След на крыле часть 2

Владимир Поярков
начало http://www.proza.ru/2010/04/09/657


Часть II. Лучший друг

 Вечером Светлана открыла сервант и выложила перед Евгением все его письма.
 - Вот тебе и ответ на твой вопрос - откуда я тебя давно уже знаю...
 - Извини... я даже не ожидал что так получится, - растерялся он.
 - Я не злюсь, буду считать, что это ты мне писал…- отмахнулась она.

 Не все ровно начиналось в их совместной жизни. Они были очень разные, но что-то их соединило и, несмотря на все неприятности и противоречия, они остались вместе. Женя всё пытался куда-нибудь устроиться. Многие кадровики, увидев бумажку с записью о судимости, удивленно поднимали глаза: в его внешности не было ничего такого, что вязалось бы с их представлениями о преступном мире… и, как правило, все отказывали. Сидеть на Светкиной шее ему казалось унизительным, и из-за этого всегда нервничал. Светка успокаивала и говорила, что для нее главное - «был бы милый рядом…» Но в одной из контор ему повезло – взяли электриком. После работы его всегда встречала Светлана, как будто боялась, что он не дойдёт домой.

 …Как-то в один из вечеров, лежа рядом, Светлана не удержалась и задала давно мучивший ее вопрос. В комнате было тихо, и только свет от ночника освещал их лица.
 - Жень, а за что тебя посадили? За три месяца так ничего и не рассказал.
 Хотя, если тебе слишком неприятно, можешь не отвечать.
 - Да почему не расскажу? Рано или поздно все равно пришлось бы это сделать.
 Евгений обнял Светлану покрепче, вздохнул и начал рассказывать, иногда останавливаясь и задумываясь. Словно перемещался назад в те дни…
 - Друг у меня был… лучший друг… на день рождения к себе пригласил. Я один пошел к нему, жена моя тогда в командировке была. Как водится в народе - «не хватило» на празднике… Уже все и разошлись. Мы втроем остались. Мишка предложил мне съездить до ночного магазина. Я отговаривал: куда, мол, пьяным за руль сядешь… но он уверил меня - все нормально будет… Улицы были пустые, он несся по проспекту… и тут выскочил какой-то парень… прямо перед автомобилем…
 Евгений замолчал. Мысленно в эту минуту он опять был там…
 - Ну, а дальше что?
 …Что было дальше Евгений помнил смутно. Человеческая фигура, вдруг появившаяся перед автомобилем. Удар. Ломающийся триплекс лобового стекла. Следом еще удар в лицо – и темнота… И все это за одно мгновение… «Скорая»… нашатырь. Кровь, капающая с его лица и салон автомобиля, залитый кровью. Он сам, еле удерживающий рукой руль, чтобы не выпасть из раскрытой двери… красные круги, летающие перед глазами… его выворачивает наизнанку… человек, лежащий наполовину на капоте, наполовину в салоне… автомобиль ГАИ … старший лейтенант со злыми глазами.
 - А с Мишкой… что? – кое-как спросил он тогда у него.
 - С каким Мишкой?
 - С другом моим, - ответил Евгений, оглядевшись по сторонам и, наконец, убедившись, что друга нигде не видно.
 - Допился, что двоиться начало? Какой ещё Мишка тебе мерещится? – сердито ответил старлей.

 Сознание начинает проясняться, и до Евгения, наконец, доходит тот факт, что он сидит на водительском кресле. Испуганно отдернув руку от руля, он удивленно смотрит сначала на лейтенанта, затем на тело человека, лежащего прямо перед ним, и начинает понимать весь ужас происходящего. «Как же так получилось? Неужели он?..»

