Калигула

Юлия Ярославцева
Самоубийство как следствие абсурда по пьесе А.Камю «Калигула»
Если исходить из понимания, что   «Самоубийство - отрицательная  форма  бесконечной  свободы.  Счастлив  тот,  ко  найдет  положительную», то пьеса «Калигула» в этом отношении отвечает этому утверждению.
Итак, Калигула после смерти Друзиллы сестры и возлюбленной восстает против судьбы и пытается установить царство «абсолютной свободы». Само по себе выражение абсолютная свобода – уже абсурдно, а тем более царство. Царство всегда предполагает того, кто лишен этой свободы, хотя сам правитель тоже находится в тисках несвободы, если помнить о том, что правитель в первую очередь человек, то над ним стоят верховные божественные власти.
Отсюда выводим тезис абсолютной свободы быть не может.
Но Камю создает иллюзию абсолютной свободы, которой упивается Калигула. А свобода эта банальна – делать то, что хочется, так на первый взгляд, но…
Отметим основные черты Калигулы, представленного Камю: он отвергает все человеческие чувства, кроме жестокости и пробуждает в зависимых от него людях страх и ненависть.
Но для начала надо обратиться к причине, почему Калигула пытается все разрушить?! Как ни странно, но причина не в Друзилле, не в том, что она умерла, в 13 сцене Калигула говорит: «Вам кажется человек страдает потому, что любимое существо умирает нежданно. Нет, настоящее страдание – не этот вздор. Оно наступает, когда замечаешь, что и горю приходит конец. Даже сама скорбь лишена смысла». Получается, что причина жестокости Калигулы становится не смерть Друзиллы, а желание иметь счастье, бессмертие или луну, что –нибудь не из этого мира. Остановимся на счастье. Отвергаю луну, потому что она просто представлена как символ чего – то что никогда не может быть, на ее месте могли оказаться звезды или солнце, обладать луной невозможно, бессмертие отвергаю по физиологической причине, организм человека не может быть бессмертным, но несчастье человека по мнению Калигулы как раз и заключается в том, что он умирает,  а вот счастье…Было ли оно у Калигулы? В 13 сцене, Калигула: «Кто тебе сказал, что я не счастлив? Цезония: Счастье великодушно. Оно не истребляет других, чтобы жить. Калигула: значит, есть два вида счастья. Я выбрал тот, который смертоносен. И я счастлив». Но тут Калигула противоречит он говорит, что люди несчастны потому что умирают, но счастье он выбирает смертоносное. Но не смотря ни на что осознание счастья приходит к Калигуле только в самом конце, он произносит, что счастье лежит в стране отчаяния, в конце пьесы Калигула действительно пребывает в отчаяние, следовательно, он счастлив.
Еще один тезис. Счастье есть отчаяние.
А конец, в данном случае смерть, даже самоубийство были распланированы Калигулой самостоятельно. Это изощренное самоубийство, странное. Выделим аспекты его странности:
-самоубийство в данном случае представлено как убийство
-подготовка к самоубийству длится три года
-причиной самоубийства становится абсурдность человеческого существования, в данном случае это отсутствие бессмертия, счастья и луны.
Следующий тезис.
Самоубийство – это странность. И по Камю это вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
В пьесе самоубийцей становится не только Калигула, но и так, или иначе патриции. Три года они терпят Калигулу, три года бесчинства, бессмысленных жестоких смертей и нелепых законов. В свою очередь эти патриции становятся убийцами своих детей. Пусть убийство совершается по приговору Калигулы, но три года терпят патриции, как Калигула убивает их сыновей и заставляет петь песни и танцевать после казни. Вот, на мой взгляд самый яркий пример в пьесе такого самоубийства одного из патрициев: «Юпитер, возьми взамен его жизни мою», Калигула: «Жизнь, друг мой! Если бы ты любил ее как следует, то не стал бы так неосторожно ею играть».
Патриции боятся противоречить Калигуле, боятся, что он их убьет, но это абсурдно он их все равно убьет, потому что они жалкие и трусливые, потому что они все его слуги, все принадлежат ему, а, следовательно, он может делать с ними все, что захочет ни один из них не сказал, что Калигула не прав, никто не дал ему достойного отпора, а когда человека перестают контролировать в его поступках он становится неудержимым, но все же от отчаяния они убивают Калигулу, именно от отчаяния, это даже не политическое убийство, это убийство страха, а не Калигулы,   а Калигула говорит: «Ничего уже не осталось. Честь, достоинство, доброе имя, вековая мудрость – все это больше ничего не значит. Все исчезает перед страхом. Да, страх, Цезония, вот высокое чувство, без всяких примесей, чистое и бескорыстное, одно из немногих благородных утробных чувств».
Тезис. Убийство =самоубийству. Страх > честь, достоинство, вековая мудрость.
И все же можно ли рассматривать смерть Калигулы как самоубийство?  Можно. Начальная фаза самоубийства была еще в 1 действии в одиннадцатой сцене, когда Калигула молотком с отшлифованном зеркала пытается стереть отражение и он произносит, что воспоминаний нет, делаем вывод из этих слов, если человеку нечего помнить, то ему и незачем жить.
Выводим тезис. Причиной самоубийства может стать отсутствие памяти.
Следующая сцена с зеркалом, та самая последняя сцена, в которой Калигула разбивает свое отражение в зеркале, отражение того Калигулы, которое осталось там после 1 действия, когда Калигула сказал: «Все лица испарились. А знаете, кто остался? Калигула!»
Следующим подтверждением самоубийства Калигулы становится все то, что он делает, противоречиво: он казнит патрициев за их страх и сжигает пергамент, на котором был разработан заговор против него, давая понять заговорщикам, что дорога открыта: «Видишь, заговорщик! Она тает, и по мере того как исчезает это доказательство, заря невинности занимается на твоем лице».
Тезис. Абсурден тот, кто делает все последовательно.
Херея и Сципион должны ненавидеть Калигулу, но не могут, потому что понимают причины его поведения, а причины в этом несовершенном мире и Калигула в этом плане предстает перед нами романтическим героем одиночкой, который ищет луну и желает счастья, но мир вокруг него жесток и единственно спасение самоубийство, хотя для романтического  героя самоубийство не было характерно.