беседы о деньгах, 6, 7 часть

Валерий Чернышов
Я водил деревянной палочкой по чаю, размешивая его, как обычно заказав венти тии, это самый большой по размеру чай, который в старбаксах сейчас стоит 1,75 фунта. Конечно, не дешево, но это то, что я себе позволяю. Аза расслабившись, сидела рядом, немного откинувшись на мягком кресле, и задрав ногу за ногу.
С Азой хорошо проводить время, что мне нравится, не надо думать что говорить, не надо стараться вести речи, мы сдружились и не напрягали друг друга. Я мог просто смотреть на нее, а она просто находиться рядом, ничего не прося и не требуя взамен.

Валер, я поговорила на работе с нашим боссом. Подняла этот вопрос, спросив у него, чтобы он делал с деньгами, так он опять вернул мои мысли в недвижимость. Хотя он сказал, что все зависит от того, сколько ты имеешь денег, и если, например, тысяч 5000 долларов, то с ними никуда соваться, чтобы покупать недвижимость, смысла нет.

Может, он прав, твой босс. Просто сейчас я стараюсь не начать подробно рассказывать об этом. Сделки с недвижимостью, это такая же наука, как любая другая. Эта наука очень простая, но вместе с тем и сложная. Я пригубил горячий чай.
- он сказал, что его хороший знакомый легко заработал много денег на недвижимости, перепродав квартиру, сказала она. Я посмотрел на Азу, обдумывая как ответить.
- давай пока возьмем один принцип, чтобы не запутать тебя. Про вот этого знакомого и про пять тысяч одновременно. Меня больше всего забавляют такие рассказы, и совсем не потому, что я такой умный, а потому, что я это прошел. Но когда это прошел, после этого все прочел в книге, и поразился, до какой степени я вел себя так, как написано в книге, как по учебнику собственной глупости. И это все при том, что я считал себя не глупым человеком в этом деле, что меня не проведешь, что я не буду тратить деньги на ветер.

Однажды, придя в офис, моя бывшая коллега, которая работала со мной, сказала
- Валерик, есть один участок земли, место хорошее, и цена.
Я стал интересоваться, и решил купить эту землю. Но слово купить не совсем в том смысле, котором можно его употребить. Она стоила тогда что-то около 31000 евро, сейчас плохо помню цифры. Так что я сделал, мы с ней договорились, что если я покупаю эту землю, я ей за информацию даю 1000 евро,
- не много ли, только за информацию, поморщилась Аза,
- нет, конечно. Не только не много, а надо сказать ей спасибо. В таких делах, часто информация и является одним из главных факторов,
- почему одним из главных, а не главным,
- потому, что кто бы что ни говорил, а принимаешь решения сам, и это значит, что если что-то пойдет не так, то держать удар придется самому, тут она уже будет не причем…
- а можно было договориться, что потом с продажи ей заплатить, или как-то еще, ведь за несколько слов сразу 1000 евро многовато, ведь так и я могу, мечтательно сказала Аза.
- конечно, можно было, и ты можешь. Но, как я уже сказал, при всей простоте это дело очень сложное, потому, что именно для того, чтобы ты могла сказать такие несколько слов, надо быть внутри системы,
- что значит внутри системы,
- давай по порядку, сказал я, немного помолчав, ты немного забегаешь вперед, я улыбнулся.
Тогда я посчитал справедливым предложение заплатить 1000 евро потому, что этим я хоть и рисковал, но был в полном расчете с коллегой, потому что вместе с потенциальной выгодой я приобретал и потенциальный риск. И если пойдет по какой-то причине все не так, я ведь не буду их требовать назад, потому я был в полном расчете с ней.

Затем я сделал оценку этого участка земли, договорившись с оценщиком, моим другом, чтобы он ее оценил не завышено, а выше цены.
- ничего не понимаю, это какая-то махинация что ли…
- Аза, подумай, не торопись, что такое цена недвижимости, этого участка земли и что такое стоимость.
- Звучит почти одинаково, задумчиво, морща лобик, ответила она. Цена, это цена,  а стоимость, это стоимость, сказала она…
- выкрутилась, да… с улыбкой сказал я. Я смотрел на нее спокойным взглядом, получая удовольствие от того, что чувствую себя ее учителем.
Я не буду забивать тебе голову этими терминами, но скажу суть. Цена, это та сумма денег, которую хочет получить продавец, а стоимость, это сумма, за которую вероятнее всего этот объект недвижимости может быть продан. Я могу тебе сейчас очень много рассказать об этом, но это тема опять отдельного долгого разговора. 
Цену всегда называет продавец, а стоимость специалист. Так вот тогда я попросил друга написать оценку чуть выше цены,
- а, ну конечно, если такой друг есть, то можно и работать, и деньги идут по знакомству.
- Аза, пойми, я никогда не стал бы подставлять друга под махинации, это во-первых. Во-вторых, акцент тут не на то, что оценщик друг, а на то, что надо быть внутри системы, чтобы знать можно ли так. Подожди немного, дай суть рассказать.
- хорошо, учитель, тихо сказала Аза, снова откинувшись на кресло. Буду молчать, как Путин, когда выслушивал Шевчука Юру.
- так вот, я получил в банке сто процентов от цены земли кредита, и получилось, что земля была оформлена на меня. Через пару месяцев, я решил ее продать, и продал за … не помню точную цифру сейчас, но чистая прибыль тогда была около 25000 евро,
- у Азы застыла челюсть, отвисши…
- шютишь…
- Аза, это история не о том, как я выиграл, а как проиграл, потому, что гордиться нечем, я сейчас в Лондоне на улице, ты не забыла… И разговор сейчас не о победах, а об уроках оттуда. Это была одна и самых больших прибылей, что были за мою деятельность.

