Веселое время

Федор Головин
    Что может быть лучше беззаботной детской поры?  Детские воспоминания мы несем через всю свою жизнь, приятны они или горьки, но это наше вступление в жизнь - наша память о теплых семейных отношениях или холодном детском доме…

    Мои лучшие воспоминания связаны с домом моего деда – отца мамы, в котором родился и жил в те годы, пока отец был на фронте. После войны, когда я стал «нянькой» для сестер и братьев,  в доме деда приходилось бывать лишь в счастливые дни «отпуска», так как мы уже жили в другом селе, за краем горизонта, где небо было мрачнее и ниже.

    Высокое же ясное голубое небо было у деда в деревне с ее звонкими борами, пахнущими земляникой, где под тонкой подошвой обуток хрустят ядреные грузди. Гора. Река. Свобода! Запахи детства.

    Набегавшись за дань с друзьями по окрестностям, усталый, падаешь на развернутую по чистому полу мягкую войлочную кошму и удаляешься в негу сна.

    Просыпаюсь под шуршание тараканов в шестке, тихую поступь бабушки Овдотьи – так в наших краях называют Евдокию. Дед с тонким окровавленным ножом стоит на коленях у моего края постели, охраняя покой любимого внука от нашествия клопов из-под порога пустующей горницы. Этим же «клоповным» ножом» женщины будут «искаться» - перебирать волосы друг у дружки в поисках вшей, в случае удачи, придавив их ногтем к ножу – слышен победный щелчок.

    «Веселые» твари: вши, клопы и тараканы не давали спокойного отдыха – шла постоянная война на истребление, но их меньше не становилось.

    Мирного сосуществования не было, но люди приспосабливались. На тараканах даже гадали. Рассказывала мама:

    - В нашем доме всегда было чисто, а тараканов я сама развела, не думала, что их столь расплодится. От отца с фронта писем более сами месяцев не было. Меня  и научили гадать на тараканах, сказали: «принеси домой трех штук и отпусти на пол, если к окну побегут, значит – домой вернется, а если к порогу – жди беды, похоронка будет». Вот, я и пошла по соседям, искать тараканов. Нашла, принесла домой и отпустила, они дружно побежали в сторону окна. Я их пожалела, не стала убивать, раз они хорошую вись (весть) дали. Гадание сбылось, отец живым вернулся. Маршунька гадала дак у ней эти твари к порогу бежали… Фенко так и не вернулся, о том я тебе уже говорила, что в документальном киножурнале видела, как он винтовку чистит, недалеко от того кордона он и погиб…

    Босоногое детство, взрослые горести – «веселое» время, это наше время.