Повесть НИКС. Часть 5

Мария Филиппова-Коренева
Часть V
Глава I

После Рождества начальство Пажеского корпуса решило отпустить своих подопечных домой на пару дней. Все пажи были неимоверно рады этому известию. Пётр Воронов тут же отправился домой. Он решил не сообщать ничего своему семейству, а сделать им сюрприз неожиданным появлением….
Лиза сидела в гостиной одна и играла на рояле. Дома никого не было кроме прислуги, никто не мог помешать ей остаться наедине с собой. Руки машинально перебирали клавиши, наигрывая хорошо выученную мелодию, а вот мысли девочки были далеко. Как всегда она думала о своём паже Лиговском. Погода на улице не радовала: сыро и пасмурно. На душе тоскливо. Грустная мелодия нагоняла ещё большую меланхолию, но Лиза не хотела играть что-либо другое. Вот по её щеке медленно потекла слеза, затем другая, и ещё слёзы. Много слёз…. Она тихо заплакала. Сама не поняла из-за чего, просто заплакала. Вероятно, всё из-за него….
Мелодия стала веселее и быстрее, будто не две хрупкие ручки извлекали её из инструмента, а больше. Лиза продолжала плакать. Внезапно, она перевела взгляд на клавиши, хотя до этого не смотрела на них. Она играла на рояле не одна. Это была игра в четыре руки. Елизавета резко повернула голову, глаза её сделались большими….
- Петя! – вырвалось из её груди.
Да это был он – её брат Пётр Воронов. Он смотрел на сестру и улыбался, потом, увидев слёзы на её глазах, сказал.
- Лиза! Ты плачешь? Что случилось? Где все?
Лизавета вдруг осознала всё происходящее, вскочила со стула отошла на несколько шагов от брата и стала быстро вытирать слёзы, которые предательски выступали на щеках.
-  Петя? Это, правда, ты? – с трудом произнесла она.
- Это я, Лиза, я! Меня отпустили из корпуса на пару дней и вот я дома. Но ты не ответила на мой вопрос. Почему ты плакала и почему ты одна?
- Как же хорошо…. – вздохнула Лиза. – Хорошо, что ты дома. Я так рада, - она говорила тихо, почти беззвучно. Казалось, что у неё нет сил даже говорить.
- Что-то я не вижу радости в твоих глазах, - с сомнением произнёс Пётр и снова спросил. – Почему ты плакала?
- Нет, что ты, Петя, я не плакала. Просто что-то в глаза попало, вот они и стали слезиться. Пыль, наверное….
- Пыль? Что-то я не вижу здесь ни одной пылинки, всё чисто убрано. А где все?
- Я одна. Маменька с папенькой уехали утром по каким-то делам, а Татьяна Ивановна с Настей решили прогуляться по городу. Я не захотела ехать с ними.
- У тебя что-то случилось? Раньше ты никогда не отказывалась от прогулок с тётей и кузиной....
- Раньше? Когда это было? Раньше! Сколько времени уже как мы с тобой общаемся только письмами! Я изменилась! Очень! Во многом! – говорила Лиза порывисто и громко.
- Я уже понял, что ты очень повзрослела за последнее время, - тихо ответил ей брат. – Я даже не буду больше спрашивать тебя ни о чём…. Извини…. – договорил Пётр, повернулся и направился на второй этаж, где располагалась его комната, в которой так долго не было хозяина.
Лиза стояла на том же месте и смотрела ему вслед. Когда старший брат скрылся за дверью, она внезапно поняла, что наговорила ему дерзостей и осознала, что нужно извиниться перед ним. Собравшись с мыслями, юная княжна Воронова побежала за братом. Поднявшись наверх и дойдя до его комнаты, Елизавета долго не решалась постучать. Дверь открылась, перед ней стоял Петя с грустным лицом и опущенными вниз глазами.
- Я знал, что ты стоишь за дверью…. – тихо сказал он. – Значит, не совсем уж ты изменилась. Сколько я себя помню, ты никогда сразу не решалась постучать в дверь, чтобы войти ко мне….
- Что ты, Петя…. – протянула Лиза и зашла в комнату брата. – Я не изменилась, нет! Прости меня! Я наговорила тебе глупостей…. Сама не знаю, что со мной происходит…. Ты приехал, а я уже и забыла то время, когда ты был дома. Я всё такая же, такая же твоя милая Бетси, с которой ты любил играть в детстве, бегать по дому….
- Это ты меня прости. Я приехал, не предупредив, напугал тебя, когда ты играла на рояле, замучил тебя расспросами….
- Нет, нет! Очень хорошо, что ты приехал! Я так рада, что ты дома…. – Лиза подошла к брату и обняла его.
Оба заулыбались.
- Как же хорошо, что мы помирились! – сказал Пётр. 
- И больше ссориться не будем! – добавила Лиза.
Мир в доме Вороновых восстановился. Лиза перестала плакать, Пётр был весел. Когда вернулись остальные домочадцы, радости прибавилось ещё больше. Все были счастливы видеть Петю дома хотя бы несколько дней, все стремились провести с ним как можно больше времени.
Елизавета частенько ловила в рассказах старшего брата упоминание о паже Лиговском – его лучшем друге. Но далее как о жизни в корпусе эти рассказы не заходили. Лизе так хотелось знать, где сейчас Никс, куда поехал он на праздники и не заедет ли к ним в гости…. Но Пётр об этом молчал.
Три праздных дня для молодого пажа пролетели стремительно быстро. Пора было возвращаться в корпус. Всем приятно было осознавать, что отъезд Пети дело недолгое, ведь уже в начале июня должен был состояться выпуск….


