Цикл пророчеств

Юрий Желтов
Однажды я рылся в старых черновиках и был шокирован. Случалось я писал посвящение, как правило, близкому мне человеку, строка же, вырвавшись из под контроля, выдавала пренеприятнейшие сюрпризы. В моих стихах звучали мотивы смерти и несчастий. А людям я хотел подарить добрые пожелания. Этим работам не суждено было найти адресата. Я их просто игнорировал, откладывая в кипу производственных издержек. И когда прошло несколько лет, решил их перечитать. Обнаружил, что абсолютно всё сбылось, причём буквально.
Туманов, как и я, предсказал смерть Юрия Федотова, но он обосновал это тем, что ему якобы бог на ухо нашептал. Я же считаю, вернее, убеждаю сам себя в том, что нет дыма без огня и прошлое – лучший пророк для будущего, поэтому мне удалось угадать подобный исход, прочувствовав душу Федотова и случайным образом обрисовав ход наиболее вероятных событий. Разумеется, в предыдущем высказывании я подразумеваю поэтический образ «смерть», как ёмкий троп, а не икону, или способ рисования.
Ещё когда я посвящал людям стихи, я ни в коем случае не думал о том, что сознательно вмешиваюсь в чужую судьбу.
У каждой эпохи есть своё отношение к поэтам: у шестидесятников – принадлежность к эстраде, у серебреного века – политическая острота. Поэты двадцать первого века либо спиваются, либо сходят с ума. Я ни за что не покончу жизнь самоубийством (не дождётесь), прекрасно знаю свою кондицию со спиртным, но сумасшествие… его я опасаюсь больше всего. И когда из Игоря Борисовича потёк щедрый туман предсказаний я раз и навсегда порвал с этим поэтом, сказав следующее: «Если сбудется, перестану ногти стричь, жопу подтирать, бороду брить и стану самым ярым твоим последователем. А пока не сбудется, я тебя всерьёз не воспринимаю», на что он ответил какой-то околесицей про иррационализм. Но иррационализм иррационализмом, а называть имя и фамилию девушки, с которой мне суждено быть (Галина Ишкова), которую я никогда и в глаза-то не видел, это уже расстройство психики.
Я уверен, что роль поэта выше роли пророка, посему считаю что, изложив ниже все стихи, в которых я предсказал будущее, будет правильным все мои черновики сжечь. Кроме того решил дать себе зарок никогда не писать посвящений живым людям.
Что же касается темы пророчеств в более широком аспекте, поведаю о ноше поэта более тяжелой, чем пророческая стезя.
Некий аспид нагадал одной моей знакомой смерть в результате ДТП. Якобы она разобьётся в красной машине, сидя рядом с водителем, после коллективной пьянки. И подобный исход связан с тем, что она перестала верить в бога. Все же предыдущие предсказания этого урода сбывались. А она действительно топтала какие-то буддийские побрякушки, кидая задорные богохульные словечки в адрес модных нынче идолов. Но эта девушка очень славный и слабый человек, и автор этого повествования, не колеблясь, вошел в роль: «Я пророк не хуже этой гниды, т.к. предвидел судьбы многих (изложил ей нижеприведённые примеры). Ты не умрёшь, счастливо дожив до старости. Всё что тебе напредсказывали – глупость только в силу того, что пророчество уже содержит в себе противоречие. Ты же не теряла веру в бога, разумом ты понимаешь, что бог есть. А глумилась ты над религиозным фетишизмом. Этот поступок несерьёзен, не более того. Но как ты можешь не верить в бога, если сама упорядоченность вселенной – доказательство его существования?». Я был более чем убедителен. Но, чтобы ПОДАРИТЬ ЕЙ ВЕРУ, после я сказал страшные слова: «А если вдруг после какой-нибудь пьянки собутыльники подведут тебя к красной машине, садись ТОЛЬКО на переднее кресло!». В этом и есть чудовищная ноша поэта, так как не произнеси я этих слов, всё вышесказанное потеряло бы значение!


