***

Юлия Ярославцева
«…Это был странный роман. Поразительный и уникальный…»
                Сальма Хайек
Так о чем фильм «Фрида»? О любви? О страсти? О ревности? Это фильм обо всем, и в первую очередь, это фильм о женщине, о женщине сильной и слабой, о женщине, которая может все, но в то же время она бессильна перед ропотом судьбы.
А судьбы, рока и случайностей оказалось слишком много. Хотя случайность заняла всего несколько секунд в фильме, эпизод, когда Фрида и ее первая любовь заскакивают в уезжающий автобус, не догони судьбу, и не лежала бы Фрида, изуродованная осколками стекла в крови на полу автобуса, но нет…
На долгие годы эта секунда быстрого бега оставит Фриду, прикованной к постели, и только краски и мольберт будут рядом…
А что может рисовать девушка, которая и жизни - то толком не видела? И не может ничего видеть, потому что вся жизнь ее сосредотачивается в четырех стенах. Она просто рисует своих родственников, параллельно изображая свою измученную многими операциями душу…
А рисует настолько хорошо, что Ривьера не проходит мимо ее картины…
А кто такой Ривьера? Он известный художник и деятель компартии. О, их встреча была предрешена, еще в самом начале фильма, Фрида тайком наблюдает, как Диего Ривьера изменяет своей жене с натурщицей…
И Фрида станет его женой, и ей он будет изменять. А она будет прощать, потому что просила не о верности, а о преданности, а для него в рукопожатии чувства больше, чем в сексе…
Не предавал? Нет, однажды все же предал. Он изменил ей с ее сестрой…
А что она? Другим был Троцкий, для них обоих это только страсть…
Нет, ей не нужны были мужчины, в ее жизни был только один мужчина и его имя Диего Ривьера. А все остальные измены – это с женщинами, да их и изменами нельзя назвать…
А Ривьера то уходил, то возвращался и она скажет ему:  «В моей жизни было две беды: автобус и ты, ты самая большая беда»…
А он перед смертью подарит ей счастье выставки…
Именно он будет обнимать ее последним…
И именно ему она завещает сжечь ее тело, которое и так предательски належалось за всю жизнь….
Такое краткое содержание.
А что привлекает в фильме? Пожалуй, все.
Во – первых, показанная возможность оставаться женщиной даже тогда, когда тело сковано железными прутьями, когда постоянно колют обезболивающие и, когда кровь течет из глаз, как это видно на рисунках. И вот здесь хотелось бы рассказать о замечательной работе художников и операторов, которые в течение всего фильма совмещали «живую картинку» и картинку нарисованную, причем это были именно картины Фриды Кало.  Картины Фриды оживают посредством мультипликации и мы видим, из каких именно впечатлений конструировались эти на первый взгляд иррациональные, сюрреалистические образы. И только однажды художники отходят от выбранной схемы изображения жизни героев: эпизод прибытия в Нью – Йорк представляет собой широкоэкранный газетный коллаж со шрифтами и типографическими стандартами и это оправдывается тем, что герои сменили привычный и тихий уклад своей жизни в Мексике на жизнь в городе, крупном и стремительно развивающемся.
Художникам замечательно удалась и работа над колоритом эпохи и страны: это и костюмы и декорации...
А что может дополнить колорит эпохи? Конечно, музыка и танец…
Танцы… В фильме о женщине, которая осталась инвалидом не может быть танца, но в этом фильме их даже два.
Самым ярким эпизодом, на мой взгляд, является эпизод танца Фриды с женой французского художника Андре Бретона, танец такой же яркий и короткий как жизнь Фриды.
А что в танце? В танце боль, любовь, непокорность, страсть двух женщин и вызов мужчинам…
Песня старой женщины в трактире знаменует собой прощальную песнь Фриде…
А на смертном одре она услышит вновь ту песню, под которую много лет назад исполнила свой первый танец, первый танец после операции и первый танец с женщиной…
Она рисовала женщин… нет она рисовала себя…
А теперь о тех, кто делал этот фильм:
Актеры
Сальма Хайек. (Фрида Кало) Американка мексиканского происхождения, по внешнему облику никто из ныне существующих актрис не мог бы побороться с ней за эту роль, но это не главное -  в каждом ее движение читается влюбленность в роль и глубокое проникновение в суть образа.
Альфред Молина. ( Диего Ривьера) Также прекрасно подобран внешне, но, к сожалению, Ривьера Молины и истинный Ривьера - разные люди. Но в тандеме с Сальмой Хайек они представляют замечательную пару: жабы и букашки – пташки.
Эшли Джадд. Неповторима в роли лесбиянки-коммунистки, прекрасна и восхитительна.
Джеффри Раш. Непонятно, что в таком Троцком нашла такая Фрида. Беззащитный и убогий Троцкий и сильная, властная Фрида.
Сценарий.
Интересен и оригинален. Эдвард Нортон сделал все на высшем уровне.
Режиссер.
Джули Тэймор.  Также сработала на высшем уровне
Музыка.
Добавляет неповторимый колорит, как и наряды Фриды. Песня из фильма была номинирована на соискание премии Оскар. 
Продюсеры.
Сальма Хайек сделала собственный бенефис в достаточно молодом возрасте, дерзкий, но оправдано дерзкий дебют.
Номинации и премии.
 Фильмы из серии ЖЗЛ всегда славятся большим количеством номинаций.
59- й Венецианский кинофестиваль был открыт показом фильма «Фрида» Сальма Хайек выдвигалась на соискание премии «Золотой лев» за лучшую женскую роль. Песня из фильма получила премию Оскар.
Пожелания.
Стоит ли смотреть фильм? Стоит, и посмотреть его стоит как минимум два раза, сначала на сюжет, а затем на картины  Фриды Кало.