Глава 8

Йездигерд Сасанид
     Постепенно решались и личные вопросы. Не, жениться я и не думал, к тому же не знал ещё всех здешних формальностей связанных с оформлением семейного союза. Потому специально никого не искал. Достаточно быстро установилась тесная личная связь между мной и Стеллой. Симпатичная такая девушка из прислуги поместья. Здешняя мораль такие связи нисколечко не осуждала. Потому мы ни от кого не прятались.
     Стелла  появилась у нас с первой партией рабов для поселения. Магнат старался покупать рабов парно, чтобы у тех потом не было проблем с образованием семей. В тот раз рабы были римского происхождения, из Африки. После очередного внутреннего конфликта в Вандальском государстве, некоторая часть римлян, в нём участвовавших, была продана в рабство.
     Такие рабы неудобны. Оказавшись в пределах Империи, многие вспомнили о своём происхождении и стали требовать гражданских прав. Формально они были правы. Но реально никто даже и не подумал что-то менять в их положении. Их быстро распродали по дешёвке, многие оказались собственностью магната Кальпурния.
     В этой партии рабов наблюдался существенный перевес женщин над мужчинами. Причём женщины были преимущественно молодыми горожанками. Уж даже и не знаю, зачем их так много Кальпурний купил. На селе от них толку немного, изнеженные слишком. Потому пришлось уже на месте их частично перепродать, обменять. Оставшихся, самых ухоженных и толковых, закрепил на поместье, прислугой.
     Стелле, как одной из самых приличных, поручили следить за чистотой спален. Девушка она весёлая, любила петь песни за работой. Пела хорошо. Так и познакомились. По первости она  присутствовала на моих поздних трапезах, рассказывала разные истории из своей жизни, чисто чтобы мне не скучно было. Инициатива же в деле более тесных связей больше исходила от неё. Я вот как-то стеснялся. Не был я приучен пользоваться хозяйским положением в таких случаях.
     Стелла стала моей личной собственностью очень быстро. Выкупил её по себестоимости. Магнат был не против, даже удивился, зачем я спрашиваю разрешение на такую сделку. Оказывается, в таких случаях, рабынь часто просто дарили. И магнат со временем бы тоже Стеллу мне подарил, но я вот поторопился и выкупил. Она стала моим постоянным спутником во всех ранних моих поездках. Вела моё личное хозяйство, была референтом. И судя по всему, была безумно счастлива своей судьбе. Даже после женитьбы официальной, я её не так сильно отдалил. Была она нянькой моим детям, подспорьем жене.
     Вообще, связь со Стеллой имела множество положительных сторон. Одной из них было доказательство моей сексуальной нормальности. Ты думаешь, гомосексуализм был в римской провинции нормой? Как бы не так. Гомиков открыто презирали и военные и селяне. В Массилии гомы чувствовали себя вольготнее. Однако и там свои пристрастия они стремились не афишировать. В Риме и Равенне всё было скорее с точностью до наоборот.
     Ага, пока не забыл. Расскажу случай. Произошёл он как раз на второй год моей жизни. Гомы, как ты теперь знаешь, старались всячески прятаться. Они были конечно, и наверное немало. Но с виду всё было вполне прилично. Была и ещё одна проблема подобного рода – педофилия. И если гомов просто презирали, то педофилов ненавидели. В столицах да, было нормой когда папа трахает маленькую дочу, брат совращает малолетнюю сестру и наоборот. У нас же за такое крепко били, как минимум. Старались выгонять из посёлков, и временами сдавали мне на суд, когда случаи касались колонов.
     И вот, значит, жил на посёлке колон, грек по происхождению, Евтропий по имени. Женился на девушке Галле. Разумеется, из колонов девушка была, галльского происхождения, что на имени и отразилось. Девушка по сельским меркам просто замечательная, ухоженная, работящая, не сварливая. Жили они значит не тужили. В одной из партии рабов были дети. Их раздали по семьям на усыновление. Досталась этой семье девочка, светловолосая такая. Явно германских кровей.
     В один из дней на поместье заявляется взбудораженная толпа колонов, во главе с Феликсом. Тот приехал верхом, а за лошадью волочили по земле Евтропия. Что такое?! Что случилось?! Оказывается, этого извращенца застукали возле леса арендаторы. Тот трахал свою падчерицу в анальное отверстие. Девчонка маленькая, пять годиков. Орёт, стонет. Ну, арендаторы Евтропия и повязали. Хотели на месте прибить. Но потом вспомнили, что извращенец всё-таки собственность магната. И сволокли нам, для суда и расправы.
