Лягушка

Анатолий Ведник
«Не было у бабы хлопот,  так купила  поросенка»- (народная мудрость.)

Все началось с того, что однажды, давным-давно, пообещал своему старшему отпрыску, в случае  завершения школы с медалью и поступления в ВУЗ, приобрести ему автомобиль. Ну сказал да и сказал… Ему тогда лет–то всего двенадцать было, что ли?.. Да и по тем заработкам северным нашим сдержать данное слово  особой проблемы не составляло.
Но времечко-то бежит. Все меняется. Высшее образование платным стало почему-то, а зарабатывать стали в десять раз меньше, не взирая на то, что работаем не хуже и на том же крайнем Севере....
Ну, медаль не медаль, а школу закончил нормально и поступил-таки в престижный университет, да еще, вдобавок, «на бюджет».  Ну, а как только поступил, так и напомнил отцу об обещании.
Закалка старая, геологическая, северная. За словом научили следить в свое время очень даже, я вам скажу, серьезно.  Затянул поясок потуже, да с Божьей помощью (сам не поняв толком, как), но что-то там накопил. Сумму называть не буду, чтобы людей не смешить, но по белорусским меркам это, как бы, и солидно вышло. Там у них какие-то с «растаможками» особенности своеобразные. Тачка подержанная обходится белорусу  почти в два раза дешевле, чем россиянину. Во как! 
Ну вот... В силу этих обстоятельств вышло, что вроде бы,  послал я  ему  средства на приличный автомобиль. Это он так сам лично мне сказал, а вернее, написал. Ну на приличный, так на приличный. Вообще-то давно пора было уже иметь свои колеса. А то, и вправду,  стыд-срам!  Двадцать пять лет в семидесятых широтах …………морозил, а как в отпуск приедешь, так и побираешься, кто бы, куда бы, за чем-то отвез.  Ну ладно, не о том речь сейчас…
Через какое-то время сообщает сынок, что купили «Фиат». Понятное дело, что с рук, подержанный и по деньгам. Но, главное, что в хорошем состоянии. Ну, а насчет марки так мне вообще было - «по боку мороз».  Лишь бы возила.   «Фиат»,  так «Фиат»…
Пришло долгожданное лето. Лечу в отпуск. Неделя у подруги в Москве. Лет двадцать «с хвостиком» не виделись. По этому случаю она даже  взяла в своей фирме краткосрочный отпуск. Начались посещения друзей и однокашников с неотъемлемыми выездами на природу.  Задушевные встречи.  Настроение прекрасное. Но таковым оно было недолго.
Как-то вечером  позвонил в благословенную Беларусь с целью узнать, как продвигается сдача сессии. И вот получаю по телефону первую «приятную» новость.  Старшенький, «чтоб ему пусто было», последний экзамен в «универе» завалил. Именно тогда внутренний голос мне и шепнул: «А не купил ли ты себе проблему на весь остаток сознательной жизни?..». Поздновато что-то он  подсказывать взялся, засранец! Надо ж было, наверное, до того…
В связи с вышесказанным, запланированные дела и встречи в Москве пришлось отложить до осени, а точнее,  на конец отпуска. Ну какой, простите, полноценный отдых с таким «гвоздем» в башке?.. Благо, с билетами в западном направлении проблем не было. Не сезон.
 Проводила подруга  с Белорусского вокзала честь по чести. Пожелала доброго пути и чтобы не «изнахратился» там за лето до полного изнеможения. так сказать…
Ну, правильно… Вырываешься в эти центральные районы раз в два года из глуши своей седой… Подобен псу, с цепи сорвавшемуся, честное слово… Иначе и не скажешь, пожалуй…
Дорога как-то успокоила  относительно. Ну, во-первых, попутчики добрые попались. Тема для разговора нашлась. А за беседой хорошей, как известно, время в дороге быстрее летит. Да и ночь выдалась нормальная, на удивление. Не душная и не холодная. Монотонный стук колес и покачивание вагона убаюкали даже. В кои веки проспал до утра на своей верхней полке. Теперь же между Белоруссией и Россией  на границе не будят среди ночи, не трясут и не проверяют. Вот потому вышло все по-человечески.
Прекрасное июньское утро. Десять часов. Точно по расписанию, почти минута в минуту, поезд медленно подходит к конечному пункту назначения - красивому пограничному областному центру. Показался великолепно отстроенный по последнему слову техники и, как это модно сейчас говорить, по европейским стандартам –вокзальный комплекс.