 - Ну что ты задумался, дальше что? – нетерпеливо сжала Светка его плечо своей ладошкой.
 - Что дальше… парня какого-то пьяного сбил… я и сам пострадал – шрамы на лице остались на память… Пока я без сознания был, пересадил он меня на свое место… сам сбежал, а я остался… Дальше следствие… потом суд… Я поначалу пытался доказать, что это не я… потом понял – бесполезно. Михаил – лучший друг – свидетеля для себя нашел, тот подтвердил, что Мишка, мол, дома был, а я сам у него ключи взял без спросу… А на суде ведь ни разу в мою сторону не посмотрел и письма даже не прислал мне, чтобы извиниться. Жене своей после суда сказал - не жди меня: детей у нас нет, можешь быть свободной…- с горечью вспоминал Евгений.
 - Ну, все же закончилось, Жень, теперь я буду у тебя и жена, и лучший друг, – обнимая Евгения, уверила Света.

 - Ты конечно, кто спорит… В колонии я долго не мог смириться с этим – поначалу отвечал - не «осужденный по статье…», а «невиновный по статье…» Это считалось хулиганством, и за такое отправляли в карцер. Там, сидя в карцере и оставаясь наедине со своими мыслями, понял, что ведь я тоже был косвенно в этом виноват: мог бы его удержать его от поездки, а значит, придётся платить и за свои грехи, и за чужие. Потому решил судьбе больше не сопротивляться. Я не из тех, кому пауков на коленках потом рисуют. Колония ломает даже сильных людей. Пройдешься по отряду, оглянешься, посмотришь на других: у половины из них глаза пустые, да выжженные души…
 - Пауки зачем? – не поняла Света.
 - Пауки? Татуировка такая – для самых непокорных. А дальше ты сама уже знаешь: пришлось приспосабливаться к новой жизни. Как-то парни заметили, что я красиво пишу, стали просить за них писать письма. Мне и самому нравилось это занятие - как-то отвлекало от всего. Спустя столько лет зла на Михаила я почти не держу. Единственное желание осталось: взглянуть ему в глаза и посмотреть – отвернётся или нет?
 Евгений, наконец выговорился и вдруг почувствовал, что прильнувшая к нему и внимательно слушавшая Светлана стала как будто роднее и ближе: она понимала его, как способна понять только любящая женщина.
 - Нет! Не отвернётся…раз так сделал. И давай забудь всё это! – требовательно сказала Света. – Спать пора, поздно уже…
 - Ну что поздно-то, зайчонок? – поворачиваясь на бок и накрывая собой Светку, улыбнулся Евгений…

 Утром Светка проснулась от непонятного беспокойства. Повернувшись, увидела, как Евгений тихо, стараясь не шуметь, натягивал на себя одежду.
 - Ты куда?! – подскочила она.
 - Что ты так испугалась? В Москву слетаю на поезде, вечером буду.
 Неожиданно Светка вскочила и вылетела из комнаты, с треском хлопнув дверью.
 «Куда это она голышом?» - удивился Евгений.

 Дверь распахнулась, и Евгений оторопел еще больше: Света, совершенно нагая, с всклокоченными со сна во все стороны волосами, стояла с охотничьим ружьем. Прижимая со всей силой приклад к плечу и сверкая глазами, полными ярости, крикнула:
 - Хочешь уехать?! Сразу убью!
 Он не испугался, на секунду даже залюбовался её воинственным видом, стройным телом и пожалел, что он не художник.
 - Ты чего? – подошел он и уперся грудью в ствол. – Неужели выстрелишь?
 - Нет! Не смогу... – она отбросила ружье на кровать и, заревев, повисла у него на шее, прижавшись к щеке мокрыми от слез глазами. - Я люблю тебя и не хочу, чтобы ты ехал! Чует мое сердце: добром это не кончится!
 Евгений подхватил ее на руки и сел на стул.
 - Ну, чего ты разошлась? Ружье неизвестно где взяла… наверно, давно уже приготовила?
 - Мне показалось, что ты от меня уходишь. Тихонечко так одевался, как будто сбегаешь… а ружье не заряжено… ну можно я тогда с тобой поеду? - без конца шмыгая носом, всхлипывала Светка.
 - Нет, Светунь, - Женя стирал ладонью с ее щек слезы, - я один поеду, вечером буду дома. После вчерашнего разговора просто нестерпимо захотелось с ним увидеться. А ружье закопаем, когда приеду, а то на таких, которые любили за оружие хвататься, я уже предостаточно там насмотрелся. А ты точно чокнутая.