     Я всё-таки стремился быть справедливым судьёй. Потому распорядился доставить для допроса девочку, Галлу, и поймавших Евтропия арендаторов. Допрашивал без пристрастия, просто на словах беседовал. С каждым по отдельности, не давая сговориться. Показания арендаторов совпали до мелочей, так не сговоришься. Галла рассказала что знала, но дополнительно поделилась, что были у неё накануне подозрения нехорошие. Девочку осмотрела Стелла и врач поместный, подтвердив факт половой связи.
     Приговор я огласил лично, на следующий день. Евтропий, уже отошедший от побоев, ползал по земле, заламывал руки, просил прощения, утверждал, что его подвигла на преступление нечистая сила. Ага, о нечистой силе. Евтропий оказался христианином. Казнь я решил осуществить через повешение.
     Евтропий попросил пригласить священника, для исповеди. Вообще да, это было его законное право, с которым было принято считаться. Казнь отложили ещё на день. Следующим утром на дворе, перед устроенной виселицей, собрались все причастные. Пришёл и тот самый юродивый, никак не могу вспомнить его имени. Пусть будет просто Архитектором. Всё-таки было в нём что-то человеческое.
     Архитектор исповедовал перед этим Евтропия, а прямо перед казнью осуществил причастие. Честно говоря, заметил я тогда, знаешь, некую брезгливость, с которой Архитектор отнёсся к Евтропию в момент причастия. А может мне показалось просто напросто. Ну, не важно. Важно то, что почти сразу после причастия преступник был повешен.
     Болтался он, заливал землю своими нечистотами. Тут подошёл ко мне Архитектор и попросил выдать ему тело Евтропия. Для похорон. Я сначала смутился, потом решил, что пусть забирает. Нечего тут этому вонючему куску дерьма находиться. Чуть попозже сняли повешенного. Архитектор взвалил его себе на спину и потащил в посёлок христиан.
     Галлу и девочку я перевёл на поместье, ухаживать за огородом. История эта постепенно улеглась. Но была она далеко не последней.
     Приближалось время уборки урожая. Ожидался он неплохой, хотя и меньше чем в прошлом году. Всё-таки попытки мои поднять плодородие почвы внесением лесного перегноя были небесполезны, хотя и не столь эффективны, как хотелось.
     В этот момент снова обозначились враждебные намерения бургундов. Снова они стали собираться для набега. Вот только в этот раз лагерь они организовали с засекой по периметру. Стремительная атака кавалерии была на такой лагерь невозможной. Просто сидеть, и ждать набега было мучительно. Часто тогда мы собирались своим превосходным собранием – Я, Феликс, Виталий, Гай Констанций. Феликса мы ввели в собрание авансом, просто по факту его принадлежности к военной профессии и администрированию. Выходили с различными предложениями на Кассия Агенобарба. Тот таки послал просьбу на проведение упреждающей акции за пределами лимеса. Просьба осталась без ответа, вообще. Такое впечатление, что на неё просто не обратили никакого внимания в Равенне.
     Снова тогда отличился Констанций. Он вел пристальное наблюдение за лагерем. Установил, что вождь, в сопровождении небольшой свиты, часто выезжает на охоту, сильно отдаляясь от лагеря. На этом его и подловили. Свиту перебили, вождя повязали и доставили в бург лимитанов.
     Спустя небольшой промежуток времени, Кассию был доставлен ультиматум бургундов. Они требовали вернуть вождя. В противном случае угрожали напасть и полностью разорить провинцию. Кассий склонялся к принятию ультиматума. Мы на очередном сходе превосходного собрания оценили силы. Пришли к выводу, что настал хороший момент, для показательного разгрома бургундов. Они ещё не знали о наших новых взглядах на борьбу с ними.
     Был подстроен побег вождя и его поимка мною. Я своей волей распорядился его повесить. Кассий был в бешенстве. Но пути назад уже не было. Вызов был брошен. Началась моя первая серьёзная кампания. В самом начале я провёл ревизию наших укреплений. Труды не пропали даром. Поместье было окружено добротной каменной стеной с деревянными вышками, для наблюдения. Вокруг был отрыт ров, дно его, по моему распоряжению, было часто утыкано кольями. С таким расчётом, чтобы затруднить подход к стене с лестницей.