Глава II

Зима кончилась. Растаял снег. Пробудилась ото сна Нева, сбросив своё ледяное платье. Жизнь закипела, забурлила как её быстрые воды. Наступила весна. Газоны и клумбы, ещё недавно прикрытые белым снегом, превращались в яркие зелёные пятна, зарастая молодой травой. Деревья надевали свою новую одежду. Весна потихоньку сдавала свои права. Приближалось лето!
Самое долгожданное событие в жизни Вороновых случилось: Пётр с почётом окончил Пажеский корпус. Со дня на день он должен был вернуться домой, полный новых впечатлений, мыслей и планов на будущее…. Все ждали его с нетерпением. Особенно трепетно ждала его сестра. Лиза, конечно, очень ждала своего брата, но больше всего ждала она от него хоть каких-нибудь вестей о Лиговском. Елизавета сама не знала, что она хочет, а что боится услышать. Ей приходили на ум разные мысли: Никс мог уже успеть жениться, уехать на службу в какую-нибудь дальнюю губернию, даже поехать на войну…. Она совершенно не представляла, что может делать молодой человек, только что окончивший корпус. Настя всячески успокаивала её, уверяя, что с Николаем Павловичем всё благополучно и что Пётр обязательно должен привести его в гости к Вороновым. Лиза молча случала и мысленно молилась, чтобы её кузина была права.
Конец июня выдался жарким. Пётр уже был дома и постепенно привыкал к новой для него обстановке – домашней. Никаких новостей о Никсе от него никто не слышал, так как молодой Воронов даже не упоминал о нём в разговорах с сестрой и кузиной. Петя, Лиза и Настя сидели в общей комнате на втором этаже и разговаривали о каких-то, как им казалось пустяках. Внезапно Настя начала странный разговор….
- Я недавно слышала, что некоторые молодые люди намереваются сразу после окончания учёбы отправиться на войну. Мне это, кажется, так ужасно….
- О чём это ты? И зачем ты это говоришь? – удивилась Лиза, бросив неодобрительный взгляд на кузину.
- Я о том, что мне очень не хочется, чтобы молодые пажи или юнкера, например, уходили на войну…. Такие люди, например, как Петя или господин Лиговской…. – Настя остановилась, поняв, что произнесла «запретную» фамилию.
- Настя, перестань, прошу тебя! – закричала Лиза, но не слишком громко. – При чём тут господин Лиговской? И Петя тут при чём?
- Я просто так сказала…. – пыталась отмахнуться кузина.
- Знаю…. Знаю, о чём ты ведёшь речь, Настя. Знаю…. Долг каждого солдата, каждого офицера – защищать свою Родину. И многие приступают к исполнению этого долга уже после окончания обучения, - вздохнул Пётр.
- А господин Лиговской? – решилась вдруг спросить Елизавета.
- А что Лиговской? Он сразу после выпуска поехал в своё имение по семейным делам. Что-то у него там неладно было. Я не знаю точно. Надеюсь, когда он вернётся, всё расскажет мне или хотя бы напишет в письме, - спокойно ответил брат.
В дверь постучали. Вошёл слуга, доложил о том, что для князя Петра Алексеевича Воронова пришло письмо. Петя взял его и посмотрел на надпись на конверте.
- «Петру Воронову от Николая Лиговского» - прочёл он вслух, удивившись такому совпадению.
Лиза и Настя встали со своих мест и хотели было уйти.
- Мы пойдём. Не будем мешать тебе, - сказала Лиза.
- Останьтесь. Вы не можете мне помешать, милые сестра и кузина, - улыбнулся Петя. – Мне пришло письмо от Никса, надеюсь, там хорошие новости! – он разорвал конверт и принялся внимательно читать послание. Лицо его стремительно менялось, по мере того как он прочитывал каждое слово, каждую букву. По его выражению девочки поняли, что новости там отнюдь не добрые….
Пётр дочитал письмо и резко упал в кресло. Вид у него был подавленный и опустошённый. Елизавета и Анастасия боялись, что-либо спросить у него, боялись даже просто потревожить его мысли. Наконец, Петя встал со своего места и тихим, почти охрипшим голосом сказал.
- Он умер…. Боже мой, он умер! 
Глаза Насти сделались большими, она вскрикнула. Лизавета тихо ойкнула и рухнула без чувств на пол….