 Поцеловав Женю и закрыв за ним дверь, Света начала быстро одеваться…
 К обеду он уже был в когда-то родном Чертанове.
 Вот и знакомые дом и подъезд. Перила, по которым они с Мишкой любили кататься в детстве. Пятый этаж. Лестница на чердак, куда лазали устанавливать очередную антенну для прослушивания радиостанции «Голос Америки».
 На лестничной площадке Евгений остановился: «Надо же и дверь осталась та же самая. Сколько раз я стучал и звонил к тебе домой? Тысячу? Больше, наверно. Ведь как мы с тобой подружились в третьем классе, так больше и не расставались. Как же ты друг мой, Мишка, сообразил так быстро, что надо было во время той аварии делать?».
 Постояв у порога минуту, Евгений решительно нажал звонок. Но в ответ тишина, хозяева, похоже, были на работе или еще где-то, и чтобы как-то убить время, пришлось бесцельно бродить по городу. Погода начала портиться: без конца моросил мелкий дождь и холодный сентябрьский ветер пронизывал насквозь.
 «Надо у соседей спросить. Может, съехал в другое место, столько лет прошло, может и не судьба свидеться…» - занервничал Евгений.
 Вернувшись через пару часов на ту же площадку, но опять безрезультатно… По-прежнему никто не открывал. Обшарпанная дверь напротив что-то ему напомнила.
 «Витёк!» - вдруг осенило Женю. Недолго думая, с силой постучал туда.
 Витёк почти не изменился: такой же мелкий и пьяный, как и несколько лет назад, даже как будто и не постарел ни сколько. Алкоголик недоуменно разглядывал гостя.
 - Ты меня не помнишь? – спросил Евгений, подталкивая Виктора в комнату.
 - Нет, но что-то знакомое…
 Пройдя в комнату, Евгений усмехнулся: увидел на столе стакан и закуску - кусочек хлеба и луковицу. В углу стоял допотопный ламповый телевизор, непонятно как еще работающий. Тщедушный Витька присел на табуретку возле стола, хлопал пьяными глазами и пытался вспомнить этого незваного пришельца.
 - Не трудись и не мучайся, все равно все мозги пропил. На суде кто сказал, что видел, как я у Михаила ключи взял?
 Неожиданно Витька вскочил и попытался выбежать в коридор, но Женя поймал его за шиворот и толкнул обратно.
 - Ты меня убьешь? – перепугался этот тщедушный алкоголик.
 - На фиг ты мне нужен… убивать тебя… лучше мне скажи, сколько он тебе заплатил? И я от тебя сразу отстану.
 - Тысячу… я боялся его и согласился… - начал мямлить Витек.
 Евгений перебил его:
 - Маловато…
 - Ты меня вправду не убьешь? – все еще беспокоясь, Виктор достал из-за табуретки пластиковую бутылку и, пододвигая стакан к Евгению, начал наливать прозрачную жидкость с запахом спирта.
 - Да-а… Витя… денег его, похоже, ненадолго хватило… Ты мне не наливай, я эту бурду пить не буду. Я уже раз десять к нему заходил - нет его дома.
 - Они с Инкой в семь обычно приходят.
 - С какой Инкой, у него жена Марина была?
 - Давно разошлись, бывшая жена с дочкой в другом месте живут. Ты его убить хочешь?
 - Да что ты завелся как испорченная пластинка?! Убить, да убить…не собираюсь я никого убивать! Простил я вас всех давно, сам виноват, можно сказать.
 Виктор успокоился и выпил четвертинку стакана. Понюхал луковицу и откусил кусочек хлеба.
 - Ладно, Виктор, пойду я на улицу, а то дышать нечем у тебя. Самое интересное - как ты еще не подыхаешь от такой жизни?
 - Не знаю, наверно, потому, что сосуды чистые у меня: холестерин не откладывается.
 Евгений засмеялся и достал из кармана двести рублей.
 - Холестерин… На, держи, алкаш, купи нормальной водки и выпей за мое здоровье.
 Спускаясь, Евгений подумал: «Течет жизнь на воле – кто сходится, кто-то расходится, а на зоне время всегда стоит, сколько бы лет ни прошло...»