Сто Я для Н. Н. Ильиной

Как много людей близких,
противных, или манящих,
неузнанных и великих,
но мало твёрдо стоящих.
Один всё куда-то мчится –
он мимо тебя бегущий.
Седевший его на приступ,
бегущий же неимущий.
Лежачих не бьют из жалости,
а кое*-кого из презрения,
на вечно пустые жалобы
реакцией отторжения.
Стоящие тем помеха,
кому ничего не стоит
убить только ради смеха.
Стоящие гибнут стоя.
Как много людей хороших,
но стОящих очень мало,
их в землю корнями вросших
и плодоносящих малых.
Хороший всегда поможет,
а стоящий всё поймёт.
Стоящий дороже хорошего,
а вовсе не наоборот.
Но есть стоящие на руках
и даже на голове.
Их просто оставили в дураках,
не верьте хвалебной молве.
Вспомните как наши прадеды
стояли за нашу родину,
убитые, или раненые
и отстояли вроде бы.
А есть и вышестоящие,
стоящие в книжных соборах,
порой много денег стОящие,
но стОящие, бесспорно.
За них в противостоянии
вы отдали лучшие годы,
на лучшее достояние,
сквозь пакости и невзгоды.
И сколько ещё предстоит…
Но тех широки деяния,
Кто, стоя, и смерть постиг.
Помянем минутой молчания.
* Мистика! На этом самом месте пришла SMSка от поэта Алексея Невского следующего содержания: «Пусть ангел хранитель помогает тебе, когда твои крылья опускаются вниз. Передай это смс 5 хорошим людям и посмотри, что будет через 4 дня, прерывать нельзя, решает все проблемы, обязательно отошли». Не знаю, что будет через четыре дня, но сейчас, если б я занялся этой глупостью, рублей двадцать бы потерял.
Бывали случаи, что вселенная как бы вступала со мной в диалог. Например, когда я прогуливался по городу с товарищем, мы вели беседу о хороших поступках. А пока мы шли, в тему разговора какой-то дед мелочь рассыпал. Я собрал ему копейки. Затем хромой бабке через дорогу помог перейти. Или вот ещё случай: мы стоим на остановке всё с тем же товарищем и высмеиваем так называемых «мимов» – людей, которые жестами и мимикой пытаются придать себе большую весомость. И тут останавливается иномарка, чтоб по пешеходному переходу пропустить мужичка, но тот вместо того чтобы пройти встал напротив капота и ладонями как бы притормозил машину. Зачем?! Будь я за рулём, нажал бы на газ (шутка).
Вот и в момент работы над набором этого цикла произошло нечто подобное. Поступил сигнал свыше. Значит, чем-то этот труд богу угоден (не льсти себе Лёха).            

Наталья Николаевна замечательный человек, помогавший в становлении многим поэтам. На неё обрушилась целая череда смертей близких. Да и вообще многое в этом стихе сбылось, что раскрывать не хочу, ибо это слишком личные для неё вещи.


Другу на день рождения

Я несметно богат,
я родился богатым,
потому что я брат
не имел только злата.
Я несметно богат,
не имея алмазов,
я твоей дружбе рад,
рад, что ценишь ты разум,
честь превыше монет,
правду выше хвалений.
Пусть сапфиров и нет
у моих стихотрений,
я тебе их дарю
безвозмездно, навечно
к твоему ноябрю – 
семь заветных словечек.
Ты, дружище, богат,
хоть и метишься в князи:
!!!Будь спокоен, Нанзат,
Нет богатств чище грязи!!!

Здесь я угадал безудержную, всепожирающую гонку наживы, которая никак не проявлялась до пересмотра этим человеком многих жизненных ценностей.


