Долг и совесть

Лисид
В эпоху экономического бума появляется много легкодоступных денег. Многие гении экономики говорят, что для укрепления дружественных связей нужно брать больше долгов. Чем больше должен, тем трепетнее к тебе отношение. Это, наверное, справедливо, если выстраивать отношение среди людей, которые деньги ценят превыше всего. Однако, когда тебе одиннадцать лет, превыше всего ценятся машинки и солдатики, особенно в эпоху тотального дефицита.

Это потом он начал собирать вокруг себя самых лучших людей, а тогда он собирал солдатиков. Самыми лучшими солдатиками были гедеэровские резиновые цветные индейцы. Их привозили вместе с Опелями из восточной Германии советские военнослужащие. Опели себе, индейцев своим детишкам.

Советских пластмассовых черных индейцев часто выбрасывали в «детском мире» и с их покупкой больших проблем не было. Но немецких индейцев купить было нельзя. Их можно было только выменять. Он со спокойным сердцем менял пять советских индейцев на одного немецкого. Со временем у него накопилась самая большая коллекция немецких индейцев, которую он никому не показывал. Он тогда уже понимал: где сокровище твое, там и сердце твое. Хорошее никогда не выставляют на показ, тем более на продажу.

На улицу он выходил с обычными дешевыми, легкодоступными в продаже, солдатиками, которые и были разменной монетой среди его знакомых и не знакомых мальчишек. Мальчишки часто брали друг у друга солдатиков поиграть, но не всегда отдавали. Как и у взрослых не возврат долга был частой причиной конфликтов, которые заканчивались либо пустословной бранью, либо мордобоем.

Как современные банки без разбора всем дают легкодоступные деньги в долг, так и он ни для кого не жалел легкодоступных солдатиков.

- О, какой у тебя матрос, у меня такого нет. Дай поиграть, - сказал Максим из соседнего двора.

- Ты не отдал мне красного буденовца, - ответил он первому в квартале драчуну их возраста.

- Ну и что? Ты офигел совсем?

Так началась обычная драка мальчишек того времени. А он понял, что есть три типа людей. Первые – это те, у кого есть совесть, и они живут по совести. Вторые – это те, у кого есть совесть, они не живут по совести, но совесть их мучает. Третьи – это те, у кого нет совести и, поэтому она их не мучает. Последние не живут по совести, но живут не долго. Максим в шестнадцать лет стал рэкетиром, а в двадцать три его застрелили.