 Пришлось еще некоторое время сидеть в беседке на детской площадке. Уже начинало темнеть. Без конца чудилось, что кто-то на него смотрит, но, оборачиваясь, не замечал ничего подозрительного. Наконец, Михаил появился. Он шел, улыбаясь, к своему подъезду, но не один – с девушкой. Евгений предположил, что это и есть новая жена Михаила. Девушка, идущая рядом с Михаилом, жалась к нему, а он одной рукой обнимал ее, а в другой нес большой черный зонт. «А ведь на всех фотографиях мы с тобой стоим в обнимку, как два лучших друга», - с грустью вспомнил Женя.
 Глядя на крепкую и высокую фигуру бывшего товарища, Женя припомнил, как в уличных мальчишечьих разборках было достаточно показать пальцем в его сторону – и боевой пыл противников сразу сходил на нет.
 «При ней не буду подходить, вызову на площадку да поговорим», - решил Евгений.
 Они скрылись в подъезде, и Евгений напрягся: «Сейчас поднимутся, и тогда зайду». Прошло минут десять, а свет в квартире так и не зажигался.

 «Странно…» - забеспокоился Женя и пошел в подъезд. Поднялся на пятый этаж. На площадке одиноко стояла молодая девушка, по-видимому, и являвшаяся Инной.
 - А Михаил где? - удивленно спросил Женя.
 - Михаил? Скоро будет! – весело защебетала она в ответ. Явно в жизни она была большой болтушкой и хохотушкой. - К соседке побежал. Вечно замок заклинивает. Сейчас, как всегда, перелезет с четвертого на пятый и откроет. Может, вы попытаетесь повернуть ключ? Вдруг у вас, как говорят, рука счастливая?
 Женька стал шевелить заклинивший ключ.
 - А вы кто? – полюбопытствовала Инна. – Раньше я вас не видела.
 - Женя… Женя Шаламов… он ничего про меня не говорил? – осторожно ответил ей.
 - Нет, ни разу.
 Ключ неожиданно провернулся.
 - Точно, счастливая у вас рука! - обрадовалась Инна, зашла в квартиру и подбежала к балкону.
 - Миша, не лезь! Мы открыли дверь! Там к тебе друг пришел - Женя Шаламов! - крикнула Инна через балкон и через секунду уже закричала диким голосом: - Мама!!!
 Женя бросился к балкону, Инна, закрыв пол-лица ладонями, смотрела с ужасом вниз.
 - Он упал…
 Крикнув: «Звони в «Скорую!!!», Евгений помчался во двор. Выскочив из подъезда, на долю секунды оторопел - возле подъезда стояла Светка. Но он только мельком взглянул в её сторону и сразу же подбежал к лежащему Михаилу. Евгений упал на колени, склонился к его груди и прислушался к сердцу. Затем, сложив ладони вместе, стал периодически с силой надавливать на грудь, думая только об одном – лишь бы заработало. Выбежала Инна и, увидев мужа лежащим без признаков жизни, покачнулась. Света подхватила ее…

 - Отойдите, - попросил врач из подъехавшей «Скорой помощи» и слегка отстранил Евгения.
 …Пока бригада медиков пыталась спасти Михаила, Женя со Светой, как могли, успокаивали его жену.
 - Знаете… он уже подтянулся на перилах и собрался перелазить… и почему-то, когда я сказала вашу фамилию, он переменился в лице и аж отпрянул… и полетел вниз… вы кто ему будете? – сквозь рыдания спросила Инна у Жени.
 - Друг детства…

 В конце двора показался автомобиль милиции. Долго опрашивали всех, кто мог это видеть. Никто ничего конкретного им не сказал. Инна уехала сразу вместе с Михаилом на «Скорой»…