Бездарности

Гвоздь не может стать пружиной,
а тебе не стать поэтом.
Довод неопровержимый –
между фаршем и котлетой
вилкой тычешь с ярой фальшью,
в умилении смакуя.
Бородой разжился страшной,
зуб молочный маскируя.
Где же целесообразность?
Нет ни цели, ни решений.
Режет уши несуразность.
Лучше б ты копал траншеи.
Но сидишь как клоп на шее,
ты в поэзию играя,
поднимая панацеей
штанги ада, гири рая.
Я же мышцею сердечной
эти грузы измеряю.
Не завязкой и не действом,
а пожатым урожаем.
Ищешь форму содержанья
и асфальт на бездорожье,
слово словом обижая,
logos погружая в дрожжи.
Бродят буквы. Сам на броде
бродишь, бороду не брея.
Бутербродом зубы сводит,
блудный сын Гипербореи.

И это-то я написал, намереваясь похвалить начинающего поэта. Неплохо – начать с заголовка «бездарности». Но зато я у него предугадал тяжелейший творческий кризис, и земляные работы. 


Клонированный космос
 
          Посвящается Игорю Туманову и его «Монастырю квартирного типа»*

Бог однокомнатной вселенной – 
самый известный собутыльник.
Я его гость-военнопленный,
он как бесплатный подзатыльник.
Я бы чайку хлебнуть не против,
только на кухне нет заварки.
Хоть обыскал все полки вроде,
только нашел кило запарки,
целую бочку обещаний
и коробок земных пороков,
а между этими вещами
мощи святых мышей-пророков.
Что холодильник мне расскажет?
Заинтригован мой желудок.
В нём обнаружил то, что даже
перечислять боюсь прилюдно:
десять кусков земной свободы,
два недоеденных несчастья,
плесень надежды непригодной
и от любви вчерашней части;
также в ведре от смысла жизни
тару каких-то размышлений,
пачку зелёных альтруизмов,
кучу огрызков от сношений.
Тут ксерокопии безумства
вместо обоев стены грызли.
Из самовара слишком густо
вдруг потянуло героизмом.
Не отыскав и хлебной крошки,
понял с чего подохли мышки.
Я поскорее в ручки ножки
и по дорожке, без одышки.
Солнце ушло светить испанцам,
повылезали кровопийцы.
Вечером я «боролся» с пьянством,
чтобы к утру не застрелиться.
*Название книги Игоря Туманова.
Клонированный космос это предчувствие разрыва с Туманишвилли.


Вырвавшись из шумной компании

От вечного огня моей души
согрето сердце в злую непогоду.
Мне весело и скучно. Мне свободно.
И будто промелькнула вспышкой жизнь.
Я грею руки, сидя у костра.
А дождь взбесился просто не на шутку.
И мне уже пора ловить маршрутку,
чтоб к ужину домой не опоздать.
Сидят студенты, пиво пьют, но я
уйду, не извинившись, не прощаясь.
Я умолчу про горе и про счастье,
мои потенциальные друзья.
А без любви я не познаю бед.
Маршрутку жду. Ревную даль стихами.
В маршрутке еду. По стеклу стекает
большая капля, оставляя след.
В душе моей прозрачно и светло.
Душа не призрак – я вас уверяю.
Огонь души пылал черновиками
на кладбище избытка лишних слов.
Но это всё осталось позади,
в студенческой компании весёлой,
в костре золой. А дождь лупил по стёклам,
но стих, когда я этот стих постиг. 
 
Уверен, что черновики ещё преподнесли бы мне несколько сюрпризов (есть сбывшиеся предсказания, о которых я умолчал), но последний стих этого цикла выше пророчеств. Он плод поступка более сильного, чем спекуляция на мистике.  Меня радовала мысль, что я не мог запрограммировать людей на несчастье, поскольку тех стихов им не зачитывал. Темы убеждения и веры отпали, оставив три варианта: либо способность подсознательно чувствовать задатки, либо вмешательство высших сил, либо умение управлять судьбами других. Была мерзкая идея провести опыт – написать реквием по живому человеку, с целью устранения «либо», которую я отбросил. Как всегда придётся начинать с нуля, отказавшись от возможности манипулировать людьми и от раскрытия разгадки фатума мерзким методом.