Уже вижу через окошко всех своих троих архаровцев, племянницу и кума. Ну, думаю,  двумя «тачками» встречают… Ага… Сейчас…
В общем, уже прямо на вокзале выяснилось, что завалил сынок мой не только экзамен в ВУЗе, но и экзамен на водительские права. Потому вот едем на кумовом «Рено».
Честное слово! Было желание в отпуске отучить себя от вредной привычки применять в определенных жизненных ситуациях матерные выражения. На этот раз не вышло почему-то…  И потом тоже не вышло…
Первые три дня было не до машины, понятное дело. Потом еще неделю сдавали экзамен, «заваленный» в университете,  и пересдавали  экзамен «на права». Когда это все дело утрясли, поехали на стоянку смотреть приобретение, так сказать.
 Подвели меня к приземистому серебристому созданию. Разглядев его со всех сторон, подумал: «Царевна лягушка с точностью до наоборот». Наверное, я подумал-таки, вслух. Потому что имя это прилипло к  средству передвижения оному раз и навсегда. Почему же я так «подумал»?...
Представьте себе. Восемьдесят какой-то там год выпуска. Краска в некоторых местах явно облезла. Все «лейбочки», обозначающие принадлежность данного субъекта  к определенному сословию машин, – отсутствуют.  Стоит это бедное чудо на спущенных колесах, накренившись - как инвалид. Аж жалко смотреть! Но и это ж еще не все. Начали открывать бак, чтобы залить бензин. А замок не хочет открываться ни в какую! Уже и так и сяк. Как будто ключ неродной, и все тут!
 Смотрел я на мучения отпрыска, смотрел.., а потом не выдержал да как «пригладил» эту крышку, кулаком сверху по привычке! Ну не то чтобы уж совсем, а так… слегка. И вы знаете, - помогло! Хоть и итальянская техника, а ты ж смотри… - понимает русский язык.
Залили бензин, привезенный с собой в канистре. Начали заводить. И тут уже выяснилось, что замок зажигания тоже не хочет работать, как положено, а если и срабатывает, то,  в лучшем случае, на десятый раз. Диалог:
- Сынку, а если где-нибудь на перекрестке заглохнет двигатель?
- Не заглохнет, батя.
-Ну как это не заглохнет……………………?. Да на дороге что хочешь может случиться!
- Я отремонтирую.
-Так сначала надо было отремонтировать, а потом уже пытаться ездить. И себя угробишь, и технику,  да еще людям посторонним беды наделаешь………………..!
Ну как бы там ни было, изрядно понервничав и намучившись, все-таки это средство передвижения завели А когда завели, то даже человек, страдающий сильным насморком, сразу бы учуял острый запах выхлопных газов в салоне:
-А это еще что?
-Да где-то «глушак» не совсем герметичный.
-Так, а куда ты смотрел, когда покупал? Ты же мне написал, что приличный автомобиль……………….  Да он, похоже, даже сам себя не в состоянии везти……………...!
Сбылись-таки  мои предчувствия. С этого самого момента началась эпопея по приведению в божеский вид «Фиата Типо», с кузовом класса «хач-бек», будь он неладен. Понавыдумывают же названий……………! Благо, город пограничный. На рынке есть все и для всего и даже, скажем так,  относительно недорого.  Несколько успокоил тот факт, что  негерметичным оказался только средний резонатор, а не «штаны» или еще что-нибудь посерьезнее. Заменили. По ходу этого ремонта  заменили замок зажигания  и еще очень много чего. Но по мелочам. Движок, кузов, ходовая - действительно были в нормальном состоянии. Не изнахрачены, так сказать. Начали ездить.
Все более менее нормально, но вот движок работает как-то не так. Вроде бы,  и  хорошо на первую пробу, но какие-то ненормальности прослушиваются постоянно.
 Устроили консилиум специалистов-любителей - владельцев иномарок. Кум, прислушавшись и присмотревшись, посоветовал сменить все свечи да и провода высоковольтные в придачу тоже.  Такое же мнение высказали и остальные присутствующие. Ну что ж: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Поехали на рынок.
