Психология масс

Лисид
Один его знакомый работал в одном из управлений ФСБ, которое занималось влиянием на психологию масс. Многим кажется, что влияние на психологию масс – это что-то волшебное и ужасно непостижимое. Об этом писал Либон в своей книге «Психология масс». Эта книга лежала на столе у Ленина со множеством пометок. Такую же книгу написал Фрейд, которую потом сжег Гитлер. Одним словом, психология масс – это вопрос важный, государственный, над которым работают лучшие умы для величайших диктаторов.

Психологию масс он постиг, когда ему было 10 лет. Перестройка только начиналась. Серый, по-военному быт тоталитарного государства начал раскрашиваться разноцветными красками. Началось все с одежды.

Его мать – простая женщина, которая никогда не стремилась к яркой жизни, выглядела старше своих лет. Когда она приходила в школу на родительские собрания, другие родители думали, что пришла его бабушка. Большую часть времени она проводила за разговорами с людьми, которые были старше ее лет на двадцать. Официально она работала то дворником, то уборщицей, то посудомойкой. Главным условием для ее работы был – короткий рабочий день. Работа должна была начинаться не раньше, чем у него начинались уроки в школе и заканчиваться не позже, чем заканчивались эти уроки.

По будням, во второй половине дня она вязала пинетки. Это такие, не то носки, не то ботиночки, для детей до трех лет. Их вязали, да и до сих пор вяжут старушки. Эти старушки по выходным выходили на рынок, тогда он назывался барахолкой, и торговали пинетками. Они жили рядом с барахолкой, и его мать по выходным выносила на продажу пинетки, которые успевала связать по будням. 

Однажды он сказал маме:

- Научи меня вязать пинетки.

Мать согласилась, но уже через пять минут обучения поняла, что пальцы десятилетнего ребенка не готовы к испытанию спицами и сказала:

- Тебе еще рано. Пусть пальчики окрепнут. Подрастешь немного, тогда научу.

В те времена было много глупых лозунгов, которые влияли на психику слабоумных людей. Один из таких лозунгов «упорство и труд все перетрут» крутился в его десятилетней голове, не давая покоя, заставляя снова и снова пробовать набрать петли на двух стальных спицах, которые больно кололи детские пальчики.

Через несколько дней он связал первую пару пинеток, которые мама вынесла на рынок и продала за три рубля. Это было не совсем справедливо с точки зрения отца, но все вырученные от продажи деньги она отдала сыну, как заработанные.

Так получилось, что для тех времен его родители были старше родителей его сверстников. Это сейчас в благополучных семьях принято рожать после тридцати. Тогда рожали в двадцать. Для послевоенных лет десятилетие – это много. Психология тех, кто родился до войны, сильно отличалась от психологии послевоенных людей. Эта психология отличалась настолько сильно, насколько психология производителей может отличаться от психологии потребителей. Казалось, что довоенные люди, помня войну, готовились к новой войне. Его родители гордились тем, что их холодильник всегда был полон, в отличие от некоторых, и деньги в кубышке тоже имелись, на черный день. А то, что черный день настанет, в этом никто в его доме не сомневался.

- Что ты себе купишь на эти деньги? – спросила мама, отдавая три рубля с рисунком Кремля.

- Отложу на черный день, - по-взрослому ответил десятилетний мальчик.

Именно тогда в его лексиконе появилось слово «шкатулочка». Он положил трешку в шкатулочку и продолжил познавать психологию масс.

Одним из массовых явлений того времени, кроме массовых демонстраций на коммунистических праздниках, было не менее интересные массовые драки между районами.

Психология участника массовой драки основывалась на уверенности в себе. Неуверенному в себе человеку было трудно участвовать в драке, говоря современным языком психологически не комфортно. На чем же основывалась психологическая уверенность драчуна? Это либо алкоголь, либо подготовка. Поэтому дрались либо алкоголики, либо спортсмены. Уровень психологической уверенности был у всех примерно одинаковый, но у спортсменов драться получалось лучше, поэтому они пользовались большим уважением или, говоря по-другому, авторитетом.

Наиболее продвинутые спортсмены, уровня мастера спорта, получали от спорткомитета синие кроссовки фирмы «Адидас» с тремя полосочками. Это и было главным отличительным признаком тех, кто добился уважения среди молодежных масс.

- А можно на пинетках вот в этом месте связать полосочками? – спросил он, однажды у мамы.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не мучило вопросами. Мама показала способ вывязывания полосочек на пинетках и забыла об этом.

Через день были готовы синие пинетки с белыми полосками, очень похожие на авторитетные кроссовки «Адидас».

- Представляешь, его пинетки сегодня купили первыми. Сегодня вообще мало кто что продал, а его пинетки ушли сразу, - говорила мама отцу на кухне.

Через пару недель синие пинетки аля  «Адидас» стали просить на заказ не по три, а уже по пять рублей. Молодым родителям было не жалко денег на то, чтобы их карапузы в колясках выглядели авторитетно.

С тех пор он, с каким-то презрением, стал относиться к внешним атрибутам: одежде, часам, украшениям… А для себя понял, что психология масс отличается от психологии личности, как психология подражания отличается от психологии разума.