 - Пойдём, Жень… – Светка потянула его за руку.
 - А ты откуда здесь взялась? - сердито спросил Женя.
 - Я в соседний вагон запрыгнула, боялась за тебя почему-то… мне даже показалось, что это ты его сбросил…
 - Дура ты, Света, полная, так и будешь за мной всю жизнь бегать и шпионить?
 Светка обиделась и замолчала.
 - Хотя, права, наверно, была – не надо было ехать. Не приехал бы – ничего бы этого не было… - произнёс Евгений и пошёл вперед, а она поплелась, не отставая, сзади.
 …На последнюю электричку не успели. Пришлось ловить частника, и только к ночи они, наконец, добрались домой.
 - Ты знаешь, Свет, мы его вдвоем побороть не могли никогда. Всегда думали - он ничего не боится. Но, оказывается, все это время он боялся того дня, когда я приду… - уже дома сказал он ей.

 Через неделю к Евгению в гости приехала младшая сестра Людмила. Она навещала их раз-два в месяц. Светке она нравилась, и они сразу подружились. Всегда собирали на стол в беседке, зажигали мангал, и сидели допоздна, пока Женькины племянники бегали по огороду и рвали с грядок клубнику, да чистили кусты крыжовника.

 - Жень, ты в курсе, что Михаила – твоего друга бывшего – похоронили? – внезапно спросила сестра, как будто собираясь удивить его новостью.
 - Да, я слышал, - Женька смутился и отвел взгляд от сестры.
 - Я Марину – его бывшую жену – встретила. Она на похоронах у него была. Как сказали, его можно было бы спасти, но там какой-то мужик делал ему искусственное дыхание и массаж сердца. А этого не надо было делать, у него ребро сломано было… короче говоря, тот мужик, сам не зная того, проткнул ему сердце этим ребром и добил, можно сказать. Хотя, что говорить о нем, ты же из-за него и сел в тюрьму. Я даже не знаю, зачем я тебе это рассказываю?
 Евгений помрачнел, мельком взглянул на Свету, встал из-за стола и пошел в дом. Людмила недоуменно посмотрела на Свету.
 - А что он так переживает за него?
 Света вскочила и побежала вслед за ним. Евгений стоял в доме возле окна и смотрел на противоположную сторону улицы. Света осторожно села рядом, словно боялась что-то ему сказать.
 - Ты теперь считаешь меня убийцей? – произнёс он после длительного молчания.
 - Нет… ты не убийца…
 - Так или иначе, уже второй человек погибает, а я как бы ни при чём.
 - Ну и что ты теперь собираешься делать?! – нервно воскликнула Светка.
 - Не знаю…
 - Зато я знаю! Ты должен перестать жить прошлым! Сам писал всем на свете – начну жизнь с чистого листа! Ты просто не понимаешь, что если этого не сделаешь, ты погубишь третьего, а это уже твоё будущее!
 - Ты про что говоришь? – Евгений повернулся к ней лицом.
 - Про то, что я жду от тебя ребёнка! Я буду психовать и нервничать из-за тебя, и его не будет. Ты этого хочешь? - почти выкрикнула она, уже начиная плакать. Она не могла иначе сказать. Это их жизнь, и она сама была уверена, что в силах сделать эту жизнь другой.
 Евгений обнял Свету. Хотя он давно отвык чего-то бояться, последняя ее фраза, все-таки, напугала.
 - Так, плакса, хватит слезы лить! Я обещаю тебе – с этой минуты больше ничем огорчать не буду! – приказал Женя.
 В дом зашла сестра. Поглядела на сидящих в обнимку Женю и Светлану, улыбнулась.
 - Я понимаю, медовый месяц у вас все продолжается, но меня-то совсем не забывайте. И пойдёмте в беседку.
 - Пойдёмте, конечно, - согласился Женя. – Думаю, сестрёнка, нам с тобой надо выпить за хорошую новость.
 - Какую новость? – удивилась сестра.
 - А сейчас Светка тебе и скажет… - загадочно ответил Женя и потащил, обнимая сестру и Свету к выходу…

конец