Подходим к соответствующей палатке. Объясняем хозяину, что нужно и для какого типа машины. У этих ребят, оказывается, имеются здоровенные талмуды, где все прописано от «А» до «Я». Только назвали модель и год выпуска, он сразу же подал нам две коробки со свечами и с проводами. При том, я вам скажу, - не липа какая-то китайская, а все честь по чести. Пошли менять. Свечи встали как родные, без проблем. А вот провода не подходят по длине и все тут! Уже и так их прилаживали и местами меняли. Ни в какую!  Идем опять к этому товарищу и говорим: «Так, мол, и так». Он подозрительно посмотрел на нас и спросил: «Ребята, а ваш «Типо», случайно, не с инжекторным движком?».
 Я смотрю на сынка  вопросительным взглядом. Он на меня  недоумевающим… При посторонних я, конечно, сдержался...  Пока сдержался…  Дает нам этот парень комплект проводов для инжекторного двигателя. Идем, ставим - в самый раз.  А вот тут  уже моя сдержанность прошла почему-то...  Я, конечно, для начала осмотрелся вокруг, чтобы не оскорблять ни в чем не повинных людей, а тем паче женщин своими высказываниями философского характера, а потом уже начал беседу:
-Ну,  ты! Клоун!..  Хотя бы  это можно было спросить у хозяина машины?! Ты куда вообще смотрел ………………, когда это чудо покупал …………….. , а?! Или глазки так загорелись, что, окромя руля, больше ничего видеть не могли?..
-Так нам же, батя, хозяйка продавала.
-А хозяин где делся!?
-Так он же умер давно…
-Еще лучше …………….
Оправдался, называется... Успокоил отца. У меня вообще весь настрой творческий куда-то улетучился,  как запах хренового одеколона. Не то, чтобы я суеверный особо, но тем не менее…  Я к народным мудростям и приметам отношусь с определенным уважением и небезосновательно, надо сказать..
Ну ладно... Прошло, как говорится, и это. Да… Бросишь тут с вами курить… Поставили все на место, завели, поехали …
Как бы то ни было, а головой за рулем думать хоть иногда все-таки, наверное, надо, господа… 
Да ты же ………………. только что поменял свечи и высоковольтные провода!.. Ну, наверное же, движок по-другому работать будет?!.. Или как?!.. Проверь на малых оборотах, на небольшой скорости что ли… . Ага! Сейчас!  Мы же всезнайки и «всеумейки»!  Только в результате почему-то вот всякие казусы получаются! Благо, если без жертв.
Выходим с рыночной автомобильной толкучки на трассу, ведущую в город. Хорошо, что дело к вечеру было и на дороге техники «не густо». Только встали в ряд, пацан сразу же с привычной нагрузкой надавил на акселератор своей лапой сорок пятого калибра.  Этот «Фиат» чуть только на дыбы  и не встал.  Колеса так провернулись, что  дым пошел. Меня вжало в кресло, как космонавта на старте. Это, как понимаете, уже был перебор…
Пришлось забыть о том, что уже двадцать почти и что  студент третьего курса. Подзатыльник «выписал» на этот раз смачный, как в незапамятные дни детства шалого.
Даже не обиделся, правда. Наоборот, морда такая счастливая была…  Еще бы! Тачка преобразилась в плане хода основательно.   Мое мнение об этом чуде техники тоже изменилось в положительную сторону. На два дня. Пока мои архаровцы опять не задумали батьку «раскрутить». И, надо сказать, сделали это успешно, аккуратно и хитро.
Еще до отпуска я  разрешил им приобрести  новую суперсовременную цифровую магнитолу. Разумеется, из моей же заначки, которая там у кума была. Понятное дело, что эта магнитола работала со старыми 80-х годов динамиками - «десятками» так, что срамно слушать было. Она ведь под  другую акустику делалась, наверное…
Как уже упоминал, дня через два после того как машину до ума довели, начинают хлопчики мои издалека,  вежливо очень и с почтением офигенным,  разговор. Что, дескать, пацан, который им эту магнитолу подогнал и устанавливал,  может и акустику недорого установить. Но вот у них немного не хватает, понимаешь ли... Поглядел я на них, поглядел, себя в эту пору вспомнил, подумал и сказал: «Везите к этому вашему пацану».  Покатили.
Паренек действительно оказался профессионалом. И по порядку в мастерской, и по инструментам, и по тому, как работает, сразу было видно, что и руки растут откуда надо, и голова на месте. Начали разговор. Но, оказалось, что не все так просто с установкой этой акустики В силу ранее названных качеств мастера, существовала очередь и не простая, а на неделю вперед. Но  тут уже у меня начало пальцы крутить. Произошел между ним и мной следующий разговор:

- Сколько стоит установка и когда сможешь сделать?..
