Волки

Беспамятных Леонид
      

  Отец мне рассказывал, что в предвоенные годы волков особенно много было в зиминских лесах. Они с дедушкой Семеном постоянно ставили волчьи капканы. Капканы непростые, с металлической кошкой на тросу. Наподобие якоря та кошка. Острая очень. Если удавалось волку вместе с капканом уйти, то сохранялась большая вероятность, что кошка зацепится за что - то в лесу - за дерево или за кочку. Опытные охотники никогда капканы не привязывали. Знали, что волк лапу себе отгрызет, но все равно уйдет.

 К довершению всего, дедушка руки, капканы, берданку смазывал жиром барсучьм или топленым маслом перед охотой. Капканы еще в котле кипятил, набросав туда еловых веток. Это делал, чтобы запахи убрать. После этого сушил их на прясле, хранил на чердаке. Когда ставил капканы, то надевал холщовые рукавицы. Полынь рядом разбрасывал да еще натирал их хвоей перед тем, как поставить. В общем, это целая наука. Несмотря на такую обработку,частенько волк все равно чувствовал запах железа и человека.


   Как-то на Покров дедушка поставил в согре пять волчьих капканов. Обработать же их как следует не успел. Торопился очень. А для приманки свиную голову рядом оставил. Волк аккуратно все капканы стороной обошел и приманку ту утащил. Так - то вот бывало…

Иногда брал дедушка для приманки волков в сани поросенка. Садились не менее двух опытных охотников с ружьями. Поросенок верещал нещадно; бывало, целая стая волков начинала преследование саней. Многое тут зависело не только от охотников, но и от лошади. Дурная же и перевернуть сани со страха могла… Мало тогда не покажется тем охотникам!

  Охотились однажды отец с дедушкой Семеном в ряму у деревни Гуляй - Поле. Подошли к ложбине, видят - а в их капкан волк попался. Мечется. Крупный, грудастый, морда в крови. Глаза круглые, желтые. Отца страх охватил. Он безоружным был.
   - Не подходи! - закричал дедушка.

  С берданы в волка целится, а она осечку дала. Раз, два. Осечка… Волк ощерился, клыками лязгнул. Дернулся… и  рванул в ближайший сосняк. А у дедушки, как назло, еще и крепление у лыжины лопнуло. Снег глубокий - без лыж никуда. Замешкался.

   А волк добрался до деревни, там на самом краю проживала Морфель Мария. Вот к Марии в хлев и забрался тот волк. Задрал разбойник овцу. Куры  шум  подняли. Мария вышла из хаты.

    
     Почуяв опасность, волк кинулся из хлева. Не в дверь, а прямо в оконце сиганул, что фанерой было забито. Металлическая кошка от капкана захватила Марию за валенок и потащила за собой. Та упала на снег. Так протянул ее волк метров пять, пока женщина не застряла в том оконце.

  Не описать того страха, что испытала эта несчастная Мария. Хорошо, что кошка все - таки отцепилась от валенка и волк ушел. Дети хватились, что матери долго дома нет. Вышли во двор, а она в снегу лежит и голоса лишилась.

  Волка того все равно в тот день настигла пуля из дедушкиной берданки двадцатого калибра.

                ***

         Отец часто вспоминал случай, который произошел с лесником Петром Макаровым. Тот однажды шел берегом реки Ир. Видит - на льду стая волков лося настигла. Лось по гладкому льду так же, как и корова, не ходок. Копыта у него в разные стороны разошлись, пал брюхом на лед у самого берега, волки накинулись.


  Петр, как назло, был без ружья, лишь с топором. Закричал с обрыва,  обухом топора стал по стволу березы ударять. Волки, к большому его удивлению, деру дали через поле, в сторону сосняка. Может, стаю спугнул гул пролетевшего низко над лесом «кукурузника» - маленького самолета АН-2.

  А лось лежит на льду. Петр подождал  и стал с обрыва спускаться к реке. Видит, что лось еще живой, но кровь ручьем хлещет. Решил облегчить страдания, задумал голову отрубить ему. Недолго думая, на спину лося  забрался.

   Только замахнулся топором, а лось вдруг как вскочит - враз лесник на высоте оказался. Закричал криком нечеловеческим, топор из рук  выпустил. Успел, правда, вцепиться за шею. Лось же с храпом рванулся от реки...

 Тут мужики возвращались с деляны другим берегом. Смотрят, лесник на лосе верхом несется и кричит:
  - А - а - а - а - а!
  - Не может быть?! - удивились мужики. - Вот цирк - то! С чего бы это он, а?
   Глазам своим не поверили, оцепенели, одним словом. Потом видят – скрылся в овраг. Через минуту лось показался, а Петра нет на  нем. Лось в сторону болотца рванул. 
  - Пойдем искать лесника, - решили мужики. Перешли речку,  к оврагу подошли, видят, а Петр лежит - ни живой ни мертвый. В деревню привезли, долго он болел, на улицу не выходил. Вот  такой был случай.

    А как - то отец с дедушкой, да еще один охотник, поехали капканы проверять, а ружья забыли в сани положить. Хватились, когда к первому капкану подъехали. Смотрят, а в капкане - волк... Что интересно, показалось им вначале издалека, что это собака  попала случайно в капкан: хвостом виляет, дружелюбие проявляет...
   Волки  в том году в деревнях половину собак извели. Прямо из ограды по ночам воровали. За неделю до этого из ограды волки уволокли дворняжку Белку. А сколько перерезали  скота!

  А тут сидит разбойник в капкане и хвостом виляет. Хитрец! Видит безвыходность своего положения: капкан крепко за осину кошкой зацепился. Остановили лошадь метрах в ста, у зарода сена. Зарод тот жердями огорожен, каждый себе выбрал по силам жердь. Лошадь привязали, она прямо с ума сходит. Храпит, в сторону волка озирается, того и гляди с санями умчится.
   Тут  волк  в сторону отца рванулся, но тот отпрянув, изловчился и первым волка ударил по спине.
   "Ах так! Ну, серый! Вот тебе за Белку! На войне, как на войне!" - вскрикнул дедушка и хватанул волка жердиной прямо по носу.    Волк осел на снег, заработали враз три жердины по разбойнику. Наградой за того волка от правления колхоза был мешок муки.

   


Фото Владимира Лубе