Летние мистерии. Июнь

Лариса Бесчастная
               


                ... главу перед Триглавом склоните!
                Так мы начинали, великую славу Ему воспевали,
                Сварога — Деда Богов восхваляли, что ожидает нас.
                Сварог — старший Бог Рода Божьего
                и роду всему — вечно бьющий родник...
                И Громовержцу — Богу Перуну, Богу битв и борьбы...
                И Свентовиту мы славу рекли.
                Он есть и Права, и Яви Бог!
                Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет.
                (Боянов гимн)

         
          Ах, лето красное! Такая дивная пора, праздник приРОДы! Тепло, ясное небо и яркие краски цветущей растительности – пиршество для глаз! Ну разве могли не радоваться ему божьи внуки – славяне? Они чтили РОДа и как божество и как прародителя своего и были органичной частью природы, чуткими ко всем её проявлениям, включая причуды и течение времени.
          И славянские названия летних месяцев подтверждают это. Вслушайтесь в их имена: ИЮНЬ – кресень, изок (кузнечик), червень,  хлеборост, разноцвет, скопидом, купало; ИЮЛЬ – червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жарник, серпень,  липень; АВГУСТ – серпень, жнивень, густырь, хлебосол,  зарев, разносол, (житнич).
          И пусть вас не удивляет, что названия повторяются в разных месяцах – ведь наши предки вели отсчёт времени от весеннего солнцестояния, то есть месяц у них начинался с 21 числа и в разных краях древней Руси в ходу были разные их имена.
         
         
          Лето – праздник солнца и света и потому неудивительно, что первыми в ряду летних мистерий были дни  Сварожьего Триглава и Ярилы-солнца – дни встречи лета и плодородия. Наши предки славили богов и демонстрировали свою радость игрищами и плясками.
          Где-то около 5 июня отмечались Ярила мокрый и Троян (ТРИБОГОВ ДЕНЬ). Это конец весны и начало лета, когда Ярилу-Весеня сменяет Даждьбог, обещающий дожди и плодородие. Он одна из ипостасей Сварожьего Триглава – Сварога, Перуна и Велеса, олицетворяющих триединство Творца и называемых ещё Трояном и Троицей. Они следят за триединством Мироздания: Прави, Яви и Нави и объединяют свои силы для борьбы со Змеем, порождением Чернобога, грозившим уничтожить всё Тремирье. Считалось,  что в эти дни Ярило распахивает небо и наливают волшебной силой разнотравье.  И роса выпадает особая, целебная, которой надо успеть умыться до восхода солнца. А ещё следовало осветить засеянные нивы и жилища. Это был зачин праздника.
          Славяне были убеждены, что в этот день Ярило входит в силу, потому и устанавливалась  жаркая погода, как минимум, на неделю.
          Ярилин день славяне посвящали обережению себя от потустороннего мира и нечистой силы. В обряды включалось поминовение Предков,  защита от «озорства» Русалок и неприкаянных душ. А после зачина для юношей проводился обряд «Постриги» – посвящение в воины, заканчивающийся пиром на открытом воздухе. В поле приносилась обрядовая еда (страва) и пиво. Небольшое тематическое представление заканчивалось традиционным всеобщим весельем молодёжи.
          Интересно, что обряд «Постриги» был принят и христианской церковью. Его совершали над детьми, начиная с четырёхлетнего возраста с молитвами и в присутствии крёстного (крёстной), после чего завязывалось «духовное родство» и отроки переходили под покровительство и воспитание отца (матери).
          Историк В.Н. Татищев свидетельствовал, что этот обряд дожил до его эпохи.


          Сразу за Ярилиным днём начинались Зеленые святки (ДУХОВ ДЕНЬ).  Славяне верили, что «с Духова Дня не с одного Неба, а и из-под Земли тепло идёт», а перед восходом солнца Мать Сыра-Земля открывает тайны, и потому в это время рекомендовалось отыскивать клады и умываться росой. 
          Во всех обрядах Зеленых святок использовалась зелень. Среди таковых были интересны культ березки, завивание берёзовых венков и кумленье, как и в весенних Кукушечках. Березка у наших предков  была символом жизненой силы. В обрядовых песнях Зеленых святок звучали, в основном, любовная и трудовая темы, среди них известная и поныне песня «А мы просо сеяли». В дома приносили веточки березы и полевые цветы и хранились в засушенном виде весь год. Считалось что они обладают магической силой. Ветками березы украшали и могилы близких.
          С принятием христианства к Зелёным святкам был приурочен праздник Троицы, в этом году святки «назначены» родноверами на 15 – 20 июня.
          А в более древние времена вместо Троицы праздновались дни Триглава, которые не были связаны с пасхальным циклом. Триглав был символом веры славян, утверждавших, что Бог един, но имеет множество проявлений, и главные его сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит).