- Столько, мол и сколько и через недельку.
- А если вот столько сверху  и сегодня?..
- Договорились.

По его же записке поехали в магазин за «овалами». Это теперь так называются акустические системы, устанавливаемые внутри автомобиля. Ставят куда угодно. Кто в двери, кто  в багажник. В общем, кому куда вздумается. Лишь бы гремело. Так и это ж еще не все. Субвуфера еще устанавливают на полбагажника. Сумку поставить некуда, честное слово! А «дубасит» так низкими частотами, что аж обшивка отслаивается.
Прибыли мы в этот магазин. Заходим. Солидное заведение. Что хочешь. Только плати. Естественно, завожу разговор с хозяином. Спрашиваю: «Что можете предложить на такую машину и чтобы звучало по-человечески?».
 Понятное дело,  сразу предложили разные варианты и именно по ценам. Там это главное. Люди, в целом, небогато живут.
Я ему опять повторяю: «Меня цена не интересует. Главное, чтобы надежно и звучало».  Когда хозяин магазина объявил стоимость предлагаемой продукции,  у моих мальчиков и  ушки опустись, а я  с удивлением спросил:
-А что у вас бабок нет разве?. Вы же говорили, что только малость не хватает…
-Ну мы же думали, что вот эти вот, недорогие…
 Добившись желаемого результата, я с чувством глубокого удовлетворения, скрывать нечего,  сказал продавцу:
-Ладно… Упаковывайте.
 Когда уже выходили из магазина,  вспомнил про эти десятки, которые на панели стоят. Про срамоту эту, проволочками подвязанную. Говорю старшему:

- А что? Это позорище на прищепках менять не будешь?».
- Да мы, батя, потом. Главное, овалы взяли.
- Ни хрена подобного!  Я с тобой в городе и  на пляже позориться не буду с этими вот…
Вернулись в магазин за десятками. А там, как на грех, опять у них недорогих не оказалось. Короче говоря, раскрутили на пару сотен зеленых, как пить дать. Ну… Сказавший «А», должен сказать и «Б».  Саму работу договорились сделать поздно вечером. У паренька этого какой-то срочный заказ на день уже был. Возвращались в час ночи. Пришлось ехать через центр. Там в это время, понятное дело, определенное скопление молодежи.
Открыли все окна  и «врубили на полную». Уж на что мои уши, привыкшие к мощному звуку в силу специфики работы, но я вам скажу…
Зато какие «фейсы» довольные были у моих мальчиков. Глазенки горят. Знакомые девки машут. Кричат что-то…
  А….. Можно подумать, мы не такими были. Да покруче, пожалуй, чего уж там  греха таить. Победнее – это однозначно. А в остальном - я вас умоляю…
Чтобы было понятно читателю, что нынче за музыкальные системы ставит молодежь в свои  машины, опишу следующее.
Звоню по сотовому и отдаю команду, чтобы отвезли меня на пляж.  Сам выхожу на балкон. Сначала слышу музыку. Низы давят, аж листья шатаются.. Потом уже машина из-под деревьев появляется. Вот так, примерно…
Следующий подарочек преподнесли сынки уже буквально на второй день.
Едем на озеро. Сворачиваем с главной трассы на лесную второстепенную дорогу. Стоит знак ограничения скорости. Тридцать километров в час. Смотрю на спидометр. Сорок с копейками. Отпрыск, поймав мой взгляд, заявляет: «Да тут их почти никогда не бывает».   «Ну-ну…». Только проговорил, а вот и ребята с ярко салатными нарукавниками  и с этим самым пистолетом.  Подходит лейтенант и с улыбкой вежливо показывает нам нашу же скорость. Один в один.   Приехали. Личико-то у сынка покраснело. Совесть, видать, не до конца еще потерял, и то слава Богу. Недолго, правда, общались они с блюстителем дорог.  Идет,  «зубы сушит»…
-Отчего так весел, парень? - Ответ - супер! 
-А я им сказал, что батек с Севера вот приехал. Давно не виделись. Разговорились по дороге, да и прозевал скорость на спидометре. А права только получил, опыта еще мало, мол…  Даже не оштрафовал.

-Вот теперь я спокойно поеду обратно, сынок.
-Почему, батя?
