Креатив за рамками закона

Фем Юлия
Какие бы цели вы не преследовали, заказывая и распространяя рекламную информацию о своей компании, впервые заявляя о себе или напоминая, сообщая о новых услугах или скидках, в конечном итоге вы желаете лишь одного – начать больше зарабатывать благодаря рекламе.

Реклама делается не для красоты или праздного интереса прохожих, не как лишний источник света или шума. Реклама – это вложение денег, которое не может быть напрасным. Едва ли кто-то захочет тратить огромные суммы на неэффективные способы распространения информации.

Чтобы быть эффективной, реклама должна быть заметной, ведь это важно – уметь привлечь взгляд потенциального клиента. Сегодня улицы города заполнены всевозможными информационными носителями, и чтобы выделяться среди них, нужно приложить немало усилий. В наши дни потенциальный потребитель товаров при таком обильном информационном потоке просто перестает воспринимать большую часть того, что ему пытаются сказать. Бесконечные кетчупы, йогурты, сетевые магазины, скидки акции – всё это не способен осознать и запомнить ни один нормальный человек.

Более того, недостаточно лишь привлечь взгляд к рекламному продукту, нужно еще и заставить потенциального потребителя прочитать-обдумать-запомнить, уделить изучению предложения некоторое количество личного времени.

Рекламное ремесло родилось не вчера, а потому миллионы идей уже воплощены в жизнь и используется одновременно множеством производителей. Ежедневно работники рекламной индустрии трудятся, пытаясь изобретать новое и интересное, однако. чем более развито какое-либо направление, тем сложнее быть в нём новатором.

В попытке привлечь внимание, «творцы» создают порой нечто совершенно неприемлемое для глаз и ушей аудитории.

Если вы тихо подкрадётесь к человеку и закричите ему в ухо - не сомневайтесь, он обратит на вас внимание и уж точно отреагирует на ваш поступок. Эпатаж в рекламе, выдаваемый за сверхоригинальные идеи, вызовет примерно такую же реакцию потенциальных клиентов – внимание-то они обратят, только неизвестно, какого ждать ответа и каким будет для аудитории образ рекламируемого продукта или компании.

К тому же, если ваша реклама «кричит» слишком громко, будьте готовы - раньше потенциальных клиентов ею заинтересуется надзорный орган.

На днях УФАС по Калининградской области возбудило дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Дело в том, что на улицах города появились щиты с изображением мультяшного героя, на лбу которого нарисована мишень. В текстовом «пояснении» к картинке говорилось: Закажи друга, поздравь его с Днем рождения». По мнению УФАС такая реклама побуждает к совершению противоправных действий и призывает к насилию. Компании, разместившей рекламу, грозит внушительный штраф.

А вот недавний случай с социальной рекламой. На улицах крупных городов России появились рекламные щиты с изображением грудного малыша, о спину которого затушена сигарета. Вверху значилась надпись «Курить в присутствии ребенка – еще большая пытка для него». Ничего не скажешь – злободневно, остро и ярко, у вменяемых людей сердце сожмётся при виде такой картинки. Однако не следует забывать, что изображение на билборде – это картинка, которую видят не только взрослые люди, осознающие, что «хотел сказать автор». Дети и подростки тоже невольно увидят это – и что тогда? Где гарантия, что какой-нибудь ребенок не захочет так же поиграть со своим маленьким братом, ведь дети склонны повторять то, что они наблюдают в окружающем мире. Да и представьте себе на секунду город, по рекламным площадям которого шествует «агрессивно-физиологическая» реклама – покорёженные током конечности, выпотрошенные тела, искалеченные дети… картина безрадостная. А самое главное, что положительный эффект от таких мероприятий под большим вопросом. Возвращаясь к примеру с малышом и сигаретой: кто-то, возможно, откажется от курения при детях, но точно будут и те, кто повторит изображенное на рекламном щите.

Естественно, что реклама вызвала волнение не только в сердцах обычных горожан – ею очень заинтересовались омбудсмены, а затем и ФАС. Представители ФАС обязали демонтировать рекламные щиты, пояснив свое решение в сообщении на сайте организации:

«По мнению специалистов ФАС России, изображение ребенка, о спину которого потушена сигарета, доступное неограниченному кругу лиц на улицах города, в том числе малолетних детей, может быть признано наносящим вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Распространение такой информации противоречит части 1 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Еще один способ  привлечь внимание – яркость, аляповатость или попытка «сыграть на контрасте». Это характерно для многих городских вывесок. В центре Петербурга, среди домов, выполненных в рамках определённой концепции, не сложно выделиться - сложно сделать это законным способом.

Например, в здании Апраксина двора расположилось кафе с огромной вывеской в виде ворот из ярких золотых, синих и зелёных частей, с деревянным дугами, яркими цветами и декоративными камнями. Не заметить или не обратить внимания просто невозможно, да и подобная восточная яркость многим придётся по вкусу, только всё это оформление совершенно не соответствует стилистике окружающего пространства. Разумеется, что такое цветовое изобилие привлекло внимание служб, отвечающих за сохранение исторического облика Петербурга.


Пожалуй, в погоне за необычностью стоит задуматься, не обернется ли ваше желание сделать рекламу максимально эффективной, большими затратами, не запланированными в рекламном бюджете. Стоит сдержать порыв необузданной оригинальности и проконсультироваться со специалистом, так как незнание закона от ответственности не освобождает.


Кстати:

Комитет по градостроительству и архитектуре проводит информационно-методические семинары. Во второй декаде мая состоится семинар по теме «Порядок согласованияинформационных и рекламных конструкций, размещаемых на крышах зданий», а в третьей декаде июня пройдёт семинар по теме «Требования, установленные «Регламентом Невского проспекта» в отношении информационных и рекламных конструкций».