          Заканчивалась святочная неделя и сразу начинался Семик (Русальная неделя). Это чисто женский обрядовый праздник. По поверьям в эти дни русалки покидают реки и гуляют, где пожелают. Поэтому купание в реке запрещалось почти до конца июня.
          Завивать в венки березу девушки ходили в лес, где водили хороводы, распевали обрядовые песни и трапезничали под березками, причём обязательной «в меню» была яичница. А пред этим девицы кумились.
          Время Русальной недели – 19-24 июня и проходит она в аккурат перед Иваном Купалой, который, собственно и завершает её. В эти дни устраивались проводы русалок, поскольку дожди были уже не нужны. Этот красочный и весёлый праздник сопровождался маскарадом с ряжеными и маскарадным «конём» – парнем выбранным на эту роль. На главную роль русалки выбирали самую красивую девушку и провожали её на берег реки. Там жгли костры, бросали в воду венки.
          По преданиям славян в течение Русальной недели русалок можно было встретить где угодно и такая встреча либо приносила несметные богатства, либо оборачивалась несчастьем. Оберегами от «внимания» русалки были полынь, хрен и чеснок – с ними не расставались всю неделю.


          Но вернёмся к началу Русальной недели, к празднику Вил и Марены, Влаги Земной. По традициям древних славян, он начинался с чествования предков, которых приглашали «в гости», украсив жилище березовыми ветками, угощали и демонстрировали им своё уважение.
          Русальная неделя, в основном, была праздником и заботой женщин, которые на время тайных обрядов оставляли хозяйство на мужчин. Сами же они всю неделю задабривали русалок, чтобы те не приставали к их детям и родне, а способствовали плодородию, своевременно увлажняя  поля.


          Интересно, что в разгар Русальной недели праздновалось и рождение Перуна (21 июня), поскольку случилось это событие после того, как Матерь Сва (она же Лада) съела Щуку, в которую воплотился Род. Роды сопровождались громом, грозами и землетрясением, а сам Перун Громовержец явился миру, словно молния.
          А назавтра, 22 июня, отмечался Змеиный день – День Скипера Змея, похитившего и младенца Перуна и сестёр его Живу, Марену и Лелю (богинь жизни, смерти и любви). Позже Перуна освободят Велес, Хорс и Стрибог и он победит злодея, но День Скипера остался у славян в календаре, как напоминание о том, что полонил некогда землю Русскую Скипер-зверь с воинством своим поганым… И мнилось им будто с тех пор появляются в этот день на полях блуждающие призраки и знамения смерти и бед – мыши и вороны – и будто стонет Мать Сыра Земля, а по полям огонь бежит.
          В этот день Навь набирала силу и на Руси опасались вражеских нашествий. И не зря! Ведь и Отечественная война 1812 года началась в Русальную неделю (19 июня), и Великая Отечественная война 1941 г. (22 июня)…


          В православии этот день празднуется как День Исаакия, а по народному календарю он считается днём змеиных свадеб, которые правились гадами земными в «проклятых местах», на змеиных горках.
          Последним аккордом Русальной недели стала Аграфена Купальница – открытие купального сезона. Ну и банный день, разумеется, с жаром, паром, с лечебными травами и хлестанием себя вениками из богородицкой травы, папоротника, иван-да-марьи, ромашки, полыни, мяты – от всей души, как это ведётся на Руси. И чтобы с чистой душой и с радостью предаться  Празднику Ивана Купалы…
         
         
          Продолжение будет…
         

Прославление Великого Триглава
http://strannik.ucoz.ru/

Источники:
http://www.razumei.ru/memory
http://www.razumei.ru/memory
http://www.nasled.org/vera/prazdniki/prazdniki.htm
http://boyan.narod.ru/kalendar.html


Иллюстрация: картина В. Иванова с вкраплением на переднем плане русалки с полотна К. Васильева…