Мат - фундамент культуры

Виталий Овчинников
      

               Недавно на телевидении, на канале, созданном для Ксении Собчак, вышла передача посвященная месту и значению  мата в русском языке и  русской культуре.   Был там один господин, составивший словарь матерных выражений русского языка и издавший этот словарь тиражом в 10-ть тысяч экземпляров. Первый вариант этого словаря. А второй вариант  своего словаря он собирается издать тиражом 50 тысяч экземпляров.  По его убежденным словам - время назрело!  А как раз перед этим,  на лекции, я отобрал у своих студентов книжку-словарь по ненормативной  уголовной лексике со звучным названием «Говори!». Посмотрел тираж – сто тысяч экземпляров.  Ого! Сторонники матерных выражений в русском языке явно активизировались в этом году. Чему и свидетельствовала не только передача госпожи  Собчак,  но  и такая же передача господина Швыдкого на телеканале «Культура».
             Почему? Как можно связывать два совершенно несопоставимых явления нашей жизни – мат и культура! Да потому, что есть в нашем обществе некоторые, и очень влиятельные товарищи, которые всерьез считают, что для нормального человеческого общения нашему народу нужно обязательно  знать, причем знать «доскональнейше»,  ненормативную российскую лексику  и ненормативную  тюремную лексику. Русский литературный язык русскому человеку знать не обязательно. Правильный, чистый русский язык приподнимает человека и делает его самого правильным и чистым. А матерный язык  самого человека делает матерным, душевно грязным и дурно пахнущим. Поэтому с точки зрения некоторых наших культурных интеллигентов  без  матерного языка русскому человеку не обойтись!  Практически все из присутствующих на передаче Собчак и Швыдкого,  а большая часть из них являлась женщинами с высшим образованием, занятыми в сфере культуры, всерьез говорили о том, что мат является неотъемлемой составляющей нашей Русской культуры.
                Как ни странно, но таких людей в нашей стране становится все больше и больше, и почему-то все они представляют собой верхние слои нашей нынешней культурной интеллигенции. Обычные люди стыдятся своего мата и считают свою «матершину»  неприличной, непристойной, а вот наша высшая культурная знать считает мат украшательством русского языка, его наиболее колоритной, пикантной  и народно-значимой  частью! Так сказать, его истинно первородной и вытекающей отсюда  «естственно-экзотической» его  составляющей.  То есть, с  точки зрения этих представителей интеллигенции народ сначала научился ругаться матом, а потом уже начал говорить по человечески. Поэтому так много издается книг, перенасыщенных матерным языком. Вот спрашивают недавно на телевидении одну молодую писательницы, (грешен – забыл фамилию!) ставшую лаурятом какой-то избранной литературной премии– много ли матерных выражений  в тексте ее романа? Она отвечает, что процентов 90 текста – это молодежный мат. И я думаю, что ей дали премию не за роман, а за обилие мата в тексте! Точно также вот,  под чью-то диктовку  организуется эксклюзивный молодежный радиоканал, где двое радиоведущих ведут передачи только на матерном языке и получают за свой мат самую высокую зарплату среди  «радиоджеев» страны - что-то порядка тридцати тысяч долларов в месяц!  Видите – кто платит, тот и заказывает музыку! Весь вопрос в том – кто платит и за что?! Ну, а наша школьная молодежь четко улавливает тенденцию к собственному оболвания, ведь так проще! И современные 13-15-летние подростки разговаривают между собой практически на сплошном  матерном языке! И даже не замечают этого!