-А потому, что стопроцентно убежден, что в этой жизни ты не пропадешь, хлопче, однозначно…

Потом была Украина и еще много чего. Но возвращался в Москву и далее на Север  из Беларуси. Провожали на вокзал не так как встречали, безусловно. Все трое и на своей «Лягушке». Озвученной, отремонтированной, обкатанной,  со всеми лейбами, и даже с новым импортным набором ключей. Во как. На прощанье я сказал старшему:
    -Запомни! Я купил тебе не …………….возку, а рабочую лошадь. Понял?! Пора, парень, научиться хотя бы себе на карманные расходы зарабатывать.
-Понял, батя, все будет как надо.

На том и расстались.  Но увы,  на этом «веселые истории» с новоприобретением не прекратились. И в снегах  эта «Лягушка» меня в покое не оставила.
Прошло месяца четыре после отпуска, не больше… Получаю по электронной почте письмо от этого же сынка старшенького.
-Привет, батя! - И  как-то так  витиевато издалека заходит.
-Какая у тебя, батя, «лягушка» быстрая! Ты представляешь, мы на ней «форда» «крутого» на прямой «сделали».
- Так…. – думаю - что-то тут не то...
 Точно! Далее следует история. Мальчики едут по родной улице. Вдруг их подрезает  да еще и обходит какой-то «форд». Ну как же так! Ничего ж себе! Естественно - «по газам»!  Ну а дальше все, как в американских фильмах: сирены, мигалки, разборки.  Откуда только и понаехало столько!
У «форда» на спидометре девяносто два километра в час, у «победителей заезда»  - девяносто четыре километра в час. Пистолет этот ГАИ-шный не обманешь. Так это ж не где-нибудь, а почти в центре города, где ограничение скорости шестьдесят километров в час, а местами и сорок…
Короче говоря, резюме следующее:  «Батя, выручи, а то у нас все «бабки» в товаре, а надо штраф заплатить, иначе права заберут».
Читаю это письмо, а у самого в памяти автоматически всплывает моя юность 70-х годов. Асфальтовые дороги Донбасса. Красивая девушка на велосипеде в развивающейся на ветру юбке. Мы вдвоем с другом незабвенным Федором, обгоняющие эту барышню  на  только что приобретенной новой Яве-350 и снисходительно помахивающие ей ручкой. Далее вымоина, чем всегда славились наскоро слепленные асфальтовые дороги, кювет и прочее… Вслед за этим, как и водится, - травматология, хирургия, костоправ, обдирание присохших повязок от правого бока, начиная с плеча и заканчивая ступней, и все прочие прелести лечебных процедур… Это уже не говоря, о ремонте и так далее…
 Что я ему там машинально «в сердцах»  ответил - не помню. Но что-то очень нехорошее, наверное, потому как  аж компьютер от смущения покраснел.
Нотем не менее, поплелся на почту перевод отправлять. Иду по улице. Оглянулся, чтобы людей не было, перекрестился и говорю: «Господи! Спасибо тебе,  что этих «безголовых»   ребятки в салатненьких нарукавничках остановили, а не встречная какая или столб…» 
Не знаю уж… Толи этот случай и послание мое так повлияли или еще там что, но вроде бы, как  остепенилось дитя великовозрастное. Решил к вопросам жизни подойти серьезно. А серьезность эта выразилась в следующем:
 «Вышли, батя, пятьсот баксов. Буду таксистом подрабатывать. Надо кассовый аппарат купить,  счетчик и еще кое-что. Естественно, техобслуживание провести необходимо на высшем уровне, чтобы машину признали пригодной для перевозки пассажиров. Требования-то совсем иные, чем, скажем, к обыкновенной рядовой, частной технике.
«Ты, папа, не думай. Я в долг беру и все отдам. А к твоему приезду еще и «бумер» себе куплю и тебя на нем возить буду».  Да…Оно, конечно…. Хоть бы «лягушка» живой осталась, после вашего там таксования…
  А  что там?… У  бати же эти баксы на деревьях растут. Пойти только струсить надо, подмести, собрать в мешок, да и выслать….  Какая ерунда, честное слово…
«Хрен с ним», - думаю. - Не было «тачки», и это не «тачка»…
Подрабатывает, однако…  И даже сессию с горем пополам сдал… Чем бы дитя не тешилось, абы делом занималось,  водку не жрало и дурью не маялось…
  И смех и грех, честное слово…