     Посёлок колонов был окружён частоколом и рвом. Колонам было роздано оружие. Старшим, и ответственным за оборону у них был назначен Феликс. Кассий принял таки наше предложение организовать подвижную группу войск из кавалерии. В её состав вошло и моё подразделение. Командующим группой стал начальник кавалерии легиона Нумерий Грациан. На тот момент он показался мне достаточно надёжным.
     В лесах были созданы запасы для подвижной группы войск, намечены места сборов и ночёвок. Перед самым набегом в бурги были эвакуированы материальные ценности и часть населения. Остальные, собрав скот и выданные припасы, двинулись в сторону Массилии, с направлением дальнейшим в сторону либо Италии, либо Нарбонии. Вернуться они должны были после окончания набега, и сразу же приступить к срочной уборке урожая. Отказались от эвакуации лишь христиане. Я лично говорил с Архитектором, убеждал в необходимости хоть где-нибудь спрятаться. Тщетно.
     Главной целью бургундов, в набеге, было моё поместье. Они считали, что я нахожусь именно в нём. Обороной поместья руководил Паулос. В его распоряжении была сотня моих пехотинцев и два десятка стражников. Феликса защищал всего лишь частокол и ров, но в его распоряжении было всё население посёлка, вооружённое по германскому образцу. Я толкнул перед ними речь, перед раздачей оружия. Призвал их стойко, до последней капли крови защищать себя, своих близких. Объяснил, что защищают они не столько мой интерес, сколько свой. И ты знаешь, судя по последующим событиям, они действительно согласились со мной.
     Уже тогда появились мои первые подозрения в отношении начальника кавалерии легиона. Когда, собравшись в лесу, уже в самом начале набега, мы определяли план дальнейших действий, от него, в отношении моих людей, проскочило презрительное – рабская армия. Я тогда парировал это тем, что не важно происхождение, важно желание, наличие духа и воли к победе. Он уклонился от спора, сославшись на то, что время покажет кто из нас прав.
     Бургунды, начав набег, ударили в пустое место. Лимитаны в тот раз не стали устраивать стычки, а без боя, в полном составе, укрылись в бургах. Началось дробление бургундских сил, ведь им требовалось осадить каждую крепость. Первая стычка произошла у посёлка христиан. В ней участвовали конные разведчики Гая Констанция и небольшой, но жутко разъярённый отряд бургундов.
     Началось всё так – в лесах нами были задержаны христиане. Они показали, что небольшие силы бургундов вышли к посёлку христиан и принялись его грабить. Основная масса христиан разбежалась. Архитектор с ближайшими своими товарищами остался. Он хотел словом убедить бургундов в бессмысленности кровопролития. Констанций выдвинулся первым, мы пошли следом. Всё произошло быстро, бургунды были частью перебиты, частью рассеяны. Возле часовни мы нашли порубленный на части труп Архитектора. Наивный он. Говорил я ему, что эти бледномордые твари понимают доброе слово только когда начинаешь им их кишки на их шею наматывать.
     Воспользовавшись заминкой, я осмотрел часовню. Большая, каменная, добротная. Внутри были фрески. Их рисовал сам Архитектор. Красота. Парень мог озолотиться, если бы не связался с этими убогими сектантами. А сейчас его отрубленные умелые руки, и светлая, толковая голова лежали по отдельности.
     Сбежались христиане, начали выть, умываться слезами, причитать всякое. Я тогда им предложил, взявшись за оружие, присоединиться к моим силам и в открытом бою отомстить бургундам за убитого Архитектора. Где там, что ты. Вот толпой напасть на беззащитного иноверца это они молодцы, а по честному перерезать врагов это ни-ни, это же ГРЕХ.
     После проведённой разведки и ещё нескольких успешных стычек, мы убедились, что настало время громить бургундов по частям. Наиболее отборные силы осаждали моё поместье. Находясь совсем близко от сил осаждавших посёлок колонов, они образовывали наиболее опасную группировку. Её и было решено ликвидировать в первую очередь. Сначала предполагался разгром сил осаждавших посёлок колонов. Мы скрытно выдвинулись в этот район. Последующие дни и события я не забуду до конца своей жизни.