              Прошлая, дореволюционная Российская интеллигенция  была  в этом отношении конечно же очень отсталой и чересчур уж  консервативной.  Она, эта старая русская интеллигенция, всерьез считала употребление матерных или, так называемых, нецензурных выражений недостойной и оскорбительной для культурного интеллигентного человека.  Даже нынешний венец пушкинской поэзии, его самую, по мнению современной интеллигенции, значимую  и самую мощную вершину Пушкинской поэзии, его нецензурную  «Гаврилиаду»,  та, старая Русская интеллигенция, почему-то считала оскорбительной и недостойной таланта Пушкина, в чем конечно же глубоко ошибалась.   Ну, а у Советской интеллигенции отношение к мату было публично отрицательное. Ибо нас так учили и нас так воспитывали. Я не говорю сейчас о том, что в Советское время матерно не ругались! Ругались, да еще как! Но делали это вынужденно и всегда  с ощущение того, что ты делаешь все-таки постыдные вещи!  На работе, на оперативках у Генерального директора  мат бывал обязательной составляющей директорской речи, если шел разнос какого либо руководителя. Другого, более действенного способа унизить и смешать с грязью провинившегося подчиненного у директора просто не существовало! Здесь нужен был только мат, причем, мат - отборнейший! И директор, опытный практик- производственник, естественно, не мог им не владеть!  Это - аксиома Совестский производственных отношений!
              Однажды я в ранге начальника отдела по проектирования нового цеха на нашем заводе вместе с  нашим Главным инженером, а также начальником Главка нашего «Министерства», директора института «Гипротяжмаш» и Главного инженера проекта нового цеха были на приеме у Министра тяжелого Машиностроения товарища Силаева Ивана Степановича. Это было где-то в конце 80-х годов, когда еще ни что не предвещало предстоящего распада страны.
             Назначено нам было на два часа дня. Мы пришли в приемную Министра, которая была в одной из высоток на Калининском проспекте, без пяти два. Приемная Министра была большой прямоугольной комнатой, в которой стояло три стола с сидящими  за ними  хорошо одетыми молодыми людьми. Один из них поднялся и подошел к нам. Узнав, кто  мы и по какому вопросу, он подвел нас к диванчикам, стоящим вдоль стены и попросил  подождать, так как Министр сейчас  еще занят – у него  совещание. Мы сели на диванчики. В  приемной было тихо. И в этой тишине был отчетливо слышен  крик за стеной, где сидел Министр. Да, действительно, Министр проводил совещание. Да так проводил, что отзвуки от него проходили даже через стену.
               Скоро совещание закончилось, дверь кабинета открылась и  из помещения начали выходить люди. Кто хмурый, кто довольный, кто улыбающийся, а кто и смеющийся. То есть, обычное, ничего особенного не представляющее деловое совещание у Министра. Вскоре зашли в кабинет и мы. И я обратил внимание на то, что дверь в кабинет была двойная. А между дверями размещался тамбур глубиной примерно с полметра. Так с какой  же силой надо было кричать на собравшихся в кабинете, чтобы крик проходил даже сквозь тамбур? Ну,  что ж, все советские руководители умели кричать, умели  оскорблять и унижать своих подчиненных, умели их психологически ломать, чтобы заставить   делать именно то, что начальство считало на данный момент самым важным или необходимым. Делать несмотря ни на что, порой даже вопреки здравому смыслу и всем законам на свете, вместе взятым. На этом и зиждился принцип авторитарного руководства страной.
           А отсюда вывод – для чего применяется мат в общении между людьми?  В чем смысл его применения? И почему наш, русский мат считается самым оскорбительным в мире? В основе русского мата лежит сексуальная составляющая. Либо мужская, либо женская. Причем, обязательно насильственная, обязательно грубая, оскорбительная и унизительная составляющая матерного выражения. Главная задача мата – психологически сломать, оскорбить и унизить своего оппонента, своего противника и за счет этого возвысится над ним. Когда-то, еще в период матриархата, когда у одной женщины было много сексуальных партнеров и одна женщина могла рожать детей от многих мужчин, известное матерное выражение:  « Ё…  твою мать!» имело значение приветствия между двумя встретившимися мужчинами, которое первым произносит более слабый мужчина.   Мол, не тронь  меня,  ведь я «имел» твою мать и потому  могу быть твоим отцом. Ты позаботься обо мне! Ведь мы с тобой имеем общие корни!  В последствии, после внедрения в жизнь патриархата и возникновения мужского приоритета  на половую жизнь женщины, это дружеское мужское приветствие приобрело оскорбительно-унизительный  характер и стало матерным. А отсюда уже пошло, поехало и именно отсюда появились затем все наши остальные матерные ругательства.