Но что самое важное, я вложил своих денег только чуть больше 1000 евро, оформление и коллеге. Грубо говоря, ничего не делал, а получил гигантские для меня деньги. А рассказываю тебе сейчас не для того, чтобы похвалиться, но я того, чтобы привести пример сделки изнутри и еще один - финансовой грамотности на тот момент.

Одно вытекло из другого. Первый урок, который я понял, это инвестирование изнутри. Если ты не внутри системы, то ты снаружи, а попасть внутрь можно только одним способом.
- каким… спросила Аза…

Внутрь можно попасть только одним способом, это войти туда. Знаешь, когда я начал заниматься недвижимостью, будучи маклером по недвижимости, или агентом, я тогда все, что делал, это ходил с утра до вечера по квартирам. Ходил не потому, что я такой был работящий, а потому, что в Риге я тогда никого не знал, и приехав утром на работу, просто ходил целый день по квартирам, которые продавали или меняли. Спустя несколько недель такого хождения, вдруг почувствовал себя внутри системы. То есть я говорил тогда с большим количеством людей, чувствовал, чем они дышат, чего хотят, настроения на этом рынке, тенденции.

Понял, что я знаю и чувствую намного больше, чем если человек что-то выучит по учебникам и руководствам. Однажды я заболел, и несколько дней не был на работе. Придя после болезни на работу, я понял, что потерял эту форму, что теперь надо восстанавливаться. Но процесс входа опять был достаточно быстрым, за пару дней я опять стал чувствовать себя внутри системы.

Та вот, Аза, именно изнутри системы ты видишь все по-другому. Это не означает, что ты обладаешь особыми знаниями, это значит только одно, что ты внутри системы. Ты начинаешь замечать мелочи, которые не увидит человек со стороны, ты видишь и чувствуешь тенденции и настроение людей. Ты видишь как быстро продаются квартиры в определенном секторе, или не быстро. Видишь, сколько объект недвижимости может экспонироваться на рынке, (предлагаться к продаже) прежде, чем продается. Видишь, какие закономерности существуют именно на этом рынке, на местном.

Понимаешь, многие ищут секреты, и пытаются понять хитрости, а их нет, есть много мелочей, которые составляют рынок недвижимости, все открыто, только открой глаза и делай выводы.

И вот тут уже, наступает стадии, когда от нахождения внутри системы, ты начинаешь обретать финансовую грамотность. Другими словами, ты начинаешь понимать как можно из отдельных пазликов сложить картину, у тебя появляется видение. Другие могут много смотреть, а ты видеть, это большая разница. Я немного наклонился к Азе, жестикулировал.
- так почему ты сейчас этим не занимаешься тут, спросила она, задумчиво,
- я пытался, рассылал свои сиви днями в фирмы по недвижимости. Причем хотел устроиться простым маклером, а не начальником каким-то, никто даже не пригласил на собеседование. Не знаю, добавил я, может пока тут так поработать, в гостинице. Было, когда позвонили пару раз, и спросив, какой у меня опыт ТУТ, услышав, что нет, просто кидали трубку, не объясняя ничего, даже не прощаясь.

Я согласен, часто то что подходит в одной стране, не подходит в другой, и наоборот. Но тут важны не отдельные моменты, а способ мышления и работы. Ведь и мы тоже меняли свою работу часто. В начале деятельности мы делали только обмены квартир, потом уже начались продажи и так далее. Чтобы быть постоянным, надо уметь изменяться, а большинство людей, изучив принципы, останавливаются в своем развитии, и тем самым отстают, когда рынок делает поворот.

Недвижимость как самолет, система систем. Есть еще принципы в той же недвижимости, которые не менее важны, я скажу, Аза, но только позже, в другой раз, выдохся я сейчас.