Праздник, со слезами на глазах

Любовь Козлова
  День Победы, 9 мая, для нашей семьи – святой праздник. В этот день мы решили побывать на родине, в г. Урень Нижегородской области, чтобы поздравить с 65-летием Победы отца моего мужа, Григория Александровича, и его дядю – Максима Александровича, которые ковали общую Победу.
  Мой свёкор, Григорий Александрович, в ряды Советской армии был призван 25 декабря 1941 года. Служил на Дальнем Востоке автоматчиком в стрелковом полку. Всю войну охранял восточные рубежи нашей Родины. В мае 1945 года для него война не закончилась, а вернее, ещё не начиналась. Что такое война, он узнал лишь 8 августа 1945 года, когда Япония начала войну с СССР. С боями дошёл до Пхеньяна. Имеет орден Великой Отечественной войны. Домой вернулся в 1946 году.
  Семнадцатилетним ушёл на войну в ноябре 1943 года и его брат, Максим Александрович. После учебной подготовки попал в Прибалтику, где шли тогда ожесточённые бои. Каждый населённый пункт приходилось занимать с боями. Оказался нижегородец не из робких: пулям не кланялся, да и сметливости, отваги ему было не занимать. В одном из боёв, когда под смертоносным огнём в «цепи» шёл в полный рост в атаку, его тяжело ранили: пуля прошла под грудью, задела кишечник, вышла со стороны спины. После госпиталя через три месяца он был уже на Украинском фронте в составе кавалерийского полка. И снова он бесстрашно участвовал в наступлениях, теперь уже на на боевом коне, снова был ранен, снова госпиталь, снова фронт. Не зря на фронте говорили: кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. В Чехословакии служил в разведке, доставлял в штаб донесения с передовой. За девять дней до Победы получил контузию. Судьбе было, видимо, угодно, чтобы он остался жив. После лечения ловил бандеровцев, а затем получил направление в Азербайджан. Домой вернулся лишь в пятидесятом.
  Через 65 лет победное утро – 9 мая – выдалось солнечным. Рано проснувшись, Григорий Александрович попросил дочь, у которой сейчас живёт, чтобы она помогла приколоть на пиджак, рядом с орденом, юбилейную медаль. Накануне праздника её привёз сын из Семёнова «с оказией». Выходит, местная администрация лишила ветерана войны «торжественности момента» вручения награды, хотя могли и расстараться – в селе всего-то пять ветеранов. Обычно говорят, что нет средств, но это – отговорки! Обычное человеческое внимание намного дороже.
  Удивило, что дядя Максим в этот юбилейный День Победы не захотел надеть свои боевые награды, которые получил на войне. Обижен фронтовик на государство, за которое кровь проливал. Вроде бы и не за что: получает приличную пенсию. Но вот никак понять не может, что за «враг» такой эта оптимизация здравоохранения, на которую сваливают вину за то, что в районной больнице жителей села Семёново сейчас не принимают, а в соседний посёлок Уста нужно ехать с пересадкой, а автобусы ходят туда редко.
  Когда по президентской программе фронтовики стали получать долгожданные квартиры, они с супругой, Евдокией Михайловной, тоже воспряли духом, обрадовались, что на старости лет получат благоустроенное жильё, и жить станет полегче. Однако власти его дом сочли пригодным для проживания. А вот чиновники не подумали, что стар и немощен стал хозяин старенького дома с печным отоплением, баней и удобствами во дворе, что содержать  дом ему уже не по силам, что жена ветерана тяжело больна и муж ухаживает за ней. Обидели ни за что ни про что, как говорится. Вот и не захотел ветеран второй мировой идти на митинг с медалями.
  Больно было слушать его, что они никому не нужны. И родились у меня такие строчки на эту тему:

Был ты молод солдат, кровь в боях проливал,
И за это имеешь награды.
Не гордишься ты ими, подальше убрал,
В День Победы сказал: «Их не надо!»

Когда нужен ты был, позабыл о себе,
Воевал под дождями из стали.
Но последнюю битву, немилой судьбе,
Проиграл: стал не нужным и старым.

Стал не нужен стране, той, которую спас, –
Отработанным стал материалом.
С тебя нечего взять, ты не нужен, как класс!
Скажешь, пенсию сделали мало?

Не о деньгах сейчас я веду разговор,
А вопрос ставлю твёрдо и шире: 
Почему в нашем обществе только лишь вор
Не мечтает о новой квартире?

  Его брат, Григорий Александрович, живёт в квартире с удобствами, но она не его: в крошечную однокомнатную квартиру в Урене привезла его дочь Валентина, а до этого около двух лет он жил в Шахунском районе у другой дочери, Марии, а прописан у сына Николая, где кроме него на небольшой площади живёт многодетная семья. Будет ли и ему жильё по президентской программе, пока неизвестно.
  Погода в День Победы была, как на заказ: светило солнце, цвела черёмуха, а температура воздуха прогрелась до 25 градусов. Приколов к груди георгиевские ленты, поехали в центр села Семеново, к памятнику погибшим землякам, у которого всегда проходят торжества. На ходу отцу «вручили» письма от президента Медведева и архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Братьев-ветеранов поздравила их родственница и соседка Смирнова Евдокия Никитична. Всю жизнь они прожили на одной улице, всю жизнь делили между собой и радости, и горести. Болит душа у ветеранов, что село вымирает, что поля, на которых они трудились в войну и в мирное время, заросли молодыми деревцами, а молодёжь уезжает в поисках работы.
  Ветеранов, а их всего пять человек, усадили на почётные места. Односельчане подарили им весенние цветы – нарциссы и тюльпаны. Церемония прошла торжественно: звучал голос Левитана, была минута молчания, возложение венков к памятнику, тёплые поздравления, выступление самодеятельных артистов, вручение подарков. Не удежавшись, я тоже попросила слово для выступления, прочитала стихотворение «Ветеран», посвящённое моему свёкору, Григорию Александровичу, а всем ветеранам подарила сборник своих стихов. Торжественная часть закончилась импровизированной фотосессией: всем хотелось запечатлеть себя рядом с ветеранами. А вот на «фронтовую кашу» братья идти отказались, так как оба подустали, и надо было ещё съездить на на кладбище почтить память родных. Букет цветов, который подарили  Григорию Александровичу на митинге, он положил на могилу своей супруги, Татьяны Петровны, без которой живёт уже почти семнадцать лет.
  В Урене нас всех ждал праздничный стол, за которым собрались двадцать человек – дети, внуки и правнуки нашего ветерана. Развернули подарки – термос с символикой Победы и настенные часы. Подарочный коньяк был выпит за здоровье главы семейства. В 22 часа на праздничный фейерверк мы любовались с лоджии, а наш отец в это время уже крепко спал.
  Праздник закончился, но он сохранится на многочисленных фотографиях, а впечатления от него вылились в эту заметку и стихи.

Затих огонь войны священной.
Где шли бои, растёт трава.
И только памятью нетленной
Душа жива, душа жива.