               Так для чего определенная часть нашей интеллигенции так активно пропагандирует внедрение мата в нашу современную жизнь. И не только в бытовую и деловую, но и в литературную. И почему эти их усилия так активно поддерживаются частью нашего издательского бизнеса? Ну, ладно, все в нашей стране знают, какой  рьяной «матершинницей» является в своей среде госпожа Пугачева или же та же Собчак, я уж не говорю о Киркорове, Агутине или Буйнове! Господи! Да делайте вы у себя дома, в своей среде, что хотите и как хотите! Если уровень вашей внутренней культуры вам позволяет разговаривать с вашими друзьями, с вашими домашними и вашими близкими с помощью мата – да на здоровье!  Мне плевать на это!  Когда сразу из грязи в князи, то грязь не смоешь уже ничем! Потому что эта грязь  в генах! И нужно не одно поколение, чтобы эту природную грязь вытравить со своей души! И никакие справки о своем графстве или дворянстве здесь не помогут! Хоть обложитесь ими! А истинно духовную аристократию не уничтожишь ничем, даже физической смертью!
                Я вот сам из Сибири. Из Иркутска, города ссыльных и репрессированных. Правда, мои родители не попали под этот большевистский «Молох». Так вот, в Сибири с большим уважениям относились в то время к жертвам Сталинских репрессий. Основная их масса несла в Сибирские просторы образцы высокой  культуры и высокой духовности. А об одной «женщине-арестанке»  легенды ходили. Была она какой-то княгиней из высшего света, близкого к Императрице. В двадцатые годы она сидела в Соловках. А в тридцатые ее привезли в Александровский централ, что под Иркутском, памятное тюремно историческое место, где в свое время  сидели декабристы. Так вот, ее посадили в большую камеру для уголовников, где размещалось человек тридцать заключенных. Уголовники, естественно, определили ей место около параши, и всячески над ней измывались. Указание такое было от руководства централа – сломать они ее хотели. А княгиня не признавала мат и блатной жаргон и говорила только на чистом русском литературном языке. И вела она себя со всеми сидящими в камере очень ровно, с большим чувством собственного достоинства и достоинства окружающих людей.  Я не буду рассказывать всей перипетии этой потрясающей истории. Это сюжет для большого психологического романа. Я расскажу только финал. Через несколько месяцев этой психологической войны между пожилой княгиней и старостой камеры вместе с его блатной верхушкой, произошло общее собрание заключенных камеры, где все  проголосовали за смену старосты и выбрали старостой княгиню. Дальше больше! Заключенные проголосовали за отказ от мата и блатного жаргона. А  по вечерам стали устраивать чтение художественных книг.  Книги брали из тюремной библиотеки по рекомендациям княгини.  Авторитет княгини в централе стал настолько высоким, что руководство централа испугалось и обратилось за советом в Москву. Из Москвы пришел приказ – отправить ее на лесоповал. Во время перегона она простудилась и умерла. Где – не знает никто! Но память о ней осталась в народных легендах, которые ходят  по Сибири уже много десятилетий.
                Так что, хотите вы того или нет, но мат – это признак грязи человеческих отношений, признак их активного бескультурья. Именно активного, постоянно и настойчиво навязываемого. И люди, использующие мат  в своей речи – это мелкие людишки с грязной душонкой и кучей психологических комплексов неполноценности, старающиеся замарать отходами своих  душевных гнойников, как можно больше людей вокруг,  чтобы сравнять и уравнять их всех  с самими  собой. Тогда они начинают чувствовать себя выше других и становятся  хоть на мгновение, но все же  счастливы! Они своего достигли!