Печенька Дети Войны

Светлана Самородова
«Случилось это в сорок третьем и было мне тогда восемь годков от роду. Жили мы  с мамой в деревеньке на краю болота. Глушь, бездорожье. Регулярные немецкие части прошли мимо, дальше на Восток, а оставшиеся оккупационные войска  располагались в более  крупных посёлках и к нам наведывались редко.

Немцы  приехали неожиданно на пяти мотоциклах и расположились  по хатам на постой. У нас поселился пожилой,  по меркам армии, солдат, где-то  под  пятьдесят ему было. Пауль, так звали немца, был всегда хмурым и угрюмым. Теперь то я понимаю причину  такого его настроения, дела на фронте были не ахти, а тогда мы ничего об этом  не знали. Утром он уезжал выполнять свою какую-то работу, а после обеда возвращался. Мама предлагала ему  простую деревенскую еду -  борщ, картошку, всё без соли.

Спустя несколько дней Пауль принес в тряпице горсточку соли и отдал матери. Еда стала намного вкуснее. Каждое утро  немец за завтраком пил чай и ел печенье , а я тихонько наблюдал за ним с печи. Как мне хотелось того печенья! Хоть кусочек, хоть маленькую крошку. Вещи свои немец не прятал, печенье лежало на столе в жестяной  продолговатой коробке.

Пауль, казалось, меня не замечал. В один из дней я подкараулил, когда мать вышла в огород и открыл заветную коробочку с печеньем, взял одну печеньку и съел.  Видно  я неправильно закрыл коробку или не так положил, или он считал те печеньки, но вечером немец заметил пропажу. Он позвал мать, указывал на свои вещи, на коробку с печеньем, сильно кричал, а потом  схватил автомат и наставил на меня.

Мать упала на пол и повалила меня. Она рыдала, валялась в ногах, целовала  пыльные солдатские  сапоги, умоляла  о пощаде. Я тоже стоял на коленях под дулом автомата, плакал,  клялся, скорее себе,   чем немцу, никогда больше в жизни не красть. Фашист отвел автомат и поставил в угол.

Утром Пауль подозвал меня к себе. Я чуть подошел на  дрожащих от страха ногах. Немец протянул мне печенье. Я взял, поблагодарил. А мама говорит: «Разве ж  так благодарят? Кланяйся, кланяйся пану, да пониже!» И я поклонился.

Может Пауль  вспомнил своих малолетних внуков  в Германии или домашнюю собачонку, а  может ему понравилось  быть господином и льстило мое раболепие  или просто пожалел  худосочного доходягу, не знаю. Но  после этого, немец стал ежедневно меня чем-нибудь угощать из своего пайка. «Данке, данке шён»- лепетал я и низко троекратно кланялся.

Немцы снялись и уехали также неожиданно, как и появились. Потом было Освобождение и всё пошло своим чередом. Мне уже под восемьдесят, хотите верьте, хотите нет, но за всю свою  долгую жизнь я ничего не украл, ни у людей ни у государства. Работал плотником, ни гвоздя, ни дощечки, ни даже опилок с работы в дом не принёс.

Жена всё удивлялась: «И откуда ты такой честный взялся»? Только мама моя, покойница, знала. Никому я об этом не рассказывал. Да и что  было рассказывать? Как пресмыкался и бил земные поклоны  фашисту из-за печеньки? Кто бы меня тогда понял, стал бы ещё «врагом народа».

А теперь спокойно готов предстать пред Высшим Судом и нести ответ по этой статье. Сдержал клятву! Не украл! Горький  вкус той, немецкой  печеньки,   запомнил на всю жизнь.»
P.S. Это правдивый рассказ  о себе  случайного попутчика, имени которого я не знаю.