, когда её второй муж решил усыновить мальчика, от Рамазана на это требовалось согласие, и он его, как ни странно, дал.   

Мне тогда было лет пятнадцать, и дело было в Монголии. Однажды, я напросилась пойти с мамой на работу, там-то и увидела Магду, и услышала всю эту историю. При всей её внешней некрасивости, я восхищаюсь этой женщиной, пройти через такие мучения, и не утратить вкус к жизни...
А она мечтала: «Хорошо бы в Африку съездить, очень интересно на крокодилов посмотреть!» И ещё она говорила: «Я счастливая! Когда бог красоту делил, я спала. А когда счастье делить начал, я проснулась!»