Землю мою пою. 1. Соловьиные ночи

Люба Рубик
   Июньские воробьиные ночи… Тёплые, светлые, ласковые и звёздные. Как приятна ваша прохлада после жгучего дня!

   Домой заходить не хочется, так бы и сидеть на лавочке, дышать – не надышаться шикарными июньскими ароматами -  этой солью Земли. Дышать и бесконечно слушать эту волшебную ночь.

   Смеркаться начинает где-то к полуночи, когда жёлтые, как цыплята, звёзды стайками заселяют бархат тёмно-василькового неба.

   Вот в это –то время, а то и позже, в тополиной роще защёлкает первый соловушка, ему откликнется другой и... начинается сказочный диалог!

   О чем они так красиво беседуют на своём виртуозном языке? 

   Такая неказистая на вид пташка, а поди ж ты, какие рулады выводит – нектар для души, песня поэта! Один предупреждает:

- Не вздумай посягнуть на мои владения, брат! Подружка моя в гнездышке сидит, и я её песнею охраняю – моя она теперь, моя!

- Да я вот захочу и перепою тебя! – отвечает ему собрат. – И подружку твою в своё гнездо переманю: моя – то песня поискуснее твоей, а дамы – они всё красивое любят.

- Ну, уж, так прямо и лучше! –  из сиреневых ароматов новым коленцем отвечает ему  соревнователь. – Да знаешь ли ты, что я у самих Курских соловьев  руладам учился?!. Где уж тебе до меня! Ты только послушай! – изощрялся птах перед соперником изумительными  пощёлкиваниями.

- И слушать не хочу! – хвастливо заявляет  в ответ соловей из зарослей жасмина. – Чихать нам на курских! – и его поддерживает хор собратьев:

- Щёлк, щёлк, чи-чи-ка, ти- та-та! Наши, Уфимские, соловьиные песни лучше! Чок-чок-чоик!

   В этот хор особо вплетается песня одинокого холостяка – соловьихи ведь петь не умеют. Как самозабвенно   зовёт он  свою половинку:

- Милая, где ты? Приди, я так жду тебя, так ищу тебя, радость моя!

Я пою только для тебя! Послушай, откликнись и прилети ко мне, роза сердца моего, и мы вместе будем так счастливы!

Соловьиха ничего не отвечает, она выбирает полюбившуюся песню! Да,да, выбор пары у них по голосу! Вернее, за голос!

   Ах, наши милые соловушки России, спасибо вам за  эту усладу сердца, за эту  нечаянную радость  российской душе!

  Знатоки различали три основных copтa птиц: СОЛОВЬИ СВИСТОВОЙ, графский, польский. Ловцы птиц (среди них были свои "генералы" и «тузы») места поимок лучших певцов держали в тайне.

Соловей- птаха перелётная. Зимнее время он проводит в Северной Африке, Аравии и Южном Иране. Возвращаются птицы в середине апреля. Гнездо пара вьёт в глухом кустарнике или в высокой траве. Это очень осторожная птица: по одной ему известной примете заметит, что гнездо посещал кто-то из любопытных, - бросит его, совьёт новое в недоступном месте и еще искуснее замаскирует его.

По народным приметам, что часто сбывается, появление гнезда соловья на усадьбе - к покиданию дома хозяевами: или выедут сами, или кого-то из них вынесут...

Как жаль, что лето коротко и соловушек слушать приходится так мало дней! В июле, в период вывода птенцов, почти все птицы, не только соловушки, замолкают: птенцов кормить надо! Тут уж не до песен...

   Но польза соловьёв не только от песен. Считается, что корма животного происхождения для соловья должны быть главными, поэтому они истребляют целые полчища вредных насекомых: комаров, гусениц, пауков, ос, паутов, других насекомых. Но не прочь отведать червяков и поклевать сладких  ягод.

Зато пора соловьиных песен самая отрадная! Она всегда была вдохновением многим поэтам и композиторам: сколько же песен сложено о самих соловьях! Самые известные - "Соловей" - романс Алябьева, "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат" - Соловьёва - Седова на слова Фатьянова. А В-ИА "Поющие гитары" не зря утверждали, что соловьиная песня - символ влюблённых:

Если, скажем, однажды
Вдруг, случится такое:
Соловьи перестанут
Песни петь под луною,
Кто поможет влюбленным
В их таинственном деле?
Кто для них будет петь
Соловьиные трели?

Позвольте мне сказать большее - без берёз и соловьиной песни наша любимая Россия просто немыслима!


  Иллюстрация из Интернет. Соловьи:1 - белошейка; 2 - восточный; 3 - красношейка; 4 - черногрудая красношейка; 5 - южный

http://house-fauna.narod.ru/ugolok/ugolok6.htm

                Продолжение см 2. Лесные разорители