5. Эволюция ОИС человека

Виталий Альбертович Иванов
Человек не появился неизвестно откуда. Эволюция его предков была аналогична эволюции других ИС. Но, как и в любом соревновании, находится сильнейший, так и в эволюционном развитии ГИС ОИС предков человека оказалась оптимальной. Предки человека не являлись ни самыми сильными, ни самыми защищенными. Но они обладали наилучшим индивидуальным инструментом для развития ОИС. А именно сочетанием:
1. развитого мозга – носителя ОП;
2. развитого голосового аппарата, пригодного для создания сложного языка и развития ДП;
3. Хорошо развитыми конечностями, пригодными для трудовой деятельности и физическими возможностями, достаточными для значительного воздействия на окружающий мир.

Обладая этими преимуществами, ОИС предков человека развивалась быстрее ОИС других видов. Быстрее других накапливалась информация об окружающем мире, росло число понятий. Для их хранения в ДП и передачи из поколения в поколение требовалось всё большее число определенных сигналов. Постепенно количество информации, располагаемой ОИС, потребовало создание внутри неё организованной системы хранения и передачи информации, которую мы сегодня называем речью. Речь создавалась постепенно и постоянно совершенствовалась.

Относительная слабость предков по сравнению с хищными животными приводила к необходимости коллективных методов охоты и защиты. Отсутствие собственных природных средств нападения и защиты подталкивало к необходимости использования орудий - камней, палок. Постепенно становилось ясно, какие палки и камни удобнее. Их стали искать, сохранять, а затем и пытаться подготавливать. В столкновениях накапливался опыт борьбы за существование и приспособления к окружающей среде, а также этой среды к своей ИИС и ОИС. Этот опыт – информация, обличенная в форму понятий и выражаемая словами, заносилась в ДП ОИС – речь.

С накоплением информации одновременно шел процесс и накопления структурной информации в ОИС. Развитие речи и зачатки трудовой деятельности вели к совершенствованию мозга и приспособлению конечностей к изготовлению орудий труда. Орудия труда появлялись и совершенствовались, как результат развития человека, накопления им опыта (в основном случайного), и служили средством его дальнейшего развития. Ф. Энгельс отмечал, что «труд ... и ... речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превращался в человеческий мозг». [8]

Собственно, человека можно назвать человеком с условного момента его самопротивопоставления себя, своей ОИС всей прочей живой природе на основании существенного накопления понятий и связей между ними (т.е. информации), выходящих за рамки некоторых общих для всего живого понятий и связей. Отличие человека и его ОИС от прочей живой природы наиболее полно выразилось в том, что он не пошел по пути глобального приспособления к окружающей его природе, а стал приспосабливать природу к своим потребностям посредством трудовой деятельности. Практика показала, что труд (у животных - добывание пищи, устройство гнезда, у человека плюс - производство орудий труда) - условие существования, удовлетворения естественных потребностей. Более того он - единственно возможная форма существования и развитая человека, его ОИС.
Труд стал главным условием дальнейшего совершенствования ГИС, в основном исчерпавшей другие пути своего развитая. Труд вел к наиболее быстрому развитию инструмента познания - человека и накоплению информации в ДП ОИС. Труд, говорит Ф. Энгельс, «Первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». [9]

Где грань между бессознательным трудом и сознательным? Долгое время, очевидно и сегодня, в деятельности человека совмещается уже сознательный труд и еще бессознательный. Точно так же, как и бытовое сознание (им люди руководствуются в своей повседневной жизни) совмещается с научным. Процесс перехода от полностью бессознательного к совмещению бессознательного и сознательного и далее к полностью сознательному - весьма постепенный и происходит с развитием самосознания материи, развитием ГИС и ОИС человека, как вершины развития материи.

Сознание свойственно только человеку и появилось в своей первичной, обыденной форме одновременно с рождением речи и началом трудовой деятельности человека. Бытовую форму сознания можно назвать переходной от психики животных к научному сознанию, которое можно понимать как ясное представление своего места и роли в ГИС. А именно: осмысление себя в качестве инструмента самопознания и саморазвития материи. Сознательный труд ставит целью не удовлетворение насущных потребностей (как у животных), а познание и развитие себя и окружающего мира.

Появление сознания связано с накоплением некоторого количества информации о мире и организации ее в систему представлений, дающую достаточно совпадающую картину ИМ и РМ. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». [30]. Это совпадение проявляется, например, в возможности предвидения ситуаций. «Сознание способно создавать образы, опережающие действительность. Оно обладает способностью предвидения» [10]. В результате этого начального совпадения сознание оказывается способным к активному дальнейшему развитию и познанию себя и окружающего мира.
Сознание может целенаправленно:
1. выявлять существующие в объективном мире объекты и связи, обозначать их в понятия и вносить в ИМ;
2. создавать в ИМ новые связи и понятия и переносить их в РМ, выполняя функцию управления его развитием. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». [11]

Формой существования материи является движение. Оно же является и смыслом существования материи. Вне движения нет материи.
Формой существования сознания является познание. Познание - есть движение сознания. Познание - всеобщий атрибут сознания. Познание является сутью и целью сознания, человека, как носителя сознания и как высшего создания материи.
Движение и познание в ГИС проявляются в развитии материи и сознания. Развитие материи - в накоплении структурной информации. Развитие сознания - в накоплении информации.
Очевидно единство и взаимовлияние в развитии материи и сознания.