Студент-заочник

Юрий Басин
     Я не знаю, существует ли сейчас такая форма обучения. В моё время она была очень широко распространена. Многие из моих друзей, в том числе имевших военное или педагогическое высшее образование, учились заочно в технических вузах, чтобы получить диплом по специальности и укрепить своё положение на работе. Кто-то доучивался до конца, кто-то бросал на середине - всё зависело от обстоятельств и стимула к учёбе. Я понимаю, что большинству заочников учиться было трудно. Всё-таки средний возраст студента-заочника был где-то около тридцати (сам я закончил институт как раз в возрасте 30 лет). Работа, семья, да и просто жизнь оставляли мало времени для полноценной учёбы. Поэтому большинство заочников ставили перед собой простую цель - получить диплом. То есть любыми путями выполнить домашние задания и сдать зачёты и экзамены. Знания - это из области лозунгов.
     Наверное я был уникальным студентом-заочником. Мне нужны были знания, хотя и диплом тоже был желанной целью. Учебная программа института состояла в основном из необходимых мне предметов, и я старался выжать максимум из учебников, дополняя чтение пояснениями своих просвещённых товарищей по работе, в которых я вцеплялся как клещ. Не особо нужные мне общетехнические и политические науки я обходил по линии наименьшего сопротивления, беззастенчиво спихивая экзамены по ним всеми отработанными студенческими способами. Кстати, и некоторые разделы специальных предметов я тоже по мере возможности фильтровал. Например, я тогда в своей работе не сталкивался с техникой сверхвысоких частот (СВЧ), и предполагал, что мне не придётся с ней работать. Так оно в действительности и получилось - за все почти 40 лет моей профессиональной жизни мне ни разу не понадобились приборы и методы СВЧ. Когда я сдавал экзамен, и среди вопросов билета был вопрос по СВЧ, я сразу предупреждал преподавателя, что по этой теме мои познания только самые общие, тогда как по другим вопросам я готов отвечать по всем требованиям программы. Обычно это заканчивалось удовлетворительной оценкой. Кроме одного случая, о котором я писал.
      Бывали такие анекдотические случаи, когда я получал оценку вообще без экзаменов. Во время летней сессии в Томске мы обычно группировались по принципу "томичи-иногородние". Трое из нас жили далеко от Томска, я в Сухуми, второй товарищ где-то на севере, а третий был лётчик, служивший на Камчатке. Обычно мы просили в деканате отдельное направление на экзамен для нашей мини-группы, и перехватывали экзаменатора где придётся. Получили направление я уж не помню на какой экзамен к преподавательнице, о которой нам сказали, что она у себя дома. Мы завалились к ней домой. Она рассердилась и сказала, что она уже с этого дня в отпуске, и со стороны деканата хамство присылать к ней студентов на экзамен. Сказала, что у неё нет ни минутки, потому что на следующий день она улетает на юг, на курорт. Выяснилось, что в Анапу, и что собирается отдыхать диким образом. Наш лётчик Женька буквально закричал: так я же из Анапы, там у меня живёт мама, она Вас примет с дорогой душой! Сейчас побегу ей звонить! Ну что оставалось преподавательнице, как не сказать: "Давайте зачётки". Но так бывало не часто.
     Большинство студентов-заочников составляли взрослые дяди, которых на улице вряд ли кто-нибудь принял бы за студентов. Были и такие, которые своим, говоря по современному, "прикидом" были больше похожи на министров, чем на простых членов профсоюза.
     Однажды наша "святая троица" получила направление на какой-то экзамен. Мы нашли на кафедре нужный кабинет, зашли, и увидели, что за столом против молодой преподавательницы сидит очень солидный человек, с виду если не ректор, но уж наверняка не ниже декана. Мы почтительно сели в сторонке и стали ждать окончания важного разговора. Наконец "декан" встал, и помахивая зачёткой сказал нам наставительно: "Вот как нужно сдавать экзамены!" Это оказался наш коллега, студент-заочник! 
     Другой не менее почтенный студент-заочник на долгое время стал тяжким крестом в моей судьбе. Однажды я в Тбилисском политехническом институте сдавал экзамен по теоретической электротехнике. Всё время, пока шёл экзамен, в углу аудитории тихо сидел дядя, обликом похожий скорее на ..., впрочем, не буду повторяться. Когда экзамен закончился, он вышел за мной в коридор и попросил помочь ему выполнить домашнее задание по электротехнике. Я с утра не жрал (чем кормили в студенческой столовке - это особая поэма!), и надеялся до отхода сухумского вечернего поезда что-нибудь перехватить в буфете на вокзале. Но дядя сказал, что я и голодным не останусь, и на свой поезд своевременно попаду. Мы зашли в пустую аудиторию, он оставил мне свой листок с домашним заданием - разбираться. Сам ушел минут на пятнадцать, и вернулся с пакетом каких-то пирожков и бутылкой коньяка. Мы с ним засели за работу: он кидал мне цифры своего задания, я считал на линейке и кидал ему обратно результат, который он тут же вписывал в таблицу выходных данных. По деловому перемежая цифры пирожками и коньяком, мы за полчаса разделались с его домашним заданием. Он отвёз меня на такси к поезду, и мы с ним распрощались.
     Недели через две он явился ко мне домой в Сухуми (я сдуру дал ему свой адрес) с новым заданием, и не одним. Выяснилось, что он главный инженер всего комплекса подъёмно-транспортных механизмов большого горного комбината, а образование - техникум. Инженерный диплом нужен был ему дозарезу! Мы снова по-ударному выполнили с ним его задания, и он пригласил нас с женой в ресторан. Отказываться было неудобно, пришлось отбыть эту повинность, хотя никакого удовольствия от сидения в этом шалмане мы с женой не получили. Я вообще не понимаю, зачем люди ходили в эти советские рестораны и просаживали там деньги, чтобы просидеть весь вечер в шуме и табачном дыму.
      Когда он явился ещё раз уже с целой пачкой домашних заданий, я замкнул его на товарищей, которые были непрочь немного заработать на этой своеобразной ниве, и больше с ним не встречался. Чему был очень рад. Интересно, а как он экзамены сдавал? Тоже приходил с бутылкой коньяка в портфеле?