Глава III

Лиза лежала на кровати без сознания уже полчаса, но постепенно стала приходить в себя. Сквозь темноту она слышала тихий плач Насти, слышала, как ходит по комнате широкими шагами Петя…. Она открыла глаза.
- Очнулась! – воскликнула Настя и бросилась к кузине.
- Лиза! Как ты нас напугала…. – сказал Пётр. – Ты пролежала без чувств около получаса. Как ты себя чувствуешь?
- Всё хорошо, - тихо произнесла Елизавета, едва шевеля губами.
- Пётр велел послать за доктором, а его всё нет…. – сказала Настя.
- Что вы, не нужно доктора. Со мной всё в порядке.
- Но ты так внезапно потеряла сознание! Мы очень испугались. Ещё и никого из взрослых дома нет….
- Прошу вас, не говорите матушке и отцу о том, что со мной произошло. Я просто переволновалась, вот и всё. Не нужно их беспокоить такими пустяками, - попросила Лиза.
-  Это пустяком ты обморок называешь? – удивился брат. – Нужно, чтобы тебя обязательно осмотрел врач! Вдруг что-то серьёзное.
- Я уверяю тебя, ничего серьёзного со мной не случилось! Петя…. Я…. Я просто испугалась…. Когда ты сказал про то, что написано в письме…. – Лиза так и не смогла договорить до конца, она зарыдала.
Пётр и Настя были в растерянности и не знали, что делать. Они сели на кровати по обе стороны от Лизы и стали успокаивать её.
- Лиза, ну не расстраивайся так, прошу тебя…. – говорил старший брат.
-  Не расстраиваться? – отвечала Елизавета сквозь слёзы. – Меня удивляет, что ты так спокоен! Умер твой лучший друг, а ты….
Пётр вскочил с места и снова заходил по комнате быстрыми шагами.
- Лиза! Что ты говоришь?
- Что я говорю? То, что ты сам сказал нам, прочитав письмо. Ты же сказал, что он умер! – она взяла себя в руки и больше не плакала.
-  О, Лиза! Ты всё не так поняла…. Никс написал мне письмо и сообщил, что умер его отец, - с каждым произнесённым словом голос Петра становился всё тише.
- Отец…. – прошептала Лизавета. – Боже…. Бедный Николай Павлович!
- Да…. Тяжело ему придётся. Он же совсем один остался. Матушка его умерла давно, теперь отец. Есть у него, конечно, родственники дальние, но с ними он не в столь близких отношениях. Один он наследник Лиговских остался….
- Это ужасно…. Петя, ты должен помочь своему другу. Ты же не оставишь его одного в беде? – наивными глазами посмотрела на брата Лиза.
- Нет, конечно же, я его не оставлю. Никс скоро приедет к нам, поживёт у нас некоторое время перед отъездом. Хотя, лучше бы он никуда не ехал…. – последнее, Пётр сказал в сторону.
- Поживёт у нас? – с удивлением спросила Лиза. После этих слов она уже ничего не слышала про отъезд Никса.
- Да. Надеюсь, никто не будет против этого.
Разговор был закончен. После известия о том, что Николай Лиговской жив, Лиза заметно повеселела и, уже ничто не указывало на её плохое самочувствие, хотя и мысль о печальной участи своего возлюбленного её не покидала. Теперь она с нетерпением ждала его приезда. Пётр в тот же день решился поговорить о своём друге с родителями и просить, чтобы он мог погостить у них. Вороновы, узнав о том, что случилось с господином Лиговским, тут же и без промедления согласились. Про то, что произошло с Лизой он, как и обещал сестре, не сказал родителям ни слова.
Николай Павлович Лиговской должен был приехать недели через две – три.


Продолжение читайте здесь: http://www.proza.ru/2010/09/09/807