Создание распределенного экспертного сообщества

Марк Сандомирский
Анализ комментариев, оставляемых пользователями в госблогах, показывает, что в основном мотивы авторов комментариев тривиальны – это либо жалобы, связанные с решением личных проблем, либо желание разрядить свое недовольство. В то же самое время, очевидно, что потенциально аудитория читателей блогов может служить эффективной площадкой для обсуждения отношения интернет-пользователей к инициативам реформ и инноваций. Для этого необходимо расширить мотивацию авторов комментариев, таким образом, чтобы они были в большей мере заинтересованы в обсуждении социальных проблем, осознавали их связь со своими личными проблемами.
Для достижения этой цели представляется возможным расширить аудиторию читателей госблогов за счет их активного привлечения с использованием дополнительных каналов коммуникации, как в он-лайне, так и в офф-лайне. Технологической формой такого привлечения дополнительной аудитории могут служить локальные территориальные группы пользователей, играющих роль «народных экспертов» и объединяемые в рамках распределенного экспертного сообщества.  Последнее представляется собой совокупность региональных сообществ «народных экспертов», главным образом интернет-пользователей, связанных участием как в виртуальной коммуникации (интернет-форумы, блоги, соцсети), так и офлайновой коммуникации (фокус-группы, публичные дискуссии, регулярные собрания неформальных клубов и групп общения, обучающие семинары, социально-психологические тренинги).
Именно таким образом расширяется мотивация участия пользователей в «экспертных» сообществах, за счет:
А) совмещения интернет-общения с «живым» общением, эффекта персональной коммуникации, приобретения и укрепления социальных связей
Б) мотивации самопродвижения («быть замеченным») в атмосфере интеллектуальной конкуренции
В) мотивации расширения сообщества за счет привлечения личных  знакомых («группа поддержки»)
Г) получения эксклюзивной информации в процессе общения с участниками сообщества либо групповых обучающих мероприятий
На основе описанной мотивации (А-Г) у членов локальных сообществ возможно эффективное создание мотивации участия в экспертных обсуждениях по вопросам социальных инноваций, модернизации, других актуальных сторон жизни общества, отражающих возрастающие потребности в новых подходах и новых деятельных активных группах.